Blog. Just Blog

Выставка "Викинги. Путь на Восток"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Викинги. Путь на Восток"
Выставка "Викинги. Путь на Восток"

В сознании современного человека эпоха викингов, безусловно, окутана романтическим флером. Многочисленные фильмы и сериалы, компьютерные игры и даже детские игрушки создают героические образы бесстрашных воинов, совершавших подвиги во имя древних языческих богов. В XXI столетии, когда борьба за выживание в дикой природе, полные опасностей дальние путешествия и неожиданные стычки с затаившимся за поворотом реки врагом носят виртуальный характер, образ отважных героев с севера - викингов - приобретает особую популярность. Выставка "Викинги. Путь на Восток" основана на археологических материалах из фондов Исторического музея и посвящена быту и культуре выходцев из Скандинавии.

Выставка "Викинги. Путь на Восток"
Выставка "Викинги. Путь на Восток"

Предметы христианской религии
Предметы христианской религии

Византийские монеты IX-X веков
Византийские монеты IX-X веков

Евангелие-тетр
Евангелие-тетр

Плита с крестом и капитель малая
Плита с крестом и капитель малая

В эпоху викингов, длившуюся с конца VIII до середины XI века, "люди Севера" (норманны) своими неожиданными и жестокими набегами наводили ужас на жителей Западной Европы. В Восточной Европе они играли совсем иную роль. На этой огромной малонаселенной территории в то время еще не было ни богатых монастырей, ни городов, которые могли бы сулить пусть и не всегда легкую, но богатую добычу. Здесь выходцы с территории Скандинавии искали новые места для поселений и, самое важное, новые дороги - дороги к богатству и славе, главным ценностям эпохи. Для варварского населения северной периферии Европы воплощением сказочной роскоши являлись Византийская империя и Арабский халифат. Постепенно пространство Восточной Европы превратилось в сеть трансъевропейских торговых путей, ведущих к этим центрам цивилизации раннесредневекового мира.

Предметы торговли X-XII веков
Предметы торговли X-XII веков

Пояса
Пояса

Изделия из полудрагоценных камней
Изделия из полудрагоценных камней

Бляхи и начельник конского убора
Бляхи и начельник конского убора

Дирхемы
Дирхемы

В древнерусских письменных источниках скандинавов эпохи викингов называли варягами. В скандинавской письменности "вэринги" - наемники, служившие в Византии, в привилегированном отряде телохранителей императора. Термин "варяг" ("варанг", "вэринг") был воспринят славянами как обозначение всех скандинавских народов. "Людям Севера" мы обязаны и появлением слова "русь", именем, которое наследует современная Россия. Оно восходит к финскому наименованию выходцев из Скандинавии со значением "гребцы", "участники походов на гребных судах". Постепенно, слово "русь" меняет значение, превращаясь из обозначения скандинавов в название княжеской дружины, а уже затем - территории.

Кирпичи
Кирпичи

Кресты-мощевики
Кресты-мощевики

Кресты-тельники
Кресты-тельники

Восковые свечи
Восковые свечи

Осваивая речные пути, скандинавы втягивали местное, в основном славянское, население в военные походы и торговые операции. В результате сложных социально-экономических процессов сформировалась древнерусская элита, полиэтничная по своему составу. Здесь, на территории Восточной Европы сложился особый мир, специфическая материальная культура, соединившая Восток и Запад, северо-европейский меч и кочевническую саблю. Скандинавский "флер" стал непременной частью культуры раннегородских центров Древней Руси, возникших, прежде всего, на речных путях.

Писала
Писала

Топор
Топор

Милиарисий
Милиарисий

В XI веке исчезают материальные следы пребывания скандинавов на территории Восточной Европы, столь обильные в предшествовавшее столетие. Прежде всего это связано с изменением и унификацией облика материальной культуры как в Восточной, так и в Северной Европе вследствие принятия христианства. Исчезли не потомки осевших на Руси выходцев из Скандинавии, исчезли главным образом самобытные элементы костюма и быта, уступив место новым формам. Крещение Руси в 988 году стало поворотным событием в отечественной истории, на многие столетия определившим вектор развития государства. Языческие боги были низвергнуты, деревянные идолы сброшены. Принятие христианства от греков положило начало всеобъемлющему влиянию византийской культуры на все стороны жизни древнерусского общества, достаточно быстро уничтожившей весь скандинавский "флер", характерный для культуры раннегородских центров IX-X веков. Имперские архитекторы, ремесленники и живописцы явились учителями и основателями местных школ каменного строительства, стеклоделия, иконописи и фресковой росписи. Вместе с новой религией появилась и письменная культура. В XI столетии иным становится бытовой уклад, особенно в городах, изменения в деревне проходят медленнее - сельская культура гораздо более консервативна. Меняется и погребальный обряд. Пышная и сложная языческая церемония, предполагавшая проводы покойника в другой мир в сопровождении множества "необходимых" ему вещей, вытесняется лаконичным христианским обрядом.

Элементы костюма древнерусской элиты
Элементы костюма древнерусской элиты

Нашивные бляшки
Нашивные бляшки

Подвеска геральдическая
Подвеска геральдическая

Элементы костюма древнерусской элиты
Элементы костюма древнерусской элиты

Элементы костюма древнерусской элиты
Элементы костюма древнерусской элиты

Сложные социально-политические процессы, связанные с постепенным становлением государства нашли отражение и в прикладном искусстве. Еще во второй половине X века из изящных легких скано-зерненых украшений сложился первый парадный стилистически единый женский убор, демонстрировавший принадлежность к высшему слою древнерусской элиты. Декларацией состоятельности молодого государства, символом вхождения в круг европейских христианских держав стал выпуск собственных монет - златников и сребреников, чеканка которых началась в княжение Владимира Святославича.

Выставка "Викинги. Путь на Восток"
Выставка "Викинги. Путь на Восток"

Выставка "Викинги. Путь на Восток"
Выставка "Викинги. Путь на Восток"

Выставка "Викинги. Путь на Восток"
Выставка "Викинги. Путь на Восток"

Корабельные детали
Корабельные детали

Корабельные детали
Корабельные детали

Корабельные детали
Корабельные детали

Весы складные для взвешивания серебра
Весы складные для взвешивания серебра

Бирки
Бирки

Весы
Весы

Весовые гирьки
Весовые гирьки

Клад торгового инвентаря
Клад торгового инвентаря

Клад торгового инвентаря
Клад торгового инвентаря

Клад торгового инвентаря
Клад торгового инвентаря

Клад торгового инвентаря
Клад торгового инвентаря

Амфора
Амфора

Янтарь
Янтарь

Воск
Воск

Оковы двойные
Оковы двойные

Стакан
Стакан

Меха бобра и куницы, мечи
Меха бобра и куницы, мечи

Мореходы и воины, викинги, умели не только воевать, они в совершенстве владели многими ремеслами. Все самое важное изготавливали из железа: оружие, доспехи, сельскохозяйственные орудия, конское снаряжение, котлы, ножи, замки, ключи, прочую домашнюю утварь и многое другое, включая амулеты и предметы культа.

Инструменты кузнечного ремесла
Инструменты кузнечного ремесла

Инструменты кузнечного ремесла
Инструменты кузнечного ремесла

Сырье для изготовления изделий
Сырье для изготовления изделий

Шлаки и фрагменты болотной руды
Шлаки и фрагменты болотной руды

Роль кузнеца в средневековом обществе была очень важна. Он был не просто исполнителем - он был творцом, изобретателем новых конструкций и технологий изготовления многочисленных орудий труда, инструментов, оружия. При выполнении различных операций кузнец использовал большое количество инструментов, многие из которых практически неотличимы от современных. Мастера по работе с черным металлом владели множеством кузнечных технологий: сваркой, цементацией, пайкой, инкрустацией железа и стали цветными и благородными металлами. Отдельные приемы работы с черным металлом пришли на территорию Восточной Европы вместе со скандинавскими мастерами. К таким технологиям относится сварка в одном изделии заготовок из железа и стали ("трехслойный пакет").

Ювелирные инструменты
Ювелирные инструменты

Тигли и купели
Тигли и купели

Детали овальных фибул
Детали овальных фибул

Многие мастерские Средневековья были многофункциональными, обработка железа там соседствовала с ювелирным делом. Самым популярным сплавом на основе меди у мастеров-ювелиров Скандинавии, Прибалтики и Северо-Западной Руси была латунь. "Золотоподобная" латунь - сплав меди с цинком - универсальное сырье, которое можно было использовать как для литья, так и для горячей, и холодной ковки. Сырье из Северной Европы и Прибалтики поступало на территорию Древней Руси в виде слитков или как лом вышедших из употребления изделий. Древнерусские ювелиры наряду с латунью использовали и другие сплавы на основе меди.

Матрица для серег
Матрица для серег

Литейные формы
Литейные формы

Волочильная доска
Волочильная доска

Горн
Горн

Главным источником серебра для Северной и Восточной Европы стали арабские дирхемы, использовавшиеся и в торговых операциях, и в качестве ювелирного сырья. В отличие от серебра, из которого в эпоху викингов изготавливалось большинство украшений, золото было металлом, демонстрирующим престиж и высокий статус его владельца. Источником поступления золота в Восточную Европу считается Византийская империя.

Алпатьевский клад
Алпатьевский клад

Алпатьевский клад
Алпатьевский клад

Алпатьевский клад
Алпатьевский клад

Клад ювелира
Клад ювелира

Клад ювелира
Клад ювелира

Клад ювелира
Клад ювелира

Клад ювелира
Клад ювелира

Клад ювелира
Клад ювелира

Большой гнездовский клад
Большой гнездовский клад

Большой гнездовский клад
Большой гнездовский клад

Большой гнездовский клад
Большой гнездовский клад

Большой гнездовский клад
Большой гнездовский клад

Большой гнездовский клад
Большой гнездовский клад

Денежно-вещевой клад
Денежно-вещевой клад

Денежно-вещевой клад
Денежно-вещевой клад

Денежно-вещевой клад
Денежно-вещевой клад

Большая часть украшений эпохи викингов - результат массового производства. Изменчивая мода во все времена требовала тиражирования наиболее популярных изделий. Основой производства стало литье в одноразовые формы, получаемые с помощью оттиска в глину специально изготовленных моделей или готовых украшений. Ювелирам эпохи викингов были прекрасно знакомы и самые сложные способы декорирования украшений - скань и зернь. Скандинавы и славяне следовали разным традициям выполнения скано-зерненого декора. Восточно- и западнославянские ювелиры выкладывали зернь геометрическими фигурами, скандинавские мастера заполняли элементы орнамента бессистемной зернью. На территории Восточной Европы - на Волыни, в Среднем и Верхнем Поднепровье - сформировались свои центры производства скано-зерненых украшений.

Сундук
Сундук

Детские игрушки
Детские игрушки

Светильник в форме женской головы
Светильник в форме женской головы

Предметы домашнего быта и ремесла
Предметы домашнего быта и ремесла

Пряслица
Пряслица

Замки и ключи
Замки и ключи

Гребни
Гребни

Шарнирные ножницы
Шарнирные ножницы

Бытовые предметы
Бытовые предметы

В эпоху викингов главным типом скандинавского жилища был так называемый длинный дом. Традиция возведения строений такого типа, известная еще с I в. до н. э., была общей для всех древнегерманских племен. В зависимости от природных условий и доступности материалов стены могли делать из досок или сооружать из плетня, а затем обмазывать глиной. Часть дома нередко отгораживали для скота, зимовавшего вместе с хозяевами. На территории Восточной Европы классических "длинных" домов до сих пор не обнаружено. Скорее всего, выходцы из Скандинавии, адаптировавшись к местным условиям, приняли и новую для них систему домостроительства - небольшие срубные дома и полуземлянки. Центром дома, вокруг которого вращалась вся жизнь, был большой, чаще всего прямоугольный открытый каменный очаг. Тысячу лет назад огонь разжигали искрой, получавшейся при ударе железным огнивом (кресалом) о кусок кремня. Копоть и разъедавший глаза дым создавали, безусловно, определенные проблемы при пользовании очагом, но тепло и свет компенсировали эти неудобства.

Заготовки гребня
Заготовки гребня

Инструменты для резьбы по кости
Инструменты для резьбы по кости

Костяное сырье и заготовки
Костяное сырье и заготовки

Орнаментированный фрагмент рогового псалия
Орнаментированный фрагмент рогового псалия

Предметы домашнего быта и ремесла
Предметы домашнего быта и ремесла

Рыболовные снасти
Рыболовные снасти

Нож и складная бритва
Нож и складная бритва

Гребни
Гребни

Дом был полон всякого скарба - одежды, кухонной утвари, столовой посуды, игрушек, игр для взрослых, туалетных принадлежностей. Имущество семьи старались защитить как можно надежнее. Для этого использовали замки и засовы. В Скандинавии замки и ключи к ним известны еще с VI века. Как и многое другое, они были частью наследия Римской империи, ремесленные традиции которой сохранила варварская Европа. На древнерусской территории металлические запирающие устройства появились вместе с выходцами из Скандинавии - первые находки датируются концом VIII века и происходят из культурного слоя Старой Ладоги.

Котел
Котел

Сковорода
Сковорода

Чапельник - рукоять для сковороды
Чапельник - рукоять для сковороды

Очажная лопатка для золы
Очажная лопатка для золы

Корчага
Корчага

Тарелка
Тарелка

Вилка-трезубец
Вилка-трезубец

Кружка и оковка для рога
Кружка и оковка для рога

Амфора
Амфора

Пищу для всей семьи могли готовить в больших железных, медных или каменных котлах. В скандинавских домах их подвешивали на цепях к потолочным балкам. Главным типом посуды раннего Средневековья были глиняные горшки, вылепленные вручную или изготовленные с помощью гончарного круга. На фоне простой, грубоватой глиняной посуды сказочно роскошными выглядели привозные, прежде всего из Византии, многоцветные поливные тарелки и тонкостенные стеклянные кубки. Зимой, когда все сельскохозяйственные работы завершались, мир ограничивался стенами дома, хотя походы в гости и совместные пиры были обычным делом. Гостеприимство и щедрость считались одними из главных добродетелей - любого путника необходимо было приютить и накормить. А вот хозяин богатой усадьбы порой вынужден был принимать целый вооруженный отряд и содержать его в течение долгого времени.

Игральная доска
Игральная доска

Игральная доска
Игральная доска

Игральные фишки
Игральные фишки

Игральные кости
Игральные кости

Жизнь состояла не только из суровых будней, были в ней и развлечения. Самыми популярными считались военные единоборства и разнообразные спортивные соревнования. Существовали и более мирные развлечения. Настольные игры с использованием фишек известны в Северной Европе, начиная с позднеримского времени. В эпоху викингов самыми популярными были игры "королевская доска" и "мельница", на территории Древней Руси они появилась вместе с выходцами из Скандинавии.

Ожерелье из бус
Ожерелье из бус

Браслеты
Браслеты

Браслеты
Браслеты

Овальная фибула
Овальная фибула

Овальные фибулы
Овальные фибулы

Овальная фибула
Овальная фибула

Подвески дирхемы
Подвески дирхемы

"Базовый" гардероб скандинавской женщины состоял из нескольких обязательных элементов. Костюм был многослойным. Нательной одеждой служила льняная рубаха, плиссированная или гладкая. Ее ворот скрепляла миниатюрная серебряная или бронзовая застежка в форме подковки. Сверху надевали своеобразный сарафан из двух полотнищ, соединенных бретельками. Голову было принято покрывать шарфом или косынкой. Верхняя одежда представляла собой накидку из куска шерстяной ткани.

Шейная гривна
Шейная гривна

Круглые фибулы
Круглые фибулы

Женские украшения
Женские украшения

Фрагменты шелковых тканей
Фрагменты шелковых тканей

Платье женское
Платье женское

Набор женских украшений мало отличался от современного - это броши (фибулы), подвески, ожерелья, кольца и браслеты. Самобытные богато декорированные североевропейские украшения, резко отличающиеся от деталей убора жительниц Восточной Европы, служат безошибочным индикатором присутствия выходцев из Скандинавии среди жителей того или иного древнерусского поселка. Фибулы являлись важным конструктивным элементом костюма. Самыми распространенными и эффектными украшениями были овальные фибулы, которые являлись не просто украшением, они несли функциональную нагрузку, скрепляя бретельки с передним полотнищем сарафана. В отсутствие карманов к ним на цепочках часто подвешивали мелкие, но такие нужные предметы, как ножи или ключи от сундуков. Другие типы фибул (равноплечие, трилистные и большие круглые) использовали в качестве застежек на верхней одежде - их закалывали у ворота или на груди.

Украшения финно-угорского женского наряда
Украшения финно-угорского женского наряда

Украшения финно-угорского женского наряда
Украшения финно-угорского женского наряда

Украшения славянского женского наряда
Украшения славянского женского наряда

Украшения славянского женского наряда
Украшения славянского женского наряда

Украшения славянского женского наряда
Украшения славянского женского наряда

Украшения славянского женского наряда
Украшения славянского женского наряда

Украшения балтского женского наряда
Украшения балтского женского наряда

Украшения балтского женского наряда
Украшения балтского женского наряда

Бусы, модные в раннесредневековой Европе, везли в основном из дальних стран: стеклянные - с территории Арабского халифата и из Византии, каменные - с Кавказа, из Индии и Ирана. Навыки производства стеклянных изделий не были забыты и на территории бывшей Римской империи. Кроме бус, надевали разнообразные по форме и декору подвески, а руки украшали легкими плетеными или массивными литыми ладьевидными браслетами.

Детали мужского костюма
Детали мужского костюма

Булавки
Булавки

Подковообразная фибула
Подковообразная фибула

Подковообразная фибула
Подковообразная фибула

Поясные бляшки
Поясные бляшки

Мужской костюм состоял из шерстяных рубахи и штанов. Показателем богатства являлась одежда из окрашенной ткани. Верхняя рубаха туникообразного покроя подпоясывалась кожаным ремнем. На территории Древней Руси скандинавы переняли моду на ношение наборных поясов, украшенных множеством отлитых из серебра и медного сплава бляшек. Этот элемент кочевнической моды стал популярным у дружинников во второй половине X века, и уже с древнерусской территории проник в Скандинавию.

Детали мужского костюма
Детали мужского костюма

Накладки на сумочку
Накладки на сумочку

Крючки для обмоток
Крючки для обмоток

Детали мужского костюма
Детали мужского костюма

Основной мужской верхней одеждой был шерстяной плащ с застежкой-фибулой. Наиболее распространенными были подковообразные броши в виде несомкнутой окружности с разным оформлением окончаний. Помимо наборных поясов скандинавы заимствовали в Восточной Европе и моду на ношение кафтанов. Образцом для подражания, вероятно, послужил скарамангий - византийский тип всаднической одежды. Обувь скандинавов - кожаные ботинки, сшитые, как правило, из одного куска кожи, разной высоты. К подошве иногда подвязывали специальные железные пластины с одним или двумя шипами. Такие шипы при отсутствии у обуви эпохи викингов каблуков, нужны были для передвижения по глинистой почве, мокрой траве и скользкому льду.

Идол
Идол

Центром пространственной "модели мира" скандинавов эпохи викингов являлась обитаемая земля - Мидгард. Ее холодные каменистые окраины населяли враги-великаны. Люди Севера считали, что земля со всех сторон окружена океаном, на дне которого до поры до времени лежит, свернувшись кольцом вокруг суши, Мировой Змей - Ермунганд, кусающий свой хвост. Боги, или асы, должны были жить в своей небесной усадьбе Асгард большой патриархальной родовой общиной, Главой рода асов и центральным образом пантеона скандинавских богов являлся Один - бог войны, мудрости и поэзии. Благодаря ему были обретены руны - знаки-буквы, которые использовались в основном для написания магических заклинаний и нанесения надписей на поминальных камнях. Один, кроме всего прочего, являлся хозяином Вальхаллы, или воинского рая. Погибших героев, эйнхериев, в чертог Одина сопровождали девы - валькирии, они же прислуживали во время пиров, поднося воинам мед. Представления о Вальхалле полностью соответствовали воинским идеалам эпохи викингов - павшие в бою там отчаянно сражались и беспрерывно пировали. Асгард населяли многочисленные боги и богини - Тор и Бальдр, Ньерд и Скади, Фрейр и Фрейя, Сив и Локи, другие. В конце времен их ожидал Рагнарек - гибель миров. Особо почитался Тор - сильнейший из всех богов и людей, повелитель грома и молнии. Главный защитник миров от чудовищ и великанов обладал молотом Мьелльнир, который мог поразить любого врага и всегда возвращался к хозяину после броска. Богу плодородия Фрейру были подвластны дожди и солнечный свет, а значит и плоды земные - именно его следовало молить об урожае и мире. Материальным воплощением языческих культов служили разнообразные амулеты, получившие в эпоху викингов широкое распространение. Некоторые обереги можно отнести к конкретным божествам. Едва ли не самым популярным символом-оберегом была модель молота Тора. Небольшие железные привески чаще всего надевали на гривны - шейные обручи, изготовленные из железных прутков, в большинстве случаев перекрученных. Миниатюрное копье символизировало Гунгнир - копье Одина. Набор крошечных серпов, скорее всего, был посвящен богу плодородия Фрейру. Маленькие женские фигурки в замысловатых нарядах и со сложными прическами, предположительно, изображали валькирий, определявших в соответствии с волей богов исход сражений. Охранительные функции других амулетов сложно связать с определенными небесными покровителями.

Погребальный инвентарь
Погребальный инвентарь

Ритоны - питьевые рога
Ритоны - питьевые рога

Гривны с молоточками Тора
Гривны с молоточками Тора

Глиняные звериные лапы
Глиняные звериные лапы

Котел
Котел

Шерсть барана
Шерсть барана

Кости жертвенных животных
Кости жертвенных животных

Погребальный инвентарь
Погребальный инвентарь

Представления викингов о загробной жизни подтверждаются многочисленными легендами и сказаниями, Попасть в Вальхаллу они считали наиболее почетным - именно там, в небесном чертоге Одина, лишь самые достойные воины, павшие на поле боя, пировали с верховным богом. Остальных погибших в сражении богиня Фрейя забирала в свой мир Фольквангр. В Хельхейм, где правила великанша Хель, попадали те, кто умер от болезней или от старости. Скандинавская погребальная традиция эпохи викингов включала два основных обряда. Покойных либо помещали в могильную яму, либо сжигали. В обоих случаях над останками сооружали курган. Размеры насыпи напрямую зависели от социально-имущественного положения умершего - чем оно выше, тем монументальнее был курган. Набор погребального инвентаря, который в соответствии с языческими верованиями мог понадобиться покойному в загробном мире, также зависел от его статуса. Удивительно подробное описание обряда сожжения сохранила "Рисала" ("Записка") арабского путешественника Ахмеда ибн Фадлана, наблюдавшего похороны знатного руса в Булгаре в 922 году. Для умершего сначала выкопали временную могилу, куда и положили тело. Затем, построив деревянный помост, водрузили на него корабль. Внутри корабля устроили шалаш, принесли скамью, поставили ее на корабле и покрыли "стегаными матрацами и византийской парчой". В шалаш положили покойника, его оружие, пищу, цветы и ароматические растения, бросили на корабль убитых жертвенных животных - двух лошадей, двух коров, собаку, петуха и курицу. Вокруг всей этой конструкции возвели ограду "наподобие обвязки ворот". Когда все приготовления были завершены, девушку, согласившуюся сопровождать умершего в загробный мир, отправили на корабль. И вот появилась старуха - ангел смерти, "старуха-богатырка, здоровенная, мрачная", которая заколола свою жертву ножом. В это время "мужи начали ударять палками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, вследствие чего обеспокоились бы другие девушки и перестали бы стремиться к смерти вместе со своими господами". Под деревянным помостом подожгли дрова, "и берется огонь за дрова, потом за корабль, потом за шалаш, и мужа, и девушку, и за все, что в нем находится. Потом подул ветер, большой, ужасающий, и усилилось пламя огня и разгорелось его пылание". На месте сожжения насыпали "нечто вроде круглого холма и водрузили в середине его большое бревно, написали на нем имя этого мужа и имя царя русов и удалились".

"Убитое" оружие
"Убитое" оружие

Скандинавским принято считать обряд "особого обращения" с оружием. Мечи и наконечники копий не просто укладывали горизонтально в погребении - их втыкали в стенки или дно специально вырытой ямы, а иногда просто в кострище. В отдельных случаях оружие предварительно ломали или сгибали, тем самым символически "убивая". Хотя в последнем действии можно видеть и заботу о целостности захоронения, ведь мечи высоко ценились и часто становились причиной разграбления кургана. В X веке начал распространяться новый обряд погребения. Умерших не сжигали, а вместе с погребальным инвентарем, иногда даже с верховыми лошадями, помещали в деревянную постройку - камеру, по всей видимости символизировавшую дом, которую ставили в яму часто довольно внушительных размеров. Отход от обряда трупосожжения можно связать и с распространением христианства: именно в погребальных деревянных камерах были найдены одни из самых ранних предметов личного благочестия - нательные кресты и восковые свечи.

Мечи
Мечи

Наконечники ножен меча
Наконечники ножен меча

Наконечники стрел
Наконечники стрел

Топоры
Топоры

Парадный топор-чекан
Парадный топор-чекан

Топор-чекан
Топор-чекан

Успешная экспансия викингов, этих суровых пришельцев с Севера, в Восточную Европу во многом объяснялась их развитым военным делом. Самым ярким элементом воинской культуры эпохи был меч, который, помимо прочего, служил наглядной демонстрацией имущественного и социального положения его владельца. В VIII - первой половине XI веков в Европе получили распространение мечи с широким двулезвийным клинком с долом и характерным набором деталей рукояти. Общая длина меча в среднем составляла 85-100 см, ширина клинка равнялась 5-6 см. Весил меч 1,2-1,6 кг. Как правило, детали рукоятей изготавливали из железа, реже - из рога или цветных металлов. Поверхность железных деталей иногда украшали в технике инкрустации проволокой из цветного металла. Для безопасного ношения меча, а также для его защиты от непогоды и возможных повреждений использовали ножны, которые выполняли из дерева, меха, кожи и ткани. Нижний конец ножен иногда снабжали латунным наконечником.

Наконечники копий
Наконечники копий

Наконечник копья
Наконечник копья

Сабля
Сабля

Предметы вооружения из кургана Черная могила
Предметы вооружения из кургана Черная могила

Одним из самых распространенных видов оружия являлось копье. Большинство наконечников копий в то время имело ланцетовидную или подтреугольную форму пера. В бою копье можно было метнуть или нанести им колющие удары, держа его одной или двумя руками. Популярностью у викингов пользовались и топоры. Как правило, характерные для Скандинавии топоры - это довольно массивные экземпляры со смещенным вниз лезвием. Таким оружием и деревья рубили, и головы врагов секли. Топорами, предназначенными исключительно для боя, считались широколезвийные секиры. Поразить противника на средней и дальней дистанции можно было стрелой, выпущенной излука. Этот вид оружия изготавливался из цельного куска тиса или вяза. Длина лука составляла около 190 см, длина стрелы, состоявшей из наконечника, древка и оперения, - около 70 см. Наконечники стрел с ромбовидным, треугольным или квадратным сечением пера имели ланцетовидную форму.

Сфероконические шлемы
Сфероконические шлемы

Сфероконический шлем
Сфероконический шлем

Фрагменты кольчуг
Фрагменты кольчуг

О защитном вооружении викингов известно гораздо меньше, возможно, в силу того, что его использование (в первую очередь доспехов и шлемов) было весьма ограничено. В качестве корпусного доспеха знатные северные воины использовали кольчуги, которые собирали из клепаных и цельных колец диаметром в среднем 9-10 мм. Каждое клепаное кольцо соединялось с четырьмя соседними цельными.

Умбон и оковки щита
Умбон и оковки щита

Самым простым и наиболее распространенным средством защиты у викингов был щит. В большинстве случаев щиты, составленные из деревянных дощечек, имели круглую форму. Диаметр щита варьировался от 80 до 100 см, а толщина не превышала 6-7 мм. В центре деревянного поля щита пропиливали круглое отверстие. С внешней стороны его закрывали железным умбоном, который крепили гвоздями к деревянному полю. По краю щита металлическими оковками закрепляли полосу кожи.

Привеска в виде головы дракона, накладки и бляшки
Привеска в виде головы дракона, накладки и бляшки

Удила с псалиями
Удила с псалиями

Удила с псалиями
Удила с псалиями

Рукояти плетей
Рукояти плетей

Стремена
Стремена

Стремена
Стремена

Шипы
Шипы

Череп лошади
Череп лошади

В Восточной Европе дружины викингов (известных здесь как русы), по всей видимости, сражались в пешем строю. Об этом говорят письменные источники. Так, путешественник и ученый первой трети X века Ибн Русте писал о русах: "Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях; но смелости этой на коне не обнаруживают, а все свои набеги и походы совершают на кораблях". Как пеших воинов описывал их и византийский историк последней четверти X века Лев Диакон: "Скифы (византийцы называли русов скифами или тавроскифами) сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле". Отсутствие умения сражаться верхом в составе отрядов совершенно не означало, что скандинавы не знали и не практиковали верховую езду. В скандинавской мифологии конь являлся постоянным спутником героев и богов. Сам верховный бог Один разъезжал на восьминогом коне Слейпнире. Но в земной жизни конь выступал только как транспортное средство или тягловая сила. Состоятельные люди заботились о красоте убранства своих верховых лошадей. Самой нарядной частью скандинавской конской упряжи несомненно выступали оголовье с многочисленными орнаментированными накладками и удила с богато декорированными псалиями. Со скандинавами в Восточную Европу попадали и так называемые шумящие плети в виде металлической рукояти с подвешенными через кольцо шумящими привесками и зажимом для кожаного хлыста. Типичных для Скандинавии арковидных стремян на древнерусской территории найти не удалось. В Восточной Европе викинги использовали округлые стремена, характерные для кочевников юга. Стремена были не единственным заимствованием русов у культур, где воины сражались верхом на лошадях. В середине - второй половине X века получили распространение сфероконические шлемы, пластинчатые доспехи, сабли, топоры-чеканы, кистени, сложносоставные луки, наконечники копий типа пик и т.д. Заимствовалась и мода на ношение элементов костюма всадника - кафтанов, наборных поясов, сумок-ташек.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 98 | Комментариев: 0

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2021
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0045 сек.) / Память: 5 Mb
Наверх