Blog. Just Blog

Выставка "Узоры свадьбы кружевной"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Узоры свадьбы кружевной"
Выставка "Узоры свадьбы кружевной"

Слово "свадьба", вероятнее всего, происходит от древнеславянского священного действия - сватовства, в котором главную роль играли сваты со стороны жениха. В дальнейшем ритуалы и веселые игры во время торжества, посвященного соединению мужчины и женщины, преобразовались в выражение "играть свадьбу". Со временем свадьба многократно видоизменялась, обрастала обычаями и традициями, наполнялась новыми смыслами и дополнялась различными культурными особенностями. Обряды, сопровождавшие заключение брака, изначально имели магический смысл - защитить молодоженов от злых духов, порчи и сглаза. У многих народов свадьба включала своего рода театрализованные действа - переезд невесты в дом жениха, обмен подарками, свадебный пир. Ритуал свадьбы обычно сочетался с церковным венчанием. В России свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку. Выставка "Узоры свадьбы кружевной" знакомит посетителей с традициями празднования свадьбы в конце XIX - начале XX века в среде дворянского и купеческого сословий России.

Картина "Сборы на бал в купеческом доме"
Картина "Сборы на бал в купеческом доме"

К середине XIX века балы стали неотъемлемой частью светской жизни. По словам П.А.Вяземского, на балах "учились влюбляться, любезничать, знать свои обязанности и покоряться обязанностям перед обществом". В Москве юных девушек привозили на так называемую "ярмарку невест" - на балы в Благородном собрании. Под звуки вальса завязывались знакомства с потенциальными женихами. Также, чтобы обратить внимание возможных женихов на дочь и ее богатое приданое, родители устраивали бал в день ее рождения или именин.

Альбом Пани Марекиной
Альбом Пани Марекиной

Платок
Платок

Платки
Платки

Найти себе пару было непростым делом. В эти поиски были вовлечены не только члены семьи и их друзья, для этого существовала даже особая профессия - свахи. Основной задачей свахи было предоставить жениху сведения о приданом невесты и снабдить родителей девушки соответствующей информацией о женихе. Заранее объясняться с молодой барышней считалось нарушением приличий. Однако молодой человек мог иметь предварительную беседу с ней на балу или в каком-нибудь общественном собрании. Таким образом он заранее узнавал мнение понравившейся ему девицы.

Веер
Веер

Веер
Веер

На балу незаменимым аксессуаром был веер. Умение обращаться с веером приравнивалось к особому виду искусства. С помощью веера дама могла общаться с кавалером:
- веер раскрыт полностью - "вы мой кумир";
- веер закрывается - "вы мне безразличны";
- подать веер верхним концом - "симпатия и любовь".

Веера
Веера

Веера изготовлялись из различных материалов. Пластины веерного каркаса делали из кости, панциря черепахи, перламутра, дерева, золота и серебра. Экран веера - из плотной бумаги, шёлка, кружева, атласа, бархата, перьев. Веера могли украшаться росписью, вышивкой и драгоценными камнями. Для знатных персон веера расписывали именитые художники, их бережно хранили и передавали по наследству.

Перчатки и веер
Перчатки и веер

С вечерним туалетом обязательно надевали белые лайковые перчатки. Число ювелирных украшений не было ограничено ничем, кроме личного вкуса. У кого не было настоящих драгоценностей, носили поддельные, стразы.

Свадебное фото
Свадебное фото

Альбом для фотографий
Альбом для фотографий

В патриархальном обществе господствовало представление, что человек лишь в супружестве обретает полноценность и выполняет свой долг перед обществом и Богом. "Девица родится, как замуж сгодится", - говаривали наши предки. В период создания новой семьи от соблюдения всех правил и традиций во многом зависело, состоится свадьба или нет. Патриархальность долго сохранялась в семьях всех сословий России - мещанском, купеческом и дворянском. Брак считался недействительным, если жених и невеста не венчались в храме. Обряд венчания предполагал важную составляющую - согласие родителей, их благословение. В противном случае считалось, что союз не может стать счастливым, а потомство от него пойдет больное и слабое.

Приглашения по случаю благословения
Приглашения по случаю благословения

Приглашение на венчание
Приглашение на венчание

В обиходе обряд обручения называли помолвкой. Жених обычно преподносил подарки невесте: украшения, шали, часы, веера. Герой повести В.Одоевского "Княжна Зизи" Радецкий пишет о своем сватовстве: "...я, говоря по-светски, имею право предложить ей руку; я, как вы знаете, не беден, лета наши сходны, я имею порядочный чин, надежды на будущее". Конечно, не забывали и о православных обычаях: в момент сговора молодых благословляли иконами Иисуса Христа и Богоматери. Затем эти иконы передавались молодоженам для оберега новой семьи. В эти дни родители жениха и невесты должны были усердно молиться за своих детей, а между самими родителями устанавливалась особая степень родственной близости - свойство.

Карточки почтовые
Карточки почтовые

Чайный сервиз
Чайный сервиз

В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощением, на который рассылали специальные приглашения, подписанные родителями невесты. Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. День заканчивался праздничным столом для родственников. Со дня помолвки жениху разрешалось проводить много времени в доме невесты. В день помолвки подписывали также роспись приданого невесты. В него включали недвижимость, деньги, иконы, драгоценности, меха, одежду, туалетные принадлежности, столовое и чайное серебро. Приданое готовилось заранее и отправлялось в дом жениха несколькими подводами. Если невеста сама отказывалась от предложения руки и сердца или ее родители спустя какое-то время находили эту партию неподходящей, отказ преподносился в соответствии с особым ритуалом: претендента благодарили за оказанную честь, но говорили, что дочь еще не думает о браке, слишком молода или же, например, намеревается поехать в Италию, чтобы совершенствоваться в пении. Впрочем, любую ситуацию можно было "повернуть вспять". В повести В.Одоевского "Княжна Зизи" описывается сложный выбор женихов: "Первый ей самой не понравился, другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы назначен, но накануне, к удивлению, узнали, что он им в близкой родне: все расстроилось".

Янтарная шкатулка
Янтарная шкатулка

Флаконы и банки из туалетных наборов
Флаконы и банки из туалетных наборов

Булавки шляпные
Булавки шляпные

Мушечница
Мушечница

Итак, если сватовство состоялось, начиналась подготовка к свадьбе. Перед свадьбой жених устраивал вечеринку со своими приятелями - обряд прощания с холостой жизнью. У девушек мог быть девичник. М.Ф.Каменская (1817-1898, до замужества Толстая, русская писательница, мемуаристка) вспоминает, как накануне девичника, по русскому обычаю, девушки были с невестой в бане, а потом в комнатах у ее тети в отсутствие мужчин пели свадебные песни, пили, ели и плясали. Также, судя по воспоминаниям М.Ф.Каменской, в 1830-х годах было еще в моде, чтобы подруги невесты сходились в ее доме шить приданое. Дворянин М.Л.Назимов оставил следующие воспоминания: "мать, управившись на кухне, с девушками плела кружева". Из письма княжны Зизи в одноименной повести В.Одоевского: "Лидия приходит ко мне показать свое подвенечное платье; она просит меня, чтоб я помогла ей наложить оборку".

Журналы мод
Журналы мод

Журналы мод
Журналы мод

Дворянки старались соответствовать требованиям, диктуемым модными журналами (заграничными эталонами), чтобы создать образ светскости, утонченности и даже прогрессивности. Именно этот образ помогал в поиске выгодной партии. О последних новинках моды узнавали со страниц журналов: "Дамский мир", "Столица и усадьба", "Модный вестник", "Журнал для домохозяек". На журнальных столиках столичных дам можно было увидеть и европейские издания, такие как: "Vogue", "Femina", "L'Illustration", "Art et decoration". Те модели, которые активно рекламировала пресса, мгновенно попадали в витрины модных магазинов и ателье.

Ларец
Ларец

Броши и браслеты
Броши и браслеты

Портрет баронессы Шеппинг
Портрет баронессы Шеппинг

Пара серег и браслет
Пара серег и браслет

Брошь-подвеска
Брошь-подвеска

Продолжительность свадебного обряда зависела от сословия, в котором состояли семьи жениха и невесты. Его основными этапами, с некоторыми вариациями, были: сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты, затем шли сговор и обручение, девичник для невесты и подруг, молодечник для жениха. После такой основательной подготовки осуществлялось венчание. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте "женихову шкатулку" с гостинцами и венчальными принадлежностями: фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками.

Гравюра "Одевание невесты"
Гравюра "Одевание невесты"

Получив подарок от жениха, тетка невесты, так называемая "снарядиха", начинала одевать молодую к венцу.

Обыск брачный Московского уезда
Обыск брачный Московского уезда

Согласно законодательству Российской империи, вплоть до начала XX века регистрация брака для лиц православного вероисповедания проводилась через обряд церковного венчания, который фиксировался в церковных метрических книгах. Вступлению в брак предшествовала процедура так называемого брачного обыска. Собирались особые свидетельства, подтверждающие, что жених и невеста не состоят в родстве, не состоят в браке на данный момент и вообще "в добром уме и трезвой памяти". В конце XIX - начале XX века у брачного обыска появилось второе название - предбрачное свидетельство. Накануне венчания рассылались свадебные приглашения в виде особых именных билетов. В приглашениях указывались имена и сословная принадлежность жениха и невесты, название церкви, в которой будет проходить венчание, час венчания и адрес, где состоится свадебный бал. Часто к пригласительным билетам прилагались меню и подробное описание распорядка свадебного торжества.

Обручальные кольца
Обручальные кольца

Время для венчания выбиралось особое. Помимо таких основных церковных правил, как запрет венчания в пост, учитывалось и определенное благоприятное время для свадеб, которое шло от народных традиций и было связано с земледельческим календарем. Как правило, знакомства происходили весной, а браки заключались осенью, хотя этот обычай не был строгим. Дворянские свадьбы сохраняли определенную связь с этой традицией, однако переводили ее на язык европеизированных нравов. Осенью в Москву съезжались девушки, чей возраст приближался к заветному, и проводили там время до Троицы. Все это время, за исключением постов, шли балы.

Свадебные украшения
Свадебные украшения

В церковь молодые ехали порознь и разными путями, а возвращались в дом жениха в общем свадебном поезде. Весной или осенью путь новобрачных усыпался цветами. На купеческих свадьбах от поезда до церкви стелили ковровую дорожку, а от входной двери до аналоя - атласную или бархатную. Церемония венчания происходила в торжественной атмосфере. Обряд соблюдал все православные традиции. Невесту в храм вводил посаженый отец. Невесты были наряжены в глазетовые или парчовые белые платья с длинным рукавом, им делали прически, украшали венком, который назывался флердоранж. Венчание - это Таинство Церкви, через которое будущие супруги получают благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Венцы брачные
Венцы брачные

Венцы брачные
Венцы брачные

Венцы - символ не только царского достоинства, но и Царствия Небесного. Человек, который доброжительствует, духовно возрастает вместе со своей супругой или супругом, тем самым приготовляется для Царствия Небесного. Тот, кто пройдет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая семью, Церковь еще раз напоминает об этом людям. Когда священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, то принимают и держат их восприемники, или свидетели, являющиеся хранителями этого брака.

Венчальные свечи
Венчальные свечи

Еще одним необходимым атрибутом для предстоящей церемонии являются венчальные свечи. Перед началом обручения священник вручает новобрачным горящие свечи, называемые венчальными, которые не гасятся в продолжение всего венчания. По Евангелию они символизируют чистоту брака: "А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны".

Подсвечники настольные "Цапля"
Подсвечники настольные "Цапля"

Праздничный стол
Праздничный стол

Застолье - неотъемлемая часть и кульминация торжества. Из церкви все ехали на свадебный пир в дом жениха, где их ждали родители с хлебом-солью. В зале уже стоял накрытый стол, на котором могли быть всевозможные десерты и свадебный торт, украшенный цветами, розами, а также лебедем, рогом изобилия и подковой. Множество свадебных обрядов связано с кругом, который является, по своей сути, древним символом брака. Именно исходя из этого, формируются предметные воплощения круга - кольца, венки, круглый каравай, свадебные калачи. Традиционная русская свадьба, как правило, длилась три дня, но могла продолжаться и дольше. Последовательное исполнение каждого из этих обрядов рассматривалось как правильный путь создания семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события, несостоятельность брака. Ритуальные формы поведения в период сватовства, помолвки и бракосочетания формировались в течение столетий, подвергаясь влиянию русских и европейских традиций. Правила поведения в период сватовства, помолвки, бракосочетания были четко обозначены и соблюдаемы. Такая манера поведения облегчала общение, улучшала взаимоотношения, поддерживала высокий уровень культуры, продолжала традиции. Определенная последовательность действий придавала происходящему торжественность, ощущение причастности к традиции, принадлежности к роду.

Комплект для плетения кружев
Комплект для плетения кружев

Коклюшки
Коклюшки

Кружевные изделия
Кружевные изделия

Основная тема выставки - использование кружева в качестве декора свадебного наряда. Представленные на выставке подвенечные платья и аксессуары украшены изысканными кружевами. По кружевам на одежде можно было определить социальный статус невесты. Традиция надевать белое свадебное платье появилась в XIX веке. До этого свадебные платья были просто самыми нарядными и дорогими в гардеробе невесты. Они, как правило, были светлых, нежных тонов, но выходили замуж и в темных платьях.

Свадебное платье
Свадебное платье

Фата свадебная
Фата свадебная

Туфли
Туфли

Свадебное платье
Свадебное платье

Свадебное платье
Свадебное платье

Свадебные наряды
Свадебные наряды

В некоторых источниках официальной датой появления белого свадебного платья считается 10 февраля 1840 года, день, когда английская королева виктория надела белый наряд на церемонию бракосочетания, став практически законодательницей мод и правил в свадебном индустрии. Вероятно, одной из причин выбора королевой Викторией белого платья была возможность продемонстрировать великолепные кружева ручной работы, украшавшие ее платье. С тех пор белые свадебные платья и кружева "идут рука об руку".

Сумочка свадебная
Сумочка свадебная

Свадебная тиара
Свадебная тиара

Свадебные костюмы
Свадебные костюмы

Сегодня одни невесты уверены в том, что кружева в свадебном наряде - это старомодно и слишком традиционно, а другие - что кружевные свадебные платья являются одними из самых модных. Однако во все времена кружево символизирует романтичность, классику и скромность невесты. В "Дамском журнале" за 1833 год в отеческом "наставлении сыну в день брака" можно было прочесть: "Не отказывай жене в ее невинных желаниях; доставляй ей приличные удовольствия, сколько можешь. Захочет ли нового платья, чепчика, шали, соглашайся без ропота. Я никогда не отказывал твоей матери ни в каком подобном желании; и что значат неважные издержки на новый наряд, часто необходимый". В 1814 году москвичка М.А.Волкова в письме к своей подруге пишет: "Скажу тебе, что все мы носим лишь наряды, привезенные из Вены, Франкфурта, Лейпцига, вообще из-за границы. Не шутя, здесь постоянно получаются громадные посылки с нарядами". Впервые на европейском рынке кружева появились еще в XVI веке. Однако в те времена они стоили слишком дорого, чтобы их могли носить все женщины. Потому кружева стали отличительным показателем статуса семьи. По кружевам на одежде можно было определить социальный статус человека. Позже, когда были изобретены станки по изготовлению кружев, машинные кружева стали доступны большинству населения.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 113 | Комментариев: 0

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0048 сек.) / Память: 4.75 Mb
Наверх