Blog. Just Blog

Выставка "Золото иконостасов"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Золото иконостасов"
Выставка "Золото иконостасов"

Выставка "Золото иконостасов", которая сейчас проводится в Коломенском, представляет уникальный пласт русской художественной культуры - золоченую резьбу иконостасов, расцвет которой относится ко второй половине XVII века, времени правления царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и Петра Великого. Истоки орнаментальной резьбы уходят в глубокую древность. Русских мастеров-резчиков, которых называли "древодели", "городники", "тесляры", "деревяничники", всегда привлекали природные качества древесины - цвет, разнообразие текстуры, пластичность, теплота и прочность. После принятия христианства дерево на Руси воспринималось как материал, данный Богом. Оно широко использовалось в строительстве храмов и при изготовлении сакральных предметов - икон, крестов, церковной утвари, рак для мощей святых, моленных мест. Дерево стало традиционным материалом для изготовления иконостасов - алтарных преград, отделяющих пространство алтаря от основного помещения храма.

Музейная коллекция резьбы сформировалась в 1920-1930-е годы в связи с поступлением предметов из закрытых храмов и монастырей Москвы, Подмосковья, Русского Севера. В условиях музейного хранения эта часть национального культурного наследия была сохранена и стала эталоном для воссоздания иконостасов во многих храмах, возрожденных уже в наше время.

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

В XVI-XVII веках алтарная преграда в убранстве русских храмов приобрела вид многоярусного иконостаса, в котором иконы ставились на горизонтальные расписные балки - тябла. Центральное место в иконостасе заняли деревянные двери, получившие название Царских, или Райских, врат, поскольку они ведут в алтарь - священное место храма, символизирующее рай. Царские врата вместе с сенью и столбцами украшались орнаментальной резьбой, рельефными и живописными лицевыми изображениями, резными вкладными надписями, позолотой и декоративной полихромной росписью.

Детали царского молельного места
Детали царского молельного места

Детали царского молельного места
Детали царского молельного места

Детали царского молельного места
Детали царского молельного места

Детали царского молельного места
Детали царского молельного места

Церковная книга
Церковная книга

Особая роль при украшении иконостасов отводилась золоту. Поверхность деревянной резьбы покрывалась слоем грунта и тонкими пластинами листового золота. Оно полировалось до яркого блеска и придавало иконостасу сияющий вид, наполняя пространство храма лучами божественного света. В пышных позолоченных иконостасах XVIII века заметную роль играла круглая скульптура. На балдахинах над Царскими вратами, на карнизах иконостасной рамы часто помещались фигуры ангелов, которые символически обозначали их участие в богослужениях. Скульптуры, представленные в сложных ракурсах, выполнялись с объемной моделировкой формы, они были облачены в золотые одежды, ниспадающие пышными складками.

Фрагменты резьбы царских врат
Фрагменты резьбы царских врат

Иконы
Иконы

Херувим
Херувим

Фрагменты резьбы царских врат
Фрагменты резьбы царских врат

Крест запрестольный выносной
Крест запрестольный выносной

Крест запрестольный выносной
Крест запрестольный выносной

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Мотивы иконостасной резьбы XVI - первой половины XVII веков восходят к византийским геометрическим и растительным орнаментам. Их элементы - "зубчики", "кружки", "косицы", утонченные стебли с крупными цветами - заимствованы из декора серебряных окладов греческих икон и предметов из дерева и кости. Такие произведения привозили на Русь в качестве дорогих подарков. В это время получила распространение золоченая плоская "арабеска", или "плетенка", - рельефная ажурная резьба, представляющая туго закрученные в спирали растительные стебли с "горошинами". Мотив "плетенки" можно встретить в оформлении рукописных книг. Для резного узорочья XVII века характерно сочетание позолоты с яркой полихромной росписью и цветными фонами.

Сень надпрестольная
Сень надпрестольная

Сень надпрестольная
Сень надпрестольная

Сень надпрестольная
Сень надпрестольная

На Руси с осторожностью относились к деревянной скульптуре. "Живоподобие" круглой статуи напоминало языческих идолов и "болванов", с которыми христианская церковь активно боролась. Однако в интерьере православного храма встречались скульптурные изображения святых, херувимов, головок ангелов. Образы заключались в деревянные киоты и назывались "иконы в храмцах", или "иконы на рези". Резные скульптурные изображения почитались наравне с живописными иконами.

Рамка и филенки иконостаса
Рамка и филенки иконостаса

Колонки иконостаса
Колонки иконостаса

Колонки иконостаса
Колонки иконостаса

Сень царских врат
Сень царских врат

Икона в картуше
Икона в картуше

Икона в картуше
Икона в картуше

Церковная книга
Церковная книга

Икона
Икона

Во второй половине XVII века иконостас приобрел новые формы и стал главной композицией храмового интерьера. Широкое распространение получают иконостасы, украшенные золоченой резьбой в стилистике европейского барокко. Это связано с проникновением в русскую культуру западноевропейских влияний, в том числе и через работы мастеров из Белоруссии - выходцев из Полоцка, Витебска, Вильны, Смоленска. В 1660-е годы для работ по украшению интерьеров храмов и резьбе иконостасов в Москву были переселены столяры, токари, резчики по дереву. Белорусские резчики, приехавшие на работу в Москву, привезли с собой новые столярные инструменты, позволявшие выполнять скульптурную резьбу, она стала называться "белорусской резью", или "флемской, фламандской резьбой". В качестве образцов мастера использовали немецкие, итальянские и французские гравюры. Основу мотивов барочной резьбы составили изображения связок плодов и экзотических фруктов, листьев аканфа, гибкой лозы с гроздьями винограда, крупных завитков "пряжки". Сочная резьба восхищала виртуозностью исполнения и разнообразием орнаментальных мотивов. В новых иконостасах золочению подвергалась не только резьба, но и иконостасная рама с конструктивными деталями. Замечательный пример золоченой барочной резьбы - сень Царских врат и детали иконостаса 1660-х годов из московской церкви Косьмы и Дамиана в Нижних Садовниках. Многие из резчиков-белорусов были приняты в Оружейную палату Московского Кремля, где состояли на государевом жаловании и должны были готовить русских учеников, которые усваивали их технику и манеру.

Панель иконостаса
Панель иконостаса

Царские врата
Царские врата

Сень царских врат
Сень царских врат

Сень царских врат
Сень царских врат

Икона
Икона

Рама иконостаса
Рама иконостаса

Рама иконостаса
Рама иконостаса

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Икона
Икона

В середине XVIII века, в годы правления императрицы Елизаветы Петровны, получил распространение стиль "елизаветинского барокко". Его появлению способствовал приезд приглашенных иностранных мастеров-архитекторов - французов и итальянцев, - принявших активное участие в проектировании и оформлении новых царских дворцов и церквей. Иконостасная резьба этого периода отличается сложными элементами - спиралями, выгнутыми поверхностями, декором из вьющихся стеблей, раковин, гирлянд, пальмовых ветвей, перевитых цветком розы.

Царские врата
Царские врата

Царские врата
Царские врата

Рама иконостаса
Рама иконостаса

Рама иконостаса
Рама иконостаса

Ангел
Ангел

Церковная книга
Церковная книга

Ангел
Ангел

Пилястры иконостаса
Пилястры иконостаса

Пилястры иконостаса
Пилястры иконостаса

Церковная книга
Церковная книга

Царские врата
Царские врата

Библия
Библия

Ангел
Ангел

Саккос
Саккос

Икона
Икона

Крест запрестольный выносной
Крест запрестольный выносной

Иконы
Иконы

Иконы
Иконы

Царские врата
Царские врата

Орел - деталь аналоя
Орел - деталь аналоя

Пример резьбы в стиле "елизаветинского барокко" - детали иконостасного убранства и скульптуры ангелов из церкви Алексия, Митрополита Московского в Рогожской слободе. Проект церкви выполнил знаменитый московский зодчий Дмитрий Васильевич Ухтомский. В памятниках иконостасной резьбы начала XIX столетия можно увидеть обращение резчиков к классическому стилю. Иконостасы получили ясные законченные пропорции, резьба приобрела определенность и завершенность. Новые веяния в искусстве второй половины XIX века были вызваны интересом к готике, барокко, рококо, ренессансу. В столярных мастерских Москвы выполнялись заказы по изготовлению и золочению высококачественной иконостасной продукции любого стилистического направления. Пример эклектики - Царские врата конца XIX века, созданные в столярной мастерской купца второй гильдии Николая Александровича Ахапкина.

Рама иконостаса
Рама иконостаса

Рама иконостаса
Рама иконостаса

Ангел
Ангел

Херувим
Херувим

Ангелы
Ангелы

Царские врата
Царские врата

Сень с иконой
Сень с иконой

Сень с иконой
Сень с иконой

Сень с иконой
Сень с иконой

Сень с иконой
Сень с иконой

Сень с иконой
Сень с иконой

Многолетняя работа реставраторов по спасению шедевров церковного искусства позволила не прошла напрасно, теперь посетители выставки могут восхищаться мастерством русских резчиков. Мне очень понравилось!

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 1533 | Комментариев: 0

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2018
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.11 сек. / MySQL: 2 (0.0091 сек.) / Память: 4.75 Mb
Наверх