Музей истории военно-морского флота России
Музей истории военно-морского флота России
Россия - великая морская держава. Со времен Петра I военно-морской флот был и остается гордостью и честью нашей страны. Не случайно в 2003 году по инициативе Правительства Москвы на берегу Химкинского водохранилища на территории парка "Северное Тушино" был создан Музей истории военно-морского флота России.
Музей истории военно-морского флота России
Территория музея разделена на нескольких частей. Под открытым небом находится небольшая площадка боевой техники, где представлены различные механизмы с подводных лодок, а также находятся еще два уникальных экспоната - транспортно-десантный экраноплан "Орленок" и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке "Скат".
Амфибийный десантно-штурмовой катер на воздушной подушке "Скат"
Транспортно-десантный экраноплан "Орленок" проекта 904
Ф.Ф.Ушаков
Якорь Холла
Паротурбинная установка
Главный упорный подшипник
Гребной винт
Учебно-тренировочная торпеда
Торпеда МГТ-1
Буксирный трос
Выпускное буксируемое устройство "Параван"
Аварийный буй
Аварийно-буксируемое устройство (фрагмент)
Штоковое устройство ШУ-200
Якорь Холла
Выдвижные устройства
Выдвижное устройство МТ-70
Выдвижное устройство "Завеса"
Выдвижная антенна "Синтез"
Основная историческая часть музея расположена в главном здании на набережной. Военно-морские реликвии, образцы вооружения, средства спасения, форма одежды, архивные документы и многое другое бережно хранятся в фондах музея, чтобы предстать перед посетителями.
Музей истории военно-морского флота России
Макет "Потаенное судно" Ефима Никонова
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Макеты подводных лодок
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Рубаха флотская
Якорная гальваноударная мина
Глубинометр
Изолирующий противогаз ИП-46
Исторический журнал корабля
Самодельные нарды
Персональное дыхательное устройство
Экспонаты музея
Хронометр морской в футляре
Памятный знак
Спасательный жилет
Калоши водолазные 1970-е годы
Водолазное снаряжение времен Великой Отечественной войны
Дальномер морской стереоскопический
Дудка боцманская
Хирургические инструменты полевого военного хирурга
Экспонаты музея
Музей истории военно-морского флота России
Музей истории военно-морского флота России
Макет корабля
Макет корабля
Макет корабля
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Труба подзорная
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Глубинные бомбы
Морской светосигнальный навигационный прожектор
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Экспонаты музея
Но безусловно, самый интересный экспонат музея находится на площадке боевой техники. Это большая дизельная подводная лодка, которая служила на Краснознаменном Северном флоте в 1980-1998 годах, а затем была списана на берег и переделана в музей. Длина лодки - 90 м. В ее бортах прорезаны 2 двери - вход и выход, внутренние помещения расширены для осмотра и нормального перемещения посетителей, убрано около 60% оборудования.
Подводная лодка проекта 641Б "Сом" Б-396 "Новосибирский комсомолец"
В носовой части отсека находятся шесть торпедных аппаратов, в которые загружаются торпеды или мины. Подводная лодка могла иметь торпедный боезапас (обычный и ядерный), минный боезапас, и смешанный минно-торпедный. Всего торпед или мин на борту могло находиться 24 единицы. Шесть загружались в торпедные аппараты, а 18 находились на стеллажах по правому и левому борту, так называемый стеллажный боезапас. Боекомплект левого борта сохранен полностью: три яруса по вертикали, в каждом ярусе было по три торпеды или мины. На месте стеллажа правого борта сейчас оборудована смотровая площадка. Пространство между стеллажами являлось первым матросским кубриком. Здесь на металлических стойках и цепях в два или три яруса крепились 6 коек для отдыха старшин и матросов, и еще две находились в трюме, в генераторной гидроакустического комплекса. В этом отсеке можно было оборудовать 4 спальных места за торпедами. Также это место предназначалось для приема пищи личным составом. Это был так называемый первый бак. Для этого убирались койки и устанавливался раскладной стол и раскладные лавки. Третье предназначение торпедных аппаратов выход подводников на поверхность при аварии подводной лодки и залегании на грунт. При этом подводники использовали спасательное снаряжение подводника. Масса этого снаряжения составляет 40 кг. В этом снаряжении подводники могли покинуть подводную лодку с глубины до 100 метров. При этом на поверхность сначала выпускалась спасательная буй-вьюшка через торпедный аппарат или аварийно-спасательный люк. Подводники для соблюдения режима декомпрессии, цеплялись с помощью карабина за трос буй-вьюшки, оснащенный мусингами (узлами для препятствия свободного всплытия и предотвращения кессонной болезни) и, перецепляя карабин от мусинга к мусингу, поднимались на поверхность. Выход через торпедные аппараты производился группами по 3 человека. При помощи аварийно-спасательного колокола, который подавался со спасательного судна и состыковывался с комингс-площадкой аварийно-спасательного люка, выход возможен группами по 10-12 человек с глубин до 300 метров.
Первый отсек - торпедный
Первый отсек - торпедный
Первый отсек - торпедный
Первый отсек - торпедный
Первый отсек - торпедный
Первый отсек - торпедный
Во втором отсеке находятся аккумуляторные ямы, которые расположены в два яруса. На каждом ярусе находится 112 элементов аккумуляторной батареи, в сумме их в отсеке 224 шт. весом по 720 кг каждый. Аккумуляторные батареи являются источником энергии для обеспечения хода подводной лодке в подводном положении при помощи гребных электродвигателей. Во втором отсеке также расположены жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов корабля. На нижней палубе в агрегатной находились 2 койки. По правому борту расположена каюта командира корабля. На столе коллективное фото первого экипажа и фотография первого командира корабля капитана 2 ранга Михаила Яковлевича Маначинского. Фото сделано в 1979 году в г. Горький, где строилась лодка и формировался ее первый экипаж. По левому борту расположена буфетная и офицерская кают-компания. Кают-компания служила не только местом приема пищи, отдыха и общения офицеров, но в случае необходимости, она является и местом оказания медицинской помощи, превращаясь в операционную. На подволоке (потолке) размещены 4 бестеневые хирургические лампы, а обеденный стол становился операционным. Перед операцией помещение обязательно тщательно дезинфицируется спиртом. По правому борту расположены двухместные каюты офицеров. Одноместная каюта предоставлялась командиру корабля, старшему помощнику, заместителю командира корабля по воспитательной работе, командиру электро-механической боевой части и начальнику медицинской службы. Каюта начальника медицинской службы находится по левому борту. В ней же производились медосмотры экипажа. Рядом с каютой начмеда расположен изолятор - помещение для размещения больных и раненых. В кормовой части отсека расположен гальюн (туалет) для офицерского и мичманского состава, а внизу по правому борту располагался душ. В этом душе мылся офицерский и мичманский состав и часть старшинского состава. Для остального личного состава предназначался душ, совмещенный с гальюном в 6 отсеке. В душевой использовалась только забортная морская вода. Ее температура на глубине в северных широтах могла быть минусовой, поэтому для мытья личного состава в душевой вода подогревалась в водяных теплообменниках системы охлаждения дизелей и температуру воды можно было регулировать перед подачей в мытьевой трубопровод. Помывка производилась в основном 1 раз в неделю по субботам, строго по расписанию (по сменам и боевым частям). Чтобы привести себя в порядок, каждому отпускалось 10-15 минут. Изобретенное нашими химиками специальное мыло и шампунь позволяли мыться в соленой забортной воде. После помывки выдавалось одноразовое постельное и нижнее белье на 10 дней (так называемая "разуха"). Использованное белье собиралось, упаковывалось в полиэтиленовые мешки - и удалялось за борт (выстреливалось сжатым воздухом) через устройство для удаления контейнеров (ДУК), расположенное в 7 отсеке. В достаточно агрессивной, едкой и соленой морской воде тонкое белье из хлопка за короткий период времени разъедалось и растворялось. Запас пресной воды 31 т использовался строго для питья, нужд камбуза, охлаждения дизелей и компрессоров. Этот запас рассчитан на 80 суток, также как и запас продовольствия.
Второй отсек - аккумуляторный, жилой
Второй отсек - аккумуляторный, жилой
Второй отсек - аккумуляторный, жилой
Второй отсек - аккумуляторный, жилой
Каюта командира
Двухместная каюта
Двухместная каюта
Буфетная
Кают-компания
Каюта врача
Гальюн для офицерского и мичманского состава
Центральный пост любой подводной лодки, он же и главный командный пункт (ГКП) - это мозговой центр и центр управления. Отсюда осуществляется оперативное управление всеми процессами всеми боевыми частями при плавании, как в надводном, так и подводном положении. Отсюда осуществляется руководство торпедной стрельбой при выходе подводной лодки в торпедную атаку, руководство борьбой за живучесть подводной лодки при пожаре, поступлении воды, поступлении воздуха высокого давления. Из центрального поста командиром организуется управление всеми процессами движения, а также процессом погружения и всплытия лодки. По приказанию командира корабля процесс погружения - всплытия осуществляет командир электро-механической боевой части с помощью пульта управления общекорабельными системами "Вольфрам". Боцман с помощью пульта управления носовыми и кормовыми рулями - "Пирит" несет вахту в кресле рулевого при входе справа в третий отсек. Старшина команды трюмных руководит приемом-откачкой воды в (из) уравнительной цистерны, перепуском воды между дифферентными цистернами (из "носа в корму" и "из кормы в нос" по правому или левому борту). Вертикальный трап через нижний люк ведет в боевую рубку лодки. Из боевой рубки командир руководит погружением и всплытием, находясь на перископе, а также руководит торпедной атакой с перископной глубины (10-12 метров). Через верхний рубочный люк, диаметром 650 мм, боевую рубку и нижний рубочный люк происходит доступ подводников в прочный корпус. Далее все члены экипажа расходятся по отсекам лодки, по боевым постам в соответствии с боевым расписанием. Для эффективного управления кораблем и организации торпедной атаки корабль оснащен различными средствами. Средства визуального наблюдения - два перископа: перископ командира - перископ "атаки"; штурманский "зенитный" перископ (для астронавигационного счисления места положения корабля в походе по светилам и звездам). Для определения параметров движения кораблей вероятного противника и организации торпедной атаки, лодка оснащена автоматизированными комплексами:
- в рубке акустика - гидроакустический комплекс (гидролокатор), антенный комплекс (гидрофоны) - для получения данных подводных целей (курс, скорость, пеленг, дистанция до цели) и ввода их в блок самонаведения торпед;
- в рубке штурмана - комплекс кораблевождения и навигации для получения данных о местоположении корабля и параметров движения подводной лодки и нанесения их на морские навигационные карты;
- в рубке радиометристов - радиолокационный комплекс для определения параметров движения надводных целей (курс, пеленг, дистанция, и др.).
Данные автоматизированные комплексы объединены в единый комплекс - "БИУС" - боевую информационно-управляющую систему, предназначенную для просчета данных и их ввода в блок самонаведения торпед при выполнении торпедной атаки. По правому борту расположены приборы командира БЧ-5, машинные телеграфы, тахометры, система "Вольфрам", блок клапанов воздуха высокого давления и продувания цистерн главного балласта вручную, гидравлическая машинка воздушной захлопки шахты РДП.
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Третий отсек - центральный пост
Рубка гидроакустики
Штурманская рубка
Рубка радиолокации
Рубка связи
Рубка связи
Камбуз
Четвертый отсек аналогично второму - аккумуляторный, жилой. Здесь находятся аккумуляторные ямы, которые также расположены в два яруса. В каждой аккумуляторной яме находится 112 элементов аккумуляторной батареи, в сумме их в отсеке 224 элемента весом по 720 кг каждый. Общий вес аккумуляторной батареи более 300 тонн. В четвертом отсеке располагались жилые каюты и помещения для отдыха офицеров и мичманов. В начале отсека по левому борту расположена радиорубка (или рубка связи), которая предназначена для оперативной связи командира со штабом флота, связи с надводными кораблями, подводными лодками в надводном положении на установленных частотах радиоволн. По правому борту расположен камбуз (кухня), обеспечивающий питанием экипаж лодки. Питание экипажа в походе организовано одинаково для всех - от матроса до командира (без привилегий). Приготовление пищи для всего экипажа производилось из одних и тех же продуктов и в одинаковом количестве для каждого члена экипажа. В рацион подводника включались деликатесы: икра, балыки, колбасы твердого копчения, консервированные оленьи языки, севрюга, мясо, рыба, в том числе красная, яйца, свежие овощи и фрукты, сметана, мед, сгущенное молоко, варенье и джемы, вобла. Ежедневно каждый член экипажа получал дополнительный паек за обедом 20 граммов черного шоколада и 50 граммов сухого красного вина. Вино выдавалось для улучшения состава крови, улучшения пищеварения и повышения тонуса организма в условиях замкнутого пространства, обедненного кислородом воздуха, наличием вредных примесей и малоподвижного образа жизни. Общий вес загружаемого продовольствия перед выходом в автономное плавание составлял 14 тонн. Питание организовано по сменам и с учетом вечернего чая было четырехразовое. На верхней и нижней палубах располагались каюты для офицерского и мичманского состава. Койки в каютах располагались в два яруса. На нижней палубе располагалась четырехместная каюта мичманов, секретная часть, кают-компания для мичманского состава.
Четвертый отсек - аккумуляторный, жилой
Для поддержания в требуемых пределах плавучести и остойчивости ПЛ после ее постройки, а также в процессе эксплуатации проводятся перебалластировка вывески и кренования. Для каждого проекта подводных лодок необходимое количество твердого балласта определяется расчетным путем при проектировании и составляет десятки тонн. Перебалластировка ПЛ твердым балластом производится после заводского ремонта модернизации или переоборудования. Это связано с изменением и перераспределением нагрузки, а также в случае перебазирования ПЛ в районы с другой плотностью морской воды. Перебалластировку твердым балластом производит судоремонтный завод по расчетам, выполненным проектантом ПЛ после переоборудования. Твердый балласт в виде чугунных отливок размещают и закрепляют в киле, проницаемых частях и цистернах главного балласта. Погрузка твердого балласта на подводную лодку осуществляется вручную и представляет из себя очень трудоемкую операцию. Вес каждой отливки составляет 25 кг. Количество твердого балласта, место его расположения и создаваемые дифферентующие моменты по высоте и длине командир электромеханической боевой части заносит в Формуляр корпуса, устройств и систем.
Образцы твердого балласта
Корпус подводной лодки в период эксплуатации подвергается коррозионному разрушению преимущественно вследствие электрохимического взаимодействия с морской водой. Корпус и корпусные конструкции подводной лодки выполнены из различных сплавов стали. Трубопроводы, проходящие между легким и прочным корпусом, из нержавеющей стали, титана и меди. Все эти материалы обладают различным электрическим потенциалом, из-за чего интенсивность коррозии увеличивается. Одним из основных способов защиты корпуса и корпусных конструкций подводной лодки от коррозии является протекторная защита. Протекторы выполнены а виде отливок из цинка и крепятся в ограждении рубки, между легким и прочным корпусом, в цистернах главного балласта в период строительства подводной лодки. В морской воде в образующейся гальванической паре протектор (цинк) является анодом и, отдавая свои электроны, разрушается, сохраняя, тем самым, корпус подводной лодки. Перед установкой протекторы очищаются от загрязнений, консервирующего покрытия и обезжириваются При износе протектора в процессе эксплуатации более 50% он подлежит замене. Средний срок службы цинковых протекторов 1-3 года.
Элементы протекторной защиты
В пятом отсеке были расположены три дизеля 2Д42М, которые входят в состав главной энергетической установки. Пятый отсек - это сердце подводной лодки. По правому борту отсека расположен один из трех дизелей типа 2Д42М с турбонаддувом производства Коломенского машиностроительного завода. Эти дизели в свое время были признаны самыми лучшими в мире в своем классе не только по мощности, компактности, надежности, но и по экономичности, что является их главным достоинством. Дизели потребляли 145 граммов солярки на 1 лошадиную силу в час. Замер расхода топлива на всех режимах работы дизелей производился с помощью штихпробира. В топливных цистернах и топливно-балластных цистернах, расположенных между легким и прочным корпусом хранился усиленный запас дизельного топлива - 487 тонн. При указанном расходе его хватало на 10000-15000 миль хода (длина почти половины экватора. Больше ни одна современная дизельная подводная лодка не имеет такого запаса хода. Для понижения температуры воздуха в отсеке работала судовая вентиляция (вдувной и вытяжной вентиляторы) и отсечный воздухоохладитель, однако в южных широтах это не спасало от жары. Температура в отсеке достигала +50-60С. Мотористы менялись через каждые 15-20 минут, а не через 4 часа, как обычная вахта, потому что выдержать это время в отсеке невозможно физически. Когда звучит команда: "К погружению!", дизели останавливаются, опорожняется носовая шинно-пневматическая муфта и для работы на винт включают главные гребные электромоторы 6-го отсека. Дизели не могут работать под водой, так как для работы необходим воздух, содержащий кислород, а выхлопным газам к тому же будет препятствовать большое противодавление воды. Дизели могут работать в подводном положении на перископной глубине, когда поднята шахта РДП и воздух поступает в пятый отсек через шахту подачи воздуха дизелям. При этом выхлопные газы удаляются в воду на глубине до 3-х метров. Режим работы дизелей под РДП в основном используется для зарядки аккумуляторной батареи. Также в отсеке расположены регенеративные двухъярусные установки РДУ, которые снаряжались регенеративными пластинами. Под влиянием среды (температура, влажность, углекислый газ) в результате химической реакции выделялся кислород. Контроль за содержанием вредных примесей в воздухе (CO2, фреон, водород) во всех отсеках осуществляется датчиками. В случае превышения допустимых концентраций автоматически происходит подача звукового и светового сигнала для принятия необходимых мер безопасности. По левому борту также представлены гидравлические и ручные машинки приводов клапанов вентиляции топливно-балластных цистерн с ключами и гидравлические машинки приводов кингстонов этих цистерн. При их открытии происходит заполнение цистерн водой (балластом) и лодка погружается.
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
Пятый отсек - дизельный
В этом отсеке находились 3 главных гребных электродвигателя (ГГЭД). Два бортовых электродвигателя постоянного тока марки ПГ-101К мощностью 1350 л.с. каждый и средний - ПГ-102К мощностью с 2700 л.с. Суммарная мощность ГГЭД 5400 л.с. Для сравнения это почти в 2 раза больше, чем у пассажирских речных теплоходов. В отличие от дизелей, которые управлялись дистанционно, электромоторы управлялись вручную, с помощью ходовых переключателей станций управления ГГЭД. У каждой станции стоял на вахте матрос-электрик и по команде машинного телеграфа, поступающей из центрального поста, производил переключения, тем самым изменяя частоту и направление вращения линии вала и винта. При этом изменялась скорость движения ПЛ и направление движения (вперед-назад). В отсеке размещались семь коек. Две по левому борту в носу, по одной за бортовыми станциями управления ГГЭД, три между станцией управления двигателем экономического хода и электрокомпрессором ЭК-10-3. По правому борту в корме размещены совмещенные гальюн и душевая. Движение корабля под водой обеспечивалось при помощи источника электроэнергии - аккумуляторной батареи. Энергоресурс (емкость) батареи составлял 10000-15000 ампер-часов, что позволяло лодке находиться под водой до 5-7 суток на различных ходах. Заряд аккумуляторной батареи производился при работе дизелей и ГГЭД в режиме электростанций. Минимальный цикл заряда составлял 6 часов (форсированный заряд) и максимальный цикл составлял 18 часов (нормальный заряд). Опреснительная установка была относительно малой производительности (1 тонна пресной воды в 24 часа) и потребляла много электроэнергии. В сутки расход электроэнергии был сравним с расходом электродвигателя экономического хода при скорости подводной лодки под водой 3-4 узла. По этой причине установка не использовалась и демонтировалась уже при первом среднем ремонте подводных лодок этого класса на Кронштадтском судоремонтном заводе. На этом примере видно, что подводники увеличивали временные показатели пребывания лодки в подводном положении в ущерб своему комфорту. Завершает отсек межотсечный переборочный люк. В подводном положении ПЛ переборочные люки всегда задраены, так как прочные переборки делят лодку на отсеки для увеличения ее непотопляемости и живучести.
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Как правильно переходить из отсека в отсек: есть главное правило - никогда настоящий подводник не наступает на порог люка - комингс. Этого нельзя делать потому, что грязь на обуви и сама обувь может действовать на металл как абразив. При многократном воздействии на комингс происходит изнашивание металла. Значительный износ металла комингса не позволит герметично задраить переборочную дверь. В случае аварии (пожар, поступление воды) отсек не сможет быть загерметизирован, что приведет к гибели личного состава, а может быть и подводной лодки. Движение в армии и на флоте военнослужащие начинают с левой ноги, поэтому надо просто перебросить левую ногу, не наступая на комингс, затем переместить голову и туловище.
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Шестой отсек - электромоторный
Мне, человеку бесконечно далекому от военно-морской тематики, техническая часть музея очень понравился, особенно посещение подводной лодки. А вот историческая экспозиция нацелена больше на людей "в теме", меня она как-то не зацепила. Но тем не менее, настоятельно рекомендую Музей истории военно-морского флота России к посещению.
Просмотров: 2712 | Комментариев: 3
Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter
(05.11.2017 в 20:25):
Евген, да я это прекрасно понимаю, но здесь не Питер.
Евген
(05.11.2017 в 19:55):
"...Мне... техническая часть музея очень понравился, особенно посещение подводной лодки. А вот историческая экспозиция нацелена больше на людей "в теме", меня она как-то не зацепила..."
Так разве это история флота России. Выставка техники прошлого века по большей части. История В Питере, в Военно-морском музее. Там конечно места на порядок меньше, поскольку основную часть составляют именно музейные экспозиции. Народу тоже гораздо меньше, не то что раньше, имею ввиду советские времена - видать тогда многие были "в теме", дети так поголовно.
Так разве это история флота России. Выставка техники прошлого века по большей части. История В Питере, в Военно-морском музее. Там конечно места на порядок меньше, поскольку основную часть составляют именно музейные экспозиции. Народу тоже гораздо меньше, не то что раньше, имею ввиду советские времена - видать тогда многие были "в теме", дети так поголовно.
Sergey_K
(03.11.2017 в 15:49):
Спасибо!
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария