Blog. Just Blog

Выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы"
Выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы"

В марте этого года, во Дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике "Коломенское" открылась выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы". В формировании состава экспозиции немаловажную роль сыграло сотрудничество музея-заповедника с Государственной Третьяковской галереей. Анималистический жанр - это восхищение художника окружающим миром и разнообразием биологических видов в природе. Это богатство не может нс вдохновлять. Художники-анималисты, также являясь неотделимой частью природы, в глубине души чувствуют свое с ней родство и пытаются выразить это чувство в творчестве. Русское анималистическое искусство и скульптура, в частности, многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам.

"Погоня"
"Погоня"

"Антилопы Гну"
"Антилопы Гну"

"Бизоны"
"Бизоны"

"Тигр"
"Тигр"

"Бизон"
"Бизон"

"Бык"
"Бык"

"Куропатки"
"Куропатки"

"Леопард"
"Леопард"

"Материнство"
"Материнство"

"Голубь"
"Голубь"

"Басни Крылова"
"Басни Крылова"

"Волк"
"Волк"

"Зебра"
"Зебра"

"Козел"
"Козел"

"Тигр"
"Тигр"

"Морской котик"
"Морской котик"

Начало XX века дало стране целую плеяду талантливых художников. Одновременно этот период развития характерен расцветом естественных наук, рождением новых направлений в университетской и научной житии в целом. В 1920-х годах Московский Университет и Дарвиновский музей стали центром научных исследований физических и психологических особенностей окружающего мира. Науки: палеонтология и антропология давали темы для рисунков, картин и скульптур. Развивалась зоология и в рамках нее особое направление - зоопсихология, широко заявившая о себе в научном мире в начале XX века. На страницах журналов и научных сборников печатались научные труды на эту тему. В.А.Ватагин и И.С.Ефимов были первыми художниками, которые в 1920-е годы обратились к изображению образа животного в русской скульптуре, применив научные знания. Их эстетика была сформирована в тесном сотрудничестве с Дарвиновским музеем, где в те годы была основана художественная мастерская, которую возглавлял, уже известный в тот период, художник-анималист В.А.Ватагин. Используя многообразие форм зверей и птиц, анималисты стремились показать всю сложность закономерностей их жизни. Таким образом, организация художественной мастерской способствовала первым художественным опытам в сфере анимализма, явившимся начальным этапом развития анималистического искусства. Чуть позднее на выставках художественного Объединения Русских Скульпторов критиками и посетителями была с большой симпатией принята станковая анималистическая скульптура.

"Верблюд"
"Верблюд"

"Тоска"
"Тоска"

"Бизон"
"Бизон"

Выставка "Лики природы"
Выставка "Лики природы"

Выставка "Лики природы"
Выставка "Лики природы"

Выставка "Лики природы"
Выставка "Лики природы"

"Олень"
"Олень"

"Олень с олененком"
"Олень с олененком"

"Сохраним природу"
"Сохраним природу"

Анималисты, в том числе, И.С.Ефимов, Д.В.Горлов, А.Г.Сотников, наряду с другими известными скульпторами, работают вместе с С.Т.Коненковым, В.И.Мухиной, И.Д.Шадром, М.Г.Манизером над оформлением павильона "Животноводство" на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке. В.А.Ватагин - автор монументального оформления Московского и Берлинского зоопарков. Большие формы скульптуры в оформлении таких объектов требуют мастерского владения законами монументалиста. Отсюда и виртуозность построения форм в станковых композициях этих авторов. В их творчестве станковая скульптура пользуется неизменным преимуществом. Работа в станковой пластике требует реалистической трактовки в представлении образа при глубоком научном знании типажа изображаемого. Она ярче всего отражает действительность, приближает зрителя к реальному образу во всей его целостности и полноте. Анималистическая скульптура завоевала прочное место как плодотворный, интересный жанр, а художники, работавшие в нем, как бы заново открывали пластические возможности различных материалов. В отличие от авторов XIX века теперь для скульпторов не столько важна событийная ситуация изображаемого момента, сколько возможность пластическими средствами выразить проявляемые эмоции в "диалоге" зверей, смысловую значимость мотива. Выделяется самое существенное при соблюдении всей видовой конкретики модели.

Выставка "Лики природы"
Выставка "Лики природы"

"Марабу"
"Марабу"

"Линофрина"
"Линофрина"

"Антилопа"
"Антилопа"

"Носорог большой"
"Носорог большой"

"Антилопа Гну"
"Антилопа Гну"

"Пираньи"
"Пираньи"

"Лев"
"Лев"

"Бабочка на листе"
"Бабочка на листе"

"Саксифрага"
"Саксифрага"

"Рыба-пароход"
"Рыба-пароход"

"Петух"
"Петух"

К середине 1950-х годов станковая анималистическая скульптура определилась в выборе тем, материалов и пластических решений. В эти и последующие годы, и особенно в 1970-90-е, этот вид пластики отмечен поисками новой художественной образности. Зазвучали гуманитарные и философские темы, что способствовало расширению жанровых границ. Размышления человека в отображении природы стали важной частью творческих концепций. Все ясней звучит линия бережного отношения к природе, индивидуальный, конкретный подход к каждому образу и явлению. Биологически точное и психологически верное описание животных способствовало пониманию сложности и многоликости их жизни. Тема взаимосвязи человека с природой становится все более актуальной в 1970-80-е годы.

"Куколка ночной бабочки"
"Куколка ночной бабочки"

"Волчица"
"Волчица"

"Муравьед"
"Муравьед"

"Улитки"
"Улитки"

"Краб"
"Краб"

"Мандрил"
"Мандрил"

"Гриф"
"Гриф"

"Кашалот"
"Кашалот"

"Телец"
"Телец"

"Кот" и "Крыса"
"Кот" и "Крыса"

"Хамелеон"
"Хамелеон"

"Хамелеон"
"Хамелеон"

"Медведка"
"Медведка"

"Спинорог"
"Спинорог"

Произведения скульпторов-анималистов, работающих в наши дни, несут в себе новую эстетику, характерную для времени компьютеров и искусственных интеллектуальных объектов. Постмодернизм, оказавший огромное влияние на формирование современных художественных тенденций, как правило, облекает все в игровую форму, нивелирует расстояние между развлечением и изучением. Тем не менее, смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве реабилитирует реализм, академизм, классику. Открывая возможность создания новых стилей и направлений, он служит универсальной экспериментальной творческой площадкой. Это, в свою очередь, делает возможным переосмысление классики одновременно с формированием новой художественной эстетики в искусстве.

Конечно, в первую очередь выставка будет интересна творческим людям, но и простым посетителям Коломенского там тоже есть на что посмотреть.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 909 | Комментариев: 3

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter (12.04.2017 в 10:41):
kaktustv, это Shape Collage - http://www.manhunter.ru/underg...collage.html
kaktustv (12.04.2017 в 09:56):
Красиво. Есть же руки у людей.
А первый коллажик чем делал?
brute (04.04.2017 в 06:53):
В конце хорошо сказал! Про "переосмысление классики" и "творческих людей":)

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0051 сек.) / Память: 5 Mb
Наверх