Blog. Just Blog

Выставка "Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись"
Выставка "Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись"

Городецкая роспись по дереву - один из самых знаменитых народных художественных промыслов России, самобытность которого основана на приверженности древним традициям и радостном, праздничном отражении жизни. Выставка "Чудо-чудное, диво-дивное. Городецкая роспись" знакомит посетителей с историей промысла, его художественными особенностями, искусством наиболее талантливых мастеров. Особое внимание уделено вопросам становления и эволюции стиля, творческим поискам городецких художников. На выставке представлено более 400 экспонатов. Самый ранний относится к XVIII веку, самый поздний экспонат сделан специально для выставки в 2018 году.

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Пряничные доски
Пряничные доски

Городецкие наряды
Городецкие наряды

Как и любой другой промысел, городецкая роспись имеет свою легенду появления. Связана она с неким московским иконописцем Огуречниковым, пришедшим в Узолье поправлять церковную роспись. Несмотря на локальный характер распространения, отдельные произведения городецких мастеров оказались в музейных и частных коллекциях уже к концу XIX века и к 1920-м годам получили высокую оценку как уникальное художественное явление. С течением времени ассортимент изделий увеличился за счет бытовых предметов, игрушек, детской мебели, декоративных панно и прочего.

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Каталка для куклы
Каталка для куклы

Привычное сегодня название "городецкая" роспись получила только в 1930-е годы. На самом деле ее родина не старинный город Городец, а небольшие селения, расположенные в нескольких километрах от него, на берегах впадающей в Волгу живописной речки Узолы. Своеобразие этого искусства тесным образом связано с жизненным укладом, историей и культурой Нижегородского Заволжья. В прошлом важный административный и военный центр на окраине Владимиро-Суздальской земли, с которым связаны имена Александра Невского и Андрея Боголюбского, к XVIII веку Городец стал активным участником волжской торговли и центром старообрядчества. Богатое резное узорочье, иконопись, лубок оказали существенное влияние на развитие промысла.

Резной набор
Резной набор

Детали фронтона крестьянского дома
Детали фронтона крестьянского дома

Наличник оконный
Наличник оконный

Резные дуги
Резные дуги

Русалка
Русалка

Гладильная доска-панно
Гладильная доска-панно

Рубель и валек
Рубель и валек

Рубель и валек
Рубель и валек

Ко второй половине XIX столетия городецкая роспись сложилась как оригинальная живописная система и предназначалась главным образом для украшения прялочных донец. Первоначально встречались только резные донца, затем мастера перешли на донца с резьбой и инкрустацией мореным дубом, чуть позже появились резные с покраской и наконец расписные донца.

Резные донца
Резные донца

Резные донца
Резные донца

Резные донца
Резные донца

Резное донце прялки
Резное донце прялки

Резное донце прялки
Резное донце прялки

Резное донце прялки
Резное донце прялки

Резные донца
Резные донца

Резные донца
Резные донца

Рубель "Уточка"
Рубель "Уточка"

В России обычай украшать прялки был распространен повсеместно, но, как правило, украшали только верхнюю часть прялки - лопаску, которая была хорошо видна во время работы, и лишь в Нижегородском Заволжье с большим старанием и любовью декорировали и донца. По своему назначению нарядное городецкое донце - не что иное, как нижняя часть прялки, на которую женщина садилась во время работы. Конструктивно оно представляет собой закругленную с одной стороны доску с возвышающейся головкой (копылком) со сквозным отверстием для крепления широкого гребня на высокой ножке, который использовали в этих местах для прядения.

Расписные донца
Расписные донца

Расписные донца
Расписные донца

Расписные донца
Расписные донца

Расписные донца
Расписные донца

Расписные донца
Расписные донца

Расписные донца
Расписные донца

Расписные донца
Расписные донца

Мочесник
Мочесник

Мочесник
Мочесник

Мочесник
Мочесник

Мочесник
Мочесник

Мочесник
Мочесник

До того как начали расписывать донца, местные мастера применяли очень редкий для русского народного искусства прием инкрустации: в специально вырезанные углубления вставляли небольшие кусочки темного мореного дуба, укрепляли их маленькими дубовыми гвоздиками и дополняли скобчатой резьбой. Добывали ценную древесину на реке Узоле. Упавшие в воду и пролежавшие по нескольку лет дубы приобретали красивый цвет. Дерево становилось необыкновенно твердым, с ним очень тяжело было работать. Трудоемкость процесса заключалась и в самой добыче мореного дуба, и в твердости материала, и в его необычной цветовой гамме. Несмотря на это, старым мастерам удавалось выполнять из этого материала не просто узоры, а целые картины, наполненные смыслом и символами.

Декоративное блюдо
Декоративное блюдо

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративные тарелки
Декоративные тарелки

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Ваза с крышкой
Ваза с крышкой

Поднос
Поднос

Аптечка
Аптечка

Сундук
Сундук

Поставок
Поставок

Сундук
Сундук

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Изготовлением резных донец занимались крестьяне окрестных деревень Ахлебаиха, Курцево, Косково, Букино, Савино и др. Первоначально инкрустация занимала небольшое пространство, но постепенно распространилась по всей поверхности донца. От небольших вставок перешли к сюжетным композициям. Затем мастера стали отказываться от сложной трудоемкой техники инкрустации, заменяя ее лишь резьбой или резьбой с подкраской, а к 1870-м годам уже полностью перешли к росписи донец, отказавшись от резьбы и инкрустации. К концу 1910-х годов из-за насыщения рынка недорогими фабричными тканями донечный промысел потерял свою актуальность и практически прекратил свое существование. Донца расписывали очень редко. Мастера старались привлечь немногочисленных покупателей новыми сюжетами, переосмысливая при этом донце как жанровую картину.

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Детский стульчик
Детский стульчик

Панно
Панно

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Панно
Панно

Ларец
Ларец

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Доска
Доска

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Шкатулка
Шкатулка

Шкатулка
Шкатулка

Городецкая роспись - это прежде всего роспись "по цветным фонам". За почти два столетия она практически не изменилась. Работа старых мастеров над росписью изделия начиналась, как и сейчас, с выбора цвета фона и грунтовки поверхности дерева. Для грунтовки и окраски фона, например, в любимый желтый цвет художник смешивал желтый крон (краска яркого и насыщенного желтого цвета) с размолотым мелом, а затем разводил краски на столярном клее, разливая их в глиняные плошки. Как правило, грунтовалось сразу несколько изделий. Грунт наносился в один слой и довольно быстро высыхал. После просушки поверхность зачищалась от древесного "ворса" и еще раз покрывалась слоем прозрачного столярного клея. После второй просушки изделие было готово к росписи. Краски, предназначенные для росписи, предварительно тщательно растертые и смешанные, также разводили на клею, разбавляли до густоты сметаны и размешивали специальными деревянными палочками. Если краска была слишком густой, ее разогревали на печке или добавляли в нее немного клея.

Этапы росписи
Этапы росписи

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Детский столик
Детский столик

Детский стульчик
Детский стульчик

Панно
Панно

Иконы
Иконы

Скамья
Скамья

Шкатулка
Шкатулка

Шкатулка
Шкатулка

Панно
Панно

Панно
Панно

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Первый этап живописи - замалевка (подмалевка) заключается в обозначении основных цветовых пятен. Для нее использовались большие или средние кисти, колонковые или беличьи. Обычно это кисти фабричного изготовления, но бывает, что используют и кисти собственной вязки. Начиная писать цветочный или сюжетный мотив, мастер делал это, как правило, без какого-либо предварительного рисунка, вместе с тем четко представляя себе особенности своего будущего узора, характер орнамента или жанровой сцены. Закончив подмалевку, мастер приступал ко второму этапу. Городецкие мастера называли его оттеневкой. Этим приемом художник придавал объемность основным цветовым пятнам. Сурик (насыщенный красно-оранжевый цвет) в сочетании с баканом (ярко-красная краска), голубой с ультрамарином (чрезвычайно яркий и насыщенный оттенок синего цвета), розовый с краплаком (свекольный цвет) делали формы цветов более выразительными и декоративными. Затем наступал третий этап - разживка (оживка). Здесь мастерам нужны были тонкие кисти, так как приходилось наносить белильные штрихи, тонкие черные линии, ряды мелких мазков и точек. Их называют "зернь", "жемчужинки". Разживка - удивительно красивый и выразительный прием, придающий каждой форме особую завершенность и гармоничность. По окончании росписи изделия покрывали тонким слоем вареного льняного масла, исполнявшего роль закрепляющего живопись лака.

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Декоративная тарелка
Декоративная тарелка

Солонка
Солонка

Солонка
Солонка

Солонка
Солонка

Солонка
Солонка

Шкатулка
Шкатулка

Короб
Короб

Короб
Короб

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Шкатулка
Шкатулка

Шкатулка
Шкатулка

Хлебница
Хлебница

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Панно
Панно

Ларец
Ларец

Шкатулка
Шкатулка

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

К 1930-м годам городецкая роспись сохранялась лишь на детской мебели и некоторых других предметах крестьянского быта. Для того чтобы сделать угасающее искусство жизнеспособным, нужно было создать на основе традиции новый стиль росписи, наполнить ее содержанием, отвечающим духу времени. Помощь в решении этих задач оказало государство. В 1935 году для изучения состояния промысла и организации работ местных живописцев из Москвы в Городец был направлен профессиональный художник И.И.Овешков. Для выявления творческих возможностей мастерам было предложено выполнить небольшие панно на досках. В 1937 году эта работа была продолжена в рамках экспериментальных мастерских. Ставились следующие основные задачи - поиск нового советского стиля, создание произведений общественной значимости, разработка образцов для массового тиражирования в промышленности. Работа городецких художников в экспериментальных мастерских длилась до начала Великой Отечественной войны. После войны промысел практически прекратил свое существование.

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкие игрушки
Городецкие игрушки

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Шкатулка
Шкатулка

Шкатулка
Шкатулка

Одним из самых уникальных экспонатов выставки является шкаф с росписью и резьбой, где буквально каждый сантиметр повествует о страницах истории Российского государства. Шкаф сделан городецким мастером Токаревым-Казариновым в 1913 году к 300-летию дома Романовых.

Шкаф с росписью и резьбой
Шкаф с росписью и резьбой

Шкаф с росписью и резьбой
Шкаф с росписью и резьбой

Шкаф с росписью и резьбой
Шкаф с росписью и резьбой

Шкаф с росписью и резьбой
Шкаф с росписью и резьбой

С Городецкой землей связаны имена Александра Невского, Андрея Боголюбского, Кузьмы Минина, поэтому множество сюжетов городецкой росписи посвящены героям славной русской истории. На городецких панно оживают Петр I и князь Олег со своей дружиной. Конечно же, на панно отражен великий подвиг Минина и Пожарского.

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Сундук
Сундук

Панно
Панно

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Шкатулка
Шкатулка

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Городецкая роспись
Городецкая роспись

Конечно, фотографии не могут передать всей красоты и изящества экспонатов выставки, для этого надо все смотреть самим. Выставка интересная, познавательная. Всем, кто интересуется историей и культурой нашей страны однозначно рекомендую к посещению.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 2008 | Комментариев: 1

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Валерия (18.12.2018 в 00:53):
Спасибо, за полный обзор выставки. Вы проделали огромный труд, представили почти все экспонаты, которые были выставлены. Я посетила эту выставку, это было грандиозное событие в мире декоративно-прикладного искусства, очень красивая выставка!

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.16 сек. / MySQL: 2 (0.0076 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх