Выставка "Свет в оконце. Осветительные приборы в русском средневековом быту"
Выставка "Свет в оконце. Осветительные приборы в русском средневековом быту"
В Коломенском открылась новая выставка "Свет в оконце. Осветительные приборы в русском средневековом быту", которая рассказывает о традиционных средневековых осветительных приборах, бытовавших в России и предназначенных для внутренних помещений. Выставка знакомит со светильниками, подлинными предметами убранства интерьеров, типологически соответствующими средневековой эстетике второй половины XVII века, наиболее характерными видами светильников, использовавшимися в крестьянском быту, освещавшими парадные и жилые помещения домов и дворцов знати, а также входившими в обиход храмов.
Светцы
Светцы
Подставка для светца
Кресала
Кресала
Кресала
С древнейших времен, еще до образования Киевского государства, для освещения крестьянских жилищ использовали напольные светцы для держания лучин и сальные или масляные лампы. В домах основной массы населения лучина была широко распространенным и самым доступным источником света. Изредка в праздники зажигали сальные свечи. Но и лучины горели не всегда. С весны до осени крестьянские избы не освещались, так как считали, что с Пасхи до Покрова вставать и ложиться надо с зарей. Лучину изготавливали длиной до метра и толщиной до 10 сантиметров из древесины березы, осины, дуба, ясеня, клена, сосны и ели. Лучину вставляли в светец - переносное кованое железное приспособление, представляющее собой металлический стержень, завершающийся кованым зажимом, в котором укрепляется горящая лучина. Среди разновидностей светцов встречаются поставные, подвесные и втычные. Чтобы поставной светец с кованым стержнем был устойчивым, к его нижнему концу приклепывали тяжелый обруч. Деревянный ствол светцов украшали резьбой и росписью. Во избежание пожаров, светец ставили в емкость с водой или песком.
Светцы втычные
Светцы втычные
Светцы втычные
Для втычных светцов использовали деревянные стойки, колоды, доски и крестовины. Небольшие светцы вбивали в бревенчатые стены изб. Орнаментальный мотив "лучинника" (верхней части светца) мог быть очень примитивным, представляющим собой вилку с расщепом, или же являться произведением искусства кузнечного ремесла - сложно украшенным декоративными рогульками, зажимами и петлями. Светцы давали локальный свет, поэтому могли зажигать одновременно несколько.
Масляная лампа
Масляная лампа
Масляная лампа
Часто в крестьянском быту использовали масляную лампу (жировая лампа, жирник, жировик, плошка, каганец) - светильник на основе сгорания масла или жира. В емкость заливается масло или растопленный жир, туда опускается фитиль. Второй конец фитиля, закреплленный над маслом, поджигается, и масло, поднимаясь по фитилю, горит. Масляная лампа применялась еще с эпохи палеолита. В древние времена масленые лампы делали из камня, глины, или изготавливали из меди и других металлов.
Фонари
Ковш-сковорода и братина
Лапти
Горшки
Пестерь
В быту и культуре XVII века освещение играло немаловажную роль, являя собой как реальный свет, так и символический свет - Христа. Рост культурных потребностей, стремление к украшательству помещений влекло за собой и потребность в увеличении освещения палат в светских интерьерах - в боярских домах и царских теремах. Светильники становятся неотъемлемой частью символического и художественного осмысления храма. В пространстве храма они играют не только утилитарную роль и несут в себе важную художественную функцию, но и являются особыми реликвиями, имеют свою иерархию размещения, особую христианскую символику, прославляя эстетику света, а также служат важной частью богослужения.
Подсвечники
Подсвечники
Подсвечники
Подсвечники
Искусственное освещение играло важную роль в светских интерьерах знати. Возрастал уровень просвещения, культурных потребностей и художественный вкус. Это имело соответствующее отражение в оформлении жилых и парадных помещений, где стремились к большему комфорту и роскоши. Особенности декора в боярских домах и царских теремах требовали усиления освещенности, что привело к использованию разнообразных источников света. Свечи являлись самым распространенным материалом для освещения светских пространств и храмов. Свечи изготавливали традиционно цилиндрической формы из твердого горючего материала, который в растопленном виде подводится к пламени с помощью расположенного вдоль цилиндра фитиля. Материалом для свечей было сало и воск. Макание - самый древний способ получения свечей. До XV века свечи изготавливались выдерживанием впитывающего материала - папируса, бумаги, пористой сердцевины некоторых растений - в расплаве жира до его напитывания. В XV веке была изобретена цилиндрическая форма для отливки свечей, одновременно медленно начала возрастать популярность пчелиного воска как горючего материала для свечей. В России уже в XII веке в употребление вошли сальные свечи, позднее более дорогие восковые свечи стали использовать в особые дни и праздники. Свечи расписывали, покрывали резьбой, они входили в состав посольских даров.
Свечи
Гасильник для свечей
Съем для снятия нагара
Подсвечник
Подсвечник
Подсвечники
Осветительные приборы привозили из Западной Европы по заказу царей и в качестве посольских даров. Постепенно развивалось местное производство. Тип, форма и конструкция светильников были привнесены на Русь из Византии. В XVII веке среди осветительных приборов выделялось несколько типов: подвесные, поставные и выносные. В зависимости от назначения каждый тип имеет несколько разнообразных конструктивных видов. Так, подвесные делятся на потолочные и настенные, а поставные - на настольные и напольные. Приспособления изготовляли из серебра, меди, олова, железа, дерева, кости и керамики. В зависимости от материала светильники могли быть литые, кованные, резные. Зачастую их золотили и расписывали. Для светского и церковного обихода формы их были общими. Царские хоромы, дома бояр и церкви освещались при помощи паникадил и хоросов, фонарей и шанданов. Тощие свечи, кандила и лампады получили широкое распространение в храмовых интерьерах. Примитивные напольные предметы бытовой утвари - светцы - присутствовали в обиходе основной массы населения. Нередко особо декоративными выполняли и конструктивные элементы для крепления подвесных светильников к стене и потолку - цепи и кронштейны.
Записи о медных чарах
Паникадило
Паникадило
Навершие паникадила
Подсвечники
Запись об янтарных шанданах
Большинство осветительных приборов средневековой России представляли собой различные конструкции с приспособлениями для крепления свечей. Первые художественно оформленные светильники появились в русском быту после принятия христианства. В Византии был заимствован хорос - тип светильника, распространившийся в основном в храмах. Он представлял собой подвесной на цепях одноярусный или многоярусный светильник, каждый ярус которого сделан в форме обода с тонким ажурным литьем и подсвечниками или лампадами. С XVI века господствовавшие византийские формы уступили место западноевропейским типам. Светильники ввозили из Западной Европы, а также изготавливали русские мастера, подражая западноевропейским образцам. Подлинные русские дворцовые интерьеры XVII века, где немаловажную роль играло освещение, не сохранились. Поэтому для воссоздания художественного образа дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском в качестве аналогов для изготовления светильников использовали типичные предметы времени. На основе датированных и в отдельных случаях подписных светильников, хранящихся в музейных коллекциях России и Западной Европы, есть возможность представить основные типы приспособлений, технологию изготовления и этапы развития. Письменные источники дают возможность узнать о видах, происхождении и ценности осветительных приборов.
Оконница слюдяная
Оконница слюдяная
Слюдяные промыслы существовали на русском Севере уже в XV веке, в XVI веке - в Поморье, в Керетской волости. Залежи слюды располагались от границ Олонецкой губернии до Ковды, по побережью и островам белого моря. Активную роль в разработке и сбыте беломорской слюды играл Соловецкий монастырь. Немаловажную роль играла добыча слюды в Сибири, на Витиме, Чуе, Маме и Слюдянке. Добытую слюду учитывали в особых книгах и доставляли в новгородский приказ в Москву. В то же время и Соловецкий монастырь получал значительный доход от торговли слюдой. Ею торговали на внутреннем и внешнем рынках, на самом острове и переправляли по Северной Двине в Москву. Умелые руки русских мастеров в течение столетий художественно обрабатывали слюду. Ранее всего слюда вошла в архитектуру. Первые случаи использования слюды для вставки в окна имели место в древнем Новгороде в X-XII веках, когда в этом центре русской цивилизации шло освоение богатств Кольского полуострова и Карелии. Прозрачные листы слюды мастера "оконнишного" дела вставляли в рамы различных по рисунку переплетов. Отсюда и окна получали названия: "образчатое", "репьястое", "купчатое", "косящатое", "кругчатое". "Купчатые" металлические решетки в оконных проемах, создавая декоративный эффект, очень удачно сочетались с узорами слюдяных оконниц. Слюду укрепляли в отведенной ей ячейке оловянными "денежками", кружками, репейками, зубчиками, "орликами", которые в большинстве случаев золотили. Позднее слюдяные оконные вставки стали расписывать. Сохранились записи о ремонте, починке слюдяных окончим, о выдаче мастерам слюды на вес. В начале XVIII века продолжали ремонтировать старые слюдяные рамы, но постепенно слюду в строительном деле начинают заменять стеклом. Через "оконнишное" дело слюда вошла в декоративно-прикладное искусство. Так, она получает применение в фонарном производстве. Многогранные слюдяные, декорированные оловянными ажурными полосами, розетками, пальметками и другими фигурами фонари были непременными участниками церковных торжественных процессий; их несли на высоких шестах, иногда на носилках. Основой таких крупных фонарей всегда был железный каркас. Как правило, завершением фонаря служили главки, повторяющие силуэты церковных шатров или куполов. Кроме выносных изготовлялись обыкновенные фонари со слюдой для домашнего обихода. Помимо использования слюды в "оконнишном" и фонарном деле во второй половине XVII века ее стали употреблять в оформлении зеркал.
Сень надпрестольная
Лампа-подвес масляная
Блюдо
Подсвечники
Понятие света - одно из важнейших в христианской философии, догматике и культуре. В основе его лежит знание о Христе - Солнце правды, просвещающем всех. Роль светильника в церковном пространстве восходит к библейским временам и имеет два толкования: реального света и метафорического света Христа. В V веке, когда драматургия света входит в византийский церковный обряд, светильники становятся неотъемлемой частью символического и художественного осмысления храма и всего христианского пространства. Начиная с X века традиции византийского символизма и материально-художественного воплощения храма распространяются на Руси. Украшение храма "всякою красотою" и "светлостью" становится главной заботой русских князей. Рецепция византийской эстетики света приводила к непременному включению светильников в древнерусское храмовое пространство. Тип, форма и конструкция светильников были привнесены в русские храмы из Византии. Русское искусство XVI - XVII веков с его любовью к узорочью охотно отзывалось на западноевропейские веяния моды, что влекло за собой новые конструкции светильников. Наиболее прижившееся название типа многосвечника - паникадило. Другой распространившийся тип греческого светильника - кандило. У греков кандило служило сосудом для масла, а в русской церковной традиции в нем использовали свечи. В русских церквях в широкое употребление вошли лампады со свечами, маслами, для возжигания благовоний или комбинированные. Отношение к свечам не было только утилитарным. Свеча, прежде всего, является материальным носителем ирреального света. Порядок возжигания свечей в храмовых светильниках заносился в церковные уставы и зависел от праздничных служб. Размещение светильников в древнерусских храмах, так же как и в византийских соборах имело свой иерархический порядок, который соотносился и с архитектурой, и с художественным оформлением. Освещение было многоярусным и объемным. Центральное подкупольное пространство и его компартименты освещались большими паникадилами. Светом выделялся алтарь, ярусы иконостаса, особо почитаемые святыни. В большом употреблении были переносные или стационарные поставные ("тощие") свечи, располагавшиеся у царских врат и святынь. Светильники сопровождали разнообразные литургические процессии. Выносные фонари, символизировавшие свет Господа, придавали торжественному обрядовому движению характер священнодействия. Изображение светильников в церковном искусстве встречается часто и в разных контекстах. В иконах, на миниатюрах рукописей, предметах золотного шитья - плащаницах и пеленах - зажженным светильникам отводят особую роль. Изображения их разно образны, реалистичны и представляют различные типы.
Стопы
Подлампадник
Апостол
Фонарь выносной
Подвесные осветительные приборы привозились из Западной Европы, а также изготавливались русскими ремесленниками и мастерами Оружейной палаты. Паникадила украшали интерьеры церквей, царских дворцов и боярских палат. Они были металлическими (оловянными, медными, бронзовыми, серебряными), деревянными с золочением, а также из кости и хрусталя. Использовали от одноярусных паникадил небольших размеров до произведений монументальных размеров. Развитие композиционной схемы паникадил XV-XVII веков шло последовательно. Кронштейны-свещники (или перья) меняли форму от приподнятых, с плоской орнаментацией, кронштейнов в готическом стиле XV-XVI веков, к горизонтальным свещникам эпохи Возрождения второй половины XVI-XVII века, переходя к свисающим и скульптурно декорированным свещникам в стиле барокко XVII-XVIII веков. Перья украшали растительными и цветочными элементами, профилями человеческих голов, женскими фигурами, скульптурами ангелов, херувимов, святых, фантастических существ, птиц и животных. Символика декоративных деталей отличает назначение светильника. Скульптурами ангелов, херувимов, святых, библейскими сюжетами, крестами и церковными архитектурными формами украшали кронштейны приспособлений для церквей. Те же элементы использовали и в навершиях светильников. Для царских теремов и боярских палат в декоре применяли скульптуры женщин, фантастических существ, птиц и животных, растительный и цветочный орнамент.
Паникадило
Звено цепи паникадильной
Хорос
Паникадило
Кронштейны завершались шипами, на которые насаживались свечи, или трубками-профитками, куда вставлялись свечи. Отметим и видоизменение про-фиток подсвечников от конических к цилиндрическим и вазообразным. Точеный ствол (или веретено) вначале простейшей формы и несложной профилировки завершался длинным коническим заострением, зачастую с изображением львиной головы. Постепенно он укорачивается и в XVII веке завершается шаром, подчеркивающим массивность конструкции. Иногда в шаре размещали часы. Часто паникадила украшали подвесками - шелковыми золотом, унизанными жемчугом, и страусовыми яйцами в серебряных оправах.
Просмотров: 3621 | Комментариев: 2
Метки: выставки, Коломенское
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
avp1965
(07.12.2018 в 19:14):
Спасибо, крайне познавательно.
Grey
(04.12.2018 в 09:09):
Слюдяные окна прикольные.
П.С.
У меня мини-чат не работает.
П.С.
У меня мини-чат не работает.
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария