
Выставка "Три века русской елки"

Выставка "Три века русской елки"
С приходом зимы в Коломенском открылась выставка "Три века русской елки". На выставке представлено около 1000 экспонатов, рассказывающих о старинных традициях и обрядах, связанных с Новым годом и Рождеством с начала XVIII века до первой четверти XXI века. В экспозиции представлены елочные украшения XIX-XXI веков: как известные и широко распространенные, так и редко встречающиеся, подставочные фигуры, подарки. Особое внимание уделено темам праздничного застолья, старинным новогодним традициям и обрядам допетровской Руси, которые были очень популярны у простого народа: песням, пляскам, гаданиям, колядованию, заменившим более древние языческие обычаи жертвоприношения.

Календари

Неисходимый календарь

Деревянный календарь

Астрологический календарь-палелинтанган

Блюдо с крышкой-календарем

Картина "Двенадцатилетний цикл"

Лунный календарь
Обычай встречать Новый год 1 января с привычными нам елкой, маскарадом, фейерверком и пышным застольем, берет свое начало в царствование Петра I. До календарной реформы, изложенной в указе, летоисчисление велось от Сотворения мира, а день "новолетия" приходился на 1 сентября и на Руси отмечался в первую очередь как церковный праздник. По повелению царя празднование Нового года перенесли на 1 января и, следуя западноевропейским традициям, сопровождалось иллюминацией, "украшением от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых" и пышными гуляниями.

Книга-календарь на пальмовых листах

Календарь ацтеков

Панно-калага с изображением знаков Зодиака
Обычай наряжаться, просить угощения, умилостивить духов - это русская коляда. Название коляда некоторые исследователи относят к римским календам, кто-то к польскому "коленда", что значит поздравление, так же существуют версии, относящие этимологию слова к колесу, а также одному из славянских богов и т.п. Коляда у словенов, моравов, словаков из народных гуляний перешла в разряд рождественских мероприятий и официальных поздравлений. В Закарпатье коляда называется "крачун" или "бадай" и связан с задабриванием духа, который покровительствует животным. "Полажайник" - это "коледа" в Герциговине, когда просят урожая зерновых. Русская коляда встречается в летописях впервые во второй половине XVI столетия. Считается, что она появилась на юге России и постепенно распространилась по всей центральной части с некоторыми особенностями, характерными для определенной местности.

Кувшины, стаканы

Формы для заливного

Солонки

Тарелка

Ложки

Туеса

Пряники и пряничные доски

Формы для киселя и заливного

Горшки-"варенницы"
Русские колядки отличаются серьезностью и задушевностью, их главная задача - "сдавление" лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ. Содержание этих пожеланий видоизменяется в зависимости от пола, возраста и состояния тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак, и повсеместно к Коляде приурочено много пожеланий урожая.

Детские санки

Детские санки

Выставка "Три века русской елки"
Как праздник в честь рождения солнца Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров. Это символизирует возрождение солнца и начало нового солнечного цикла. Также неотъемлемая часть славянского праздника Коляды - обряд колядования, который состоял в своеобразном обмене дарами, дар на дар. Колядующие дарили дому благополучие на весь год, а хозяева одаривали их пирогами, пивом, козулями, деньгами. Кроме колядования было еще несколько традиционных славянских обрядов: обход дворов с "солнышком", замененным позднее вифлеемской звездой; пение обрядовых песен "колядок"; "кормление мороза"; хождение друг к другу в гости; устроение "огненных чистилищ"; преломление хлеба и многое другое. В общем и целом, Коляда - веселый праздник, имеющий общинный характер.

Пивной чан

Пивные бутыли
первое упоминание о пиве в царских указах относится ко времени правления Ивана III, археологические данные относят появление пива к XII столетию. Оно упоминается в найденных в Великом Новгороде берестяных грамотах. Пиво всегда было напитком государственной важности и варили его на казенных заводах. Пиво было в большой цене и поэтому являлось праздничным напитком. "Где пиво льется, там хорошо живется!", - гласит чешская пословица.

Скульптурная группа "Тройка"

Фигуры декоративные

Скульптуры

Скульптуры

Праздничные наряды
Святки - время веселое, побыл в одних гостях, собирайся в другие. Приглашение в гости начиналось чаще всего за несколько дней, чтобы можно было успеть с нарядами. зазывала в гости бабка-позыватка. Приглашенные нарядные гости садились в "поезд", устроенный из саней, которые ехали одни за другими. Чем длиннее поезд, тем больше чести для званого дома. В гости могли съехаться до 100 человек, и пирование могло продолжаться "несколько дней кряду".

Женские украшения

Зеркала

Украшения свадебные

Девичий народный костюм

Гребни
Гадания на Святки - наиболее популярные из дошедших до наших дней славянских гаданий. Они считаются максимально достоверными. Самыми распространенными и привлекательными являются ритуалы на суженого, урожай и судьбу. Оптимальным временем для проведения гаданий считались ночь или раннее утро, пока не прокричали петухи. Часто в качестве атрибута гаданий использовались карты таро, появившиеся в Европе в XII веке, в Россию они попали вместе с кочующими цыганами. Распространенными были гадания на воске, с зеркалами, на яйце, с петухом, по валенку, на перекрестке, на подслушивании и многое другое. Данный обряд был изолирован от остальных обрядов Святочного цикла и требовал отдельных приготовлений.

Прялка

Зимние костюмы

Гармонь и балалайка

Выставка "Три века русской елки"

Скульптура "Дворцовый гренадер"
Более открытыми были другие святочные развлечения, которые назывались дневными святками. Ледяные горки, санки-самокатки, бросание друг в друга снежками и рисование на снегу. Если мороз загонял в комнату, то "кусание орехов" да "лущение семян" скрашивало время до игр в "хороненное золото" и "подблюдных" песен.

Вертеп

Вертеп

Чаши водосвятные

Елочные украшения

Конфеты-хлопушки

Вертеп

Вертеп

Вертеп

"Апостол"
Вертеп - хлев или сарай - так называется в Малороссии, Польше, Белоруссии и некоторых местах Сибири представления, имеющие целью изобразить Рождество Христово и связанные с ним события. В Россию, по-видимому, они проникли из Польши, не ранее конца XVI столетия. На Западе издавна существовали духовно-театральные обряды, исполнявшиеся на Рождество. Польская "шопка", ставшая в то время обычным рекреационным занятием польских семинаристов, ходивших по городам и селам со своим миниатюрным театром, на нашем юге получила название "вертепа". Серьезность содержания вертепного действия не помешала проникнуть в него народному юмору. В лице Ирода, воинов, избивающих младенцев, пастухов, пришедших поклониться Христу и др. нередко воплощались типы чисто местного характера. Отражение в вертепных пьесах действительной жизни - главная причина той быстроты, с которой вертепы распространились по всей России.

Новогодняя елка

Елочные украшения

Елочные украшения

Елочные украшения

Елочные украшения

Елочные украшения

Елочные украшения

Елочные украшения. Картонаж

Елочные украшения. Картонаж

Елочные украшения. Картонаж
В начале XX века Москва представляла собой огромный рынок сбыта вина, в том числе и шампанского. Ежегодно, несмотря на высокую пошлину, в Россию ввозилось до 800 тысяч бутылок иностранного шампанского разных марок. Великий князь Александр Михайлович в воспоминаниях о повседневной жизни Петербурга начала XX века замечал, что город "выписывал шампанское из-за границы не ящиками, а целыми магазинами". Вино, которое сегодня называют шампанским, известно с конца XVII века.

Часы каминные

Бутылка и бокалы для шампанского
Принято считать, что игристое вино родилось во Франции в провинции Шампань. Однако распространенное мнение о том, что дом Периньон создал этот напиток - не более чем красивая легенда, возникшая в конце XIX века. За несколько десятилетий до того, как шампанское начали производить во Франции, в Англии уже сформировался небольшой рынок игристых вин. Французам удалось закрепить за собой исключительное право на производство шампанского. Установленные ограничения отразились на ценовой политике. Так, бутылка превосходного русского шампанского, произведенного в Абрау-Дюрсо Л.С.Голициным по классической технологии и получившего на международном конкурсе вин высшую награду, не могла стоить дороже 50 франков, в то время, как французское шампанское худшего качества стоило от 500 до 2500 франков. В России, на Дону, население казачьих станиц Цимлянской и Кумшацкой пили прекрасное красное игристое вино на манер шампанского. Местные виноделы не могли знать французского метода, безусловно, это было их собственное открытие. Русские поваренные книги предлагали рецепты домашнего шампанского, по вкусу не хуже французского. Производство шампанского по классическому французскому методу началось в 1799 году в Судаке. К началу XX века в Российской империи было несколько заводов, производящих шампанское по классическому французскому способу и более сорока заводов, которые изготавливали его путем нагнетания газа.

Елка праздничная

Рождественский набор

Подставка елочная

Парфюмерный набор

Парфюмерный набор

Почтовые карточки

Почтовые карточки

Фигуры подставочные

Фигуры подставочные

Картина "Красная площадь"
Корни новогодних традиций многообразны: христианские, античные, германские, скандинавские, славянские и другие связаны в новогодних торжествах на редкость тесно, в единый комплекс и создают цельный образ, в котором мы теперь сразу узнаем новогоднюю елку, как бы она ни выглядела. Традиции продолжают жить и меняться, поэтому история новогодних праздников еще далеко не завершена.
Просмотров: 731 | Комментариев: 0
Метки: Коломенское, выставки

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария
