Выставка "Хрупкое чудо на новогодней елке: к 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла"
Выставка "Хрупкое чудо на новогодней елке: к 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла"
С конца ноября в музее-заповеднике "Коломенское" работает выставка, приуроченная к 130-летию Клинского стекольного промысла. Она рассказывает об этапах развития стекольных производств Клина и его окрестностей, раскрывая историю возникновения стеклянных елочных украшений. Елочные украшения клинских производств, объединившихся в 1970 году в фабрику "Елочка", долгое время находились в тени изделий других фабрик. А между тем незатейливые на первый взгляд игрушки обладали уникальными формами, которые требовали сложнейшего технологического исполнения. Они привлекали внимание не мишурой и блеском, а утонченной простотой и изяществом. Всего на выставке представлено около 800 экспонатов, которые будут интересны и взрослым, и детям всех возрастов.
Елочные украшения
Выставка включает в себя три основных раздела. Первый - "Истоки" - отражает состояние стекольной индустрии Клинского уезда в конце XIX - начале XX столетия.
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
В конце XIX-начале XX века производство изделий из стекла занимало в Клинском уезде прочную вторую позицию после текстильной промышленности. Развитию стеклоделия способствовали залежи кварцевого песка и обилие в округе лесных массивов. В начале XX века в Клину работало три стекольных завода, которые выпускали разные виды аптекарской, химической и парфюмерной посуды.
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
Аптекарская посуда
На рубеже XIX-XX веков технология стекольного производства была достаточно трудоемкой. От стеклодувов требовались не только сноровка и выносливость - работать приходилось со стекломассой высоких температур. Равномерность стенок флаконов, четкость изображений, читаемость букв, и, в конечном счете, красота полученного изделия зависели от опыта и мастерства стеклодува. Клинская стеклянная посуда составляла достойную конкуренцию аналогичной продукции других российских заводов и образцам иностранного производства.
Стеклянные пуговицы
Щипцы для пуговиц
Сырье для стеклянных пуговиц
Стеклянные пуговицы
Стеклянные пуговицы
Стеклянные пуговицы
Одним из известных промыслов северо-запада Московской губернии был камушно-стекольный промысел по изготовлению пуговиц, бус, четок и прочих изделий из стекла. Заключался он в выделывании "камушков" для бус путем навивания размягченного на огне кусочка стекла на железный пруток - "навивку". Постепенно способ "навивки" сменился способом "формовки", при котором использовали специальные щипцы. Самым трудным в процессе изготовления бус было прокалывание отверстия для нити - бусина могла заплыть или расколоться. В 40-е годы XIX века в промысле появились технические новинки. Был введен ручной станок - пресс для выделывания "камушков" из горячего стекла в любой форме. Благодаря такому приему стало возможным и изготовление пуговиц. Изделия камушного промысла пользовались большим спросом у крестьян и небогатых горожан, поскольку стоили они сравнительно недорого. Товар расходился по окраинам Российской империи вплоть до Средней Азии, в частности, вывозился в Бухару. В 1887 году в Круговской волости Клинского уезда иностранными подданными А.Вюншем и Р.Виттом была открыта мастерская стеклянных камушных изделий: "дутых" бус, пуговиц, мундштуков и другого. В ней работали местные крестьяне, многие из которых ранее трудились на стекольно-хрустальном заводе князя А.С.Меншикова. Они умели создавать бусины различных форм: круглые, овальные, цилиндрические, в виде граненого камушка. Для придания металлического блеска бусины заливали особым раствором с солями свинца, затем сушили, красили в разные цвета и собирали на нити. Центром "бусного" производства являлись деревни Круговской волости Клинского уезда.
Стеклянные бусы
Стеклянные бусы
Стеклянные бусы
Стеклянные бусы
Стеклянные бусы
Стеклянные бусы
Головной убор
Изначально основными покупателями недорогих камушных изделий были деревенские жительницы. Сияющие на солнце разноцветные или отливавшие золотом и серебром снизки бус, "ожерелки" и сверкающие серьги напоминали драгоценные украшения. Наибольшее распространение камушный товар получил в южнорусских губерниях страны - Тамбовской, Воронежской, Тульской, Рязанской, а также в отдельных селениях Поволжья и Русского Севера. На рубеже XIX-XX веков бусы часто входили в состав традиционных праздничных женских костюмов.
Елочные украшения
Форма для выдувания
Елочные украшения
Горелка
Елочные украшения
Елочные украшения
Форма для выдувания
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Форма для выдувания
Елочные украшения
Елочные украшения
Еще в далеком 1896 году подмосковные "дутые" бусы уже в качестве украшения для рождественской елки попали на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в Нижнем Новгороде. С этого времени они успешно продавались на ежегодном Рождественском базаре в Кустарном музее в Москве. По мере того как рождественская елка завоевывала первенство в праздничном убранстве русского дома, возрастал спрос покупателей на круговские бусы. С началом Первой мировой войны ввоз в Россию елочного товара немецкого производства значительно сократился, что "сыграло на руку" круговскому промыслу. В 1914 году была создана "1-я Российская стеклодувная артель", в 1915 году - "Круговская трудовая артель по производству стеклянных изделий" и в 1918 - "Гологузовская трудовая артель".
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
В этот же период мастера освоили разнообразные виды елочных украшений: шары, пикообразные верхушки (наконечники), простые подвески и фигуративные игрушки. Их создавали в традиционных техниках свободного выдувания, формования, а также монтажной сборки, при которой фигурки-конструкции составляли из бусинок, скрепленных между собой проволокой. Образцами для стеклодувов часто служили немецкие и чешские игрушки, поставлявшиеся скупщиками.
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
В 1920-е годы, несмотря на то что у новой советской власти праздник Рождества был под запретом, местные артели продолжали изготавливать и продавать стеклянные украшения через Московский Союз Кустарных Артелей. В 1929 году церковные праздники, в том числе Рождество Христово, окончательно оказались "вне закона", тогда же стал действовать и негласный запрет на рождественскую елку. Своеобразным стартом на ее "возвращение" в декабре 1935 года стала статья в газете "Правда" члена правительства П.П.Постышева "Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!". Проведение теперь уже не рождественских, а приуроченных к веселой встрече Нового года елок в школах, клубах, парках становится обязательным мероприятием. Наряженные пушистые красавицы вернулись и в сотни тысяч домов огромной советской страны, что определило острую необходимость массового производства игрушек.
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Второй раздел выставки - "Вместе со всей страной" - рассказывает об экспериментальных образцах елочных игрушек, созданных художниками ВНИИ игрушки, которые внедрялись на предприятиях СССР, в том числе в Клинском районе. Начиная с 1930-х годов, государство строго контролировало ассортимент, качество и идейную направленность елочных украшений, которые должны были отвечать "требованиям коммунистического воспитания детей". Еще в 1932 году в подмосковном Загорске (ныне Сергиевом Посаде) был создан научно-экспериментальный институт при Музее игрушки, главной задачей которого являлась разработка новых образцов игрушек для предприятий страны. Профессиональные художники и технологи Института существенно повлияли на характер ассортимента елочных украшений клинского промысла. В институтских лабораториях народные мастера могли постигать секреты профессии, получать новые образцы и утверждать разработанные ими игрушки.
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
В 1936-1938 годах в Клинском районе был налажен выпуск елочных украшений сразу в нескольких артелях, мастерских и на отдельных участках стекольных заводов. Это - "Некрасинский Стеклодув" (позднее "Восток"), "Красный Октябрь", "Имени 1-го Мая", "Решетниковский стеклодув", "Клинское объединение стеклодувов" ("КОС"), "Имени В.И.Ленина", мастерские в составе совхоза "Демьяново", колхозов "Караваевский", "Имени Второй Пятилетки", "Южно-Алферовская стеклодувная фабрика", завод "Лабрприбор" и "Клинский Стекольный завод". Особое место занимала клинская артель инвалидов "Имени XI годовщины Октября". Ее мастера кроме стеклянных игрушек изготавливали еще и ватные и картонные.
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Новогодние открытки
Во время Великой Отечественной войны изготовление игрушек почти не прекращалось, несмотря на то что Клинский район сильно пострадал от фашистских оккупантов. Из архивных документов известно, что ассортимент елочных украшений только "Южно-Алферовской стеклодувной фабрики" насчитывал более 20 наименований образцов, выпуск которых в 1943 году составил 190 554 штук. Праздничные елки военной поры помогали людям легче переживать тяготы и невзгоды лихолетья. Один из наиболее ярких периодов в истории промысла приходится на "хрущевскую оттепель", длившуюся с середины 1950-х по середину 1960-х годов. Спрос на елочные украшения в это время значительно вырос в связи с повышением уровня жизни людей. В конце 1950-х годов, в связи с государственным реформированием управления народным хозяйством, на промысле началось укрупнение производств. Артели и мастерские объединились в четыре фабрики ёлочных украшений: Высоковскую, Круговскую, Клинскую и Решетниковскую. Для них были построены новые, технически перевооруженные помещения, что улучшило условия труда мастеров, но не повлияло на характер традиционно ручного производства изделий. На фабриках над созданием эскизов форм и декора игрушек трудились творческие группы из художников, стеклодувов и разрисовщиков. На протяжении 30 лет главным художником промысла был Ю.В.Кулыгин, благодаря его таланту сложился уникальный декоративно-орнаментальный стиль росписи, построенный на фольклорно-поэтической трактовке образов.
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Третий раздел - "Фабрика "Елочка"" - самый обширный и насыщенный экспонатами, ведь выставка рассказывает прежде всего о клинской елочной игрушке, от ее зарождения до настоящего времени. В нем собран практически весь имеющийся на сегодняшний день научно-исследовательский материал и соответствующий предметный ряд. Самые ранние экспонаты, относящиеся к промыслу, датируются концом XIX века, а самые поздние, 2017 года выпуска, изготовлены специально для выставки, к празднованию юбилейной даты фабрики "Елочка".
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
В ходе очередного реформирования, в 1971 году, на базе Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик было создано Клинское производственное объединение "Елочка", к которому в 1987 году присоединилась и Клинская фабрика. В годы происходивших в стране кардинальных преобразований промысел переживал экономические трудности, была закрыта Решетниковская фабрика. В 1993 году на базе объединения возникло АООТ "Елочка", с 1997 - ОАО "Елочка", елочные украшения которого в 1994 году были заслуженно отнесены к изделиям народных художественных промыслов. Обращение к наследию национальной культуры, опыту коллективного творчества прежних поколений, а также отказ от полуавтоматов и замена их на ручной способ выдувания игрушек, в том числе со сложным припоем мелких деталей, возвращение производства монтажной игрушки, техники росписи "глинка" являются приоритетными направлениями в работе современных мастеров промысла.
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Елочные украшения
Существование в Клинском районе в течение столь долгого времени производства стеклянных елочных украшений - явление поистине уникальное. В 1938 году в Москве и Московской области, согласно официальной статистике, насчитывалось 61 предприятие, занимавшееся производством елочных украшений. На сегодняшний день их осталось всего три. Клинская фабрика "Елочка" единственная из всех имеет статус народного художественного промысла. Она продолжает хранить лучшие традиции советской елочной игрушки и развивает новые темы, связанные с жизнью нашей страны, ее прошлым, настоящим и, конечно, будущим.
Елочные украшения
Клинские игрушки созвучны времени, в них находят отражение важные события как в жизни всей страны, так и родного клинского края. Из года в год на клинском стеклодувном промысле, как по волшебству, рождаются все новые и новые формы игрушек. В руках искусных художников они превращаются в чудесные сказочные истории с добрыми красочными персонажами, которые неизменно вызывают искренний восторг у детей и взрослых.
Просмотров: 2595 | Комментариев: 2
Метки: выставки, Коломенское
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
Sergey_K
(30.12.2017 в 14:25):
Спасибо!
wet
(24.12.2017 в 15:02):
Очень узнаваемые с детства ёлочные игрушки. Некоторые украшают семейную ёлку до сих пор!
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария