Blog. Just Blog

Интерьерная экспозиция "Домик Петра I" в Коломенском

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Домик Петра I в Коломенском
Домик Петра I в Коломенском

Домик Петра I, именовавшийся в документах XVIII-XIX веков дворцом, был построен русскими и голландскими мастерами в 1702 году на острове Святого Марка в устье Северной Двины близ Архангельска. Как и все постройки Русского Севера, он был сложен из толстых круглых бревен, утеплен мхом и имел низкие дверные проемы и слюдяные окна. Царь жил в нем в течение двух с половиной месяцев летом 1702 года во время строительства укреплений Новодвинской крепости и военных кораблей.

После отъезда Петра I из Архангельска домик несколько раз находился на грани полного разрушения из-за сильных ледоходов. Чтобы спасти его от затопления. в 1710 году домик перенести на форштадт Новодвинской крепости. В 1864 году, когда крепость утратила значение военного объекта, большую ее часть вместе с домиком Петра I перевели в ведение Архангельского епархиального ведомства. В 1877 году для более надежного сохранения домик переместили в центр Архангельска, на набережную Северной Двины. Впоследствии для сохранения домика его укрыли вначале деревянным, а затем каменным футляром. В 1930-е годы архангельские власти приняли решение разобрать домик Петра I. Благодаря стараниям выдающегося архитектора-реставратора, первого директора музея-заповедника "Коломенское" П.Д. Барановского, который организовал перенос домика из Архангельска в Москву, памятник был спасен. В соответствии с сохранившимися описаниями Домика были воссозданы сени, кабинет, чуланец, столовая, почивальня и денщицкая - интерьеры, в которых размещены типичные предметы того времени из фондов музея-заповедника.

Домик Петра I в Коломенском
Домик Петра I в Коломенском

Якоря
Якоря

По внешнему виду "дворец" царя представляет собой соединение двух бревенчатых срубов с холодными сенями и коридором между ними, к которому с запада пристроен деревянный "прируб". Конструктивно "дворец" напоминает обычную крестьянскую избу. В то же время в планировке и внутреннем убранстве домика сказались и новые, западные веяния. Общая тенденция архитектуры жилых помещений Европы того времени была направлена на более точное определение функционального назначения комнат. В связи с этим число покоев домика не только много больше, чем в традиционном русском доме, но каждая комната "дворца" теперь имеет свое конкретное назначение - светлица (кабинет), "светлица, где был стол государев" (столовая), почивальня, денщицкая, чуланец. Увеличиваются, как это было принято в европейском быту, размеры окон домика, на смену привычной для России слюде приходит волнистое, "лунное" стекло. Домик - современник начала эпохи реформ первой четверти XVIII века, и его интерьер можно считать одним из самых ранних в России, оформленных в новом вкусе. Здесь удивительным образом переплелось традиционное русское и новое, европейское, соединились элементы деревянного русского северного зодчества и голландской жилой архитектуры.

Корабельная пушка
Корабельная пушка

Модель галеры "Двина"
Модель галеры "Двина"

После завершения войны с Турцией Петр переносит центр тяжести российской внешней политики на берега Балтийского моря. В 1699 году русский царь, саксонский курфюрст и король Речи Посполитой Август II и датский король Фредрик IV договорились об образовании Северной лиги, военно-политического союза против Швеции, доминировавшей на Балтике. Война за изменение границ в регионе длилась более двух десятилетий и получила название Северной войны. Сокрушительное поражение русских войск под Нарвой в 1700 году, с которого для России началось противостояние со Швецией, заставило царя заняться созданием регулярной армии, строительством флота, заведением мануфактур, реформированием государственного аппарата, налаживанием дипломатических контактов. Верные солдаты Преображенского полка, участники "потешных" боев в Преображенском и Коломенском, сопровождали своего государя во всех сражениях Северной войны.

"Регламент об управлении адмиралтейства и верфи"
"Регламент об управлении адмиралтейства и верфи"

В начале 1701 года в Швеции был сформирован отряд для нападения на единственный русский порт Архангельск. Узнав от разведчиков о планах похода задолго до выхода шведских кораблей в море, Петр приказал архангельскому воеводе построить на Северной Двине, в 18 верстах ниже города, крепость на тысячу человек для его защиты, назвав ее Новодвинской. Завершить строительство Новодвинской крепости до подхода шведов не удалось. Тем не менее, когда 25 июля 1701 года флотилия противника подошла к Архангельску, по ней был открыт артиллерийский огонь, из города отправлен десант на лодках для захвата судов, и шведы вынуждены были отступить.

Плотницкие инструменты
Плотницкие инструменты

В 1702 году Петр получил сведения о приготовлениях шведов к новому походу на Архангельск. Царь посещает Соловки - монастырь, уже два столетия являвшийся важнейшим звеном обороны Русского Севера, а затем прибывает в Архангельск с пятью батальонами пехоты, лично определяет места для постройки новых батарей, возглавив гарнизон общей численностью в четыре тысячи человек.

Оттиск руки Петра I
Оттиск руки Петра I

Модель ботика Петра I
Модель ботика Петра I

Все лето 1702 года Петр провел в Архангельске в ожидании прихода неприятеля, который так и не состоялся. Занятый приготовлениями к обороне, царь приказал начать строительство в городе нового порта и адмиралтейства. На верфях близ Архангельска были спущены на воду два фрегата и заложен 26-пушечный корабль.

Навершие в виде двуглавого орла
Навершие в виде двуглавого орла

Мортира Соловецкого монастыря
Мортира Соловецкого монастыря

Достройка Новодвинской крепости продолжалась до 1709 года, однако после 1701 года шведы на Русском Севере больше не появлялись и военные действия целиком перешли на Балтику. В 1703 году в устье Невы русская флотилия выиграла у шведов первое морское сражение. В результате Северной войны, победно завершившейся в 1721 году, Россия получила выход к Балтийскому морю, решив одну из своих главных исторических задач. Было покончено с господством шведов на Балтике, и Российская империя (одновременно с заключением мира со Швецией Петр по просьбе Сената возложил на себя императорский титул) обрела в Европе место, достойное великой державы.

Почивальня
Почивальня

Место для отдыха размещалось в дальних, не предназначенных для посторонних, покоях домика. Привычка жить в небольших комнатах сформировалась у Петра с детства, когда он жил в коломенских хоромах дворца царя Алексея Михайловича. Кровать вошла в обиход русской знати еще в XVII веке, но продолжала оставаться предметом, в русском быту редким и, как правило, привозным. "По указу из-за моря будет вывезено к Архангельскому городу... кровать большая", - гласит документ того времени. В Красном углу почивальни находится икона с изображением святой Троицы. Когда царевич Петр появился на свет, его отец, царь Алексей Михайлович заказал знаменитому иконописцу Симону Ушакову "мерную" (в рост младенца Петра) икону с изображением ангела царевича, апостола Петра и святой Троицы. С этой иконой Петр никогда не расставался. Рядом с Красным углом располагался небольшой дубовый стол. Для лучшей теплоизоляции в условиях сурового северного климата во внутреннее убранство помещений использовались суконные ткани ярких цветов, которые помимо чисто функциональной роли, сохранять тепло в покоях, призваны были украшать интерьер. В допетровское время тканями, как правило, покрывали стены в нижней части, в первой же четверти XVIII века ими затягивали стены выше панелей, а иногда и всю поверхность стены целиком. Крепили ткани на подрамниках и замыкали в рамки. Любовь к смелым цветовым сочетаниям и яркости колорита - характерная черта традиционного русского искусства и быта допетровской Руси. Полы, и в почивальне, и в других помещениях домика, настилались из досок, двери делались одностворчатыми, плотницкой работы. Покои освещались настольными подсвечниками.

Изразцовая печь в почивальне
Изразцовая печь в почивальне

Важную роль в убранстве комнат играли изразцовые печи, чаще всего прямоугольные. Яркие, многоцветные поливные изразцы украшают традиционные для русского искусства орнаментальные мотивы, изображения птиц и растений.

Денщицкая
Денщицкая

С почивальней соединена денщицкая - комната для слуг государя. Денщиками царя были низшие военные чины, не только прислуживавшие Петру, но и выполнявшие особые поручения, в том числе дипломатические и военные. В денщики Петр отбирал как молодых дворян из хороших фамилий, так и представителей незнатных родов, ценя, прежде всего, деловые качества и преданность. Денщицкая служба при энергичном, вечно занятом трудами государе, проводившем в бесконечных разъездах большую часть года, не относилась к числу легких. Петр умел обходиться минимальным количеством прислуживающих ему лиц. Обычно у него был один камердинер и 4-6 денщиков, из которых двое всегда находились при царе. Десять лет спустя после взятия ко двору, а зачастую и раньше, Петр переводил денщика в военную или гражданскую службу в зависимости от способностей и наклонностей. В денщиках государя начиналась служба и карьера самого известного царского фаворита, князя Александра Даниловича Меншикова, многие годы и после отставки из денщиков безотлучно находившегося при Петре и сопровождавшего его во всех поездках, военных и мирных, как по России, так и за рубежом.

Кабинет
Кабинет

Кабинет
Кабинет

Кабинет (в русском языке того времени чаще называвшийся "комнатой") был интеллектуальным и хозяйственным центром домика и относился к непарадным покоям. Географические карты, книги по корабельному и военному делу, чертежные инструменты, модель парусного судна, отражают увлечения и интересы хозяина кабинета, царя Петра. Рядом с традиционными предметами русского быта в кабинете располагались вещи и европейского происхождения. Конструкция мебели отличалась простотой и прочностью, преобладанием прямых поверхностей, предметы обстановки украшались рельефной орнаментальной резьбой. Характерными образцами мебели петровского времени стали дубовые столы на массивных, точеных ножках, шкафы. Наряду с новыми формами мебели использовались и традиционные русские скамьи и лавки. Лавки крылись тонким алым "кармазинным" сукном, им же "наряжались" стены, потолки, пол, обивались двери, обшивались окна и ставни. Издревле в дворцовых царских покоях красное сукно было обязательным элементом декорировки, и этот обычай сохранялся в XVIII веке. Суконный "наряд" служил и утилитарным целям, предохраняя помещение от проникновения холода.

Кабинет
Кабинет

Образцом парадной мебели второй половины XVII - начала XVIII веков в домике царя является шкаф-кабинет голландской работы. Он сделан из сосны и груши, тонирован лаком под дорогостоящее черное дерево, а дверцы и боковые стенки изящно инкрустированы слоновой костью. Значительную часть кабинета занимает массивный дубовый раздвижной стол, столешница которого богато украшена деревянной мозаикой - интарсией, выполненной из пластинок светлого и мореного дуба. Мозаика столешницы представляет собой сложный орнамент, композиционный центр которого - двуглавый орел, герб Российского государства. Столы для царских помещений использовались только длинные прямые.

Столовая палата
Столовая палата

Интерьер столовой палаты восстановлен с учетом документальных данных о пребывании Петра в Новодвинской крепости. 29 июня 1702 года, в день памяти апостолов Петра и Павла, царь, находясь в Архангельске, праздновал свои именины. "Имянинный стол, - как гласит современное описание, - был полной для всех чиновников и служилых людей, великая и многая стрельба была из пушек и мелкого оружия во весь день, по три дня праздновали великий государь со своими ближними людьми. А в первый день такое было изобильное питье, что сороковые бочки пополам были распилены и наливали в оные церковного и ренского вина простого, а двойного в ушатах было поставлено, и пива везде довольно расставлено было, так что оное двоеручно брали и пили, сколько кто хотел". Сотрапезниками царя за именинным столом были люди самого разного звания и происхождения. Петр не придавал большого значения обычаю рассаживать гостей по их родовитости, ценя в людях, прежде всего, деловые качества.

Столовая палата
Столовая палата

Столовая палата
Столовая палата

Отдельная столовая палата была новинкой в русском быту: обычно обед сервировался в одной из комнат, а для гостей в парадной зале. В то же время в Красном углу столовой палаты находится икона Спасителя, традиционная для русского дома. Вдоль стен столовой палаты располагаются лавки и скамьи. Универсальная русская мебель, они предназначались и для сидения, и для послеобеденного отдыха; под лавками устраивались сундуки для хранения всевозможной утвари. Скамьи со спинкой, которая перекидывалась, "переметывалась" на обе стороны, называли "переметными". Характерный элемент быта новой эпохи, в домике представлена мебель европейского образца, стулья, украшенные резьбой. Для кваса и пива, подававшихся на трапезе, использовались оловянные кружки, украшенные большими эмалевыми медальонами и имевшие почти прямоугольное тулово, ручку и крышку. Для более крепких напитков предназначались стопы. Хранилась посуда в нарядном, украшенном слюдой, оловом и затейливой росписью шкафу-поставце. В XVII веке западноевропейские мастера, изготавливавшие парадную посуду, использовали, кроме драгоценных металлов, и экзотические материалы, скорлупу кокосовых орехов и страусиных яиц. Из них делали кубки, которые полировали или покрывали разными изображениями, затем оправляли в серебро с чеканным, резным или эмалевым орнаментом и надписью по венцу. Столовая, как и другие комнаты, обогревалась изразцовыми печами.

Чуланец
Чуланец

Вот такая интересная, хоть и маленькая экспозиция. Еще бы там убрали заградительные стекла, чтобы можно было нормально фотографировать, и было бы вообще замечательно. Если будете гулять в Коломенском, то обязательно посетите домик Петра I, не пожалеете.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 9439 | Комментариев: 2

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Ольга (03.01.2015 в 19:03):
Спасибо, за замечательную экскурсию. Радует не только количество фотографий, но и качество сопроводительного материала. Спасибо огромное.
SVS (08.07.2012 в 01:43):
Какая-то ладоша у Петруши странная...

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0079 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх