Blog. Just Blog

Выставка "РеКонструкция шума"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "РеКонструкция шума"
Выставка "РеКонструкция шума"

Шум, как важное событие звуковой жизни, имеющее свое особое художественное измерение, был по-настоящему оценен только в XX веке. Радикальные преобразования в повседневной среде человека и необходимость открытия новых музыкальных, и шире, звуковых перспектив, дали импульс развитию целой шумовой культуры в первой половине прошлого столетия. Ее ярчайшие проявления в музыке, театре, кинематографе заставляют вспомнить эксперименты А.Авраамова, С.Эйзенштейна, Н.Фореггера, Д.Вертова и многих других. Проект "РеКонструкция шума" призван создать цельный образ этого явления в трех ракурсах: музыкальном, историко-культурном и инженерно-техническом. Основой выставки стали реконструкции почти сотни звуковых аппаратов, изобретенных актером и "звуковых дел мастером" Владимиром Поповым (1889-1968). Воссозданные по рабочим чертежам, они не только дают представление о звуковом облике знаменитых мхатовских постановок или ранних звуковых фильмов первой половины века, но, по сути, являются "театром шумов" и одновременно пространством оригинальных звуковых инсталляций.

В четырех залах - транспортном, природном, индустриальном и батальном - посетители сами могут создать свои звуковые картины, руководствуясь инструкциями из шумового трактата Попова 1953 года. Многие из представленных инструментов воссоздают "шум времени", ушедшего в прошлое: цоканье конного транспорта и гудящие паровозы, гул трансмиссий и шипящие паровые краны, оглушающие разрывы артиллерийской картечи и визг первых советских истребителей. Реконструкцию звуковой среды сопровождают 15 видеопроекций с кадрами довоенных документальных и художественных картин. Ориентируясь на них, зритель может синхронизировать звук и изображение, попробовав себя в роли первопроходцев звукового кино.

В.А.Попов у барабана-ворчуна
В.А.Попов у барабана-ворчуна

Владимир Александрович Попов - известный актер, всю жизнь посвятивший себя работе во МХАТ, еще больше прославился как выдающийся мастер шумового оформления спектаклей. Именно ему принадлежит не только усовершенствование ряда давно известных в театральной практике приборов (гроза, ветер, морской прибой, листва и т.д.), но и изобретение целого арсенала аппаратов, способных создавать звуковой образ многих сотен явлений и предметов. Однако свои шумовые аппараты Попов рассматривал не как "живую" библиотеку звуков, но как настоящие инструменты, которые постоянно совершенствовались - и в конструктивном, и в художественном отношении. При этом задача как такового реалистического подражания была второстепенной - одни из главных достижений В. Попова стало отноншение к шуму как к "действующему лицу", которое приобретало в составе спектакля свою драматургию, обретало полноценную силу звукового образа. В своих воспоминаниях Попов писал, что он "с самого раннего детства любил имитировать различные звуки". Проучившись три класса в консерватории по классу скрипки, он с 1908 года начал работать актером в Московском художественном театре, и еще с начала 1910-х годов увлекся созданием звуковых машин. Начиная с 1920-х годов, в пору его работы в МХАТ-2, к его изобретениям прибегают Театр им. Вахтангова и Габим, а с начала 1930-х годов - кинофабрика Росфильм: благодаря Попову, индустриальные симфонии 20-х годов зазвучали уже с киноэкранов, воссоздав театральные эксперименты авангарда. Однако самой известной работой в кино стали сцены ледового побоища в "Александре Невском" С.Эйзенштейна. В 1930-1950-х годах Попов создал масштабные шумовые картины к таким спектаклям, как "Егор Булычов и другие" (1934), "Гроза" (1934), "Анна Каренина" (1937), "Три сестры" (1940), "Фронт" (1942), "Победители" (1947) и другим, не считая десятков радиоспектаклей. В 1953 году за свои достижения в области звукооформления он получил Сталинскую премию, и издал итоговый труд "Звуковое оформление спектакля" - последний манифест шумовой культуры первой половины XX века.

Лоток для копытцев
Лоток для копытцев

Звук пары бегущих лошадей выполняет один исполнитель. У бегущих запряженных парой лошадей топот копыт, вследствие разницы длины их шага, то совпадает в такте, то расходится. В данном случае исполнитель ударяет копытцами о мощеную поверхность лотка поочередно, иногда постепенно переходя в одновременный удар обоими копытцами и потом опять выводя их на очередность.

Жевание лошадьми овса
Жевание лошадьми овса

Исполнитель, взяв прибор левой рукой за дно, ногтями пальцев правой руки слегка поскребывает по репсу (хлопчатобумажная или шелковая ткань, у которой лицевая сторона и изнанка покрыты рубчикам) короткими движениями пальцев по направлению к себе. Каждое поскребывание рукой продолжается около полусекунды, после чего следует пауза такой же длины. Звучание должно быть очень мягким и даже несколько глуховатым. Радиус действия пальцев руки исполнителя по поверхности репса не превышает 4-5 см. Звуки жевания корма лошадью не должны быть беспрерывными, где-то необходимо делать то короткие, то длительные остановки, относящиеся к моментам захвата корма. Выдвижная крышка служит регулятором для повышения и понижения звука, то есть настройки инструмента на нужную высоту звука.

Подушки и металлические чашки
Подушки и металлические чашки

Звук топота по мягкому грунту (кавалерия, скачки) имеет более мягкую и глухую окраску и воспроизводится прибором, состоящим из специальной подушки и пары металлических чашек. Исполнитель, выполняя звуки конского топота, берет в обе руки по чашке и в соответствующем ритме ударяет ими о подушку.

Копытца
Копытца

Исполнитель, взяв в каждую руку по копытцу, ударяет ими одно об другое. При ударах подковные шипы должны сталкиваться. Когда лошадь шипами подкованного копыта попадает между камнями, звук получается более мягкий, тупой. Такой звук достигается ударом подковных шипов о деревянные части копытцев. Разумеется, к тупому звуку следует прибегать изредка, чередуя его со звуком по вымощенной дороге. Бег рысью по мощеной улице или дороге делается частыми ударами копытца о копытце. Галоп выполняется таким же способом, с соблюдением соответствующего ритма.

Конный транспорт №1
Конный транспорт №1

Прибор применяется для выполнения шума деревенской телеги или городского ломового транспорта. Колеса приводятся в действие путем вращения их вокруг вертикальной оси и порождают шум.

Конный транспорт №4
Конный транспорт №4

Прибор, воспроизводящий шум пожарного обоза. Он имеет большую звуковую мощность. Чтобы в начале действия прибора дать слабый шум, исполнитель отводит ручку регулятора влево, благодаря чему происходит смягчение силы шума. При постепенном перемещении оси в другую сторону (вертикальное положение оси) дощечки соприкасаются с зубьями обнаженными концами, отчего шум возрастает до значительной силы.

Конный транспорт №2
Конный транспорт №2

Этим прибором воспроизводится шум тарантаса, дрожек, пролетки.

Автомобиль
Автомобиль

Шум автомобиля (выхлопы отработанного газа) производится двумя исполнителями. Один из них вращает ручку колеса, а другой нажимает рычаг подъемной доски и приоткрывает крышки. Звук должен быть очень ровным, без рывков. Неравномерные повороты ручки недопустимы. Чтобы добиться равномерного вращения колес, не следует допускать давления корпуса (плеча) на ручку колеса, а пользоваться только мышцами рук, оставляя корпус совсем неподвижным и распределяя силу мышц руки равномерно на весь оборот колеса. При выполнении шума приближающегося автомобиля вращение колес начинается вхолостую при закрытых крышках прибора без участия рычага, затем включается рычаг. Очень медленно надавливая на рычаг, исполнитель опускает подъемную доску и заставляет металлические ударники слабо ударяться о зубья колес. Постепенным усилением нажима на рычаги звук доводится до предела. Непосредственно за этим исполнитель открывает первую и вторую крышки сундука, благодаря чему звук еще более усиливается. Приоткрывать крышки нужно тотчас же, как только рычаг опустится до отказа. Первая крышка открывается не рывком, а медленно, особенно в момент ее отрыва от бортов сундука. Подняв верхнюю крышку на 5-7 см, приоткрывание ее следует ускорить; при этом откроется и вторая крышка, связанная с первой. Когда вторая крышка откроется на 30-40 см, наступит момент наибольшего звучания. При воспроизведении шума удаляющегося автомобиля нужно проделать все описанное в обратном порядке. Шум отъезда автомобиля с места его стоянки, когда дается газ, выполняют при открытых крышках двумя-тремя резкими быстрыми внезапными поворотами ручки с последующим замедлением до очень редких выхлопов. Затем это действие повторяется уже без замедления, с большой скоростью вращения, и наконец звук постепенно замирает, что достигается закрыванием крышек и ослаблением давления рычага. Необходимо строго соблюдать порядок последовательных переходов от одного действия аппарата к другому. Например, если исполняется шум отъезда автомобиля, то, вращая колеса при полном нажиме рычага, следует постепенно опускать крышку до полного ее смыкания с бортами сундука и только тогда приступать к постепенному ослаблению нажима на рычаг.

Мотоцикл
Мотоцикл

Шумовой инструмент для выполнения звука выхлопов мотоцикла по своему устройству сходен с инструментом, воспроизводящим шум автомобиля, и отличается от него только некоторым изменением в устройстве ударника и других деталей.

Речной пароход
Речной пароход

Шум от ударов по воде лопастей колесного речного парохода успешно выполняется ударами плоских просяных веников о клеенчатую поверхность резонатора (корпуса). Исполнитель, став рядом с резонатором, наносит в нужном ритмическом порядке удары двумя вениками, которые падают на мембрану плашмя. Сила ударов и их частота находятся в зависимости от поставленной задачи.

Стукушки
Стукушки

Шум поезда - сложнейший из всех шумовых эффектов, поэтому он требует большой репетиционной работы. Построение шума имеет свою музыкальную ритмическую форму - это облегчает его организацию и сохраняет стройность действия всей аппаратуры. Ансамбль всех шумовых инструментов и приборов для воспроизведения шума проходящего мимо поезда представляет своеобразный шумовой оркестр. Этим прибором изображается стук колес поезда на стыках рельсов и стрелках. Прибор приводится в действие ударами стукушек о кровельное железо. Исполнитель ступнями ног становится на лист железа таким образом, чтобы носки его ног попадали на углы железа и тем самым прижимали края листа. Ноги в данном случае играют роль регулятора силы звука. Удары стукушками наносятся по краю кровельного железа между носками ног исполнителя над врезанным в резонатор полосовым железом. При выполнении стука колес соблюдается ритмический рисунок.

Фоновое железо №1
Фоновое железо №1

Используется для выполнения шума далеко идущего поезда и поддержания грохота мимо проходящего. Фон далекого звучания поезда продолжается с постепенным усилением его звука. Фоновое железо приводится в действие посредством колебания его руками исполнителя. Исполнитель, взяв два листа подвешенного кровельного железа за края посередине, начинает равномерно колебать их из стороны в сторону, следя за тем, чтобы звучание железа было совершенно ровным. Для мягкого звучания фонового железа можно пользоваться и другим приемом: исполнитель, придав пальцам обеих рук положение, как при игре на рояле, подушечками пальцев (отнюдь не ногтями) наносит очень частые легкие удары в центр висящих листов железа, тем самым приводя железо в состояние колебания.

Паровые отсечки
Паровые отсечки

Способ приведения в действие прибора "Паровые отсечки" несложен. Трудна только его ритмическая сторона, которую описать почти невозможно, так как она слишком многообразна. Вернее всего в данном случае исходить из личных наблюдений и подражать слышанным звукам. Исполнитель становится перед резонатором на колени и, надев на руки щетки, делает ими движения от себя и к себе вдоль резонатора.

Подзвучки
Подзвучки

Звучание буферов, шайб и прочих металлических частей паровоза и вагонов во время хода поезда передается шумом металлических подзвучек. Исполнитель сидя, разведя оба колена в стороны, укладывает подзвучки между ступнями ног на полу, затем приподнимает их за кольцо так, чтобы концы отрезков железа не отрывались от пола, и резким движением вниз ударяет ими о пол. Удары следует производить одновременно с ударами стыков. На каждую группу стыков, состоящую из трех ударов, нужно делать один удар двумя подзвучками, допуская иногда некоторое опоздание одной из подзвучек. Этот прибор вступает в действие только тогда, когда шум поезда доходит в своем звучании до предельной силы. Вступление подзвучек должно быть почти внезапным. На третьем ударе дается звук предельной силы. Снижение силы звука начинается вместе с удалением поезда, постепенно сходя на нет. Внезапное вступление подзвучек объясняется тем, что звуки буферов и частей сцепления вагонов до прохода паровоза заглушаются его собственным шумом.

Семафор
Семафор

Когда посредством натянутой проволоки поднимается и опускается семафор, происходит своеобразный шум. Он воспроизводится двумя проволочными спиралями, укрепленными на рамке резонатора. Для приведения прибора в действие исполнитель оттягивает в стороны обе спирали и одновременно их отпускает. Отпущенные спирали сталкиваются. Возникает продолжительный, постепенно замирающий дрожащий звук.

Большой барабан-ворчун
Большой барабан-ворчун

Используется для создания гула поезда. В поддержании шума поезда мощный барабан участвует своим рокотанием, постепенно переходя от еле слышимого звука к предельно сильному. В данном случае применяется способ, именуемый тремоло (быстрое многократное повторение одного звука), который выполняется с помощью частого биения колотушек о мембрану (кожу) барабана.

Перезвон буферов
Перезвон буферов

Звучание этого прибора вызывается двумя ударниками из круглого железа. Исполнитель берет в обе руки по ударнику, придает им наклонное положение под углом в 45° и без всякого нажима проводит ими по лежащим отрезкам металла. В действие ударники вступают неодновременно. После того, как ударник правой руки пересечет три-четыре отрезка, вступает ударник левой руки, и с этого момента оба ударника действуют одновременно, сохраняя образовавшийся интервал. Когда правая рука провела ударник по всем отрезкам, она немедленно меняет направление своего действия в обратную сторону, а левая рука по окончании своего пути, сохраняя установленный интервал, тоже движет свой ударник в обратную сторону, вслед за правой, и заканчивает звуковой рисунок. Не следует допускать остановки при перемене направления действия ударников: оба движения ударников вправо и влево должны слиться в единую неразрывную цепь звуков. При таком действии создается впечатление звучания большого числа буферов. Ритмическое построение перезвона буферов многообразно. Перезвон может быть ровным переливом, а может быть построен и в рваном ритме, с небольшими паузами и звуковыми акцентами.

Стук молотков каменщиков
Стук молотков каменщиков

Вам не раз приходилось слышать, проходя мимо строящегося дома, звенящий стук молотков, которыми рабочие-каменщики обкалывают при кладке стен кирпичи или обрабатывают (обтесывают) каменные плиты облицовки дома. Такие звуки при создании строительного шума внесут очень хорошую мелодическую окраску. Массовый стук молотков выполняется ударами о кирпичи. Ударниками могут служить костыли, применяемые для прикрепления рельсов к шпалам. По такому набору кирпичей, имеющему вид своеобразного ксилофона, исполнитель, взяв в каждую руку по металлическому ударнику, начинает поочередно наносить легкие удары, чередуя их по всем кирпичам.

Пересып
Пересып

Ссыпка породы (руды, угля, камня) из вагонетки на грунт выполняется прибором, который имеет вид длинного ящика, в который засыпается полведра разбитого на мелкие куски асфальта или камня. Шум ссыпки породы получается от пересыпания содержимого ящика с одного его конца на другой.

Паровой кран
Паровой кран

Шум выхлопов пара достигается прикосновением щетки к поверхности вращающегося с большой скоростью барабана. Для приведения прибора в действие требуется два исполнителя: один вращает ручку барабана, другой прижимает щетку к фанерной поверхности в установленном ритмическом порядке. Боковая фанерная обшивка также дает более мягкий и колеблющийся шум. При изображении выхлопов парового крана во время его работы следует пользоваться боковой фанерой, постепенно перемещая щетку от края барабана к оси и обратно. В результате происходит учащение и замедление выхлопов. Для воспроизведения длительного спуска пара действие щеток переводят на фанерную окружность.

Приводные ремни трансмиссий, моторов, станков и т.п.
Приводные ремни трансмиссий, моторов, станков и т.п.

Для создания шума приводных ремней применяются длинные металлические и фанерные пластины. Если свободный конец такой пластины оттянуть книзу и отпустить, то пластина издает дробный шум, схожий с шумом вращающегося приводного ремня. Несколько пластин, чередуясь в действии, дают очень интересный рисунок, как по окраске шума, так и по ритму. Разумеется, воспроизведение шума приводных ремней должно быть поддержано фоном, который выполняется пылесосом, мотором или очень слабыми колебаниями подвешенных листов кровельного железа.

Забивка сваи
Забивка сваи

Стукушка приподнимается руками исполнителя на высоту 25-30 см от поверхности пола и опускается, ударяясь нижней частью о пол. Шум забивки свай бабой, приводимой в действие паром, выполняется приемом, указанным выше, и дополняется при этом шумом шипения пара. Наблюдая свайные работы, я замечал, что тяжелая баба при ударе о сваю подпрыгивала и наносила второй удар, но более слабый по силе. От такой шумовой подробности отказываться не следует. Выполняется она вторым, дополнительным, но слабым ударом стукушкой, который следует наносить вслед за первым, без длинной паузы. Этот удар имеет глухую окраску звука.

Рояльчик
Рояльчик

Ударяя обеими руками по клавишам рояльчика в строго установленном ритмическом построении, можно создавать шумы машин-автоматов, ткацких станков и других механизмов. Разумеется, для каждого механизма нужно находить своеобразный ритм.

Железный скрип
Железный скрип

Звук скрипа извлекается поворотом ручки.

Ритмокомбинатор
Ритмокомбинатор

Для изображения ритмических шумов работающих станков, машин и автоматов можно применить ритмокомбинатор, позволяющий создавать бесконечное количество рисунков ритмических стуков. Проволочные препятствия-скобы вставляются в отверстия в любых комбинациях по внешнему и внутреннему кругу. Вращать ось следует равномерно и без напряжения.

Пылесос
Пылесос

Для создания шумов и звуков, характерных для завода и фабрики, применяется ряд приборов: подвешенное железо, моторы трехфазного тока, пылесосы. Перечисленные приборы применяются в любом сочетании, создавая общий шумовой фон.

Железный лист
Железный лист

Железный лист - один из самых необходимых шумовых приборов, имеющий огромный диапазон применения: от звуков поезда или танка до гула толпы, морского шторма и раскатов грозы. Вместе с тем он важен не только для целей звукооформления. В партитуре знаменитого симфонического эпизода "Завод. Музыка машин" (1926-1928) А.В.Мосолова, написанного к неосуществленному балету "Сталь", железный лист впервые стал своеобразным символом стирания грани между звукошумом и симфонической музыкой. Впоследствии многие композиторы последовали примеру А.В.Мосолова, обогатив академическую музыку новыми сонорными элементами.

Сильный скрип
Сильный скрип

Характерный и сильный звук достигается применением несложного прибора в виде небольшой скамеечки и длинного соснового шеста с заостренным концом. Исполнитель, став ногами на скамеечку, подведя под нее нижний заостренный конец шеста и надавливая на него, подтягивает верхний конец шеста к себе, действуя им, как рычагом. От трения острия шеста о деревянный пол возникает скрип низкого бархатистого тембра.

Малый треск
Малый треск

Этот прибор применяется при выполнении шума поломки дерева, двери, забора и т.п. Приводится в действие следующим образом: ударник берут правой рукой за рукоять, а ладонь левой руки кладут на середину его спинки и, нажимая, проводят с усилием по лесенке сверху вниз, отчего возникает дробный треск.

Бой холодным оружием
Бой холодным оружием

Для того чтобы создать шум боя холодным оружием, исполнитель, став у прибора так, как становятся во время игры на арфе, движением кистей обеих рук от себя и к себе толкает висящие пластины. Покачивание пластин руками должно совершаться непрерывно. Для этого движения рук от себя и к себе следует делать без малейшей остановки, плавно и не спеша, чередуя движения так, чтобы у параллельно действующих рук одна кисть постоянно отставала от другой в своем движении. Более сильные по звуку удары шпаг, сабель, рапир и копий следует выполнять не кистями рук, а ударниками-пластинами. В данном случае исполнитель двумя такими ударниками наносит с обеих сторон прибора сильные удары по висящим пластинам, в то же время приводя их в размашистое покачивание.

Удары тяжелых мечей
Удары тяжелых мечей

Для воспроизведения звука короткого удара одного меча о другой, исполнитель, приподняв ударник, наносит удар под углом 20-25 градусов о ребро висящей крестовины немного выше поперечной пластины. После этого ударник, со звуком скользнув по длинной пластине вниз, падает на поперечную пластину. В целом происходит сдвоенный удар. При изображении звуков двойного лязга скрещивающихся мечей наносится удар в верхнюю часть крестовины. Скольжение происходит по всей длине пластины с режущим звуком и последующим ударом о перпендикулярно укрепленную пластину. При массовом бое для изображения рубки мечей количество исполнителей может быть доведено до четырех. Они размещаются по два с каждой стороны прибора и наносят удары только в правую верхнюю часть креста, чтобы не происходило встречных стыков.

Ударный щит
Ударный щит

Этот прибор наиболее удачно воспроизводит звук ружейного выстрела. Звук на ударном щите вызывается следующим образом. Щит упирается нижним концом в пол, а верхним - в пояс исполнителя. В обе руки берутся битки, которые перед ударом поднимаются несколько выше головы. Удар производится очень сильно битками о железную мембрану щита. Первый удар делается левой рукой, а второй - правой. Удары производятся почти одновременно. Разрыв между ними не должен превышать 1/20 секунды. Получается звук сдвоенного выстрела, то есть выстрел с отдачей его звука. При ударе битки должны падать на мембрану всей нижней плоскостью. Для воспроизведения звука пулеметной очереди удары должны быть предельно сильными, ритмически четкими, как это бывает при стрельбе настоящего пулемета. Очереди ударов должны быть то длинными, то короткими.

Шум шагов войсковых частей
Шум шагов войсковых частей

Шум шагов пехоты выполняется прибором, состоящим из деревянной рамки с гофрированным картоном. Шум шагов возникает от скольжения пальцев рук исполнителя по гофрированной поверхности прибора. Прибор держится исполнителем согнутой левой рукой, острием ребер вниз и опирается бортом о грудь. Широко расставленными пальцами правой руки исполнитель делает скользящие движения по гофрированной поверхности прибора сверху вниз. Скольжение пальцев по поверхности ребер выполняется под некоторым давлением подушечек пальцев (не ногтями). Движение кисти руки должно быть твердым, отрывистым и строго ритмичным с нарастанием в силе звука по мере приближения идущей группы и затиханием при ее удалении.

Фисгармония
Фисгармония

Для передачи шума танка используется также музыкальный инструмент фисгармония. Совместно с действием других приборов звучат пять-шесть самых низких нот фисгармонии. Для этого исполнитель нажимает одновременно несколько нижних клавиш (и черных и белых) на клавиатуре инструмента и при этом накачивает воздух с помощью педалей.

Шум танка
Шум танка

Если по замыслу режиссера танк появляется на сцене, то в этот момент вступают в действие четырехколесные приборы с металлическими пластинами. Прибор приводится в действие вращением крестовины вокруг оси. Работа на этом приборе требует от исполнителя большой затраты физической энергии, но зато в результате получается сильный звук, очень похожий на лязг гусениц большого танка.

Лязг гусениц танков
Лязг гусениц танков

Исполнители, ударяя кулаками о мембрану, сотрясают погремушки. При этом получается шум, напоминающий лязг гусениц танка. По мере приближения танков сила звучания должна постепенно возрастать. Шум выполняют два человека, стоящие друг против друга. Слабый шум танка передается тихими ударами кулаков по мембране ближе к борту резонатора. При возрастании шума удары кулаков все более усиливаются и постепенно переносятся ближе к центру. Характерная окраска шума приближающегося танка достигается более частыми ударами и вразнобой, придерживаясь различных темпов, но одинаковой силы звука (у одного исполнителя удары должны быть частые, у другого - более редкие).

Разрывы снарядов зенитной артиллерии
Разрывы снарядов зенитной артиллерии

Звуки разрыва снарядов зенитной артиллерии имеют особую специфичность, и потому воспроизведение их рекомендую выполнять иными способами, чем звуки разрыва снарядов других видов артиллерии. Один из способов воспроизведения этого звука - применение скалки, рубеля и резонатора. По фанерной деке резонатора рубелем прокатывается скалка. Прокатывание совершается коротко и быстро на расстоянии 15 см.

Эскадрилья бомбардировщиков и истребителей
Эскадрилья бомбардировщиков и истребителей

Прибор приводится в действие ударами колотушки. Удары наносятся очень часто одной колотушкой приемом тремоло (быстрое многократное повторение одного звука). Наибольшая сила звучания гонгов не должна заходить за пределы шума, слышного при полете настоящей эскадрильи самолетов. При очень сильных ударах колотушек о гонги возникает звенящий и дребезжащий звук, не сходный с шумом самолета. По мере надобности шум, выполняемый гонгами, поддерживается звуками стремительно несущихся истребителей.

Пергаментный прибор
Пергаментный прибор

Когда-то придуманный для выполнения шума водяной мельницы пергаментный прибор приобрел настолько широкое применение, что ему отводится особое место. Им воспроизводились сильные порывы ветра с шумом листвы в МХАТ при возобновлении спектакля "Дядя Ваня" А.Чехова в 1947 году. Во втором действии возникающий за окном от порыва ветра шум листвы и колебание (вентилятором) кисейного занавеса у открытого окна создавали полное впечатление приближения грозы. В дальнейшем пергаментный прибор поддерживал шум дождя. Инструмент приводится в действие вращением оси со спицами. Спицы захватывают смятые листки пергамента и увлекают их за собой. От трения листков между собой и о сетчатые боковые стенки секций возникает шум, похожий на шелест листвы.

Прибор "Ветер"
Прибор "Ветер"

Кому не приходилось слышать ветер в самых разнообразных звучаниях! Вспомним ветер осенней ночи. Стекла окон дома плачут от дождя, ветер свирепо налетает, гремит железом крыши, хлопает ставнями, скрипит качающимися висячими предметами, стучит каплями дождя, раскачивает огромные деревья и шумит листвой. Вспомните зимнюю вьюгу: "то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя..." Здесь ветер звучит совсем иначе. В нем нет шума листвы, но его завывания подчас настолько причудливы, что в вое ветра слышатся живые голоса. Они то бешено, порывисто и упорно воют, доходя до самых высоких звуков, то со стоном стремительно падают вниз, после чего наступает внезапная тишина. И вновь бешено взметаются с воем и плачем вверх, переплетаясь во всевозможные узоры звуков. Совершенно по-другому звучит ветер в хорошую, ясную летнюю погоду в сосновом бору, особенно когда летний ветерок гуляет среди его могучих косматых вершин. Шум его прекрасен. Его спокойное, величавое дыхание воспроизвести почти невозможно. А шум чернолесья, разве он не имеет своих особых прелестных красок, начиная от еле слышимого шелеста листвы, переходя к веселому шуму ясного ветреного дня и кончая порывами бури, когда вой ее переплетается со скрипами деревьев, треском ломающихся сучьев и громким шумом листвы? Наконец, морской штормовой ветер, который своим могучим звучанием достигает таких пределов, что человек, впервые услышавший его, бывает буквально подавлен этим грозным явлением.

Прибор "Ветер"
Прибор "Ветер"

Шум и звуки ветра на сцене театра обычно выполняются шумовым прибором того же названия - ветер. Если этот шум выполняется искусно, он создает нужное впечатление; при плохом же выполнении слушать его бывает невыносимо скучно и неприятно. При работе с прибором ветер ручку барабана вращают только рукой, без участия корпуса исполнителя, чтобы избежать биений, рывков и шума при оборотах барабана. При вращении барабана поворот ручки снизу вверх делается несколько труднее, чем сверху вниз. Если же при этом исполнитель, вращающий барабан ветра, применит силу своего корпуса, то произойдет большая нагрузка веса на ручку и движение получит некоторое ускорение, особенно в моменты поворота ручки сверху вниз. Корпус человека при этом должен оставаться почти без движения.

Скрип качающихся деревьев
Скрип качающихся деревьев

Применяется при воспроизведении шума леса, особенно соснового бора, когда от легкого дуновения ветра вершины сосен покачиваются и возникают мерные звуки скрипов стволов деревьев. Прибор приводится в действие медленным повертыванием оси в пробке вправо и влево.

Прибор "Лягушка"
Прибор "Лягушка"

Исполнитель придерживает край дощечки четырьмя пальцами левой руки снизу, а большим пальцем сверху, положив его на левый угол резонатора. Правой рукой взяв вибратор за рукоять, натягивает волосяной шнур, и оттягивает его вверх на 4 см от уровня дощечки; пальцами правой руки делается полный поворот вибратора по направлению «от себя». Одновременно приподнятый конец резонатора прижимается большим пальцем левой руки к дощечке до отказа. По мере провертывания вибратора вокруг своей оси резонатор постепенно, под нажимом большого пальца, опускается на дощечку и смыкается с ней одновременно с окончанием оборота вибратора. При этом возникающий высокий звук при открытом резонаторе по мере его опускания понижается на несколько звуковых ступеней, образуя звук, похожий на кваканье лягушки.

Прибор "Сверчок"
Прибор "Сверчок"

Звук вызывается ударами пальцев правой руки о поверхность кожи подобно игре на клавишных музыкальных инструментах. Удары наносятся поочередно в быстром темпе очень коротко и четко. Первый удар выполняется безымянным пальцем, второй - средним и третий - указательным. Такой звуковой рисунок, состоящий из трех тесно стоящих друг к другу звуков, повторяется с небольшими (в 1 секунду) паузами, а иногда и без них. Ритмический рисунок стрекотания примерно такой: стрек - пауза, стрек - пауза, стрек - пауза, стрек, стрек, стрек, стрек - пауза, стрек - пауза и т.д. Характер стрекота, конечно, имеет свои оттенки. Для пьес Чехова он будет медлительным, тоскливым, для Диккенса - темпераментным, веселым. Кто слышал стрекотание сверчка, тот быстро поймет и освоит этот звук.

Прибор "Стрекотание кузнечика"
Прибор "Стрекотание кузнечика"

Быстрое вращение шкива с диском создает беспрерывную цепь цыкающих звуков, очень сходных со стрекотанием кузнечиков. Вращение большого шкива должно совершаться предельно ровно, что достигается навыком исполнителя. Нельзя при этом допускать биений, то есть акцентов, которые обычно возникают при переходе на новый оборот шкива. Обычно кузнечики начинают стрекотать в медленном темпе, переходя в дальнейшем на большую частоту звуков. Вначале сделав пять-шесть медленных, но постепенно учащающихся стрекотаний, кузнечики переходят на предельную скорость и так стрекочут в течение 8-10 секунд. Затем внезапно замолкают и после паузы в несколько секунд повторяют в точности такой же рисунок.

Барабан с горохом (сильный ливень)
Барабан с горохом (сильный ливень)

Шум дождя, воспроизведенный на этом приборе, хорошо дополнить звуками крупных капель и струй льющейся воды, выполняемых при помощи капельниц.

Перекат (морской прибой)
Перекат (морской прибой)

Исполнитель приводит прибор в действие мерным ритмическим покачиванием резонатора (корпуса прибора) вверх и вниз. Тихий прибой волн выполняется медленным ссыпанием (не до конца) содержимого резонатора с одного его конца в другой. Прекратив ссыпание содержимого в одну сторону, быстрым движением приводят резонатор в горизонтальное положение и сейчас же отводят его в другую сторону. Мощный прибой волн выполняется медленным ссыпанием до конца всего содержимого резонатора. При этом в конце ссыпания периодически делают акцент, то есть сброс оставшегося запаса сыпучего материала. Для этого резонатор после медленного ссыпания содержимого быстрым движением наклоняют вниз, отчего получается удар, напоминающий падение волны.

Ударник с бочкой (падение человека и предметов в воду)
Ударник с бочкой (падение человека и предметов в воду)

Шум бухающего удара выполняется так: исполнитель, взяв рукоять ударника, бесшумно высоко приподнимает его и, быстро опуская вниз, наносит им о поверхность воды удар большой силы.

Фанера
Фанера

Короткие и высокие по звуку отдаленные раскаты грома выполняются сотрясением тонких листов подвешенной фанеры. Прибор приводится в действие следующим образом: исполнитель, взяв висящую фанеру обеими руками за нижний угол, частыми движениями от себя и к себе начинает колебать ее. От этих колебаний фанерный лист, выгибаясь то в одну, то в другую сторону, создает хлопки, по характеру сходные с отдаленными перекатами грома. Зарождение звука выполняется короткими движениями, а развитие звука - более размашистыми движениями.

Мощный треск
Мощный треск

Сильные сухие разряды грозы выполняются с помощью прибора мощный треск. Встав на площадку станка прибора, исполнитель, подавшись грудью вперед и положив обе руки поверх зубчатого вала, обхватывает его и повертывает по направлению к себе.

Фоновое железо
Фоновое железо

Исполнитель перед началом действия прибора оттягивает на себя деревянную штангу примерно на 20 см и в нужный момент делает сильный толчок штангой вперед, создавая этим мощный всплеск всей комбинации листов, переходит в дальнейшем на более мягкое сотрясение листов, уводя звук на затихание. Разительные и тяжелые разряды грозы сопровождаются мощными нарастающими раскатами грома, переходя волнами в более отдаленные легкие рокотания с призвуками металла. Фоновое железо окажет неоценимую помощь в создании этих звуков. Помимо участия в сильных ударах грома совместно с другими шумовыми аппаратами, фоновое железо также применяется при выполнении отдельных его раскатов в сольном порядке.

Раскатный гром
Раскатный гром

Прибор приводится в действие вращением кружала, прикрепленного к концу наружной части оси. Обычно он применяется в сочетании с другими шумовыми аппаратами. Построение звуковой окраски грома зависит от расстояния, на котором совершаются грозовые разряды. При сравнительно близком грозовом разряде вначале следует удар, а потом раскатистое эхо. Отдаленные же разряды имеют свою характерную особенность: иногда до нашего слуха сначала доходят очень далекие раскаты, постепенно нарастающие в силе, и, наконец, переходят в удар, завершающийся длинным раскатом. Все происходит как бы в обратном порядке.

Капель
Капель

Звук капель, падающих на железные карнизы, трубы и прочее, передается специальным прибором. Прибор приводится в действие нажатием на клавиши, как при игре на рояле, причем необходимо соблюдать ритмический порядок удара. Этот звук может быть введен в качестве дополнения к шуму небольшого дождя.

Капельница
Капельница

Звуки падающих капель воды, а также шум льющихся во время дождя струй и потоков воды выполняются на приборе капельница. Капельница приводится в действие вращением барабана вокруг своей оси. Скорость вращения зависит от того, какой звук нужно воспроизвести: звуки сильных потоков воды достигается быстрым вращением барабана; звуки слабых потоков - более умеренным; звук падающих крупных капель - медленным вращением. Применяя капельницу следует помнить, что дождь начинается с шума капель, и только некоторое время спустя появляется шум потоков воды, льющихся с крыш и других предметов. Скатывание и падение струй и капель воды, скопившейся в желобах крыши и на других предметах, продолжается и по окончании дождя. Поэтому капельницу следует вводить в действие постепенно и несколько позже возникновения шума дождя. По окончании шума дождя капельница продолжает действовать еще 10-20 секунд. Продолжительность ее действия зависит от силы воспроизводимого перед этим дождя. Сила ее звучности должна свестись на нет постепенным замедлением вращения прибора. Для изображения звуков струящейся воды, разметаемой ветром и падающей в прерывающемся ритме, барабан капельницы вращают быстро, делая при этом периодически внезапные короткие остановки на 1/10 секунды.

Необычная и очень познавательная выставка. В наш век компьютеров, когда любой звук можно легко синтезировать или воспользоваться готовым семплом, интересно посмотреть, как это делалось раньше. А еще, наверное, будет классно посетить выставку целой компанией, чтобы самим сыграть какую-нибудь шумовую симфонию. Настоятельно рекомендую к посещению!

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 5773 | Комментариев: 3

Метки: выставки
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
татьяна (05.11.2013 в 16:53):
Спасибо, очень познавательно!
Yoshida (21.09.2012 в 10:05):
Классная статья, спасибо
SVS (27.08.2012 в 23:45):
Вспомнились индийские фильмы :) и подумалось, что надо бы индийских кинематографистов сводить на эту выставку, чтобы они могли скопировать всю шумовую амуницию :)))) а то в их фильмах удары кулаками что об дерево, что об голову, что об другой предмет - всегда один и тот же - хлопки в ладошки :))))

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.1 сек. / MySQL: 2 (0.0098 сек.) / Память: 4.75 Mb
Наверх