Blog. Just Blog

Мемориальный музей космонавтики

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Мемориальный музей космонавтики расположен в Северо-восточном округе Москвы, в основании монумента "Покорителям космоса". Этот район Москвы по праву называют космическим. Здесь особенно много "космических" названий и объектов, таких, как улицы Цандера, Кондратюка, Кибальчича, Константинова, космонавтов, гостиницы "Космос", "Звездная", кинотеатр "Космос". На территории Северо-восточного административного округа располагаются предприятия, общественные организации, имеющие непосредственное отношение к космонавтике. На Хованской улице находится "Городок космонавтов". С 1959 по 1966 год в тихом Останкинском переулке, в небольшом 2-х этажном особняке жил и работал основоположник отечественной космонавтики, главный конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев. Этот дом был подарен советским правительством С.П.Королеву за успешный запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 1 августа 1975 года в Останкинском особняке открылся Мемориальный дом-музей академика С.П.Королева - филиал Мемориального музея космонавтики. Улица, на которой расположена телевизионная башня и откуда открывается прекрасный вид на старинный пруд и Шереметьевский дворец, носит имя главного конструктора. 4 ноября 1964 года в Москве на Проспекте Мира состоялось открытие одного из самых величественных памятников XX века - монумент "Покорителям космоса" (авторы - скульптор А.П.Файдыш-Крандиевский, архитекторы М.О.Барщ и А.Н.Колчин). Высотная часть монумента - это уникальная инженерная конструкция высотой 100 метров, угол наклона которой 77 градусов, вес монумента 250 тонн. История его создания началась с запуска 4 октября 1957 года первого искусственного спутника Земли. В марте 1958 года был объявлен конкурс на лучший проект обелиска в честь открытия космической эры человечества, на который было представлено более 350 предложений. Работы начались сразу же, как только был определен победитель - в марте 1960 года. Монумент и прилегающая к нему Аллея героев космоса, где были установлены бюсты выдающихся ученых С.П.Королева, М.В.Келдыша, В.П.Глушко и первых летчиков-космонавтов СССР Ю.А.Гагарина, В.В.Терешковой, А.А.Леонова, П.И.Беляева, В.М.Комарова, являются единым архитектурным ансамблем столицы. У основания обелиска - памятник великому русскому ученому К.Э.Циолковскому. Торжественное открытие Аллеи героев космоса состоялось 4 октября 1967 года.

Замысел создания музея в основании монумента "Покорителям космоса" принадлежал С.П.Королеву, по его инициативе в проекте этого монументального сооружения, утвержденном постановлением Совета министров СССР №316 от 10.03.1960 года, заранее предусматривалось использование стилобатной части под строительство помещений для музейных целей. Разрабатывая ракетно-космическую технику, С.П.Королев осознавал ее роль и значение в развитии мировой цивилизации и не оставлял без внимания задачу сохранения научно-технического наследия. По распоряжению С.П.Королева, для курирования строительства музея в ОКБ-1 была создана комиссия во главе с М.К.Тихонравовым, разработчиком первого искусственного спутника Земли. Сохранилась записка С.П.Королева, адресованная М.К.Тихонравову и членам комиссии с поручением связаться с разработчиками проекта и довести до их сведения имеющиеся замечания и предложения. Окончательное решение о создании музея появилось лишь через 7 лет в постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР №ВВ-292 от 28.09.2967 года. В нем указывалось, что по предложению Академии наук СССР и Министерства общего машиностроения СССР "В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства организовать Мемориальный музей космонавтики в помещении существующего монумента". Открытие музея для посетителей состоялось 10 апреля 1981 года и было приурочено к 20-летию полета в космос Ю.А.Гагарина. Их взору предстала уникальная экспозиция. Необычность художественного оформления, нестандартный дизайн экспозиционного пространства позволяли ей оставаться одной из самых оригинальных музейных экспозиций нашей страны (автор проекта художественного оформления - О.П.Ломако). Экспозиция музея просуществовала без значительных изменений 25 лет. Идеи и проекты реконструкции музея выдвигались еще в конце 1980-х годов прошлого века. Так, по ходатайству Академии наук СССР и Министерства общего машиностроения СССР 27 декабря 1988 года было принято решение исполкома Моссовета "О реконструкции Мемориального музея космонавтики", однако, в связи с перестроечными процессами оно не было реализовано. В марте 2006 года мэр г.Москвы Ю.М.Лужков провел выездное совещание Правительства Москвы, по итогам которого было принято решение о реконструкции музея, расширении экспозиционных площадей с 900 кв.м. до 4 тыс. кв.м. и прилегающей к нему территории силами архитектурных и строительных организаций города за счет средств, выделенных из столичного бюджета. Строительство велось по проекту, разработанному ГУП МНИИП "Моспроект-4". 25 мая 2006 года музей был закрыт на реконструкцию, продолжавшуюся почти 3 года. Ко дню космонавтики 2009 года обновленный музей распахнул свои двери для посетителей. Экспозиция сочетает в себе научную достоверность и художественную выразительность, широкое применение инсталляций и новейших музейных технологий. Благодаря масштабной и многоплановой реконструкции Москва получила современный музейный комплекс, достойный столицы первой космической державы. В корне изменилась планировка и дизайн прилегающей к музею Аллеи героев космоса. За полгода до открытия музея, 3 сентября 2008 года, ко Дню города, была торжественно открыта реконструированная и преображенная Аллея героев космоса. В ее центре - макет Солнечной системы, гранитные звезды, на которых размещены главные достижения отечественной космонавтики и имена советских и российских космонавтов - их более ста. Есть звезды и для будущих покорителей космоса. На аллее установлен новый десятиметровый бронзовый памятник академику Сергею Павловичу Королеву работы скульптора С.А.Щербакова, заслуженного художника России (он же - руководитель проекта реконструкции аллеи и музея).

Монумент "Покорителям космоса"
Монумент "Покорителям космоса"

Монумент "Покорителям космоса"
Монумент "Покорителям космоса"

Монумент "Покорителям космоса"
Монумент "Покорителям космоса"

Монумент "Покорителям космоса"
Монумент "Покорителям космоса"

Памятник К.Э.Циолковскому
Памятник К.Э.Циолковскому

Монумент "Покорителям космоса"
Монумент "Покорителям космоса"

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Аллея героев космоса
Аллея героев космоса

Памятник С.П.Королеву
Памятник С.П.Королеву

На макете Солнечной системы положение планет соответствует моменту запуска первого искусственного спутника Земли - 4 октября 1957 года.

Макет Солнечной системы
Макет Солнечной системы

Макет Солнечной системы
Макет Солнечной системы

Макет Солнечной системы
Макет Солнечной системы

Ключ от Мемориального музея космонавтики
Ключ от Мемориального музея космонавтики

Реконструкция музея. Вид с высоты птичьего полета
Реконструкция музея. Вид с высоты птичьего полета

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Фрагменты метеоритов
Фрагменты метеоритов

Метеорит Брагин
Метеорит Брагин

Метеорит Дронин
Метеорит Дронин

4 октября 1957 года наша страна открыла космическую эру в истории человечества, запустив первый в мире искусственный спутник Земли. Первое десятилетие освоения космического пространства пришлось на годы, когда страна с большим напряжением восстанавливала разрушенное войной народное хозяйство, преодолевая материальные и научно-технически проблемы. Тем более выдающимися стали успехи СССР в создании космической техники: приоритетные запуски первого искусственного спутника Земли, первого космонавта, первый выход человека в открытый космос, исследования Луны, Марса, Венеры и другие фантастические достижения нашей страны в начале космической эры говорили о нашей военной и технической мощи, о высоком интеллектуальном и научно-техническом потенциале. С 1957 по 1966 год было запущено 184 космических объекта: 153 искусственных спутника Земли, 18 автоматических межпланетных станций, 5 кораблей-спутников, 6 одноместных пилотируемых кораблей "Восток", 2 многоместных космических корабля "Восход". Обработка экспериментальных данных, полученных в ходе запусков автоматических и пилотируемых космических аппаратов, позволила сделать ряд фундаментальных открытий. Стало известно, что атмосфера простирается над землей гораздо выше, чем предполагалось и достигает нескольких тысяч километров, иными оказались плотность и температура атмосферы на больших высотах, обнаружилась их зависимость от состояния Солнца, оказалось, что условия космического полета благоприятны для наблюдения земной поверхности как визуально, так и с использованием приборов в различных диапазонах длины волн, а также для астрофизических исследований. Были открыты радиационные пояса - скопления заряженных частиц, окружающих Землю, зарегистрирован солнечный ветер, выполнена магнитная съемка земной поверхности, уточнено строение магнитного пояса Земли и сделано много других важных открытий. Было положено начало самостоятельному научному направлению - космической физике.

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Искусственный спутник Земли "Космос-97"
Искусственный спутник Земли "Космос-97"

Первый советский ИСЗ для установки квантового стандарта частоты (времени). Основным результатом работы спутника стал анализ данных телеметрии и частотных измерений, позволивший сделать выводы, необходимые для дальнейшей конструктивной разработки бортовых квантовых стандартов частоты с целью создания промышленных образцов приборов для широкого применения.

Первый искусственный спутник Земли
Первый искусственный спутник Земли

Первый искусственный спутник Земли запущен 4 октября 1957 года с космодрома Байконур. Просуществовал в течение 92 суток, совершив около 1400 оборотов вокруг Земли. Войдя в плотные слои атмосферы, 4 января 1958 года, он прекратил свое существование. Разработан в ОКБ-1, запущен ракетой-носителем "Спутник".

Искусственные спутники Земли "Электрон-1" и "Электрон-2"
Искусственные спутники Земли "Электрон-1" и "Электрон-2"

Искусственный спутник Земли "Электрон-1"
Искусственный спутник Земли "Электрон-1"

Искусственный спутник Земли "Электрон-2"
Искусственный спутник Земли "Электрон-2"

Искусственные спутники Земли "Электрон-1" и "Электрон-2" - научные спутники, предназначавшиеся для одновременного исследования внешних и внутренних зон радиационного пояса Земли и связанных с ним физических явлений. "Электроны" образуют системы из двух ИСЗ, выведенных на различные орбиты одной ракетой-носителем. Две аналогичные специализированные системы "Электрон" были запущены 30 января и 11 июля 1964 года. Их полет позволил получить обширные данные о радиационном поясе и магнитном поле Земли, необходимые для обеспечения радиационной безопасности при полетах космических кораблей, и открыть ряд новых физических явлений в околоземном космическом пространстве. Запуски осуществлялись ракетой-носителем "Союз".

Второй искусственный спутник Земли
Второй искусственный спутник Земли

Второй искусственный спутник Земли - первый в мире биологический спутник, в герметической кабине которого в ноябре 1957 года совершила полет собака лайка. С помощью научной аппаратуры, установленной на спутнике, удалось впервые провести прямые научные измерения в космосе и получить первые указания на существование внешнего радиационного пояса Земли.

Катапультируемый контейнер для подопытных животных
Катапультируемый контейнер для подопытных животных

Катапультируемый контейнер для подопытных животных второго космического корабля-спутника. В этом контейнере 20 августа 1960 года после выполнения программы медико-биологических исследований вернулись на Землю собаки Белка и Стрелка, а также другие подопытные животные. Второй космический корабль-спутник запущен 19 августа 1960 года по программе подготовки полета человека в космос. Катапультируемый контейнер для животных - прообраз катапультируемого кресла космонавта. В нем размещались кабина для животных (собак) с автоматом кормления, ассенизационным устройством и системой вентиляции, устройства катапультирования и парашютные системы, радиопередатчики для пеленгации катапультируемого кресла и другое оборудование. Контейнер катапультировался при спуске космического корабля на высоте 72 км, скорость его при приземлении 6-8 м/с.

Аппаратура для измерения магнитного поля Земли
Аппаратура для измерения магнитного поля Земли

Аппаратура для измерения магнитного поля Земли (узел ориентации и электронный блок). С ее помощью на третьем советском искусственном спутнике Земли впервые проводились геомагнитные измерения, основной задачей которых являлось исследование пространственного распределения постоянного магнитного поля Земли на больших высотах.

Наземная станция системы "Орбита"
Наземная станция системы "Орбита"

Приемно-передающие наземные станции системы "Орбита" предназначены для совместной работы со спутниками серии "Молния". Антенна с параболическим отражателем диаметром 12 метров установлена на опорно-поворотном устройстве и приводами перемещается по азимуту и углу места, сопровождая ИСЗ с высокой точностью. Управление слежением за ИСЗ осуществляется автоматически по ТВ сигналу с ИСЗ или программным устройствам.

Корабль слежения "Юрий Гагарин"
Корабль слежения "Юрий Гагарин"

Научно-исследовательское судно, уникальное по своему техническому оснащению и особым условиям плавания. Предназначено для управления полетами космических аппаратов. Оборудование корабля позволяло выполнять все функции, свойственные стационарным измерительным пунктам: передачу в космос команд и программ, измерение параметров движения космических аппаратов, прием телеметрической и научной информации, радиотелефонные и радиотелеграфные переговоры с космонавтами. Плавучий командно-измерительный комплекс обеспечивал управление такими космическими объектами, как "Венера-8", "Луна-20", "Союз", "Салют-7" и др. Корабль построен в 1971 году на балтийском заводе в Ленинграде. Официально принадлежал Академии наук СССР.

Одноместный космический корабль "Восток"
Одноместный космический корабль "Восток"

Одноместный космический корабль "Восток" для полетов на околоземной орбите. На первом корабле "Восток", пилотируемом Юрием Алексеевичем Гагариным, 12 апреля 1961 года был совершен первый полет человека в космос.

Искусственный спутник Земли "Молния-1"
Искусственный спутник Земли "Молния-1"

Искусственный спутник Земли "Молния-1"
Искусственный спутник Земли "Молния-1"

Первый искусственный спутник связи, предназначенный для ретрансляции телевизионных программ и для дальней телефонной, телеграфной радиосвязи. Запущен на орбиту 23 апреля 1965 года ракетой-носителем "Молния" и использовался для экспериментальной спутниковой связи. С 7 ноября 1967 года с использование спутников "Молния-1" вступила в строй первая в мире региональная система спутниковой связи с двадцатью наземными станциями "Орбита". На базе ИСЗ "Молния-1" созданы более совершенные спутники связи "Молния-2" и "Молния-3".

Спускаемый аппарат космического корабля серии "Восток"
Спускаемый аппарат космического корабля серии "Восток"

Спускаемый аппарат космического корабля серии "Восток" предназначался для размещения космонавта во время старта, полета и спуска до высоты 7 км. Далее осуществлялось катапультирование космонавта (с креслом и неприкосновенным аварийным запасом). Космонавт приземлялся на парашюте, который раскрывался на высоте 4 км после отделения космонавта от кресла.

Шлюзовая камера космического корабля "Восход-2"
Шлюзовая камера космического корабля "Восход-2"

Шлюзовая камера 18 марта 1965 года обеспечила первый в мире выход человека в космическое пространство. Она позволяла сохранить герметичность спускаемого аппарата при выходе космонавта и возвращении его в корабль. Шлюзовая камера цилиндрической формы, полумягкой конструкции, имела 2 люка - один для сообщения со спускаемым аппаратом, другой - для выхода в открытый космос, была снабжена системой шлюзования. Шлюз крепился к спускаемому аппарату снаружи в сложенном состоянии посредством шпангоута. После выведения корабля на орбиту шлюзовая камера надувалась и устанавливалась в рабочее состояние по команде с пульта, смонтированного перед креслом командира корабля. С этого пульта шло управление всеми операциями по шлюзованию.

Автоматическая станция "Луна-1"
Автоматическая станция "Луна-1"

Автоматическая станция "Луна-1"
Автоматическая станция "Луна-1"

Автоматическая станция "Луна-1" - первый космический аппарат, развивший вторую космическую скорость. Запущен в район Луны 2 января 1959 года, пройдя вблизи Луны (5-6 тыс.км от ее поверхности), станция вышла из сферы действия земного тяготения и превратилась в первый искусственный спутник Солнца. Станцией были получены сведения о радиационном поясе Земли и космическом пространстве.

Автоматическая станция "Луна-3"
Автоматическая станция "Луна-3"

Первая в мире ориентируемая в космосе автоматическая станция. Впервые облетела Луну и 7 октября 1959 года передала на Землю фототелевизионное изображение невидимой с Земли обратной стороны Луны.

Автоматическая станция "Луна-9"
Автоматическая станция "Луна-9"

3 февраля 1966 года спускаемый аппарат станции впервые в мире осуществил мягкую посадку на Луну (в Океан бурь) и передал на землю панораму лунной поверхности.

Спускаемый аппарат станции "Луна-9"
Спускаемый аппарат станции "Луна-9"

Длительность его активного существования на поверхности Луны составила 75 часов. Панорамы поверхности, полученные с места посадки, позволили изучить микрорельеф лунного грунта, определить размеры и форму впадин и камней и обнаружить следы сложных геологических процессов.

Глобус Луны
Глобус Луны

Глобус Луны создан на основании данных, полученных с автоматических станций прокета "Луна".

Автоматическая межпланетная станция "Венера-1"
Автоматическая межпланетная станция "Венера-1"

Автоматическая межпланетная станция "Венера-1"
Автоматическая межпланетная станция "Венера-1"

Первый космический аппарат, направленный в сторону Венеры. Прошел на расстоянии около 100 тыс.км от ее поверхности и вышел на орбиту искусственного спутника Солнца.

Автоматическая межпланетная станция "Марс-1"
Автоматическая межпланетная станция "Марс-1"

Автоматическая межпланетная станция "Марс-1" - первый космический аппарат, направленный в сторону Марса.

График работы космического корабля "Восход-2"
График работы космического корабля "Восход-2"

Личные вещи и награды Ю.А.Гагарина
Личные вещи и награды Ю.А.Гагарина

Скафандр "СК-1"
Скафандр "СК-1"

Скафандр "СК-1" мягкой конструкции с вентиляционной системой открытого типа. Предназначался для космонавтов кораблей "Восток". Применялся при всех полетах космонавтов на кораблях "Восток" до 1963 года.

Скафандр "Беркут"
Скафандр "Беркут"

Скафандр "Беркут" мягкой конструкции со съемным жестким шлемом и вентиляционной системой открытого типа. Предназначался для обеспечения выхода в космос и для спасения членов экипажа космического корабля "Восход-2" в случае аварийной разгерметизации кабины корабля. Скафандры "Беркут" использовались экипажем корабля "Восход-2" П.И.Беляевым и А.А.Леоновым в марте 1965 года.

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Ракета "АВИАВНИТО"
Ракета "АВИАВНИТО"

Первая отечественная стратосферная ракета. Разработана на основе ракеты 05 конструкции М.К.Тихонравова. Первый запуск состоялся в апреле 1936 года.

Макеты советских ракет
Макеты советских ракет

Макеты советских ракет
Макеты советских ракет

Ракета "Р-07". Спроектирована конструктором М.К.Тихонравовым и успешно прошла летные испытания в реактивном научно-исследовательском институте в 1935 году. Ракета "ГИРД-09" - первая отечественная экспериментальная ракета с жидким ракетным двигателем. Создана по проекту Ф.А.Цандера в группе изучения реактивного движения (ГИРД). Первый пуск произведен 25 ноября 1933 года. Ракета взлетела на высоту 75-80 метров. Ракета "Р-06" - экспериментальная жидкостная ракета. Разработана в ГИРДе четвертой конструкторской бригадой под руководством С.П.Королева в 1930-х годах.

Макеты ракеты "Р-1" и ракеты-носителя "Восток"
Макеты ракеты "Р-1" и ракеты-носителя "Восток"

Ракета "Р-1" - первая управляемая баллистическая ракета дальнего действия. Разработана под руководством С.П.Королева в 1948 году на базе немецкой ракеты "А-4" ("ФАУ-2"). В создании принимали участие тринадцать НИИ и КБ, а также тридцать пять заводов. В 1950 году после окончания летно-конструкторских и зачетных испытаний ракета "Р-1" с наземным комплексом обеспечения была принята на вооружение. Трехступенчатая ракета-носитель "Восток" создана на базе двухступенчатой ракеты-носителя "Спутник". Обеспечила успешную отработку советских кораблей-спутников, вывод на орбиту первого в мире космического корабля с человеком на борту и дальнейшие полеты советских космонавтов по программе "Восток". С помощью этой ракеты-носителя выводились космические аппараты "Луна-1" - "Луна-3", некоторые спутники серии "Космос", "Метеор", "Электрон" и др.

Жидкостный ракетный двигатель РД-214
Жидкостный ракетный двигатель РД-214

Макеты ракетных двигателей
Макеты ракетных двигателей

Гелиоракетоплан
Гелиоракетоплан

Интерьер веранды К.Э.Циолковского в Калуге
Интерьер веранды К.Э.Циолковского в Калуге

Возможность отвести под мастерскую отдельное помещение появилось у ученого лишь в собственном доме в 1908 году. Здесь К.Э.Циолковский имел возможность проявить свой талант как изобретатель-практик. В мастерской - старый столярный верстак, небольшой стеллаж с инструментами, электрофорная машина, штатив с телескопом.

Интерьер кабинета-комнаты отдыха С.П.Королева
Интерьер кабинета-комнаты отдыха С.П.Королева

Кабинет Главного конструктора состоял из двух частей: официальной, где проводили деловые встречи с сотрудниками предприятия, важные совещания, советы Главных конструкторов, и неофициальной части - так называемой комнаты отдыха, которая использовалась С.П.Королевым как личное, уединенное место для работы.

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Макет стыковки космических кораблей "Союз-4" и "Союз-5"
Макет стыковки космических кораблей "Союз-4" и "Союз-5"

14-18 января 1969 года впервые в истории два пилотируемых корабля - "Союз-4" (космонавт В.Шаталов) и "Союз-5" (космонавты Б.В.Волынов, А.С.Елисеев и Е.В.Хрунов) - выполнил автоматическое сближение, ручное причаливание и стыковку. 19 января 1969 года космонавты А.С.Елисеев и Е.В.Хрунов в скафандрах "Ястреб" впервые перешли из одного корабля в другой через открытый космос. Впервые в космосе была организована связка космических кораблей, ставшая предшественницей строительства орбитальных комплексов на околоземной орбите. Продолжительность совместного полета составила 1 день 23 часа 45 минут.

Спасательный скафандр "Сокол-К"
Спасательный скафандр "Сокол-К"

Спасательный скафандр "Сокол-К" космонавта В.Н.Кубасова для полета на космическом корабле "Союз". Скафандры серии "Сокол-К" предназначены для создания нормальных условий космонавту и обеспечения его жизнедеятельности и работоспособности в случае разгерметизации кабины корабля. Космонавты надевают скафандры на наиболее опасных участках полета: выведение, проведение операций по стыковке, спуске.

Скафандр "Ястреб" с ранцем системы жизнеобеспечения
Скафандр "Ястреб" с ранцем системы жизнеобеспечения

Скафандр мягкой конструкции со съемным жестким шлемом. Использовался один раз 19 апреля 1969 года при переходе космонавтов А.С.Елисеева и Е.В.Хрунова через открытый космос из корабля "Союз-5" в корабль "Союз-4" после стыковки кораблей.

Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"
Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"

Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"
Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"

Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"
Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"

Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"
Транспортный пилотируемый космический корабль серии "Союз"

Космический корабль "Союз" - многоместный пилотируемый космический корабль. Разработан ОКБ-1 (ныне РКК "Энергия"). Предназначен для доставки экипажа (до 3-х человек) и грузов на орбиту, стыковки и полета в составе орбитальной станции, безопасного возвращения экипажа станции и материалов научных исследований, спасения экипажа при возникновении аварийных ситуаций на старте или на борту станции. Может использоваться как в автономном полете, так и в составе орбитальных комплексов. Эксплуатируется с 1967 года, за это время проведено несколько модернизаций ("Союз", "Союз Т", "Союз ТМ", "Союз ТМА"). Выводится на орбиту ракетой-носителем "Союз".

Орбитальная пилотируемая станция "Алмаз"
Орбитальная пилотируемая станция "Алмаз"

Орбитальная пилотируемая станция "Алмаз" предназначалась для выполнения задач оборонного характера с доставкой информации в спускаемых капсулах или по радиоканалам, а также для выполнения задач в народно-хозяйственной и научной областях. Экипаж ОКБ должен был состоять из 2-3 человек.

Амортизационное кресло "Казбек"
Амортизационное кресло "Казбек"

Амортизационное кресло "Казбек" из космического корабля "Союз". Предназначено для защиты космонавта от воздействия перегрузок в полете и при приземлении. Подлинник.

Костюм полетный
Костюм полетный

Костюм полетный
Костюм полетный

Долговременная орбитальная станция "Салют-6"
Долговременная орбитальная станция "Салют-6"

Долговременная орбитальная станция "Салют-6"
Долговременная орбитальная станция "Салют-6"

Орбитальная станция "Салют-6" была запущена 29 сентября 1977 года. Полет станции продолжался 1765 суток и закончился 29 июля 1982 года. В январе 1978 года к станции "Салют-6" состоялся первый полет грузового корабля "Прогресс-1". Впервые в мире к орбитальной станции стартовал грузовой корабль, который доставил необходимые грузы и дозаправил ее двигательную установку. "Салют-6" - орбитальная станция второго поколения. Снабжена двумя стыковочными узлами, люком для выхода в открытый космос двух космонавтов, объединенной двигательной установкой с общей для всех видов двигателей системой топливных баков и возможностью дозаправки во время полета. "Прогресс" - беспилотный транспортный грузовой корабль. Разработан в 1970-х годах в НПО "Энергия" на базе пилотируемого корабля "Союз". После выполнения программы полета корабль сходит с орбиты и разрушается в плотных слоях атмосферы.

Бортовая аптечка
Бортовая аптечка

Бортовая аптечка входила в штатную укладку космического корабля "Союз-9". Она использовалась для оказания первичной медицинской само- и взаимопомощи. Подлинник.

Медицинские инструменты
Медицинские инструменты

Медицинские инструменты используются для оказания медицинской помощи на орбитальной станции. Инструменты изготовлены из титановых сплавов и обладают высокой прочностью, легкостью, долговечностью, коррозийной стойкостью. Подлинники.

Аппаратура "Альфа-06-03"
Аппаратура "Альфа-06-03"

Предназначена для медицинского контроля состояния трех космонавтов космического корабля непосредственно на старте, в процессе полета и на участке спуска. При этом космонавты могут быть одеты в полетную одежду или в скафандр. Использовалась в полетах, начиная с корабля "Союз Т-15". Аппаратура обеспечивает съем физиологических параметров - электрокардиограммы, пневмограммы, частоты пульса и т.д. Подлинники.

Ортостатический стенд "Вектор"
Ортостатический стенд "Вектор"

Предназначен для медицинского контроля сердечно-сосудистой системы космонавтов. Используется во время отбора кандидатов в космонавты во время ежегодного медицинского освидетельствования и непосредственно перед полетом. Каждый член экипажа проходит примерно 10 тренировок на стенде "Вектор". Подлинник.

Самолет-лаборатория ИЛ-76
Самолет-лаборатория ИЛ-76

В самолете-лаборатории космонавты отрабатывают различные операции в условиях кратковременной невесомости. Один режим продолжается 25-30 секунд. За один полет создается 10-15 режимов невесомости. Летающая лаборатория ИЛ-76МДК специально доработана для совершения полетов по так называемой параболе Кеплера. При этом в верхней части траектории самолет, его пассажиры и экипаж находится в состоянии невесомости.

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Биологические эксперименты в космосе
Биологические эксперименты в космосе

Панель с инструментами для работы в открытом космосе
Панель с инструментами для работы в открытом космосе

Панель с инструментами для работы в открытом космосе
Панель с инструментами для работы в открытом космосе

Панель с инструментами для работы в открытом космосе
Панель с инструментами для работы в открытом космосе

Панель с инструментами для работы в открытом космосе
Панель с инструментами для работы в открытом космосе

Панель с инструментами для работы в открытом космосе предназначена для хранения инструментов на борту орбитальной станции. Перед выходом космонавтов в открытый космос необходимые инструменты укладываются в специальный контейнер. При необходимости панель с полным набором инструментов выносится на поверхность орбитальной станции. Такие панели с инструментами используются на Российском сегменте Международной космической станции. Подлинник.

Установка "Герметизатор"
Установка "Герметизатор"

Установка "Герметизатор" предназначена для проведения ремонта модулей МКС в случае их разгерметизации методом подогрева, смешения компонентов герметизирующей смеси и нанесения ее в зону негерметичности.

Космический паяльник для работы в невесомости
Космический паяльник для работы в невесомости

Безопасен для радиоэлементов, не выделяет вредных примесей. Припой находится внутри сменных жал-насадок и выделяется строго дозировано при соприкосновении с местом пайки.

Укладка с проволочными фиксаторами
Укладка с проволочными фиксаторами

Предназначены для фиксации кабелей, приборов и оборудования на поверхности станции. Аналогичные фиксаторы применяются на Российском сегменте Международной космической станции. Подлинник.

Возвращаемая баллистическая капсула "Радуга"
Возвращаемая баллистическая капсула "Радуга"

Капсула предназначалась для доставки на Землю результатов экспериментов и исследований, полученных на орбите. Представляет собой маленький космический аппарат с теплозащитой, выдерживающий нагрев при входе в атмосферу. Космонавты помещали в капсулу фотопленки, кристаллы или сплавы, полученные на орбите, и другие материалы. Выведение и возвращение капсулы осуществлялось с помощью грузовых кораблей "Прогресс М". При возвращении на Землю капсула выталкивалась из грузового отсека пружинами после торможения корабля, входила в атмосферу, осуществляла баллистический спуск и приземлялась на парашюте. Могла доставлять на Землю до 150 кг грузов. Приборный контейнер возвращаемой баллистической капсулы "Радуга". В приборном контейнере размещены приборы и оборудование, радиопеленгационные средства, проблесковые маяки, а также емкость для парашюта. Контейнер закрыт крышкой, отстреливающейся перед парашютированием.

Выходной люк стыковочного отсека "Пирс"
Выходной люк стыковочного отсека "Пирс"

Представленный экземпляр выходного люка отсека "Пирс" использовался в наземных тренировках космонавтов для отработки действий по открытию и закрытию люка. Предназначен для выхода в открытый космос двух членов экипажа МКС в скафандрах "Орлан" из стыковочного отсека "Пирс". "Пирс" пристыкован к модулю "Звезда". Используется и как шлюзовой отсек, и как дополнительный порт для стыковок с МКС пилотируемых кораблей типа "Союз ТМ" и автоматических грузовых кораблей типа "Прогресс М".

Орбитальный комплекс "Мир"
Орбитальный комплекс "Мир"

Орбитальная станция третьего поколения "Мир" эксплуатировалась 15 лет - с 20 февраля 1986 года до 23 марта 2001 года. Сначала на орбиту вышел базовый блок, к которому присоединились модули "Квант", "Квант-2", "Кристалл", "Спектр", "Природа" и стыковочный отсек для приема кораблей типа "Спейс шаттл". Постепенно станция стала большим орбитальным комплексом. Максимальная масса орбитального комплекса "Мир" с пристыкованными кораблями "Прогресс" и "Союз" достигала 137 тонн. Космические корабли "Союз" и "Прогресс" доставили на "Мир" более 150 тонн топлива и полезных грузов. На борту комплекса "Мир" работали 28 длительных экспедиций, при этом зафиксирован ряд мировых рекордов. Российский космонавт В.В.Поляков установил рекорд продолжительности непрерывного пребывания человека в космическом полете - более 437 суток, по суммарной продолжительности нескольких полетов первенство принадлежит космонавту С.В.Авдееву - более 747 суток. На "Мире" космонавты 78 раз выходили в открытый космос, общая продолжительность пребывания вне станции составила более 360 часов. По беспрецедентной длительности полета пилотируемый комплекс "Мир" стал главным космическим рекордсменом XX века. На борту орбитального комплекса "Мир" находилось более 200 единиц уникальной специализированной научной аппаратуры. Полученные с ее помощью результаты имеют исключительную ценность для науки. Они пополнили знания о вселенной и материи, о негативных факторах, влияющих на экологию нашей планеты, об организме человека, формах жизни и эволюции. Головной разработчик комплекса "Мир" - НПО "Энергия", разработчик конструкций базового блока и модулей станции - КБ "Салют". Основной изготовитель - машиностроительный завод им.Хруничева и завод экспериментального машиностроения.

Грузовая стрела орбитальной станции "Мир"
Грузовая стрела орбитальной станции "Мир"

Представленный экземпляр грузовой стрелы использовался для наземных тренировок космонавтов. Грузовая стрела предназначена для переноса грузов и перемещения космонавтов в скафандре "Орлан" с одного отсека орбитальной станции на другой во время работы в открытом космосе. Грузовая стрела станции "Мир" состояла из 10 секций (углепластиковые трубки-вкладыши), складывающиеся как телескопическая удочка. Выдвигались "колена" грузовой стрелы космонавтом вручную, образуя стрелу для переноса груза с одного отсека "Мира" на другой. Стрела вращалась ручным приводом: вокруг себя - на полный круг, вверх-вниз - на прямой угол.

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок орбитальной станции "Мир"
Базовый блок орбитальной станции "Мир"

Базовый блок - первый элемент станции "Мир". Выведен на орбиту 20 марта 1986 года ракетой-носителем "Протон". Этот запуск стал началом уникального строительства - создания на околоземной орбите многоцелевого постоянно действующего пилотируемого комплекса модульного типа. Базовый блок являлся основным звеном всей орбитальной станции, объединяющим ее модули в единый комплекс. Предназначался для обеспечения деятельности экипажа численностью до 6 человек. В базовом блоке находились центральный пост управления служебными системами станции и научной аппаратурой, а также места для отдыха экипажа.

Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"
Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"

Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"
Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"

Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"
Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"

Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"
Шлюзовой специальный отсек орбитальной станции "Мир"

Шлюзовой отсек - специальный герметичный отсек орбитальной станции. Предназначается для выходов двух космонавтов в скафандрах типа "Орлан" в открытый космос без разгерметизации рабочих и жилых отсеков. В шлюзовом отсеке два герметичных люка, одним из которых он сообщается с отсеком станции, второй люк - для выхода космонавтов в открытый космос. Скафандры надеваются внутри шлюзового отсека. При подготовке к выходу космонавты закрывают герметичный люк, сообщающий шлюзовой отсек с жилыми отсеками, вакуумируют (понижают давление) шлюзовой отсек выпуском газа в космос через специальный клапан и затем открывают люк в космос. При возвращении космонавтов и герметизации внешнего люка производится наддув шлюзового отсека за счет бортовых запасов сжатых газов.

Средство для перемещения космонавта в открытом космосе
Средство для перемещения космонавта в открытом космосе

Средство для перемещения космонавта в открытом космосе
Средство для перемещения космонавта в открытом космосе

Средство для перемещения космонавта в открытом космосе (при разработке название УПМК - установка для перемещения и маневрирования космонавта) представляет собой автономный космический аппарат с реактивной установкой, работающей на сжатом газе, системами энергопитания, управления, радиосвязи и др. СПК предназначалось для работы совместно со скафандром "Орлан-ДМА". Применение установки на орбитальной станции в будущем должно было повысить эффективность работы космонавтов в открытом космосе при выполнении монтажных, ремонтно-профилактических, научно-исследовательских, спасательных работ. На станции "Мир" космонавт в скафандре, зафиксированный в СПК, выходил в открытый космос из шлюзового отсека и закреплял на шпангоуте "кресла" специальную лебедку со страховочным тросом из высокопрочного синтетического материала, связывающим его со станцией. Затем, находясь на специальном выходном устройстве шлюзового отсека, с помощью второго космонавта приводил пульты управления в рабочее положение, включал двигатели и выполнял отход и маневры вблизи станции.

Международная Космическая Станция
Международная Космическая Станция

Международная Космическая Станция
Международная Космическая Станция

20 ноября 1998 года российская ракета-носитель "Протон" вывела на орбиту функционально-грузовой блок "Заря", который вместе с американским стыковочным модулем "Unity", доставленным 5 декабря того же года шаттлом "Endeavour", стал основой Международной Космической Станции (МКС) и позволил в 2000 году начать ее эксплуатацию в пилотируемом режиме. К настоящему моменту Россией запущены 4 элемента - функционально-грузовой модуль "Заря", служебный модуль "Звезда", стыковочный отсек "Пирс" и пристыкованный 12 ноября 2009 года модуль "Поиск" (МИМ-2). Эти модули образуют Российский сегмент МКС (РС МКС). К 2011 году планируется расширить возможности Российского сегмента. В 1999 году была разработана "Долгосрочная программа научно-прикладных исследований и экспериментов, планируемых на Российском сегменте МКС". В настоящее время в ходе каждой экспедиции на МКС проводится порядка 50 экспериментов в рамках российской научной программы по направлениям: физико-химические процессы, биотехнология, внеатмосферная астрономия, космическая энергетика, материаловедение, образование. Некоторые эксперименты были начаты на станциях "Салют-6", "Салют-7", "Мир" и продолжают развиваться на МКС. С 2005 года на борту МКС проводятся эксперименты "СВС" и "Кристаллизатор", которые являются продолжением экспериментов "Кратер", "Галлар", "Оптизон", проведенных на станции "Мир". В рамках этих исследований получены новые сплавы и кристаллы, выращенные в условиях микрогравитации. Уникальный опыт получен при проведении серии экспериментов "Плазменный кристалл". Условия длительной микрогравитации на космических станциях делают возможным формирование трехмерной неискаженной структуры - плазменного кристалла. Результаты этого эксперимента важны как для совершенствования знаний о возникновении Вселенной, так и для решения прикладных задач - создания наноструктур в земных условиях. Эксперимент "Ураган" также является продолжением серии визуальных наблюдений за поверхностью Земли, ранее начатой на станции "Мир". "Ураган" проводится с целью организации постоянного наблюдения за районами прогнозируемых техногенных и природных катастроф, что дает возможность оперативного информирования в случае неблагоприятного или катастрофического развития событий. В рамках российско-европейского эксперимента "Матрешка-Р", начатого Россией на станции "Мир", продолжаются исследования по определению дозы радиации, которые жизненно важные органы человека получают во время пребывания в космосе. Для этого на МКС были доставлены два манекена, сделанные из уникальных материалов, по составу близких телу человека. Полученные результаты помогут ученым на Земле разработать эффективную защиту для космонавтов в ходе межпланетных перелетов. На поверхности РС МКС экспонировались панели российско-японского эксперимента MPAC&SEED, который проводился с целью исследования метеоритной среды на орбите МКС в диапазоне частиц 0,01-0,1 мм и изучения влияния факторов космического пространства на образцы материалов и покрытий. Обслуживание подобных экспериментов требует проведения космонавтами работ в открытом космосе - внекорабельной деятельности, в ходе которой на поверхности станции проводятся также ремонтно-профилактические и монтажно-демонтажные работы, проводится установка/снятие научно-исследовательской аппаратуры и др. На российском сегменте выходы в открытый космос осуществляются из стыковочного отсека "Пирс", который также выполняет функции шлюзового отсека. С начала эксплуатации станции по июнь 2009 года российские космонавты проработали в открытом космосе более 100 часов. В процессе внекорабельной деятельности они используют современные скафандры серии "Орлан" - "Орлан-М" и самые новые "Орлан-МК", главной особенностью которого является встроенная бортовая компьютерная система. В состав РС МКС также входят космические корабли "Союз ТМА", регулярно доставляющие на МКС экипажи и осуществляющие функции корабля-спасателя, а также транспортные грузовые корабли "Прогесс М", доставляющие грузы, топливо и посылки для космонавтов.

Ферменные конструкции
Ферменные конструкции

Ферма "Софора" - стержневая конструкция длиной 14,5 метров, состоящая из 20 секций. Была установлена на модуле "Квант" орбитальной станции "Мир" космонавтами А.П.Арцебарским и С.К.Крикалевым в июле 1991 года. Предназначалась для установки на верхнем 20-м звене выносной двигательной установки ВДУ. Сборка фермы осуществлялась при помощи муфт из титаново-никелевого сплава с памятью формы. Подогрев муфт в монтажно-нагревательном устройстве МНУ до +120 градусов обеспечивал жесткое соединение муфт. Ферма "Рапана" - пятизвенная трансформируемая конструкция. Была установлена на модуле "Квант" орбитальной станции "Мир" космонавтами В.В.Цимбалевым и А.А.Серебровым в сентябре 1994 года. Панели фермы соединялись между собой шарнирно, что позволяло сложить ее компактно при запуске. По диагонали каждой ячейки стояло "ломающееся" звено с приводом из проволоки с памятью формы. Для развертывания "Рапаны" через приводы пропускался электрический ток. Нагреваясь, проволока принимала заданную форму. Использовалась для установки научного оборудования на модуле "Квант". Ферма "Стромбус" - алюминиевая стержневая конструкция из четырех секций. Была установлена на модуле "Квант" орбитальной станции "Мир" вместо демонтированной фермы "Рапана" космонавтами Ю.И.Онуфриенко и Ю.В.Усачевым в июне 1996 года. Открывалась и фиксировалась вручную. Допускалось многократное развертывание и складывание. Предназначалась для установки приборов, требующих удаленности от поверхности станции. Ферма "Стробус" являлась прообразом ферм для МКС.

Касета с образцами материалов и панель с элементами солнечных батарей
Касета с образцами материалов и панель с элементами солнечных батарей

Кассета с образцами материалов на кронштейне. Устанавливается на поверхности орбитальной станции с целью исследования влияния факторов открытого космоса. Аналогичные кассеты применяются на Российском сегменте МКС. Подлинник. Панель (планшет) с элементами солнечных батарей. Устанавливается для экспонирования на поручнях наружной поверхности орбитальной станции с целью исследования влияния факторов открытого космоса. Подлинник.

Пульт обеспечения выхода с часами
Пульт обеспечения выхода с часами

Находился в шлюзовом отсеке орбитальной станции "Салют-7". Предназначен для проведения шлюзования перед выходом космонавтов в открытый космос. Подлинник.

Система водообеспечения "Колос-5Д"
Система водообеспечения "Колос-5Д"

Предназначена для снабжения питьевой консервированной ионным серебром, водой космонавтов во время полета на космическом корабле "Союз". Подлинник.

Ассенизационная установка космического корабля "Союз"
Ассенизационная установка космического корабля "Союз"

В невесомости осуществляется раздельный прием жидких и твердых отходов, а земную гравитацию здесь заменяет вакуумный отсос.

Шахматы для игры в условиях космического полета
Шахматы для игры в условиях космического полета

Бортовой холодильник
Бортовой холодильник

Предназначался для хранения пищевых продуктов на орбитальных станцииях "Салют" и "Мир".

Рацион питания на станции "Мир"
Рацион питания на станции "Мир"

Рацион питания на станции "Мир"
Рацион питания на станции "Мир"

Запасы продуктов питания на орбитальные станции регулярно доставляют транспортные и грузовые корабли. Едят космонавты четыре раза в сутки. Суточное меню включает 19 наименований и формируется с учетом индивидуальных вкусовых предпочтений космонавтов. Рацион питания состоит в основном из стерильных консервированных (в банках или тубах) и сублимированных (обезвоженных) продуктов (в пластиковых пакетах). Сублимация позволяет сохранить в продуктах все питательные вещества, и они могут храниться от года до двух лет. Кроме того, периодически новые экипажи привозят на борт свежие овощи и фрукты.

Фрагмент теплозащитного экрана (лобовой щит)
Фрагмент теплозащитного экрана (лобовой щит)

Предназначен для защиты конструкции спускаемого аппарата при спуске в атмосфере, где перед ним возникает мощная воздушная ударная волна с температурой 3500-4000 градусов. Экран устанавливается на корпусе спускаемого аппарата со стороны днища. Спуск с орбиты спускаемого аппарата осуществляется днищем вперед. Под действием теплового потока наружная поверхность экрана нагревается, а затем, минуя стадию плавления, испаряется. Встречный поток воздуха уносит частицы горящего материала. Температура внутри отсека не повышается более чем на 10-20 градусов. После раскрытия парашюта и уменьшения тепловых нагрузок, теплозащитный экран сбрасывается, открывая четыре пороховых двигателя мягкой посадки.

Носимый аварийный запас (НАЗ)
Носимый аварийный запас (НАЗ)

Разработан на случай приземления спускаемого аппарата космического корабля в незапланированном районе, предназначен для обеспечения жизнедеятельности космонавтов до прибытия поисково-спасательной службы. В состав НАЗ входят: запас пищевых продуктов и воды, охотничьи и рыболовные снасти, средства связи и оповещения, средства защиты, одежда, медикаменты, плавсредства, сигнальные ракеты, сухое горючее и т.д.

Спускаемый аппарат космического корабля "Союз ТМ"
Спускаемый аппарат космического корабля "Союз ТМ"

Шнекороторный вездеход ЗИЛ-29061
Шнекороторный вездеход ЗИЛ-29061

Шнекороторный вездеход ЗИЛ-29061 с реактивным двигателем от самолета Як-40. Предназначен для поисково-спасательных операций.

"Луноход-1"
"Луноход-1"

"Луноход-1"
"Луноход-1"

"Луноход-1" - первый в мире автоматический самоходный аппарат. Доставлен на Луну автоматической станцией "Луна-17" в район Моря Дождей 17 ноября 1970 года для проведения комплексных научных исследований на ее поверхности. Успешная работа лунохода продолжалась 318 суток и была завершена 4 октября 1971 года. За это время он прошел 10540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80000 квадратных метров. Максимальная скорость движения составляла 3 км/час. С помощью телевизионных систем аппарата было получено 210 панорам и свыше 20000 снимков лунной поверхности. Более чем в 500 точках по трассе движения изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 2 точках проведен анализ его химического состава. С "Луноходом-1" был проведен 171 сеанс связи, в ходе которого было передано 24829 команд. С помощью отражателя лазерных лучей, изготовленного во Франции, в соответствии с совместной советско-французской программой исследования космического пространства, была проведена лазерная локация Луны. Расстояние между прибором на Земле и "Луноходом" было измерено с точностью до нескольких метров.

Автоматическая станция "Луна-16"
Автоматическая станция "Луна-16"

В сентябре 1970 года совершила рейс Земля-Луна-Земля и впервые в мире в автоматическом режиме доставила на Землю образцы лунного грунта. Запущена 12 сентября 1970 года ракетой-носителем "Протон-К". 20 сентября автоматическая станция "Луна-16" совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. Автоматический комплекс состоял из двух основных частей: унифицированной посадочной ступени и приборного торового отсека с взлетной ступенью Луна-Земля. На посадочной ступени установлено грунтозаборное устройство, которое крепилось на штанге, способной перемещаться в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для выбора места бурения были установлены два телефотометра. Грунтозаборное устройство обеспечило бурение и забор грунта в контейнер возвращаемого аппарата. На Землю доставлено 105 грамм лунного грунта. Исследование капсулы с грунтом показало, что бур заполнен сыпучим лунным грунтом - реголитом, представляющим размельченную горную породу базальтового типа. Старт взлетной ступени производился по команде с Земли 21 сентября 1970 года. 24 сентября возвращаемый аппарат отделился от приборного отсека и совершил мягкую посадку на Землю в 80 километрах юго-восточнее Джезказгана.

Возвращаемый аппарат автоматической станции "Луна-16"
Возвращаемый аппарат автоматической станции "Луна-16"

Совершил космический рейс Земля-Луна-Земля и 24 сентября 1970 года доставил образцы лунного грунта на Землю. Возвращаемый аппарат разделен на три изолированных отсека. В одном из них расположены радиопеленгационные передатчики УКВ-диапазона, обеспечивающие возможность обнаружения возвращаемого аппарата при спуске на парашюте на Землю, серебряно-цинковая аккумуляторная батарея, элементы автоматики и программное устройство, управляющее вводом в действие парашютной системы. Во втором отсеке расположены в сложенном виде парашют, четыре упругие антенны пеленгационных передатчиков, два наполненных газом эластичных баллона, обеспечивающих необходимое положение возвращаемого аппарата на поверхность Земли после посадки. Третьим отсеком является цилиндрический контейнер для образцов грунта, взятого с поверхности Луны. В контейнере есть приемное отверстие, герметично закрываемое специальной крышкой после помещения в него лунной породы.

Первый искусственный спутник Луны "Луна-10"
Первый искусственный спутник Луны "Луна-10"

Доставлен в марте 1966 года на окололунную орбиту автоматической станцией "Луна-10" для проведения исследований Луны и окололунного пространства. Станцией "Луна-10" впервые были получены данные об общем химическом составе Луны по характеру гамма-излучения ее поверхности. Методом гамма-спектрометрии впервые было измерено содержание естественных радиоактивных элементов и определен тип пород, залегающих на поверхности Луны. Было обнаружено присутствие на поверхности частиц реголита неокисленных форм железа, титана и кремния.

Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции "Марс-3"
Спускаемый аппарат автоматической межпланетной станции "Марс-3"

В 1971 году две автоматические станции "Марс-2" и "Марс-3" были выведены на околомарсианские орбиты. При подлете к Марсу от станции "Марс-3" был отделен спускаемый аппарат, который 2 декабря 1971 года впервые в мире совершил мягкую посадку на поверхность планеты вблизи кратера Птолемей в Земле Сирен. Конструктивно станция состояла из орбитального отсека и спускаемого аппарата. Основные устройства орбитального отсека: приборный отсек, блок баков двигательной установки, корректирующий ракетный двигатель с узлами автоматики, солнечные батареи, антенно-фидерные устройства и радиаторы системы терморегулирования. Ориентация станции "Марс-3" проводилась одновременно на Солнце, звезду Канопус и Землю. В результате научных экспериментов, проведенных на борту АМС "Марс-3", были получены данные о температуре и давлении у поверхности, рельефе планеты, составе и строении атмосферы. Во время полета к Марсу исследовались потоки и характеристики частиц, непрерывно излучаемых Солнцем (солнечный ветер), проводились измерения параметров межпланетных магнитных полей и распространения радиоволн. На борту станции "Марс-3" был проведен совместный советско-французский эксперимент "Стерео" по изучению пространственной структуры, направленной и механизма излучения Солнца. Спускаемый аппарат станции "Марс-3" был снабжен приборно-парашютным контейнером и аэродинамическим тормозным конусом, отстреленным после ввода парашюта в действие. На корпусе спускаемого аппарата был размещен первый в мире марсоход "ПрОП-М" (прибор оценки проходимости на Марсе). 2 декабря 1971 года в 16 часов 50 минут началась передача видеосигнала с телекамеры спускаемого аппарата. Передача продолжалась 14 секунд и резко прекратилась. Было получено несколько снимков с места посадки. Больше никаких сигналов со спускаемого аппарата станции "Марс-3" не поступало. Предположительно, аппарат был поврежден марсианской пылевой бурей. Орбитальный космический аппарат передавал данные на Землю до августа 1973 года.

Автоматическая межпланетная станция "Фобос"
Автоматическая межпланетная станция "Фобос"

Состоит из автономной двигательной установки, космического аппарата, предназначенного для проведения научных исследований на орбите Марса и двух спускаемых аппаратов: долгоживущей автономной станции и передвижного зонда.

Автоматические межпланетные станции "Венера-9" и "Венера-10"
Автоматические межпланетные станции "Венера-9" и "Венера-10"

Автоматические межпланетные станции "Венера-9" и "Венера-10", аппараты нового типа, предназначались для исследований планеты Венеры с орбит искусственных спутников планеты и с помощью спускаемых аппаратов на ее поверхности. 22 октября 1975 года спускаемый аппарат станции "Венера-9" совершил мягкую посадку на освещенной Солнцем, но невидимой с Земли стороне Венеры. Через три дня, 25 октября спускаемый аппарат "Венеры-10" совершил мягкую посадку в 2200 км от точки посадки "Венеры-9". Впервые в мире на Землю были переданы панорамные телевизионные изображения Венеры, а на ее орбите работали первые в мире искусственные спутники Венеры.

Кабина собаки Ветерок
Кабина собаки Ветерок

Предназначалась для обеспечения жизнедеятельности собаки в космическом полете на искусственном спутнике Земли "Космос-110". Биологический спутник запущен 22 февраля 1966 года. Полет длился 22 суток. Целью полета была проверка бортовых систем корабля и исследование реакции живых организмов на длительный полет.

Жидкостный ракетный двигатель РД-119
Жидкостный ракетный двигатель РД-119

Жидкостный ракетный двигатель РД-119 для 2-й ступени ракеты-носителя "Космос". Ракета-носитель "Космос" предназначена для запуска небольших спутников массой до 600 кг на околоземную орбиту высотой 200 км. Относится к носителям легкого класса.

Искусственный спутник Земли "Космос-1514"
Искусственный спутник Земли "Космос-1514"

Искусственный спутник Земли "Космос-1514"
Искусственный спутник Земли "Космос-1514"

Искусственный спутник Земли "Космос-1514" ("Бион-6"). Предназначен для проведения медико-биологических экспериментов и исследования влияния факторов космического полета на живые организмы.

Искусственный спутник Земли "Интеркосмос-1"
Искусственный спутник Земли "Интеркосмос-1"

Программа "Интеркосмос" - начало широкомасштабной исследований космического пространства в рамках международного сотрудничества. Первый спутник "Интеркосмос-1" запущен 14 октября 1969 года. Предназначался для исследования ультрафиолетового и рентгеновского излучений Солнца и из влияния на атмосферу Земли. Бортовая аппаратура для спутника изготовлена в СССР, ГДР, ЧССР. На спутнике "Интерксмос-1" установлена система ориентации и стабилизации, обеспечивающая солнечную ориентацию на освещенной части орбиты с точностью 1-2 градуса. С помощью программного устройства трижды на каждом витке проводилось сканирование аппаратуры по всему солнечному диску. Спутник "Интеркосмос-1" состоит из герметического цилиндрического корпуса и двух полусферических днищ. Научная аппаратура размещается в верхней полусфере, служебная аппаратура в цилиндрическом отсеке, а в нижней полусфере находятся системы энергопитания. На поверхности цилиндрической части крепятся панели солнечных батарей, блоки солнечных датчиков, исполнительные системы ориентации и антенно-фидерные устройства. Датчики научной аппаратуры располагаются на верхней полусфере спутника или снаружи цилиндрической части корпуса на специальных штангах.

Спускаемый аппарат космического корабля "Союз-37"
Спускаемый аппарат космического корабля "Союз-37"

В 1967 году ученые и специалисты - представители Болгарии, Венгрии, ГДР, Кубы, Монголии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии приняли программу многостороннего сотрудничества в космосе, которая впоследствии получила официальное название "Интеркосмос".

Андрогинно-переферийный агрегат стыковки космического корабля "Союз"
Андрогинно-переферийный агрегат стыковки космического корабля "Союз"

Космические корабли "Союз-Аполлон", СССР-США
Космические корабли "Союз-Аполлон", СССР-США

Программа "Союз-Аполлон"
Программа "Союз-Аполлон"

В июле 1975 года космонавты СССР и США А.А.Леонов, В.Н.Кубасов, Т.Стаффорд, Д.Слейтон, В.Бранд встретились над планетой, символизируя сотрудничество людей разных стран в космосе и на Земле. Впервые в мировой пилотируемой космонавтике осуществлены стыковка и первый совместный полет кораблей разных стран. Запуск космического корабля "Союз-19" состоялся на Байконуре 15 июля 1975 года. В этот же день с пускового комплекса Космического центра имени Дж.Кеннеди на мысе Канаверал стартовал космический корабль "Аполлон" с американскими астронавтами на борту. Стыковка космических кораблей "Союз" и "Аполлон" была осуществлена 17 июля 1975 года. Во врем полета проведено пять совместных экспериментов: "Зонообразующие грибки", "Микробный обмен", "Универсальная печь", "Искусственной солнечное затмение", "Ультрафиолетовое поглощение". Первый международный пилотируемый полет в космос кораблей "Союз-Аполлон" положил начало международному сотрудничеству в освоении и исследовании космического пространства.

Стартовый комплекс космодрома Байконур с ракетой-носителем "Союз"
Стартовый комплекс космодрома Байконур с ракетой-носителем "Союз"

Комплекс разработан Конструкторским бюро общего машиностроения под руководством Главного конструктора В.П.Бармина. Первый стартовый комплекс на космодроме Байконур создан в 1957 году для запуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, знаменитой "семерки" и ее модификаций - ракет-носителей "Спутник", "Восток", "Восход", "Молния", "Союз". С ним связаны самые яркие события в истории мировой космонавтики - запуск первого в мире искусственного спутника Земли и полет в космос первого в мире космонавта Ю.А.Гагарина. Стартовый комплекс - уникальное по своему техническому решению сооружение. Конструкция стартовой системы сложна и оригинальна. Это многоэтажное железобетонное сооружение с козырьком, верхняя часть которого находится на уровне стартовой площадки. Широкий проем в центре переходит в газоотводный канал. На подвижной круговой части "балкона-козырька" пускового сооружения закреплены четыре откидывающиеся опорные фермы, на которые "подвешивается" ракета-носитель. Опорные фермы имеют шарнирные крепления, что позволяет сводить их до замыкания в верхней части в единое силовое кольцо, которое удерживается в замкнутом состоянии массой "висящей" ракеты. С началом движения ракеты при старте нагрузка на силовое кольцо снимается, и опорные фермы под действием собственных противовесов раскрываются, давая проход ракете-носителю. Комплекс оснащен двумя многоярусными фермами обслуживания с полукольцевыми площадками на различных уровнях ракеты-носителя. Они дают возможность специалистам проводить работы по всей высоте ракеты. Фермы обслуживания оснащены лифтами для доставки специалистов, космонавтов, а также различных технических средств и материалов. Перед пуском ракеты-носителя фермы разводятся в горизонтальное положение. На опорном кольце расположены также кабель-мачты, которые служат для подключения к ракете кабельных, наполнительных, дренажных и других коммуникаций. При старте они отсоединяются и откидываются под действием противовесов. Управление этим сложным комплексом ведется дистанционно из командного пункта. Ход работы контролируется, документируется и отображается различными системами и средствами. Стартовый комплекс ракеты-носителя "Союз" имеет ряд вспомогательных сооружений и площадок, гаражи, ремонтно-механические мастерские, административные корпуса.

Стартовый комплекс "Союз-Куру"
Стартовый комплекс "Союз-Куру"

Комплекс разработан Конструкторским бюро общего машиностроения имени В.П.Бармина. Космодром Куру находится в совместном пользовании Франции и ЕКА. В истории мировой космонавтики это первый опыт, когда одна страна создает стартовый комплекс для своих ракет-носителей на территории другой страны. Космодром Куру находится в 500 км от экватора на широте 5 градусов. С этой широты российские ракеты-носители могут выводить на орбиту спутники в 2,5-3 раза тяжелее, чем с Байконура или Плесецка, к тому же их легче отправить на нужную орбиту. Кроме того, запуски с космодрома Куру требуют меньше энергозатрат. Российские ракеты адаптированы к климатическим условиям и требованиям безопасности тропического космодрома, находящегося в районе экватора. Три нижние ступени ракеты-носителя собираются и вывозятся на стартовую позицию в горизонтальном положении. Головная часть ракеты, состоящая из космического аппарата, разгонного блока и сборочно-защитного блока (обтекателя), собирается на другой технической позиции в вертикальном положении. Для подготовки ракеты к пуску используется мобильная башня обслуживания. Она представляет собой своеобразный "дом на колесах" - сложное сооружение, которое после установки ракеты-носителя наезжает на стартовое сооружение и охватывает его целиком. Внутри башни имеются все необходимые средства для подъема головной части и сборки ракеты-носителя. Перед пуском ракеты-носителя мобильная башня отъезжает от ракеты на определенное расстояние, чтобы она не пострадала в случае аварии. Башня защищает персонал и ракету от осадков, поскольку в районе стартового комплекса среднегодовое количество осадков достигает 3000 мм.

Стартовый комплекс на космодроме имени Дж.Кеннеди на мысе Канаверал (США)
Стартовый комплекс на космодроме имени Дж.Кеннеди на мысе Канаверал (США)

Стартовый комплекс для многоразовой транспортной системы "Спейс шаттл" на космодроме имени Дж.Кеннеди создан в 1970-х годах прошлого столетия. В комплекс входят: техническая позиция, подвижная башня обслуживания, здания для подготовки полезного груза, система заправки компонентами топлива, системы пожаротушения и шумоподавления и другие средства, обеспечивающие транспортирование, ремонтно-восстановительные работы и подготовку космического корабля к старту. "Спейс шаттл" ("Space Shuttle" - "Космический челнок") - единственная в мире многоразовая транспортная пилотируемая космическая система, действующая в настоящее время. Предназначена для доставки на орбиты высотой 200-600 км грузов различного назначения, проведения исследований, технических экспериментов, доставки на Землю результатов исследований, обслуживания работающих на орбите космических аппаратов, а также их возвращения на Землю для ремонта или модификации и последующего вывода на орбиту. "Спейс шаттл" представляет собой двухступенчатую ракетную систему. В ее составе: орбитальный аппарат "Орбитер", который выводится на околоземную орбиту и является, собственно, космическим кораблем; большой внешний топливный бак для главных двигателей; два твердотопливных ракетных ускорителя. Орбитальная связка готовится непосредственно на стартовой площадке. Во время старта роль ракеты-носителя выполняет многоразовый транспортный космический корабль (МТКК), в котором размещается экипаж и полезный груз. В подвесной топливный отсек заправляется все кислородно-водородное топливо, расходуемое в процессе выведения космического корабля на орбиту. Твердотопливные ускорители обеспечивают дополнительную тягу на начальном участке траектории полета и гарантированную для спасения орбитального корабля скорость в случае аварии. Полет МТКК состоит из следующих этапов: набор высоты и скорости, отделение подвесного топливного отсека, выход на орбитального корабля орбиту, орбитальный полет, сход с орбиты, полет в атмосфере при спуске, посадка. Твердотопливные ускорители работают в течение двух минут после старта, на высоте около 50 км они отделяются от внешнего бака и приводняются на парашютах в 256 км от места старта. После обследования, восстановления и заливки нового топливного заряда их можно использовать вновь. Внешний топливный бак сгорает в атмосфере. Орбитальный корабль осуществляет маневр на орбите как космический корабль и возвращается на Землю как самолет, приземляясь на посадочную полосу. МТКК рассчитан примерно на двухнедельное пребывание в космосе.

Международный ракетно-космический комплекс "Морской старт"
Международный ракетно-космический комплекс "Морской старт"

Ракетно-космический комплекс "Морской старт" - это совместный проект четырех стран: США, России, Норвегии, Украины. Соглашение о создании совместного предприятия "Си Лонч" ("Морской старт") подписано 4 мая 1995 года. Ракетно-космический комплекс "Морской старт" предназначен для запуска грузов с акватории Тихого океана, расположенной к югу от Гавайских островов, и обеспечивает выведение космических аппаратов на геостационарную орбиту, переходную к геостационарной орбиту, на низкие околоземные орбиты. Управление полетом осуществляется из подмосковного Центра управления полетами (г.Королев, Московская область). Успешные запуски по программе "Морской старт" проводятся с 1999 года.

Жидкостный ракетный двигатель РД-107
Жидкостный ракетный двигатель РД-107

Производственная модель орбитального космического корабля "Буран"
Производственная модель орбитального космического корабля "Буран"

Предназначена для исследований нестационарных и статических аэродинамических характеристик корабля. Передана в дар музею НПО "Энергия". Работа над проектом орбитального космического корабля многоразового использования "Буран" началась в 1970-х годах и велась целым рядом организаций. Специально для проекта было создано НПО "Молния". Сооружение самих "челноков" началось в 1980 году, а к 1984 году был готов первый полномасштабный экземпляр.

Многоразовая транспортная космическая система "Энергия-Буран"
Многоразовая транспортная космическая система "Энергия-Буран"

Многоразовая транспортная космическая система "Энергия-Буран" состоит из ракеты-носителя сверхтяжелого класса "Энергия" и многоразового орбитального корабля "Буран". Ракета-носитель "Энергия" - одна из самых мощных ракет в мире. Это первая советская ракета-носитель, использовавшая в качестве топлива жидкий водород. Ракета-носитель выполнена по двухступенчатой пакетной схеме. Первая ступень состоит из четырех боковых блоков с кислородно-керосиновыми четырехкамерными двигателями РД-170, возвращаемых на Землю с помощью парашютов. Ресурс модулей 1-й ступени позволяет провести до 10 запусков. Вторая ступень оснащена четырьмя кислородно-водородными двигателями РД-0120 и является несущей конструкцией, на которой установлено устройство для крепления груза. Ракета-носитель "Энергия" способна вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза.

Орбитальный корабль "Буран"
Орбитальный корабль "Буран"

Конструкции корабля "Буран"
Конструкции корабля "Буран"

Конструкции корабля "Буран"
Конструкции корабля "Буран"

В течение всего полета движением "Бурана" управляет электронный "мозг" из четырех компьютеров, обеспечивая навигацию и управление работой всех бортовых систем. Экипаж "Бурана" рассматривался как звено, дублирующее автоматику. Снаружи корпус покрыт теплозащитным покрытием, так как при спуске и торможении температура на носке фюзеляжа и передней кромке крыла достигает 1500-1600 градусов. Всего на наружную поверхность "Бурана" нанесено около 38600 плиток, общей массой около 9 тонн. Одной из самых сложных систем "Бурана" является его объединенная двигательная установка из 48 двигателей, не имеющая аналогов в практике двигателестроения. Конструкция корабля выполнена из высокопрочных сталей, алюминиевых и титановых сплавов с широким применением композиционных материалов на полимерной и металлической матрицах, сотовых конструкций с алюминиевой, стальной и титановой основами. Носовая часть орбитального корабля выполнена в виде "термоса", состоящего из внешней оболочки и внутренней цельносварной герметической кабины экипажа. Свой первый и единственный космический полет "Буран" совершил 15 ноября 1988 года. Космический корабль был запущен с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя "Энергия" и после облета Земли совершил посадку в автоматическом режиме на специально оборудованный аэродром "Юбилейный" на Байконуре. В 1993 году проект "Энергия-Буран" был закрыт. Ряд технических решений, полученных при создании "Бурана", до сих пор используется в отечественной и зарубежной ракетно-космической технике, а также в народном хозяйстве.

Кресло катапультное К-36РБ для пилота корабля "Буран"
Кресло катапультное К-36РБ для пилота корабля "Буран"

Использовалось для наземных тренировок при подготовке к космическому полету орбитального корабля "Буран". В 1988-1990 годах было изготовлено по 5 кресел К-36М и скафандров "Стриж" для пилотов корабля, с которыми проведено 5 летно-космических экспериментов во время испытательных запусков объектов ЭСО (экспериментальный отсек орбитального корабля "Буран"). При этих экспериментах на высотах 35-40 км осуществлялись катапультирования скафандра в кресле из космического модуля. Катапультное кресло К-36РБ обладает высокими летно-техническими характеристиками и надежностью. Катапультирование кресла осуществляется с помощью системы комбинированных энергодатчиков, состоящей из двухтрубного стреляющего механизма и двух ракетных двигателей с тягой 630 и 3000 кгс. В систему катапультирования входит электронное программное устройство, совмещенное с электронной системой контроля полета, которое формирует оптимальную траекторию катапультирования. Это гарантирует безопасное отделение кресла от космического корабля во время старта, на земле, во время выведения на орбиту, при спуске и посадке. В систему также входит кислородное оборудование, обеспечивающее кислородом спасательный костюм пилота при катапультировании на больших высотах. Успешное приземление (или приводнение) при любых погодных условиях осуществляется благодаря встроенной в катапультное кресло спасательной системе, обеспечивающей принудительную фиксацию позы летчика и его жизнеобеспечение. Пиротехнический механизм принудительного ввода спасательного парашюта, уложенного в заголовник, обеспечивает надежный и энергичный ввод его в действие, перерезание ремней фиксации летчика в кресле, отделение кресла от летчика. В кресле может быть размещен аварийный запас со средствами автоматической радиопеленгации летчика после катапультирования и средствами, обеспечивающими его выживание в различных климатических и географических условиях. В настоящее время кресла типа К-36 в различных комплектациях устанавливаются на всех современных боевых самолетах ВВС, авиации ПВО и ВМФ России. Высокая надежность кресла и его систем обеспечена простой оригинальной системой кресла, автономностью работы основных систем кресла (катапультирования, стабилизации, ввода спасательного парашюта), дублированием основных систем, обеспечивающих процесс катапультирования и ввода парашюта, и подтверждена всесторонними стендовыми и летными испытаниями и широким опытом эксплуатации.

Костюм спасательный, высотно-компенсирующий
Костюм спасательный, высотно-компенсирующий

Костюм спасательный, высотно-компенсирующий для космонавтов многоразового транспортного космического корабля "Буран". Экспериментальный образец.

Многоцелевой многоразовый космический корабль "Клипер"
Многоцелевой многоразовый космический корабль "Клипер"

Это промежуточный вариант между орбитальным космическим самолетом "Буран" и баллистическим спускаемым аппаратом корабля "Союз". Корабль "Клипер" разрабатывается в ракетно-космической корпорации "Энергия" с 2000 года. Космический корабль "Клипер" состоит из возвращаемого аппарата и орбитального отсека. Главная особенность - это возвращаемый аппарат, позволяющий осуществлять планирующий спуск в верхних слоях атмосферы, что снижает тепловые нагрузки и позволяет использовать многоразовую теплозащиту. Возвращаемый аппарат может совершать боковые маневры в пределах 500-600 км, в то время как "Союзам" при спуске с орбиты удается скорректировать не более 70-80 км. Крылатый вариант корабля обладает высоким аэродинамическим качеством на дозвуковых скоростях и может производить посадку на аэродромы как обычный самолет. "Клипер" разрабатывался как один из элементов транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций).

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Мемориальный музей космонавтики
Мемориальный музей космонавтики

Несмотря ни на что, в освоении космического пространства мы были первыми. С праздником всех вас, с Днем космонавтики! Это праздник гордости за нашу все еще великую страну, и никто не вправе его отменить.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 21120 | Комментариев: 7

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter (20.06.2015 в 00:42):
И нахера это здесь?
Сергей (20.06.2015 в 00:33):
Имеется в наличии достояние о поступлении в Космос орбитальной станции "Мир" -20 февраля 1986 года
геннадий (12.03.2013 в 20:26):
а вы знаете сколько это стоит?
фёдор (03.10.2012 в 14:13):
жаль совецкую космонавтику,не вернуть назад! всё что осталось это лишнии детали,забытые при сборке ракет!
teo (29.02.2012 в 19:27):
все страны дружат и осваивают космос совместно.
+ (14.04.2010 в 21:42):
Шикарный отчет. Надо будет посетить хоть раз в жизни. Особенно понравились названия, в них чувствуется любовь к своему делу всех кто развивал и строил космическую эру человечества. Достойная память на века!
Климыч (14.04.2010 в 16:44):
Огромное спасибо за столь подробный обзор!Будет время-загляни на сайт www.buran.ru.Особенно раздел про РН"Энергия" и её развитие РН"Ураган"-это семейство РН проектировалось для Луны и Марса.Космос,который мы потеряли,блин!Надеюсь не навсегда.

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.08 сек. / MySQL: 2 (0.0086 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх