Выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы"
Выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы"
В марте этого года, во Дворце царя Алексея Михайловича в музее-заповеднике "Коломенское" открылась выставка "Лики природы. Традиции и современность анималистов Москвы". В формировании состава экспозиции немаловажную роль сыграло сотрудничество музея-заповедника с Государственной Третьяковской галереей. Анималистический жанр - это восхищение художника окружающим миром и разнообразием биологических видов в природе. Это богатство не может нс вдохновлять. Художники-анималисты, также являясь неотделимой частью природы, в глубине души чувствуют свое с ней родство и пытаются выразить это чувство в творчестве. Русское анималистическое искусство и скульптура, в частности, многообразно по стилистике, мотивам, сюжетам.
"Погоня"
"Антилопы Гну"
"Бизоны"
"Тигр"
"Бизон"
"Бык"
"Куропатки"
"Леопард"
"Материнство"
"Голубь"
"Басни Крылова"
"Волк"
"Зебра"
"Козел"
"Тигр"
"Морской котик"
Начало XX века дало стране целую плеяду талантливых художников. Одновременно этот период развития характерен расцветом естественных наук, рождением новых направлений в университетской и научной житии в целом. В 1920-х годах Московский Университет и Дарвиновский музей стали центром научных исследований физических и психологических особенностей окружающего мира. Науки: палеонтология и антропология давали темы для рисунков, картин и скульптур. Развивалась зоология и в рамках нее особое направление - зоопсихология, широко заявившая о себе в научном мире в начале XX века. На страницах журналов и научных сборников печатались научные труды на эту тему. В.А.Ватагин и И.С.Ефимов были первыми художниками, которые в 1920-е годы обратились к изображению образа животного в русской скульптуре, применив научные знания. Их эстетика была сформирована в тесном сотрудничестве с Дарвиновским музеем, где в те годы была основана художественная мастерская, которую возглавлял, уже известный в тот период, художник-анималист В.А.Ватагин. Используя многообразие форм зверей и птиц, анималисты стремились показать всю сложность закономерностей их жизни. Таким образом, организация художественной мастерской способствовала первым художественным опытам в сфере анимализма, явившимся начальным этапом развития анималистического искусства. Чуть позднее на выставках художественного Объединения Русских Скульпторов критиками и посетителями была с большой симпатией принята станковая анималистическая скульптура.
"Верблюд"
"Тоска"
"Бизон"
Выставка "Лики природы"
Выставка "Лики природы"
Выставка "Лики природы"
"Олень"
"Олень с олененком"
"Сохраним природу"
Анималисты, в том числе, И.С.Ефимов, Д.В.Горлов, А.Г.Сотников, наряду с другими известными скульпторами, работают вместе с С.Т.Коненковым, В.И.Мухиной, И.Д.Шадром, М.Г.Манизером над оформлением павильона "Животноводство" на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке. В.А.Ватагин - автор монументального оформления Московского и Берлинского зоопарков. Большие формы скульптуры в оформлении таких объектов требуют мастерского владения законами монументалиста. Отсюда и виртуозность построения форм в станковых композициях этих авторов. В их творчестве станковая скульптура пользуется неизменным преимуществом. Работа в станковой пластике требует реалистической трактовки в представлении образа при глубоком научном знании типажа изображаемого. Она ярче всего отражает действительность, приближает зрителя к реальному образу во всей его целостности и полноте. Анималистическая скульптура завоевала прочное место как плодотворный, интересный жанр, а художники, работавшие в нем, как бы заново открывали пластические возможности различных материалов. В отличие от авторов XIX века теперь для скульпторов не столько важна событийная ситуация изображаемого момента, сколько возможность пластическими средствами выразить проявляемые эмоции в "диалоге" зверей, смысловую значимость мотива. Выделяется самое существенное при соблюдении всей видовой конкретики модели.
Выставка "Лики природы"
"Марабу"
"Линофрина"
"Антилопа"
"Носорог большой"
"Антилопа Гну"
"Пираньи"
"Лев"
"Бабочка на листе"
"Саксифрага"
"Рыба-пароход"
"Петух"
К середине 1950-х годов станковая анималистическая скульптура определилась в выборе тем, материалов и пластических решений. В эти и последующие годы, и особенно в 1970-90-е, этот вид пластики отмечен поисками новой художественной образности. Зазвучали гуманитарные и философские темы, что способствовало расширению жанровых границ. Размышления человека в отображении природы стали важной частью творческих концепций. Все ясней звучит линия бережного отношения к природе, индивидуальный, конкретный подход к каждому образу и явлению. Биологически точное и психологически верное описание животных способствовало пониманию сложности и многоликости их жизни. Тема взаимосвязи человека с природой становится все более актуальной в 1970-80-е годы.
"Куколка ночной бабочки"
"Волчица"
"Муравьед"
"Улитки"
"Краб"
"Мандрил"
"Гриф"
"Кашалот"
"Телец"
"Кот" и "Крыса"
"Хамелеон"
"Хамелеон"
"Медведка"
"Спинорог"
Произведения скульпторов-анималистов, работающих в наши дни, несут в себе новую эстетику, характерную для времени компьютеров и искусственных интеллектуальных объектов. Постмодернизм, оказавший огромное влияние на формирование современных художественных тенденций, как правило, облекает все в игровую форму, нивелирует расстояние между развлечением и изучением. Тем не менее, смесь стилей, направлений и традиций в постмодернистском искусстве реабилитирует реализм, академизм, классику. Открывая возможность создания новых стилей и направлений, он служит универсальной экспериментальной творческой площадкой. Это, в свою очередь, делает возможным переосмысление классики одновременно с формированием новой художественной эстетики в искусстве.
Конечно, в первую очередь выставка будет интересна творческим людям, но и простым посетителям Коломенского там тоже есть на что посмотреть.
Просмотров: 2249 | Комментариев: 3
Метки: выставки, Коломенское
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter
(12.04.2017 в 10:41):
kaktustv, это Shape Collage - http://www.manhunter.ru/underg...collage.html
kaktustv
(12.04.2017 в 09:56):
Красиво. Есть же руки у людей.
А первый коллажик чем делал?
А первый коллажик чем делал?
brute
(04.04.2017 в 06:53):
В конце хорошо сказал! Про "переосмысление классики" и "творческих людей":)
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария