Blog. Just Blog

Выставка "Снимок на память. Фотоискусство и фототехника в конце XIX - начале XX века"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Снимок на память. Фотоискусство и фототехника в конце XIX - начале XX века"
Выставка "Снимок на память. Фотоискусство и фототехника в конце XIX - начале XX века"

Фотография была изобретена в 1839 году одновременно во Франции и в Англии, затем она быстро распространилась в другие страны Европы и на Американский континент. В России также очень скоро узнали об этом изобретении и стали широко внедрять его в жизнь. Интенсивное развитие науки, техники, промышленности меняло сознание человека, настраивало его на научное исследование окружающего мира, с использованием новых инструментов в его постижение. Технические новинки были очень востребованы и сразу находили живой отклик у населения. Так случилось и с фотографией.

Выставка "Снимок на память. Фотоискусство и фототехника в конце XIX - начале XX века"
Выставка "Снимок на память. Фотоискусство и фототехника в конце XIX - начале XX века"

В 1841 году москвич Алексей Федорович Греков, новатор и первопроходец фотомастерства в России, открыл первое дагеротипное фотоателье, в котором можно было сделать небольшой портрет, размером с табакерку. С этого момента в культуру и быт России вошел новый способ воспроизведения предметной действительности - фотография. В 1858 году происходит взрыв интереса к фотографии. В Париже известным фотографом Диздери изобретен визитный формат фотографии, благодаря чему фотокарточка становится незаменимым средством общения между людьми. В Москве на поприще фотоискусства искали удачу люди разных сословий и профессий: дворяне, купцы, мещане, крестьяне; среди них были доктора медицины, зубные врачи, аптекари, военные и студенты. На рубеже XIX-XX веков увлечение фотографией требовало технических знаний, хорошего инструментария и умения владеть им. Фотоаппараты, инструменты и фотохимия для проявки и печати фото представляли достаточно богатый арсенал, которым был вооружен фотограф.

Старинные фотографии
Старинные фотографии

Фотография XIX века - это результат работы нескольких мастеров: фотографа, литографа и художника. Московские литографические заведения принимали заказы от фотографов на изготовление фирменных бланков, участвовали в оформлении фотоальбомов и витрин фотоателье. Таким образом, фотография способствовала развитию деловой активности и различных направлений производства. Со второй половины XIX века у любителей и профессионалов фотографического дела появилась возможность общаться по интересующей их теме и делиться опытом. Появилось множество фотографических обществ. Самыми влиятельными объединениями были V отдел Императорского Русского технического общества (1866 год), Русское Фотографическое общество (1894 год) в Москве и Русское Художественное Фотографическое общество. Во многих крупных городах России были созданы свои фотографические общества.

Старинные фотографии
Старинные фотографии

Фотография на рубеже веков была удивительно многообразна. Основой коммерческой фотографии было портретирование. Бытовой камерный портрет со временем решал и более широкие художественные задачи, чем просто запечатлеть облик. Он должен был раскрыть характер человека, его душевный склад, социальную роль, профессиональные интересы. Фотография успешно выполняла и коммуникативную функцию, и также роль хранительницы родовой памяти.

Стереопары
Стереопары

Настольный стереоскоп "Le Taxiphote"
Настольный стереоскоп "Le Taxiphote"

Настольный стереоскоп "Le Taxiphote"
Настольный стереоскоп "Le Taxiphote"

Ручные стереоскопы "Perfescope"
Ручные стереоскопы "Perfescope"

Ручной стереоскоп
Ручной стереоскоп

Особым направлением в фотографии того времени была съемка природы и исторических достопримечательностей. В эпоху расцвета реализма в искусстве особенно была оценена документальная природа фотоснимка. Большое значение фотографии как средства фиксации действительности и изучения природы было признано выдающимися людьми того времени. Так, ученый К.А.Тимирязев отметил это в своей статье "Фотография и чувство природы", которую с восторгом принял художник И.И.Левитан. В наше время старинная фотография - это ценный документальный исторический источник, возможности которого поистине неисчерпаемы. Уникальные фотоснимки и документы из семейных архивов детей, внуков и правнуков жителей города помогают представить и оживить историю как сплетение человеческих судеб, нерасторжимо связанных с драматическими событиями начала XX века.

"Световые картины"
"Световые картины"

Набор световых картин "Садоводство" в футляре
Набор световых картин "Садоводство" в футляре

В конце 1890-х годов бытовали фотохимические посуда, сосуды и приборы из довольно разнообразных материалов. Стекло, фарфор, прозрачный целлулоид белого и красного цвета, чистый полированный цинк, эмалированное железо, даже папье-маше. В начале 1900-х годов к этому перечню прибавились лакированная жесть, фаянс и гончарная глина, и даже гуттаперча.

Фотохимическая посуда и приборы
Фотохимическая посуда и приборы

Фотохимическая посуда и приборы
Фотохимическая посуда и приборы

Именно в прейскурантах 1902-1904 годов появляются "русские" фаянсовые ванны для фиксирования и проявки фотопластинок в горизонтальном положении. Среди производителей русских фаянсовых ванн был знаменитый фарфоровый завод Кузнецова. Можно предположить, что в производстве фотохимической посуды участвовали такие стекольные заводы, как Чудовский стекольный завод фабриканта А.К.Рингенберга, в 1913 году ставшего частью Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова. С той же вероятностью это может быть и Ключинский стекольный завод купца А.В.Болотина. Во всяком случае, к отечественному производству можно отнести изделия, изготовленные методом дутья и имеющие в стекольной массе серовато-матовый опенок. Именно такую стеклянную ступку "с рыльцем и пестиком" можно увидеть в каталоге заводов петербургского Общества стеклянного производства И.Ритинга.

Фотохимическая посуда и приборы
Фотохимическая посуда и приборы

Фотохимическая посуда и приборы
Фотохимическая посуда и приборы

Безусловным лидером в производстве фотохимической посуды был завод йенского оптического стекла "Jenaer Glaswerk Schott und Genosse". Фотохимическая посуда, стеклянные кюветы и ванны, а также стеклянные баки были изготовлены из белого стекла и в стеклянной массе имели характерный хрустальный блеск.

Фотохимическая посуда и приборы
Фотохимическая посуда и приборы

Фотохимическая посуда и приборы
Фотохимическая посуда и приборы

В 1913-1914 годах фирма Шотта выпустила на российский фоторынок стеклянные баки из прессованного химического стекла. Из всех видов посуды и приборов для фотохимии самыми лучшими признавались изделия из стекла. Стекло использовалось тугоплавкое, закаленное, химически прочное, устойчивое к выщелачиванию (к воздействию кислот). Стеклянные баки использовались для медленного проявления, которое придавало негативам особую прозрачность и мелкозернистость. В вертикальных кюветах выполнялась операции очувствления (придания светочувствительности мокроколлодионных фотопластинок. Все стеклянные баки и кюветы сверху закрывались гуттаперчевыми крышками.

Мужской костюм и женское платье
Мужской костюм и женское платье

Первым из всех жанров фотографического искусства был камерный павильонный фотопортрет середины XIX века. В рамках этой разновидности фотографии была решена первоочередная художественная задача адаптации получаемого с помощью фотообъектива изображения к особенностям зрительного восприятия человеком предметов окружающего мира. В результате в практику фотографирования была введена система фотографических форматов, соответствующих угловому полю зрения человека, и съемка с угловым увеличением, обеспечивающим естественное впечатление от снимка. Главная заслуга в этом принадлежит гениальному парижскому фотографу Диздери.

Футляр для фотоальбома
Футляр для фотоальбома

С начала 1850-х годов фотокамеры для павильонной съемки постепенно приобретают конструктивные элементы, позволяющие фотографу свободно формировать пространство в пределах картинной плоскости. Фотокамеры с вертикальной регулировкой положения объективной доски и матового стекла обеспечивали на снимке привычные для человеческого глаза перспективу. Поэтому сразу стали возможны съемки портретов в интерьере. Появление регулировки положения матового стекла одновременно по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали сделало возможным съемку фотопортретов в полный рост.

Михаил Никифорович и Глафира Васильевна Бардыгины
Михаил Никифорович и Глафира Васильевна Бардыгины

Независимый характер взаимного перемещения объективной и кассетной частей фотокамеры давал фотографу свободу выбора масштаба снимка. Перемещение объективной и кассетной частей управляли смысловой нагрузкой разных планов изображения. Движение объективной части изменяли масштаб снимка. Благодаря смещениям кассетной части достигалась требуемая резкость изображения. Кроме того, возможность перемещения объективной части позволяла использовать для наведения на фокус не только матовое стекло, но и шкалу расстояний. Благодаря этому можно было вести съемку в условиях низкой освещенности, что в конечном итоге породило особый вил "универсальных фотокамер для павильона и дороги".

Павильонная камера "Globus"
Павильонная камера "Globus"

Изобретение гофрированного складного меха стало целым сдвигом на пути создания самого совершенного типа штативных фотокамер. Было преодолено главное препятствие для решения одной из самых важных задач в конструкциях первых павильонных фотокамер: обеспечить ее сменной оптикой. Возможность использования сменной оптики в полной мере реализована в павильонной фотокамере "Глобус" фирмы "Эрнеман". Эта камера воплотила в себе все конструктивные достижения в развитии павильонных фотокамер 1850-1860 годов. Завершающий этап в развитии функциональных возможностей этого типа фотокамер наступил в первой половине 1860 с введением в их конструкцию механизма регулировки положения матового стекла сразу по двум направлениям с центральным креплением рамок. Уклоны матового стекла придавали снимку особую пространственную глубину. Фотографы 1870-х уже широко пользовались фотокамерой подобной конструкцией. Это были не только портретисты, но и фотографы, работающие в жанре пейзажа. Первые ростки пейзажного фотографического искусства появляются в 1844-1850 годах с изобретением новых дорожных фотокамер, для которых главным объектом съемки становятся чудеса природы и архитектурные красоты. С начала 1850-х в сферу интересов пейзажной фотографии постепенно входит архитектурный пейзаж.

Рамка фотографическая
Рамка фотографическая

Рамка фотографическая
Рамка фотографическая

Развиваясь в русле конструкции павильонной фотокамеры, в конце 1860-начале 1870-х дорожные камеры для пейзажной съемки постепенно приобретают конструктивные элементы, позволяющие вести как съемку архитектурных объектов, так и интерьерную съемку. Именно в архитектурном пейзаже наиболее ярко проявлялись изобразительные особенности фотографии второй половины XIX века. В пейзажной фотографии особое значение придается перспективе (линейная и воздушная), выбору точки съемки, подробной передаче переднего и точности деталей во всех планах, ощущению большого пространства.

Дорожная фотокамера со стереоскопической насадкой
Дорожная фотокамера со стереоскопической насадкой

Предпочтение отдается диагональной композиции с отнесением изобразительного центра вглубь изобразительного пространства. В арсенал художественной выразительности входит возможность выведения изображения перед изобразительной плоскостью. Как следствие, радикально меняется оптический рисунок фотообъектива: он становится резким. Более того особенности съемки архитектурных объектов с 1860-х потребовало изобретения фотообъективов нового типа. В 1866 голу появляются универсальные объективы без искажений прямых линий. Появляются фотообъективы с "говорящими названиями". В названиях объективов появляются слова "быстроработающий" и "прямолинейный". Вносятся соответствующие изменения и в конструкцию дорожной камеры. Идеальным воплощением всех конструктивных решений, превративших дорожную фотокамеры конца 1840-х в подлинно универсальную фотокамеру для всех видов портретной, пейзажной и архитектурной съемок, становятся фотокамеры системы Мак'Келлона. В их конструкции изначально заложены изящество, эргономичность, небольшие габариты, вес и удобство при транспортировке. В камерах системы Мак'Келлона предпочтение отдано возможности управлять масштабом снимка, поэтому подвижность сохранена только у объективной части. Использование в камерах этого вила широкоугольных объективов потребовало перемещаемой по высоте объективной доски. Откидная стенка, в которую трансформировалась основная лоска, шарнирно соединена с корпусом, и поэтому может откидываться вниз на угол, больший 90 градусов. Это позволяет вывести край объективной доски из поля зрения фотообъектива при архитектурных съемках.

Универсальная дорожная фотокамера для павильона и дороги
Универсальная дорожная фотокамера для павильона и дороги

Принадлежности для дорожных камер
Принадлежности для дорожных камер

Что же касается интерьерных съемок, когда на пути создания светописного произведения в буквальном смысле стоит колонна, когда архитектурный элемент или предмет обстановки загораживают снимаемый объект, на помощь фотохудожнику приходят горизонтальные подвижки объективной доски. Исключительная подвижность объективной и кассетной частей обеспечивается конструкцией распорок. Это позволяет убрать или усилить любые перспективные искажения в кадре, а риски, нанесенные на направляющие кремальерного механизма фокусировки, превращают ее в шкальный фотоаппарат.

Принадлежности для дорожных камер
Принадлежности для дорожных камер

Вторая половине XIX-начало XX века - эпоха всеобщего увлечения фотографией. Люди того времени были буквально одержимы желанием запечатлеть все, что их окружало. Снимались в одиночку, парами, семьями, группами, "по случаю" и "на память". Современники вспоминали, что фотоателье "росли, как грибы". Фотографы должны были неукоснительно выполнять требования клиентов. Заказ нужно было исполнить так, чтобы портретируемый остался доволен и обязательно пришел в фотосалон еще раз. Конечно, каждый хотел выглядеть на фотографической карточке более привлекательным, чем в жизни. В ход шли любые ухищрения. Человек, обратившийся к услугам фотографа, тщательно выбирал красивую одежду, старался выглядеть наиболее респектабельно. Молодожены снимались в свадебных нарядах, служащие приходили фотографироваться в форме, дамы не могли отказать себе в съемке с ребенком (ведь дети так быстро растут!).

Принадлежности для дорожных камер
Принадлежности для дорожных камер

Интерьерная съемка подразумевала роскошный фон. В фотосалоне использовалась дорогая мебель, колонны "под мрамор", ковры с причудливым травяным рисунком. Особо любимыми публикой были панно с рисованными, подчас экзотическими ландшафтами. Люди с удовольствием фотографировались среди различных аксессуаров: картонных камней, лодок, балюстрад, заборчиков из березовых палок. Фотосалон украшали также искусственными пальмами и букетами цветов. В конце XIX-начале XX века представители разных сословий, разного культурного уровня и имущественного ценза были безотчетно влюблены в фотографию, охотно позировали перед фотоаппаратом, получали в дар и сами дарили снимки, украшали ими альбомы и интерьеры. Фотография быстро внедрилась в быт всех сословий и стала своего рода художественным языком общения.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 442 | Комментариев: 2

Метки: выставки
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter (09.08.2018 в 20:39):
Не лениво же было...
Елена Лопатина (09.08.2018 в 18:32):
Текст представляет собой объединение аннотаций к различным разделам выставки.
Авторы текстов к экспозиции: Светлана Владимировна Гусева (куратор выставки, к.и.н., научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Московского государственного объединенного музея-заповедника "Коломенское - Измайлово - Лефортово - Люблино" Светлана Владимировна Гусева) и Елена Николаевна Лопатина (на момент начала работы над выставкой с.н.с., куратор и хранитель коллекции фототехники Политехнического музея в 1995–2017).

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0061 сек.) / Память: 4.75 Mb
Наверх