Blog. Just Blog

Музей столярных инструментов

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Несколько лет назад в подмосковном городе Пушкино открылся частный музей столярных инструментов. Олег Иванович Оленев, инженер-конструктор по профессии, а нынче хранитель музея, увлекся столярным делом и собирательством столярного инструмента более четверти века назад. Сейчас коллекция насчитывает около 2300 экземпляров: несколько сотен видов рубанков, а также стамески, пилы, лобзики, точила, штангенциркули и прочие приспособления, сопутствующие мастеру, работающему с деревом. Помимо инструмента российских мастеров коллекция содержит инструменты США, Великобритании, Нидерландов, Германии, Австрии, Франции, Испании, Японии и других стран.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Одним из самых доступных строительных материалов является дерево. Для его обработки и были придуманы первые плотницкие инструменты: топор, тесло, долото, немного позже пила и бурав. Топоры отличаются самыми разнообразными формами и назначением. Почти каждая страна имеет свой излюбленный тип топора. Кроме деревообрабатывающих, есть не менее важные инструменты: измерительные и разметочные. От точности разметки заготовки напрямую зависит качество конечного изделия.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

До начала 18 века английские столяры сами изготавливали рубанки для своих собственных нужд. В основном это были полугалтели, полуштапы и зензубели. На то время этих рубанков хватало для выполнения большинства задач. В 18 веке появились первые калевки. Потребность в рубанках стала расти быстрее, чем могли сделать столяры самостоятельно. Это подтолкнуло некоторых мастеров производить рубанки специализированно. Та родилась новая отрасль - рубанкостроение. Тогда определились основные формы и конструкции. Можно сказать, что английские мастера заложили стандарт производства на следующие годы. В начале 19 века для изготовления инструментов начинают использовать механизмы для строгания, пиления, долбления древесины с приводом от водяного колеса. К середине 19 века производство деревянных рубанков достигает максимума. Большинство фирм-производителей - это семейные концерны. Ввиду традиционного консерватизма, массовое производство деревянных рубанков в Англии задержалось дольше, чем в США, вплоть до Первой Мировой войны. В 1913 году Tomas Norris запатентовал оригинальный регулятор глубины и наклона железка. К сожалению, после Первой Мировой войны, из-за общего спада производства, он не получил широкого применения. С 1700 года до середины 20 века в Великобритании существовало около 900 производителей столярного инструмента, некоторые из них до сих пор являются символами непревзойденного качества.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Во Франции до середины 19 века столярный инструмент изготавливался самим мастерами, передавая опыт от отца к сыну. В первой половине 19 века появляются такие крупные производители, как "Coulaux", "Golenberg", "Peugeot Freres", которые и будут определять последующую линию развития французских столярных инструментов. Крупнейшим производителем являлась "Peugeot Freres". Начало производства отсчитывается с 1820 года. Пока это были только пилы, затем в 1830-х годах начинается производство железок для рубанков. Популярный в России логотип "лев на стреле" появляется в 1847 году, в основном на пилах. Лев символизировал: зубы - остроту зубьев пилы, спина льва - гибкость и прочность, а молниеносный прыжок зверя - быстроту пиления. С 1858 года железки для рубанков маркировались в зависимости от качества стали, по убыванию: лев на стреле - полумесяц - рука (у фирм "Coulaux" и "Golenberg" была аналогичная система качества: петух - гриф - лебедь; глаз - корона - циркуль, соответственно). "Peugeot Freres" выпускала пилы, рубанки, фуганки, струги, дрели, коловороты, сверла, стамески, долота и много другого инструмента. Сейчас фирма "Peugeot" известна своими автомобилями, а "лев на стреле" встал на задние лапы.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Для испанского столярного инструмента характерно использование пробкового дуба для его изготовления. Из него делают колодки для рубанков, ручки стамесок и долот, ручки топоров, молотков, киянки и т.п. Железки для рубанков, стамески, в основном, импортируются из Франции. В целом заметно французское влияние.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

В Австрии и Германии, как в большинстве стран Европы, до начала 19 века рубанки и другой инструмент изготавливались вручную, индивидуально. Часто колодка рубанков имела декор в виде резьбы, иногда мастер указывал свои инициалы и дату изготовления. Железки изготавливал местный кузнец из того, что было в наличии. В начале 19 века появляются фабрики по изготовлению инструмента. Крупнейшая фабрика в Австрии - это "John Weiss and Sohn", она образована в 1820 году баварским столяром Иоганном Баптистом Вайсом. С середины 19 века фирма получает медали на промышленных выставках и начинает экспорт во многие страны Европы и США. Ее инструмент был особенно востребован в первые годы после второй мировой войны. В Германии также работает очень много малых и крупных фирм.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Обособленность Японии и Китая повлияли на развитие их столярных инструментов. В основном, мастера работали сидя, поэтому и инструменты имеют такую необычную форму.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Первый чугунный рубанок был изготовлен в США столяром по имени Hazard Knowles по своему патенту от 24 августа 1827 года. Это было первое решение. Вторым революционным решением стали изобретения L.Bailey, запатентованные в 1855-1868 годах, которые легли в основу массового производства рубанков фирмы "Stanley Rule and Level Co", начавшей выпуск в 1869 году. При высокой стоимости преимущества рубанков были настолько велики, что многие фирмы покупали разрешение на производство аналогичных рубанков на своих производствах. В ассортимент фирмы "Stanley" кроме рубанков входило много различных инструментов, в том числе рулетки, уровни, измерительный инструмент, коловороты, дрели, сверла, стамески и многое другое. Деревянные рубанки не могли конкурировать с постоянно увеличивающимся количеством различных видов металлических. Маленькие компании разорялись или их скупали более крупные. Существенный недостаток металлических рубанков - это большое трение подошвы рубанка по заготовке, по сравнению с деревянными. Чтобы это компенсировать предпринимались попытки снизить трение путем устройства бороздок на подошве рубанков, отверстий, в некоторых случаях делали вставки из твердой древесины палисандра, что давало некоторый эффект. Однако рубанки с бороздками не были эффективными, так как сила трения не зависит от площади подошвы. Металло-деревянные рубанки выпускались с 1870 до 1920 годов. Они сочетали в себе легкость скольжения и низкую стоимость деревянных, а также удобный механизм регулировки и фиксации железка у металлических. В 1898 году количество произведенных металло-деревянных рубанков только фирмой "Stanley" составило 3 миллиона штук. В 1870-1880 годах с начала массового производства чугунных рубанков в США появилось много рубанков с различными конструктивными особенностями. Однако, к концу 19 века стало ясно, что конструкция, придуманная и запатентованная L.Bailey в 1850-1860 годах, остается лучшей и большинство рубанков до сих пор выпускается именно этой конструкции.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

История столярного дела в России начинается с Петра Первого. Именно с петровских времен столярное ремесло является обязательным для освоения высшими сословиями, наряду с другими предметами. В 1722 году Петр Первый издает указ о создании цехов ремесленников, по аналогии с гильдиями в Европе. Главное в них - это накопление, сохранение и передача опыта профессии. Ручной столярный инструмент в России изготовлялся самим мастерами, иногда артельно. Только в конце 19 века в России появилась возможность свободно покупать качественный инструмент из Англии, Франции, Германии, США. в сравнении с российским он был чрезвычайно дорог. Индустриальное производство столярного инструмента началось только в советское время. В середине 1920-1930-х годов Сестрорецкий инструментальный завод имени Воскова (бывший оружейный) начинает выпускать некоторые виды металлических рубанков по подобию с американскими "Станелями", а с 1953 года - в массовом порядке. Кроме него существует много небольших артелей, выпускающих ограниченный ассортимент инструментов. После Второй Мировой войны многие крупные предприятия начинают выпуск ручного инструмента небольшими объемами, чаще всего, как побочную продукцию.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Бондарь, бочкарь, бочар - это мастер, изготавливающий емкостные деревянные изделия, состоящие из отдельных элементов - клепок, объединенных в одно изделие при помощи стальных или деревянных обручей. Основное изделие бондаря - это бочка. Бочки бывают заливные и сухотарные. Сухотарные бочки проще в изготовлении, материалом служит древесина различных пород. Из заливных основные - это дубовые винные бочки. Для их изготовления, кроме специфического инструмента, требуется профессиональный опыт, а на обучение ремеслу уходит до 7 лет. Массовое производство винных бочек развито, в основном, во Франции, США, Испании, Италии. Объем стандартных винных бочек составляет около 100-200 литров. Однако, известны гигантские бочки объемом 160 кубометров во Франции в 1889 году, 221 кубометр в Германии, 1751 год, 1238 кубометров (13 метров в диаметре и 9 метров в высоту) в Англии, 1806 год. На подбор материала и изготовление таких бочек мог уйти не один год. Традиционные бондарные производства в винодельческих странах существуют и поныне, многие производственные процессы механизированы, однако часть работ, особенно при ремонте бочек, выполняется ручным инструментом, как правило изготовленным в 19-начале 20 века.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Карета, повозка в привычном нам виде появилась в Европе приблизительно в 14 веке. В России каретное производство начинается со 2-й половины 17 века и становится привилегированным ремеслом, к середине 19 века достигает совершенства. Брички, возки, дрожки, кибитки становятся самым обыкновенным транспортом. Для изготовления карет, экипажей и т.п. требовалась прочная, гибкая, долговечная древесина, такая как ясень, дуб, вяз, а в Америке еще - гикори. Обработка собранного корпуса выполнялась стругами и рубанками, имеющими короткую подошву, так как многие элементы имели криволинейное очертание.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Для изготовления струнных инструментов (скрипка, виолончель, гитара и т.п.) не требуется большая мастерская. Также и инструменты для работы имеют небольшие размеры. Это лобзик, стамески, маленькие струги и рубанки, цикли, ножи, струбцины для склейки.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Мебель в Европе 10-12 века имела достаточно грубые и простые формы, хотя в качестве декора использовалась резьба. Это был романский период. Более легкая и прочная мебель появляется с изобретением ручной пилы с середины 12 века. До 15-16 веков мебель имеет вытянутые вверх формы, ажурную резьбу. Это - готика. В эпоху возрождения, 13-16 века, появляются достаточно совершенные предметы мебели. Фасады шкафов напоминают скорее фасады зданий, чем мебель. Основным материалом для изготовления мебели становится орех. Конец 16 - середина 18 века - это это эпоха барокко, эпоха "пышной мебели", в отделке мебели появляется позолота, инкрустация из металла. Мягкая мебель приходит на смену подушечкам для сидения. Стиль рококо со 2-й половины 18 века характеризуется отказом от пышных форм, мебель становится более компактной и строгой. 18 век принято считать "золотым веком мебели". В конце 18 века преобладает неоклассицизм, принесший четкость линий и геометрию пропорций. Далее на пик популярности выходит ампир - это простота и ясность форм, в декоре - возврат к античности. В 19 веке мебель получает широкое распространение, во второй половине мебель уже изготавливается на фабриках. Это способствует появлению простой, прочной и дешевой мебели. Со временем, когда количество мебели стало возрастать, а декоративное убранство мебели совершенствоваться, ее старались поддерживать в рабочем состоянии. Ее чинили и переделывали, чтобы она соответствовала моде. В 19 веке мебель также ремонтируют, но некоторые ремесленники уже специализируются на реставрации. Так появляется новое направление - реставрация мебели. Для проведения реставрации используются, как правило, те же инструменты и материалы, что и при ее изготовлении. Считается, что для реставрации мебели требуется больше специальных знаний, чем для ее производства.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Какой самый дешевый, прочный и долговечный материал для обуви? Конечно же дерево! Именно из дерева в северо-западной Европе изготавливают до сих пор обувь. Во Франции - это Sabot, в Нидерландах - Klomp, в Англии - Clog, в Швеции - Trasko, в Испании - Madrena, в Карпатах - долбанки, в Белоруссии - дзеревяшки. Эту обувь новсили, в основном, люди небогатые - крестьяне, рабочие, рыбаки, корабелы. Деревянные башмаки отлично предохраняют ноги от травм, легко снимаются и надеваются, сохраняют тепло, не рвутся, не промокают, не снашиваются, а главное - они дешевы и доступны. Исторической родиной деревянных башмаков является Франция, однако настоящую популярность и любовь они обрели в Нидерландах. Уже в 1580-х годах там сформировалась гильдия сапожников, называли их "клопфы". Кстати, слово "саботаж" происходит от французского "sabot". Словом "саботаж" называлась тактика голландских профсоюзов в конце 19 века, бросавших деревянные башмаки в механизмы фабричных станков, вызывая их остановку. Лучше всего для изготовления башмаков-кломпов подходит древесина тополя, ивы, осины, реже - березы и бука. Башмаки из ивы и тополя особенно легки. Изготавливают кломпы из сырой древесины - она легче обрабатывается, а затем только сушат. Готовый кломп уже не трескается. В изготовлении башмаки не сложны, однако требуют специальных инструментов. В русском языке нет соответствия названий этих инструментов, кроме бурава и тесла.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Во второй половине 19 века объемы производства изделий из дерева увеличиваются многократно, это достигается за счет замены ручного труда на фабриках различными станками и механизмами. В небольших мастерских, чтобы быть конкурентоспособными, также необходимо было механизировать ручной труд. Многие механизмы и приспособления мастера готовили сами. В США для этих целей производились небольшие ручные механизмы и приспособления, в том числе: стусла, мортизеры, гильотинки, триммеры, бурмашины, шипорезы и т.п. Какие-то приспособления пользовались спросом, другие не получили большой популярности из-за низкой производительности, либо высокой цены. Некоторые, наиболее распространенные механизмы и приспособления представлены в экспозиции.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Изобретение токарного станка теряется глубоко в древности. Как известно, Петр I в совершенстве освоил токарное ремесло. Его токарный станок редко отдыхал. Несколько токарных станков для Петра I сделал инженер Андрей Нартов, "любимый токарь" Петра, первый русский инженер. Особенностью токарного станка является сравнительно легкое приобретение навыка. Токарные работы - занятие чистое и приятное. Для выполнения простых работ достаточно 2-3 полукруглые стамески и столько же плоских скошенных стамесок, "косяков", остальные стамески нужны скорее для облегчения и ускорения работы. Токарный станок в экспозиции принадлежит к наиболее простым. Достоинство его в прочности и легком ходе.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Мастера 18-19 веков имели в своем распоряжении необходимый набор инструментов, соответствующий особенностям его профессии (столяр, краснодеревщик, каретник и т.п.). Для хранения его использовали специальные ящики. Особенно красивые ящики делали в Англии и США, а в Голландии - простые. В ящике инструмент удобно переносить, перевозить, он защищен от перепадов температуры и влажности в помещении мастерской, ящик имеет замок, что предохраняет инструмент от нежелательного использования. Размеры и формы ящиков были разнообразны, преимущественно изготавливались индивидуально, однако, в Англии и США они выпускались и фабрично, что способствовало появлению определенного стандарта. Вес снаряженного инструментального ящика мог достигать 50-60 кг.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Особое место в экспозиции занимают действующие масштабные модели столярных инструментов и механизмов, созданные автором коллекции в масштабе 1:4. Они полностью функциональны. Крохотную масленку можно заправить каплей масла, игрушечным на вид точилом можно наточить нож, малюсенький рубанок легко справляется с небольшими деревяшками.

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Музей столярных инструментов
Музей столярных инструментов

Поистине уникальный и потрясающий музей. Так всегда бывает, когда люди вкладывают душу в свое занятие. Достаточно послушать, с какой любовью и энтузиазмом Олег Иванович рассказывает о каждом экспонате из своего музея. И не зря его коллекция рубанков попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая большая. Очень рекомендую к посещению!

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 2222 | Комментариев: 4

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Николай (18.06.2018 в 15:00):
Здравствуйте! 17 июня посетил музей, эмоции восхищения... преклоняюсь труду терпению гостеприимству хозяина дома-музея Оленева Олега Ивановича. "Деревянным мир был Древний - коли ДРЕВ в нем корень есть, вся Россия из Деревни - значит корень мира-света здесь!" - в полной мере отношу к данному месту объекту..
Плотник был тот сам Великий - кто нам это показал:"сие есть предмет для восхищенной работы"- про рубанок так сказал. Долго помнить будет мир - как умел снимать он стружку и по шерсти и взадир.(первые рубанки в России от Петра первого)
Приложил и я свое (рубанок рожнова) к пополнению фондов музея
https://www.youtube.com/watch?v=utV8xZN-kWQ
Вася (12.10.2017 в 20:53):
Роскошная коллекция.
ОКV (21.07.2017 в 20:16):
Потрясающий результат собирательства!
Спасибо.
Exit (02.05.2017 в 05:13):
Спасибо!
Интересный музей.

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0054 сек.) / Память: 5 Mb
Наверх