Blog. Just Blog

Выставка "Сокровища русского стиля"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Сокровища русского стиля"
Выставка "Сокровища русского стиля"

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства представляет выставку "Сокровища русского стиля". Усадьба Абрамцево приобрела известность благодаря своим знаменитым владельцам: писателю С.Т.Аксакову и меценату, художественному и театральному деятелю С.И.Мамонтову, одними из первыми обративших внимание художественного мира на самобытность русской национальной культуры. Значение Абрамцева как центра художественно-общественной жизни связано с возвращением и интерпретацией понятия "русский стиль", к которому активно обратилась русская элита на рубеже XIX-XX веков. Новое прочтение русского стиля выразилось в глубоком интересе к старинным формам, орнаментам, мотивам, постижением внутренних законов создания древнерусских образцов искусства. В Абрамцеве образовалось творческое объединение, получившее название "Абрамцевский художественный кружок". Мировой публике изделия в русском стиле были представлены впервые на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и сразу завоевали признание европейской элиты. В последующие годы российские меценаты неоднократно организовывали национальные выставки по всей Европе, и все они имели колоссальный успех, а экспозиционные вещи раскупались очень активно.

В наиболее интересном - основном разделе выставки, где представлены предметы мебели, авторские эскизы деревянной резьбы и элементы церковного убранства, фотографировать запрещено. Вот честно, меня уже начинает бесить этот "синдром вахтера" в музеях города. "Частная выстаффка", "аффтар запретил делать фотачки своих нетленочек", "низнаю пачиму, но нельзя". Но зато вам с радостью предложат купить каталог какой-нибудь подзапретной экспозиции за стопицот рублей. Да убейтесь уже об стену, барыги от искусства! Это при том, что в основной экспозиции музея фотосъемка бесплатная и ничем не ограничена, за что музею большое спасибо.

Ковш
Ковш

Ковш
Ковш

Кресло курульное (складное)
Кресло курульное (складное)

Шкафчик
Шкафчик

Шкафчик свечной
Шкафчик свечной

Ладья и ларь
Ладья и ларь

Знаменитое кресло под названием "Дуга, топор и рукавицы", выполненное по эскизам Василия Петровича Шутова, петербургского мебельщика, мастера резьбы по дереву, может служить примером неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве конца 18 начала 19 века. Идеи стиля зарождались в Абрамцево, Талашкино, Сергиевом Посаде - наиболее ярких художественных центрах этого времени. Неорусский стиль возник в рамках общеевропейского интереса к национальной культуре. Он был основан на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, интерпретации и стилизации предметов народного быта, народных техник декорирования предметов. Народное в это время часто обозначало крестьянское. Художник оригинально использует атрибуты крестьянского быта. Спинка выполнена в форме дуги (одного из элементов конской упряжи), на которой красуется надпись - "Тише едешь, дальше будешь" - любимая присказка всех ямщиков и ездоков. Подлокотники сделаны в форме топоров; сиденье "покрывает" шитый рушник, а на выступающей из-под спинки-дуги части сиденья "лежат" оставленные кем-то рукавицы. Это кресло наряду с другими произведениями автора получило высокую оценку на Всероссийской выставке в Петербурге 1870 года. Популярность кресла была столь велика, что его аналоги можно было встретить и в квартирах демократической интеллигенции, и в особняках аристократии, и в кабинете императора - Александра III. Автору было заказано до пятидесяти оригинальных повторений. Стечением времени стали появляться копии и варианты "шутовского" кресла, выполненные другими мастерами. Кресло продолжало тиражироваться вплоть до начала 20-го века. В его декор стали вводить новые атрибуты - кнут, лапти, сверла, балалайка, менялась и сама форма кресла.

Кресло "Дуга, топор и рукавицы"
Кресло "Дуга, топор и рукавицы"

В 1876 году по инициативе владелицы усадьбы Абрамцево, Елизаветы Григорьевны Мамонтовой, супруги "русского Медичи" Саввы Ивановича Мамонтова, была создана столярная мастерская, в которой обучали крестьянских детей мебельному и резческому делу. Художественным руководителем мастерской в 1885 году стала Елена Дмитриевна Поленова, которая на основе образцов древнерусской мебели и предметов крестьянского быта разработала "народный" стиль для художественных изделий. В оформлении столов с массивными подстольями, полочек, шкафов, массивных стульев и диванов часто использовалась традиционная трехгранно-выемчатая резьба, характерная для традиционного крестьянского искусства.

Шкаф
Шкаф

Шкаф
Шкаф

Полочка
Полочка

Полочка-шкафчик с колонкой
Полочка-шкафчик с колонкой

Шкафчик-аптечка настенный
Шкафчик-аптечка настенный

Значительную роль в становлении неорусского стиля сыграло Талашкино - усадьба в смоленской губернии, приобретенная в 1893 году княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой, личности всесторонне образованной, талантливой и деятельной. Здесь она основала музей "Русская старина", целью которого стало собирание изучение и публикация памятников народного искусства, которое она называла школой современного прикладного искусства. В Талашкине были созданы художественные мастерские, обучавшие крестьянских детей вышивке, столярному и кузнечному делу. Наиболее активно и успешно работала столярная мастерская. С 1900 по 1903 год мастерской руководил Сергей Васильевич Малютин, затем его сменил молодой даровитый художник Алексей Порфирьевич Зиновьев. Именно ему принадлежит заслуга создания на основе переосмысленной традиции искусства древней Руси наиболее самобытных мебельных форм, созвучных современности и, одновременно, воплощающих национальную, "близкую народному чутью красоту". Обобщенный архаичный декор, построенный на соединении стилизованных изображений животных, птиц и простых геометрических фигур с мягкими скругленными контурами, создает ощущение древности: словно многие столетия стерли четкость изображения. Над созданием эскизов для бытовых предметов плодотворно работала и сама основательница талашкинских мастерских - М.К.Тенишева. В орнаментах княгини Тенишевой преобладают растительные мотивы. Стилизованные цветы - лютики, маки, крестоцветные - возникают прихотливым узором на всем, чего касается ее рука, на стенных шкаликах, на рамках для портретов, на книжных переплетах и маленьких затейливых ларцах. Художница любит фантастические тюльпаны со стеблями, загнутыми спиралью, зубчатые вайи папоротников, круглые шапочки грибов и капризно-завитые листья, стремящиеся кругом тонкие побеги. Все это резанные в дереве цветы-орнаменты, которые придают изделиям Талашкина радостно-волшебный колорит.

Ковш
Ковш

Полочка
Полочка

Полочка
Полочка

Стул
Стул

Полочка
Полочка

Полочка
Полочка

Мебельный гарнитур - шкаф
Мебельный гарнитур - шкаф

Мебельный гарнитур - шкаф
Мебельный гарнитур - шкаф

Мебельный гарнитур -  стол и стулья
Мебельный гарнитур - стол и стулья

Полочка
Полочка

Ковш Абрамцево
Ковш Абрамцево

Ваза "Пеликан"
Ваза "Пеликан"

Жбан
Жбан

Угольник-этажерка
Угольник-этажерка

Котелок красномедный
Котелок красномедный

Кувшины и вазы
Кувшины и вазы

Особого внимания заслуживает керамический отдел выставки, в котором представлены эталонные образцы керамики русского модерна, выполненные М.А.Врубелем и А.Я.Головиным. Поиски национального русского стиля в искусстве завершились на рубеже XIX-XX веков формированием одного из самых ярких и самобытных явлений отечественной культуры - национального варианта модерна. Центральный экспонат зала, названного именем М.Врубеля - великолепная облицовка для камина "Встреча Вольги Святославича с Микулой Селяниновичем", созданная по эскизу художника в керамических мастерских подмосковной усадьбы Абрамцево. Выдающийся русский живописец и график не менее ярко и самобытно проявил свое дарование и в области декоративно-прикладного искусства.

Майоликовая скульптура
Майоликовая скульптура

Блюдо декоративное
Блюдо декоративное

Братина "Петух" и декоративные ковши в виде птиц
Братина "Петух" и декоративные ковши в виде птиц

Русский модерн как культурное явление охватывает собой значительный пласт отечественного декоративно-прикладного искусства на стыке XIX-XX веков. Одна из его характерных особенностей - привлечение фольклорных сюжетов и стилистики. Композиция представленного панно воспроизводит эпизод знаменитой русской былины о Вольге и Микуле. В народном эпосе Микула Селянинович выступает как воплощение силы, мудрости и простоты крестьянства. Княжеский приближенный Вольга Святославович и его дружинники не в силах справиться с работой, легко выполняемой Микулой, а без микулиной помощи богатырь не может получить дань с пожалованных ему городов. Несомненно, панно "Вольга Святославович и Минула Селянниович" - один из ярчайших примеров врубелевского понимания неорусского стиля, его поисков в реализации идеи возрождения национального искусства через создание поэтически-сказочного образа русской былины. Типические черты художественного стиля художника выявляются в соединении реального и фантастического, в орнаментально-ритмической системе организации плоскости, в декоративно-плоскостном принципе обработки поверхности. Колорит произведения основан на использовании не реальных, а воображаемых цветовых соотношений, имеющих символический смысл. Художник отдается во власть яркой цветистой нарядности, русской лубочности, декоративности, включая в композицию затейливую арку с "гирькой", навершие с изображением сиринов. По эскизам выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля в подмосковной гончарной мастерской Абрамцево было выполнено несколько подобных панно. Все они выполнены в технике майолики - особого вида керамики, в котором объединены обожженная глина с расписной глазурью. Одно из этих панно занимало центральное место на выставке декоративно-прикладного искусства в Париже в 1900 году.

Керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем"
Керамическая облицовка камина "Встреча Вольги Святославовича с Микулой Селяниновичем"

Мебельный гарнитур в неорусском стиле выполнен в 1900-е годы. В основу орнаментики положен "звериный стиль", известный с глубокой древности и преображенный автором в соответствии с модной стилистикой модерна. Сказочные цветы, львы с процветшими хвостами, сплетаясь, оживляют крайне простую геометрию ванную форму кресел и скамьи. Особого внимания заслуживает банкетка, созданная одним из основоположников "русского стиля" Федором Григорьевичем Солнцевым в 70-е годы XIX века.

Мебельный гарнитур - шкаф
Мебельный гарнитур - шкаф

Мебельный гарнитур - кресло
Мебельный гарнитур - кресло

Мебельный гарнитур - диванчик
Мебельный гарнитур - диванчик

Банкетка
Банкетка

Блюдо декоративное
Блюдо декоративное

Полочка с одуванчиками
Полочка с одуванчиками

Кресло и два стула
Кресло и два стула

Другие экспонаты зала также ярко демонстрируют самобытность русского модерна, получившего всемирное признание на Международной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже: многие экспонаты, представленные в коллекции музея, украшали грандиозный русский павильон этой знаменитой выставки, открывавшей двадцатое столетие.

Буфет из столового гарнитура
Буфет из столового гарнитура

Скульптура "Тульская крестьянка"
Скульптура "Тульская крестьянка"

Изначально эта выставка не входила в мои планы при посещении музея, я шел на две другие, разрекламированные в интернете. Но там фотографировать тоже было запрещено. Только увидев все своими глазами, я понял причину. Все дело в их абсолютной неинтересности. Чтобы сделать обзор любой из них, достаточно выложить десяток фотографий, и идти на эти чудо-выставки больше не будет смысла. Этого их аффтары и боятся. А вот на "Сокровища русского стиля" посмотреть все-таки стоит, это действительно интересно.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 12350 | Комментариев: 7

Метки: выставки
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Alexander Soifer (10.07.2022 в 23:41):
A lovely collection. I have a collection of Russian KOVSH and Norwegian KJENGE.

Vseh blag,

asoifer@uccs.edu

ManHunter, Действительно, почему не быть подонком?
ManHunter (23.05.2022 в 15:16):
Why not?
Alexander Soifer (21.05.2022 в 22:19):
"Их коллегам, старым еврееям-ювелирам, было куда спрятать свои драгоценности ))" -- Why "old"? Why Jews"?

Old anti-Semitic gossip. Yuk!
SVS (31.10.2013 в 00:27):
Красотень. Такую бы мебель на даче. Хотя чего это я? У самой на даче стоит бабушкина и прабабушкина мебель. Не вся конечно. Но колоритный буфет и винтажное зеркало есть. А ещё дедушкины старинные часы-маятник. И стулья. Стулья царские, дореволюционные. Сносу им нет до сих пор. Современные уже раз двадцать все переломались, а этим хоть бы хны. И красивейшим чешским стульям из красного дерева тоже хоть бы хны (но чешские - мои ровесники, на фоне того, что я уже у себя в квартире успела сменить несколько офисных стульев - ломаются быстро (обычные такие офисные стулья, не на вертушке) - чешские по качеству явно ещё долго переживут, наравне с дореволюционными. И есть ещё стулья 1954 года, винтажные такие, тоже раритет от бабушки, из 6 осталось 4 стула в живых, увезли на дачу, там они вписываются в интерьер и будут сохраннее). У самих почти музей на даче :))) Эх, что-то самой захотелось резьбой по дереву заняться. Последний раз нож для резьбы по дереву держала 15 лет назад (стаж по резьбе -  1982 года). Здеь такая лепота...

очепятка - с 1982 года :)
Ellephant (30.09.2013 в 10:08):
Конкретно здесь да, это то что видно на фото. А я говорил о том чего не видно, что возбуждает еще больший интерес ;)

Хотя может это и не "крылья", а например ящичек для ложек и вилок.. как вариант.
ManHunter (30.09.2013 в 09:08):
Это, скорее всего, "крылья" для раздвигания стола, если требуется дополнительная поверхность. Сейчас похожие конструкции продаются в ИКЕЕ.
Ellephant (30.09.2013 в 07:41):
На фото "Мебельный гарнитур - стол и стулья" виден выдвигающийся элемент, и это только видимая часть! Старые мастера частенько прибегали в устройстве своей мебели "секретки". Различные потайные ящички, выдвигающиеся элементы, сейчас бы их назвали трансформеры. Их коллегам, старым еврееям-ювелирам, было куда спрятать свои драгоценности ))

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.06 сек. / MySQL: 2 (0.0059 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх