Blog. Just Blog

Музей "Старый Английский двор"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей "Старый Английский двор"
Музей "Старый Английский двор"

Палаты Старого Английского двора - одно из древнейших жилых зданий в Москве. Эти белокаменные палаты были построены в XVI веке на территории Зарядья, вблизи Варварки - одной из самых старых торговых улиц города. В XVI-XVII веках она стала местом поселения знати и купцов. В средневековье на Варварке располагались важные московские учреждения: Денежный, Купецкий и Гостиный дворы, государевы тюрьмы, Судебный приказ. Здесь в усадьбе Романовых в 1596 году родился Михаил Федорович Романов, который в 1613 году был избран на царский трон. Первыми владельцами дома стали состоятельные московские купцы - в источниках упоминаются имена Юшковых и Ивана Бобрищева. Однако уже к середине XVI века дом перешел в собственность царской казны. В середине XVIII века палаты перешли в частное владение, и на протяжении XVIII-XX веков зданием владели представители различных купеческих фамилий (Солодовниковых, Милас и других). Различные владельцы постоянно перестраивали здание, и к середине XX века палаты Старого Английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный вид и считались безвозвратно утраченными. В советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения. С 1949 по 1966 год здесь размещалась Библиотека иностранной литературы. В середине 1960-х, когда Зарядье уже было снесено для сооружения 8-й сталинской высотки (впоследствии так и не возведенной), реставратор Петр Барановский обнаружил за поздними наслоениями этот памятник истории и культуры. Барановский настоял на сохранении памятника, так как на его месте предполагалось строительство автомобильного пандуса. Торжественное открытие музея "Старый Английский Двор" состоялось 19 октября 1994 года в дни первого официального визита в нашу страну королевы Великобритании. Ее Величество королева Елизавета II и ее супруг принц Филипп приняли участие в открытие музея, который в 2014 году отмечает свое двадцатилетие.

Герб "Московской компании"
Герб "Московской компании"

Макет торгового корабля
Макет торгового корабля

Карта торговых путей
Карта торговых путей

В 1553 году сэр Ричард Чанселлор открыл северный морской путь, соединяющий Англию с Россией. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, "англичан на Москве двором пожаловал", предоставив им право свободной и беспошлинной торговли во всех русских городах, серьезные таможенные льготы, а также ряд других торговых привилегий. Такое положение вещей послужило основанием для создания в Лондоне в 1555 году торговой "Московской компании".

Пеньковый канат
Пеньковый канат

Воск
Воск

Пушнина
Пушнина

Черная икра и мед
Черная икра и мед

Выделанная кожа
Выделанная кожа

Слюда
Слюда

Гравюра "Послы Ивана Грозного, несущие меха"
Гравюра "Послы Ивана Грозного, несущие меха"

В XVI-XVII веках "Московская компания" поставляла английской казне из России мачтовый лес, канаты и другие снасти для строительства флота. Они считались лучшими из привозимых в Англию и, по мнению купцов компании, сослужили королевскому флоту добрую службу в 1588 году в битве с испанской непобедимой Армадой. Не меньше в Англии ценился и русский воск. В московии, где был велик спрос на церковные свечи, он причислялся к "заповедным товарам", не подлежавшим вывозу за границу. Однако московские государи нередко уступали его англичанам в обмен на серу, селитру и порох. В XVI-XVII веках в английский обиход входят такие русские товары, как лен, пенька, слюда, железо, мед, пушнина, масло, ворвань, икра, а в неурожайные годы и хлеб.

Английское сукно
Английское сукно

Винный бочонок
Винный бочонок

Свинец и медь
Свинец и медь

Пороховой бочонок
Пороховой бочонок

Английские карабин и мушкет
Английские карабин и мушкет

Ствол пушки
Ствол пушки

Среди английских товаров в XVI-XVII веках особой славой пользовалось сукно превосходного качества и самых различных цветов. В русских грамотах того времени часто упоминается "сукно лундыш", ввозимое из "лунды", то есть Лондона. Не менее важную роль московские государи отводили оружию и боеприпасам, таким как свинец, селитра, сера и порох, которые доставлялись из Англии северным путем, лежавшим вдали от враждебных России держав. Королева Елизавета I в виде исключения разрешала купцам "Московской компании" вывозить в Россию драгоценные металлы. Здесь они вели широкую торговлю товарами не только английского, но и иностранного производства. Среди них упоминаются ткани, цветные металлы, бумага, соль, сахар, аптечные снадобья, вина, миндаль, сушеные фрукты, посуда, музыкальные инструменты и разнообразные предметы роскоши. Однако в годы жестоких неурожаев (например, во время голода 1571 года) на кораблях "Московской компании" в Россию ввозился хлеб. А вместе с английскими товарами в традиционный русский быт проникали новые вкусы и новые представления об окружающем мире. Для московской конторы британским купцам был выделен дом в Зарядье.

Бочка
Бочка

Английский сундук
Английский сундук

Сундук для товаров
Сундук для товаров

Постепенно английские купцы приобрели исключительное положение на русском рынке, в тот момент практически закрытом и не вовлечённом в морскую торговлю с европейскими странами. Британская Московская компания открыла свои подворья во многих русских городах, включая Великий и Нижний Новгород. Деятельность компании оказала существенное влияние на формирование имиджа России в Европе. В 1598 году Ричард Хаклюйт опубликовал в Лондоне многотомный труд, в котором среди отчетов многочисленных английских экспедиций, внушительное место занимали рассказы англичан о России. В начале XVII века в библиотеках обеих стран появляются первые англо-русские словари. В 1636 году компания приобретает в Москве еще одно подворье, более крупное - Новый английский двор в Белом городе, у Ильинских ворот. С тех пор владение на Варварке получает соответствующую приставку к имени и начинает именоваться Старым Английским двором.

Музей "Старый Английский двор"
Музей "Старый Английский двор"

Музей "Старый Английский двор"
Музей "Старый Английский двор"

Музей "Старый Английский двор"
Музей "Старый Английский двор"

В XVII веке англичанам приходится конкурировать с другими европейскими народами, которые также налаживают морскую торговлю с Россией. В годы Английской революции середины XVII в. торговля между Англией и Россией приходит в упадок. После Казни английского короля Карла I в 1649 году царь Алексей Михайлович лишает "Московскую компанию" всех привилегий и владений в русском государстве. Он разрывает все отношения с Английской республикой и повелевает ее подданным покинуть пределы России. Старый Английский двор в Москве переходит к новому лицу.

Страницы "Патриаршей летописи"
Страницы "Патриаршей летописи"

Отъезд англичан из Москвы в 1649 году не означал полного разрыва отношений между Россией и Англией. С реставрацией Стюартов (1660) русско-английские связи получили новый импульс к развитию. В годы царствования Петра I (1682-1725) были учреждены постоянные дипломатические представительства Англии в России и России в Англии. "Московская компания", получившая к тому времени название "Русской компании", возобновила свою резиденцию в новой столице - Санкт-Петербурге. В период правления Анны Иоанновны (1730-1740) англичане, на основе англо-русского торгового соглашения, получают статус "наиболее благоприятствуемой нации", а при Елизавете Петровне (1741-1761) между Россией и Англией заключается военный союз. Особенно успешно русско-английские связи развиваются в эпоху Екатерины II (1762-1796), которая считала союз с Англией "естественным и полезным". С этого времени связи между двумя государствами стали носить прочный двусторонний характер. Люди разных сословий устремились в Англию "упражняться в художествах, в науках, в мореплавании, в торговле, в ремеслах". Английская колония в Санкт-Петербурге, ядро которой составляли члены "Русской компании", насчитывала к концу XVIII века 1500 человек. В последующие столетия русско-английские связи, начало которым положило случайное появление корабля Р.Ченслера у русских берегов, развивались, крепли и, несмотря на зигзаги политики, приобрели традиционный характер.

Музей "Старый Английский двор"
Музей "Старый Английский двор"

"Казенная палата" - главный зал, где воссоздан интерьер парадной палаты Старого Английского двора. Именно здесь проходили собрания торговых агентов компании и устраивались деловые приемы. Здесь же хранилась казна "Московской компании", давшая название палате. Русская печь и пристенные лари в сочетании с английской мебелью и утварью шекспировского времени придают залу тот необычный колорит, который отличал жизнь иноземцев в Московской Руси. Воссоздана на конец XVI века.

"Казенная палата"
"Казенная палата"

"Казенная палата"
"Казенная палата"

"Казенная палата"
"Казенная палата"

"Казенная палата"
"Казенная палата"

"Казенная палата"
"Казенная палата"

Печка
Печка

Украшения печи
Украшения печи

Украшения печи
Украшения печи

Сейчас в Старом Английском дворе проводится выставка "Цифирная премудрость. Арифметическая школа на Варварке во времена Петра Великого". Имя Петра I навсегда связано с грандиозными переменами в общественной и частной жизни Российского государства в конце XVII - первой четверти XVIII веков. Одной из первых проблем, возникших в ходе реформ, стало отсутствие системы светского образования и вследствие этого отсутствие широкого слоя грамотных специалистов различных, особенно технических, квалификаций. Нужны были инженеры, техники, морские офицеры, обладающие математическими знаниями. Для кораблестроения, навигации, артиллерии и постройки крепостей необходимы были арифметика, геометрия, тригонометрия. Чтобы решить все эти задачи, Петр I провозгласил "образование" государственной проблемой. В череде указов, направленных на создание различных школ, для нас особенно интересен петровский указ от 28 февраля 1714 года об открытии Арифметических (цифирных) школ, одна из которых расположилась в палатах бывшего Английского Двора на улице Варварка в Москве. Цель выставки - показать попытки царя Петра I по созданию системы начального светского образования, и изменения, произошедшие в учебном процессе в XVIII века, по сравнению с предшествующим периодом, рассказать о людях, повлиявших на формирование математического образования в эту эпоху. Так же материалы выставки в общих чертах показывают развитие математических знаний в России XI-XVII веков.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

На протяжении многовековой истории человеческого общества родителей волновали проблемы воспитания детей. От того, как они воспитаны, зависит судьба, будущее страны. Педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской культуре - устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обычаях, обрядах. Большое значение придавалось воспитанию в ребенке нравственных качеств: правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброта, уважение к старшим. Церковь оказывала большое влияние на воспитание детей, на всё поведение человека. Она не запрещала веселья и смеха, но ставила им некоторый "ограничитель" для того, чтобы человек не терял над собой контроль. Например, тому, кто рассмеялся до слез, полагалось в наказание три дня есть всухомятку и класть по 25 земных поклонов. Та же самая кара следовала за хулу погоды - снега или дождя. Строже было наказание за смех и "повести" (разговоры) в церкви - 12 дней сухоядения и по сто поклонов в день. Во времена Киевской Руси греческое духовенство при поддержке светских властей организовывало и руководило духовными школами в основном при монастырях. Главной их задачей была подготовка образованных священнослужителей. К XV-XVI векам эти школы почти прекратили свое существование, и дети учились либо у родителей, либо у нанятого учителя.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Необходимость в создании системы начального образования в России для детей священнослужителей, а также для других сословий понималась еще во времена царя Ивана Грозного. В 1551 году был созван Священный собор, решения которого были изложены в 100 пунктах (главах), отчего он и стал называться Стоглавым. Собор принял множество важных постановлений, в том числе в статье 25 "Стоглава" было изложено постановление о создании школ грамоты. Однако это решение в масштабах всего государства так и не было реализовано. Начавшаяся борьба за Казань, а затем и Ливонию поглотила все силы и средства страны, необходимые для осуществления решений собора, в том числе и школьных программ. Программа немногих вновь созданных училищ всецело подчинялась практическим нуждам. Учитель являлся перед учеником с книгой в одной руке и с розгой в другой. Он должен был научить ученика читать вслух и петь нужные тексты. Ребенка обычно начинали учить с семилетнего возраста, но к учителям ходили на занятия и юноши и взрослые. Начинали обучение с азбуки или букваря, после чего брались за чтение часослова (церковная книга, которая содержала основные молитвы и частично включала в себя тексты богослужения). Одновременно с изучением часослова начинали учиться писать. Букварь и часослов заучивались наизусть, затем наступала очередь псалтири (сборник псалмов царя Давида). Часто на этом учение и заканчивалось. Реже приступали к чтению "Апостола", еще реже к Евангелию. Окончание изучения каждой книги было важным событием в жизни ученика. Наряду с грамотой дети изучали счет. Необходимо отметить, что математики как науки, в современном понимании, просто не существовало. В те времена цифирная наука являлась своего рода всеобщим "ремеслом", всеобщим умением.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Из первых известных письменных источников мы узнаем о том, что математические знании на Pyси были распространены в X-XI веках, но связаны они были с практическими нуждами людей: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая. Литература, переведенная с греческого языка после принятия христианства, принесла на Русь немало достижений античной науки и культуры. В "Изборнике" 1073 года встречаем математические фрагменты Аристотеля. Почти каждая монументальная постройка опиралась на математическую систему, благодаря которой определялись толщина стен, радиусы арок, общие габариты зданий. Вероятно, что архитекторы того времени хорошо знали пропорции ("золотое сечение"). Расчетам помогали своеобразные графики-вавилоны, содержащие в себе сложную систему математических вычислений. До сих пор историки дискутируют о том, как в древнерусской школе грамоты обучали счислению. В источниках XII-XIII веков отсутствуют описания вычислительных операций Сохранились лишь записи результатов счета. Все попытки реконструкции арифметических подсчетов оказались неудовлетворительными. Стало известно, что счету в школах повышенного типа обучали при помощи абака. Абак - доска, разделенная на полосы, где передвигались камешки, кости для арифметических вычислений. Наиболее древнее русское математическое произведение по хронологии и вычислительной математике "Учение им же ведати человеку числа всех лет" принадлежит новгородскому монаху Кирику (1136 год). Аналога "Учению" нет ни в древнерусской, ни в византийской, ни в южнославянской письменности. Не принадлежит оно ни к одному из известных жанров и в древнерусской литературе. Глубокие знания, изложенные в этом научном трактате, были уделом очень немногих людей.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Сохранившиеся арифметические рукописи конца XVI-XVII веков содержат, помимо описания славянской и арабской нумерации, арифметические операции с целыми положительными числами, а также подробное изложение правил действия с дробями, тройное правило и решение уравнений первой степени с одним неизвестным посредством правила ложного положения. Для практического использования общих арифметических правил в рукописях рассматривалось много примеров реального содержания. Различные математические правила и примеры распределялись по "статьям" и содержали указания, как надо поступать при решении тех или иных задач. Также излагался так называемый дощаной счет - прототип русских счетов. В геометрических рукописях, в большинстве своем преследовавших также практические цели, содержалось изложение правил определения площадей фигур и объёмов тел, часто приближенных, использовались свойства подобных треугольников и теорема Пифагора. Главным орудием землемеров была "вервь" - веревка. Рукописи XVI-XVII веков сыграли большую роль в распространении математических и практических знаний, но их было явно недостаточно. Одной из причин замедленного развития математических знаний в России в это время было противостояние православной церкви католической экспансии и пропаганде. Под запретом властей нередко оказывались книг религиозного содержания, идущие с Запада, в том числе запрещались и светские издания, среди которых были математические книги.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

В XVII веке необходимость в широком распространении математического образования была велика. "...Купцы не учатся даже арифметике, и иноземцы во всякое время беспощадно их обманывают..." - так писал известный публицист Юрий Крижанич в своем труде "Разговоры о владетельстве", описывая в нем состояние России. Эти слова были написаны в царствование Алексея Михайловича Романова, но принципиальные сдвиги в деле развития светского образования и в том числе математического были достигнуты только при его сыне Петре I. Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672 года. Крестным отцом новорожденного стал его сводный брат царевич Федор Алексеевич. С трех лет царевич Петр участвует в торжественных царских выездах, повсюду сопровождая отца. Мальчика рано заинтересовали военные игрушки, которых было очень много, но от мастеров Оружейной палаты постоянно требовали поставлять царевичу все новые, в основном, военные потехи. Когда Петру было четыре года, умер его отец и юный царевич остался на попечении своей матери и старшего брата 14-летнего царя Федора Алексеевича. Скрытая неприязнь Милославских и Нарышкиных после смерти молодого царя Федора превратилась в открытую вражду. 27 апреля 1682 года, в Москве после бурных столкновений было установлено двоевластие царей Петра и Ивана, а правительницей государства провозглашена их старшая сестра царевна Софья, правление которой длилось 7 лет. Эти события произвели на 10-летнего Петра тяжелое впечатление ужаса и страха. Петр с матерью обосновались в селе Преображенское. Отстраненный от власти и предоставленный самому себе царевич начал долгую игру в военное дело. Занятия с Н.Зотовым после событий 1682 года быстро закончились. Наталья Кирилловна не захотела доверить дальнейшее воспитание сына ученым монахам, приверженцам Софьи. Товарищами в "потехах" Петра были дети придворных и слуг, приписанных к его особе. Это были его сверстники и мальчики на несколько лет постарше. Многие из них всю жизнь оставались рядом с Петром и стали активными участниками его преобразований. Под началом юного царя "потешная" армия все более приобретала характер боевых частей, где царила настоящая, а не "потешная" служба с дисциплиной, субординацией, званиями и жалованьем. В Преображенском в 1686 году была возведена по всем правилам фортификации крепость Пресбург. Юный полководец организовывал баталии и маневры, изучал строевую науку и стрельбу, порядки в иноземных армиях и образцы военных костюмов. В окружении Петра встречались и иностранцы из Немецкой слободы - хорошие мастера и офицеры, которые охотно шли к царю на службу и учили его наукам, ремеслам, военному делу.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Только в 15 лет, изучая с Ф.Тиммерманом бомбометание, фортификацию, кораблестроение и навигацию, Петр стал заниматься арифметикой и геометрией. Круг увлечений юного Петра был необычайно широк, но он явно тяготел к точным и прикладным дисциплинам. Случайная находка в Измайлове старого английского бота, послужила началом нового любимого дела Петра - строительства кораблей. Отремонтированный бот перевезли на Плещеево озеро. Там под руководством голландца Карстена Брандта из Немецкой слободы заложили корабельную верфь. Численность государева войску к концу 1680-х годов настолько возросла, что половину солдат из Преображенского перевели в соседнее село Семеновское. Их стали называть по названиям сел - "Семеновским и Преображенским государевыми потешными полками". Постепенно увеличивавшиеся "потешные" войска превратились в реальную военную силу. В январе 1689 года Петр по настоянию матери женился на Евдокии Лопухиной. Женатый царь уже не нуждался в регенте. Попытка Софьи взять власть в свои руки, совершив государственный переворот, закончилась крахом. Царевна была заточена в монастырь. Сам Петр не стремился к власти, его мать, родственники и приближенные стали управлять государством. Молодой царь редко бывал в Кремле, занимаясь полками и верфями. Он часто вступал в конфликт с матерью и патриархом из-за несоблюдения традиций и, особенно из-за общения с иностранцами. Петр стал постоянным гостем в Немецкой слободе, он свободно чувствовал себя среди людей разных национальностей, профессий и вероисповеданий. Здесь жили интересные и образованные люди: купцы, врачи, ремесленники, инженеры и военные. В народе за Петром утвердилась слава "царя-кутилки". Однако, веселясь и "дебоширя", царь не забывал о деле. В 1693 году он отправился в Архангельск, где впервые увидел и полюбил море. Вероятно, именно там царь стал осознавать необходимость превращения России в морскую державу. Символом наступления новых времен в России стало введение с 1 января 7208 года (со дня сотворения мира) европейского летоисчисления по григорианскому календарю, т.е. от Рождества Христова. Этот знаменательный день стал первым днем 1700 года и установил единое временное пространство с Западной Европой. Реформы царя со временем приобрели универсальный характер и затронули все стороны русской жизни. Преобразования с большим трудом и под мощным нажимом государства внедрялись в жизнь. Первоочередной проблемой стала воспитание и обучение отечественных специалистов: инженеров, мореходов, навигаторов, картографов, артиллеристов, офицеров. Петр декларировал необходимость обучать детей. В контрактах иностранцев, работавших в России, были включены обязательные пункты об обучении русских. С осени 1696 года указы об отправке молодых людей на учебу за границу приобретают массовый характер. Власти также нащупывали возможный путь создания системы образовательных учреждений в России.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

В 1701 году в Москве открылась Навигацкая школа для дворянских недорослей, детей приказных и другого служилого люда. Почти одновременно была создана Артиллерийская школа. Позднее прибавилась Инженерная, а в 1707 году - Медицинская школа в Москве. В те же годы, еще до учреждения Синода, царь обязал и духовенство получать образование. В 1708 году "духовным детям" для посвящения в сан приказано было учиться в греческих и латинских школах. Навигацкая школа, готовившая мореходов и навигаторов, офицеров армии и флота стала прообразом других Навигацких и геодезических школ, открывшихся немногим позже повсеместно в России. Это было любимое детище царя: он часто посещал ее лично, ревностно следил за успехами учеников. В школе имелось два отделения: навигацкое и математическое. Первым руководил астроном и математик профессор Эбердинского университета А.Д.Фаркассон, вторым - русский ученый-математик Л.Ф.Магницкий. На содержание Навигацкой школы отпускалось с 1713 году по 22456 рублей в год. Нуждающиеся ученики находились на полном казенном обеспечении. В школу принимали юношей всех сословий, кроме крепостных. В 1703 году в ней обучалось 300, в 1711 году - 500 человек. Школа давала обширные и разносторонние знания. Курс обучения состоял из трех ступеней: начальной (русской), цифровой (арифметической) и высшей (навигацкой). На первой ступени, которая была рассчитана в среднем на 1,5-2 года, обучали элементарным правилам грамматики и чтению, закону Божьему. Вторая ступень давала основы математических знаний: обучали арифметике, геометрии, плоской и сферической тригонометрии, рисованию. Навигаторская ступень предполагала изучение математической географии, астрономии, черчения, геодезии, навигации, судостроения. Учащиеся высшей ступени проходили обязательную практику на кораблях, судостроительных верфях, прокладке дорог. В июне 1712 года, по результатам смотра учеников, царь приказал послать 26 человек изучать навигацкие науки в Голландию, 22 - в Ревель для изучения немецкого языка, 16 - записать в солдаты Преображенского полка. Выпускники, окончившие все три ступени, принимались на государственную службу. Они становились руководителями, дипломатами, учителями, инженерами, строителями судов, геодезистами. Те же, кто изучил только 1-2 ступени, становились счетоводами и писарями, работали на подсобных работах (мастеровыми) во флоте и армии. Выпускники навигацкой школы выполняли самые разнообразные поручения по картографированию географических объектов, межеванию земель, демаркации границ, устройству укрепленных линий, строительству дорог, каналов и т.д. Они являлись ценными специалистами, способными осуществить задуманную Петром государственную съемку России (1721 год), с последующим составлением единой карты империи.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Известно из документов, что в мае 1722 года в школе на Варварке жили и работали два учителя в двух жилых палатах на верхнем этаже. Три нижние палаты преподаватели сдавали в наем жильцам, чтобы увеличить свой скромный заработок. Учеников в школе, на тот момент, насчитывалось около 100 человек. До сих пор не выяснено когда школа прекратила свое существование. Скорее всего, она продолжала свою работу до 1744 года, когда вышел указ о закрытии всех немногих оставшихся цифирных школ. Заслуги Петра по созданию учебных учреждений, дающих гражданам техническое образование, отметил в "Слове на похвалу... памяти Петра Великого", произнесенном 29 июня 1725 года Феофан Прокопович. "Что ни видим цветущее, а прежде сего нам и неведомое, не все ли то его заводы?... Что же реши о Арифметике, Геометрии и прочих математических искусствах, которым ныне дети Российскии с охотою учатся, с радостью навыкают, и полученная показывают с похвалою, тая прежде было ли? Не ведаю, во всем государстве был ли хотя один цирклик {циркуль), а прочаго орудия и имен не слыхано: а если бы где некое явилося арифметическое или геометрическое действие, то тогда волшебством нарицано".

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

Петр I предпринял в 1698 году в Амстердаме первую, не получившую развития попытку организовать печатание русских книг за границей. В 1707 году он активно занялся реформой книжного дела в Москве. Эта реформа являлась необходимым и закономерным звеном в цепи петровских преобразований. Одной их целей Петра было подчеркнуть разрыв между старой, церковной, и новой, светской, книгой. Этому должна была способствовать реформа шрифта. В 1708-1710 годах, "книги новотипографского тиснения" печатались только в Москве, затем появились первые петербургские издания, и центр гражданского книгопечатания постепенно сместился в новую столицу. Первые книги гражданской печати рассчитаны были на подготовку специалистов в области военного и морского дела. Новое общество также остро нуждалось в пособиях по математике, архитектуре, географии. Новые книги готовили европейски образованных специалистов и распространяли естественнонаучные знания, помогали вырабатывать научное мировоззрение. Немногочисленную группу составляют издания, рассчитанные на усвоение бытовых навыков европейского поведения, а также пособия, посвященные расшифровке популярной в Европе системы аллегорических значений слов и предметов. Эти знания воспринимались как необходимая составная часть новой дворянской культуры. Активно издаются гражданским шрифтом книги политической тематики, отражающие взгляды самого Петра на общество, государство, церковь, а также документы (указы и акты правительства) пропагандирующие петровские преобразования. Подобные издания печатались в те годы и привычной кириллицей. Газета "Ведомости" до 1710 года печаталась только кириллицей. Целый ряд изданий был посвящен военным и дипломатическим успехам России. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие беллетристики, которую отчасти заменяют книги для "душеполезного чтения", такие, как "Эзоповы притчи" или "История... о разорении Трои". Это связано с унаследованным от древнерусской культуры отношением к книге - книга должна не развлекать, но учить. Петр I придавал огромное значение формированию государственной политики в области книгоиздания. Он являлся редактором целого ряда изданий, отбирал книги для перевода и давал рекомендации переводчикам, уделял большое внимание внешнему виду книг, в которые начинает активно вводиться гравюра на меди. Число книг гражданской печати петровской эпохи невелико (в 1708 году вышло 13 книг, в 1709 году - 18), тиражи составляли всего 100, 200 экземпляров, но их роль в становлении новой русской культуры трудно переоценить. Эти книги были результатом реформ Петра и одновременно необходимым условием идеологической подготовки и осуществления целого ряда других преобразований.

Экспозиция выставки
Экспозиция выставки

После посещения музея я в очередной раз убедился, насколько интересно бывает открывать для себя новые страницы истории. Экспозиция музея пусть и небольшая, но все равно достойная для посещения.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 8019 | Комментариев: 3

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Isaev (02.04.2012 в 14:17):
Порадовала беспалевно исправленная цена на входной билет ))
Народ не стал заморачиваться
Алексей (10.12.2011 в 12:23):
Через Архангельск. Экспедиция Ченслера. Это есть в тексте статьи
Matsist (24.10.2011 в 02:53):
А каким макаром английские морские суда добирались до Московской Руси в 16 веке?

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.11 сек. / MySQL: 2 (0.0086 сек.) / Память: 4.75 Mb
Наверх