Blog. Just Blog

Выставка "Калейдоскоп московских улиц"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Калейдоскоп московских улиц"
Выставка "Калейдоскоп московских улиц"

В 1920-1930-е годы началось переустройство, "социалистическая реконструкция" городского пространства Москвы. Предполагалось активное создание новых объектов наряду с преобразованием или уничтожением существующих. Выставка "Калейдоскоп московских улиц" позволяет совершить путешествие в прошлое Москвы в границах Садового кольца. Основным направлением выставки стала тема архитектуры города. Мемориальные экспонаты, организованные в комплексы рассказывают об утраченных и сбереженных выдающихся культовых и светских сооружениях. Уникальные уголки столицы представлены памятниками, которые отличаются богатством белокаменного и изразцового декора. В Большом выставочным зале Дворца царя Алексея Михайловича представлено более 150 музейных предметов: белый камень, иконы, изразцы, книги, резное дерево, металл, фотографии и графика XVI - начала XIX века.

Килевидный наличник
Килевидный наличник

Розетки. Фрагменты наличника
Розетки. Фрагменты наличника

Балясины. Фрагменты наличника
Балясины. Фрагменты наличника

Колонки и кронштейн иконостаса
Колонки и кронштейн иконостаса

Изразцовая композиция
Изразцовая композиция

Изразцовая композиция "Звезда"
Изразцовая композиция "Звезда"

Фрагменты цепи паникадильной
Фрагменты цепи паникадильной

Изразец рельефный
Изразец рельефный

Первая деревянная церковь, поставленная на центральной площади Москвы - Красной, документально известна как Троицкая. В середине XVI века на ее месте создан кирпичный Покровский храм повелением царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария. Собор - памятник победы, большинство его церквей построено в память о событиях Казанского похода, о взятии Казани в 1552 году. Храмозданная летопись в интерьере храма уточняет дату окончания строительства - 12 июля 1561 года, соответственно в этот год он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Широко известно его народное название - "Василий Блаженный" - по имени Святого Василия, московского юродивого, чья могила находится под пристроенной к собору с северо-востока соименной церковью. Неповторимый архитектурный шедевр - собор Покрова - возведен под руководством русских зодчих Постника и Бармы. Их имена были обнаружены в конце XIX века в рукописном сборнике XVII столетия: "... и дарова ему [Ивану Грозному] дву мастеров русских по реклу [прозвищу] Постника и Барму, быша премудри и удобни таковому чудному делу". Силуэт Покровского собора и через 455 лет узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции и неповторимости убранства его глав. Архитектура сооружения отличается удивительной смелостью и оригинальностью замысла. Здесь сосредоточен весь богатый арсенал архитектурных форм XVI века: шатер, башеннообразный объем, маленький посадский храм. Богат и ряд декоративных элементов: аркатурные пояски, ярусы кокошников разных форм, настенные "стрелы", фигурная кладка карнизов из кирпича, изразцовые панно "звезды" и причудливые по рисунку главы. Композиция из девяти основных объемов на едином подклете состоит из поставленных по сторонам света башеннообразных восьмигранных приделов, в промежутках между ними - менее высокие посадские храмики, а в центре церковь, увенчанная шатром. Этот ансамбль объединен внутренней и наружной галереями. В XVII веке была пристроена колокольня и шатровые крыльца. В 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 1923 года он открыт для посетителей как историко-культурный музей. В 1933 году храму угрожал снос, однако он избежал разрушения благодаря усилиям П.Д.Барановского. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. С 1990 года в храме проходят богослужения в дни двунадесятых праздников и престольных праздников церквей собора.

"Поучения"
"Поучения"

Синодник-помянник церкви Николая Чудотворца
Синодник-помянник церкви Николая Чудотворца

"Сборник из 71 слова"
"Сборник из 71 слова"

"Требник"
"Требник"

Икона
Икона

Самая известная в Москве церковь Параскевы Пятницы, святой великомученицы, которую принято считать покровительницей торговли, располагалась в Охотном ряду - на старинном московском торгу. Встречаются документы, где церковь именуется "у пол", "у старых пол" - от слова поле. В древности так называли открытые места в Москве, где проходили судебные поединки. Пятницкая деревянная церковь на месте Охотного ряда появилась еще до 1406 года. В 1652 году была взята благословенная грамота на строительство каменной церкви, которая значится с 1657 года. На месте деревянной Пятницкой церкви князь В.В.Голицын построил каменную церковь. Она стала домовым храмом князя Голицына и соединялась переходом с его палатами. В 1687 году патриарх Иоаким освятил престол нижней церкви во имя Параскевы Пятницы, а верхняя церковь имела престол Воскресения Словущего. В 1737 году Пятницкая церковь сильно пострадала в пожаре, была отреставрирована, но оказалась предназначена к сносу в 1775 году для обустройства площади. Тогда за нее заступился митрополит Платон, поскольку церковь была "крепка во всех частях и благообразна". В 1732 году к ней пристроили каменную колокольню. В 1760 году церковь сгорела и была восстановлена на средства московского дворянства. "Прожектированный план" Москвы 1775 года предполагал для "урегулирования" снести церковь Параскевы Пятницы, выступавшую за красную линию Охотного ряда. В 1793 году была снесена колокольня, взамен которой выстроили новую. В 1815 году после победы над Наполеоном дворянское собрание построило в верхней церкви два придела - Александра Невского и Екатерины - в честь императора Александра I и его сестры Екатерины Павловны. Приделы в нижнем храме были освящены во имя Николая Чудотворца, устроенный князем А.И.Троекуровым в 1782 году и Иоанна Воина в 1877 году. Массивный, но стройный белый Пятницкий храм был архитектурным центром площади. Оригинальное здание было одним из первых памятников стиля "нарышкинского барокко". Трехэтажный храм венчал сложный ступенчато-пирамидальный объем; центральную главу на двух восьмериках окружали четыре малые главы, поставленные не по углам, а по сторонам света. Церковь Параскевы Пятницы, отреставрированная в 1920-х годах, была разрушена в 1928 году при реконструкции площади. Во время сноса исследование памятника вел П.Д.Барановский. Под поздней штукатуркой реставраторы обнаружили уникальную изразцовую майолику на главах, изразцовые колонки на окнах, фрагменты белокаменных карнизов, наличников. Несмотря на раскрываемую на глазах явную художественную ценность храма, 21 мая 1928 года ВЦИК РСФСР утвердил решение Моссовета о сносе. Комиссия историков и реставраторов просила разрушать храм постепенно, чтобы успеть его обмерить и спасти хотя бы изразцы. Но в ночь на 27 июня 1928 года три боковые главы были обрушены, а изразцы разбиты вдребезги. Специалистов не подпустили даже к обломкам, чтобы собрать изразцы. Удалось спасти незначительную их часть. В июле стены церкви еще стояли, но вскоре на месте Пятницкого храма был уже пустырь. Затем на площади построили гостиницу "Москва" и здание Совета Труда и Обороны, где сейчас работает Государственная Дума. А на месте церкви теперь - тротуар и стоянка автомобилей.

Великомученица Параскева
Великомученица Параскева

Изразец облицовочный
Изразец облицовочный

Изразец карнизный
Изразец карнизный

Изразец облицовочный
Изразец облицовочный

Закладной камень
Закладной камень

Цепь паникадильная
Цепь паникадильная

Балясина
Балясина

Балясина
Балясина

Фрагменты декора фасада
Фрагменты декора фасада

Фрагмент декора портала
Фрагмент декора портала

Приходской храм Николы "Большой Крест" находился в Китай-городе и документально известен с первой половины XVI века. Каменная церковь была возведена на средства архангельских купцов Филатьевых в конце улицы Ильинки недалеко от Ильинских ворот в XVII веке. Свое название храм получил по приделу Николая Чудотворца и по реликвии храма. В нем находился большой (свыше двух метров) деревянный крест со 156 частицами святых мощей, изготовленный по заказу храмоздателей. Главный престол был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Необычайно вытянутый вверх трехсветный четверик церкви, расположенный на подклете, был разделен декоративными карнизами на четыре "этажа". Внутренний объем оставался цельным. Карниз между первым и вторым "этажами" состоял из триглифов и метоп с резными розетками, два вышележащих карниза представляли собой широкие многообломные ленты на кронштейнах. Белокаменный убор включал в себя и ордерную систему. В колонках первого яруса использован дорический ордер, на втором ярусе - коринфский, а в третьем - пилястры сложной формы. Окна, расположенные соответственно членению по ярусам, различались размером. В нижних ярусах они имели прямоугольную форму и были обрамлены резными наличниками с разорванными фронтонами. На третьем, невысоком, ярусе располагались восьмигранные окна, оформленные белокаменными узорными рамами. Характерным было и завершение храма, которое выделилось в самостоятельный этаж-ярус, своего рода парапет у основания свода: промежутки между раковинами-кокошниками были заполнены кладкой, а раковины подведены под единый карниз, горизонталь которого перекликалась с тягами карнизов четверика. Пять глав храма на граненых барабанах имели витые колонны на углах и кокошники в основании. Крыльца церкви были увенчаны декоративными ступенчатыми фронтонами. Северный придел завершался двумя глухими восьмериками. Архитектурным новшеством стало и отделение от четверика колокольни, которая после 1812 года была надстроена восьмериками со шпилем в завершении. Трапезная, обычно соединяющая четверик и колокольню отсутствовала. Живописный облик храма дополняла обходная двухэтажная галерея и две ведущие к ней крутые нарядно украшенные, так называемой "белорусской резью", лестницы. Они придавали особую парадность сооружению. Еще одной примечательностью храма был шестиярусный резной золоченый иконостас. В создании иконостаса принимала участие артель иконописцев, где ведущая роль принадлежала мастерам Оружейной палаты. В 1948 году иконы и резные детали иконостаса переданы Русской Православной Церкви для установления иконостаса в трапезном храме Преподобного Сергия Троице-Сергиевой Лавры, где он ныне и находится. В 1928 году храм был отреставрирован. В 1933 году его разрушили вместе с колокольней под предлогом того, что крыльцо выходило за красную линию улицы. Сначала было разобрано крыльцо, а затем постановили снести и всю церковь. На ее месте в настоящее время находится сквер.

Закладная плита
Закладная плита

Балясина фасада
Балясина фасада

Раковина. Фрагмент наличника
Раковина. Фрагмент наличника

Колонна фасада
Колонна фасада

Фрагменты декора фронтона
Фрагменты декора фронтона

Фрагменты декора портала
Фрагменты декора портала

Фрагменты декора наличника
Фрагменты декора наличника

Успенская приходская церковь в Белом городе Москвы располагалась на улице Покровке и Котельниках, где в XVI XVII веках жили и работали мастера, изготовлявшие котлы для варки пищи. Ярчайший памятник "нарышскинского барокко", по которому были названы прилегающие переулки Большим и Малым Успенским. В 1922 году переулки были переименованы в честь создателей храма соответственно Потаповский и Сверчков. Деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке известна с 1511 года. В 1656 году вместо деревянной церкви была построена каменная Успенская церковь. В 1696 - 1699 годах на средства московского купца И.М.Сверчкова зодчим Петром Потаповым была выстроена новая церковь. В конце XVIII - начале XIX века церковь считалась одним из эстетических образцов русского стиля, блистательным итогом развития русской архитектуры и предтечей грядущих архитектурных эпох. По преданию даже Наполеон в 1812 году сумел оценить достоинства этой церкви и выставил охрану возле нее, чтобы уберечь от пожара и разграблений.

Фрагменты иконостаса
Фрагменты иконостаса

Фрагмент надвратной сени
Фрагмент надвратной сени

Садовники - название слободы, где на пойменных плодородных землях жили в XVI-XVII веках царские садовники Государева сада, который был напротив Кремля на Болоте. В XVII веке здесь, на нынешней Космодамианской набережной, был деревянный храм, известный с 1625 года. В 1935 году набережную переименовывали в набережную Максима Горького, в 1994 году ей возвращено историческое название. Церковь находилась на месте части дома 51 на Садовнической улице. В 1657-1662 годах на месте деревянного храма возвели каменную Космодамианскую церковь с главным престолом иконы Владимирской Богоматери. Церковь имела два других престола. В правой апсиде - Святых Косьмы и Дамиана, а в трапезной, которую пристроили в 1662 году, располагался престол Святителя Николая Чудотворца. В 1767 году Космодамианский престол перенесли в юго-восточную часть трапезной. В 1689 году построили стройную шатровую колокольню. Посадская церковь производила впечатление крупного собора. Такая величавость была достигнута мощными закомарами, крупными главами, поставленными на углы основного объема и высокой колокольней. Особый интерес вызывает декоративное убранство церкви, которое придавало ей специфическую живописность и колоритность. Белокаменные рельефные "стрелы" в боковых закомарах придавали стройность, витые полуколонки на барабанах - изысканность, дополнительный восьмерик под ярусом звона колокольни - необычность. Но самой великолепной деталью церкви Косьмы и Дамиана, без сомнений, был ее уникальный портал. Традиционный перспективный арочный портал трансформировался. Он приобрел сложную криволинейную форму и украшался "бусами", наложенными друг на друга. Этот портал не имеет аналогий в сохранившихся памятниках архитектуры Москвы. 1932 год стал губительным для этого блестящего памятника архитектуры. Церковь была разрушена, а после 1938 года на Космодамианской набережной началось строительство трех жилых домов.

Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский

Колонна фасада
Колонна фасада

Капитель колонны
Капитель колонны

Название улицы Мясницкой было дано в XVII веке по располагавшейся на ней слободе мясников. Здесь же стояла и слобода огородников. В 1935 году улицу переименовали в ул. Кирова, а в настоящее время возвращено историческое название. Особый вид открывался на Мясницкой. Если смотреть вдоль улицы к Садовой, то середину улицы отмечала высокая колокольня с маленькой главкой на ней. А если смотреть в обратном направлении, то был виден мощный барабан на четверике - одна из древнейших московских церквей. Каменный храм в слободе мясников сохранял свой первоначальный вид около четырех веков. Это было необычное для Москвы сооружение, построенное в формах средневековой псковско-новгородской архитектуры, что сказалось, прежде всего, в перекрытии кровли высокими щипцами, с фронтонами по четырем сторонам. Ранние московские памятники рубежа XV-XVI веков имели плавное трехлопастное позакомарное завершение. В Никольской церкви применено пофронтонное восьмискатное завершение. Геометрически четкий, совершенно лаконичный основной объем был увенчан одним большим световым барабаном с главой. Основательность и величавость придавал небольшому храму трехчастный сложный карниз. Тонкие профили щипцов кровли, кокошники в основании барабана и аркатурный пояс являлись исключительно московскими приемами. Храм имел трехчастную апсиду, которая первоначально была увенчана боковыми главами. А юго-западный угол церкви украшала небольшая стенка-звонница в три пролета. Порталы церкви имели килевидное завершение. Внутри храм был перекрыт крещатым сводом с распалубками, а стены членились глухими арками. Со временем маленькая Никольская церковь стала почти незаметной и начала восприниматься как придел новой грандиозной церкви. С этой церковью связаны воспоминания юного Александра Пушкина: "... первый раз я увидел государя. Я стоял с народом на высоком крыльце Николы на Мясницкой. Народ, наполнявший все улицы, по которым он должен был проезжать, ожидал его нетерпеливо..." В начале XX века средневековый Никольский придел стал привлекать внимание историков русского искусства. Его отреставрировали в 1920-х годах, однако в 1928 году храм был разрушен. В 1929-1936 годах на его месте было построено здание Наркомата легкой промышленности, ныне Росстат - Федеральная служба государственной статистики.

Фрагменты декора наличника
Фрагменты декора наличника

Раковина. Фрагмент декора фасада
Раковина. Фрагмент декора фасада

Фрагменты фронтона наличника
Фрагменты фронтона наличника

Планы Москвы неотделимы от истории города. Они отражают все, что переживала Москва, все ее изменения на протяжении столетий. Это своего рода летопись московской застройки. Планы столицы, представленные на выставке - живые свидетели исторического процесса формирования и развития сердца нашей родины. Хрестоматийные образцы чертежей и планов как квинтэссенция типологически важных и программных памятников отражает вехи градостроительной ситуации XVI-XIX веков.

Планы Москвы
Планы Москвы

Планы XVI-XVIII веков являются документами чрезвычайной важности. На них Москва ограничена в пределах Деревянного города и Камер-калежского вала. На ранних планах-чертежах город представлен как будто нарисованный с высоты птичьего полета. Перед нами простираются городские стены, башни, дома, улицы, реки, мосты, выделяются главки церквей и колоколен. По берегам рек бродят бизоны, гуляют нарядные бояре и боярыни, скачут всадники с натянутыми тетивами боевых луков, плывут под парусами мимо Кремля торговые корабли. Изображения видов и достопримечательностей на чертежах имеют условный, отвлеченный и полуфантастический характер. Над планами работали рисовальщики, граверы, затем их издавали на отдельных листах, в объемных трудах о России, а также в географических атласах.

Планы Москвы
Планы Москвы

В течение столетий они были многократно переделаны и переизданы. Такие планы известны под особыми названиями: "Сигизмундов план", "Петров чертеж", "Годунов чертеж", планы Олеария, Мериана, Мейерберга, Пальмквиста и Мичурина. За каждым из них стоят исторические личности, знаменательные события. Авторами чертежей города были посетившие Россию дипломаты, путешественники и послы из стран Западной Европы. По этой причине планы Москвы были изданы за границей, а их экспликации составлены на латинском, немецком, французском и других языках.

Планы Москвы
Планы Москвы

В XVIII веке картография в России встала на научную инструментальную основу и в этой связи план, составленный архитектором Иваном Федоровичем Мичуриным, стал уже узнаваем и похож на современные планы столицы. На планах XIX века Москва стремительно выходит за пределы старых границ и теперь обозначается не только Столичный город, но и окрестности, без которых невозможна полнота картины. Чертежам этого периода характерна конкретика и реальность, изображение существующих зданий, административных учреждений. Важным атрибутом планов XIX века стали иллюстрации с видами московских достопримечательностей.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 1655 | Комментариев: 0

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.09 сек. / MySQL: 2 (0.0088 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх