Blog. Just Blog

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

С октября прошлого года на ВДНХ открыта выставка-реконструкция "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая", основанная на археологической сенсации XX века - глиняной армии китайского императора Цинь Шихуанди, правившего в III веке до н.э. На выставке можно увидеть детально воссозданные в натуральную величину копии статуй терракотовых воинов и лошадей, реплики великолепных колесниц, оружия и предметов быта, а также галерею костюмов, всего более 150 экспонатов. Оригиналы статуй очень хрупкие и транспортировке не подлежат.

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

По всей экспозиции на площади 1600 кв.м. расположены не только скульптуры, но и мультимедийные экраны, где рассказывается и показывается история создания терракотовой армии. Можно скачать аудиогид, заказать экскурсию или оформить заявку на участие в квесте, но это больше для детей.

Первый император Цинь Шихуанди
Первый император Цинь Шихуанди

В истории Древнего Китая особое место занимает фигура Первого императора Цинь Шихуанди (259-210 годы до н.э.). Он создал единое крупное государство - империю Цинь, охватывающую значительную часть территории современного Китая. Цинь Шихуанди несомненно входит в число тех лидеров, которые коренным образом изменили быт и устои не только своего государства, но и соседних. Именем Цинь Шихуанди в мировой истории ознаменовано завершение одной исторической эпохи и начало другой. Взгляд Цинь Шихуанди на то, какой должна стать его империя, был поистине масштабным и экстраординарным. Его грандиозные планы и проекты спустя века и тысячелетия поражают сознание людей. По-настоящему революционным в то время стало повсеместное введение императором общих стандартов - языка и письменности, мер и весов, денег. Это были первые шаги на пути создания централизованного государства - Китая. С 13 лет, сразу после восхождения на трон, Цинь Шихуанди начал готовить для себя гробницу.

Первый император Цинь Шихуанди
Первый император Цинь Шихуанди

После смерти Первого императора империю Цинь охватил кризис наследования. Власть монарха пошатнулась, группировки сановников и военачальников начали враждовать друг с другом. Отпрыски аристократических кланов и правящих династий шести государств предыдущей эпохи Сражающихся царств, поглощенных империей, объединились и начали против нее ожесточенную войну. В 207 году до н.э. империя Цинь пала. Вражеские армии захватили ее столицу Сяньян, проникли в мавзолей Первого императора и подожгли его.

Макет мавзолея Цинь Шихуанди
Макет мавзолея Цинь Шихуанди

Мавзолей Цинь Шихуанди
Мавзолей Цинь Шихуанди

Мавзолей Цинь Шихуанди находится недалеко от современного города Сиань и считается самой большой и роскошной среди всех усыпальниц императоров Китая. Терракотовая армия - это лишь часть мавзолея - огромного погребального комплекса, имеющего размеры города. В центре всего комплекса находится могильный курган высотой 76 м с почти квадратным основанием, где каждая сторона имеет длину порядка 500 м. Именно внутри кургана захоронен сам Первый император объединенного Китая - великий Цинь Шихуанди. Китайские археологи и реставраторы утверждают, что распечатывание гробницы может привести к ее обрушению и повреждению многих бесценных с художественной и научной точки зрения артефактов. Считается, что современные технологии еще не развились до такой степени, чтобы гарантировать целостность и сохранение древних реликвий. Однако найдены древние источники, из которых можно узнать, что же могло находиться внутри загадочной и мистической гробницы Первого императора. Прошло более 2000 лет прежде, чем были обнаружены погребальные камеры, окружавшие гробницу.

Терракотовая армия в Синае
Терракотовая армия в Синае

История Терракотовой армии началась в марте 1974 года, когда в полутора километрах к востоку от горы Лишань местные крестьяне, выкапывая колодец, обнаружили фрагменты нескольких терракотовых статуй - это была первая находка одного из важнейших археологических открытий XX века, впоследствии названного "Терракотовой армией". В мае того же года из числа местных археологов был сформирован специальный археологический отряд, который провел первые научные раскопки. Уже в 1976 году начались интенсивные археологические изыскания. В результате масштабных археологических раскопок на площади более 20000 кв.м, после 22-х веков нахождения в земле миру была открыта грандиозная Терракотовая армия: почти 8 тысяч фигур воинов, всадников и лошадей, а также тысячи единиц оружия и других артефактов. В течение этого времени давление, оказываемое весом земли, а также регулярные наводнения подвергли фигуры суровому испытанию. В результате археологи и реставраторы были вынуждены собирать войско буквально по кусочкам. Некоторые экземпляры были раздроблены более чем на 200 фрагментов. Было обнаружено четыре сектора подземных сооружений, каждое из которых представляет собой прямоугольную камеру.

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Первый сектор, фрагмент которого представлен на выставке, является самым большим и занимает площадь 14260 кв.м. Пехотинцы и воины с колесниц были выставлены в боевом порядке лицом на восток. В 1979 году погребальный комплекс приобрел статус Музея-мавзолея Императора Цинь Шихуанди, и все желающие получили возможность увидеть Терракотовую армию своими глазами. Реставрационные работы не прекращаются до сих пор. На сегодняшний день восстановлено 1225 изображений воинов и 88 лошадей.

Статуя воина
Статуя воина

Терракотовые воины представляют собой пустотелые глиняные статуи. Воины и лошади Терракотовой армии были изготовлены не в натуральную величину, а несколько увеличены. Вес каждой фигуры более 130 кг, высота 180-190 см. Над терракотовой армией трудились более чем 700 тысяч рабочих и ремесленников на протяжении 38 лет. Вылепленные в полной амуниции того времени с соблюдением деталей и знаков отличия, фигуры дают обстоятельное представление о том, как выглядела армия империи Цинь III века до н.э. Легковооруженные воины с мечами, копьями и топорами составляют значительную часть Терракотовой армии. Это пешие воины без тяжелых доспехов, они выстроены рядами по четыре позади колесниц. Местами на них еще остались следы краски, указывающие на то, что когда-то их одеяния сверкали разными цветами: коричневые доспехи имели красные завязки, халаты и гетры были зелеными или пурпурными, а коричневые и белые головные уборы перевязывались красными или фиолетовыми кожаными лентами.

Статуя воина
Статуя воина

Фигуры солдат и офицеров изготавливались по определенным шаблонам и с использованием определенных технологий. Голова, руки и туловище вылепливались отдельно, а затем соединялись полосками глины. Подставки, на которых стоят воины, тоже создавались отдельно. Туловище вылеплялось из глиняных полос шириной около 2 см. Об этом свидетельствуют следы пальцев мастеров на внутренней поверхности фигур. На эту основу наносился еще один слой глины — более тонкий, по нему уже скульпторы прорисовывали и моделировали детали внешности, одежды и доспехов. Сверху крепились мелкие детали: борода, усы, уши, заклепки и соединительные шнуры доспехов. Все части фигуры соединялись и обжигались в огромных печах при температуре от 900 до 1100°С. Далее фигура покрывалась в два слоя черным лаком и красками. При раскрашивании воинов использовались краски максимально реалистичных оттенков. Статуи буквально оживали: натуральный цвет кожи, яркие одежды и всевозможных цветов доспехи. Например, арбалетчики носили доспехи, окрашенные в темно-красный цвет, зеленый стеганый халат и синие штаны. Одним из вариантов облачения "генерала" был стеганый халат черного цвета. Под ним была одежда красного цвета, а поверх халата был доспех с красными пластинами. Однако в те времена краски применялись минеральные, и после длительного времени нахождения в земле они постепенно исчезали, в конечном итоге на воинах оставались лишь редкие следы былого цветового великолепия. Не выдержал проверку временем и лак, которым покрывали фигуры. От длительного нахождения во влажной среде, а также после контакта с воздухом во время начала раскопок, лак трескался и сходил вместе с остатками краски.

Разбитая статуя
Разбитая статуя

Стороннему наблюдателю остается невидим тот огромный пласт тяжелой и кропотливой работы реставраторов по восстановлению древних глиняных фигур. Условия работы в археологических раскопах при отсутствии естественного света и необходимого пространства делают реконструкцию статуй крайне сложной. Риск поломок при перемещениях глиняных фрагментов даже на минимальные расстояния заставляет исследователей выделять в ямах место под реставрационные лаборатории. Сначала все фрагменты нумеруются, затем фигуру собирают, начиная с самых крупных кусков. Некоторые фрагменты реставрируемых статуй соединяются между собой с помощью клеевых составов, некоторые - с помощью штифтов. В последнюю очередь крепятся кисти рук и головы. Однако даже самая тщательная реставрация не в состоянии вернуть статуе ее первоначальный вид, и зачастую остается незавершенная часть или какое-то пустое пространство, которое необходимо заполнить. После реставрации с помощью лебедки статуи устанавливаются на то же место в ряду солдат, где они находились изначально.

Статуя воина
Статуя воина

С самого начала раскопок реставраторам пришлось решать сложнейшую задачу по сохранению статуй: под воздействием воздуха лак на изваяниях растрескивался и осыпался вместе с краской. Используя современный научный подход, китайские исследователи продолжают разрабатывать всевозможные новые методы сохранения Терракотовой армии. Реставрационные работы ведутся только в тех камерах, где исследователи имеют четкое понимание того, как сохранить хрупкие реликвии. Прочие места, такие как, собственно, усыпальница Императора, до сих пор не вскрывались, чтобы не подвергать содержимое риску необратимого разрушения. Реставрация статуй Терракотовой армии будет еще много лет оставаться одним из самых впечатляющих археологических проектов в мировой истории.

Раскраска доспехов
Раскраска доспехов

Воины различались между собой по типу головного убора, количеству и качеству защитного вооружения и даже по его окраске - чем выше ранг, тем больше цветов было использовано при оформлении доспеха. С одной стороны, таким образом командный состав был узнаваем для своих войск, с другой - офицеры становились яркой мишенью для неприятеля.

Прически воинов
Прически воинов

Воины младшего ранга убирали волосы в пучок, более старшего - добавляли к пучку косички на затылке. Пучок мог быть прикрыт шапочкой. Толстые косы и головной убор из широкой кожаной ленты носили представители более высоких рангов. Кавалеристы отличались кожаными шапочками, застегивающимися под подбородком и крепко сидящими на голове. Так называемая "фазанья шапка" - головной убор из кожаных лент, причудливо закручивающихся на макушке, - носили военачальники самого высокого ранга - "генералы".

Головы статуй
Головы статуй

Каждая фигура - это своего рода произведение искусства, что объясняется высоким уровнем мастерства и усердия древних скульпторов: большое разнообразие лиц с характерными чертами, причесок, усов, бород, придающие четкую внешнюю индивидуальность, а также невероятное разнообразие взглядов и выражений лиц, которые будто прячутся под завесой кажущегося единообразия. Длинные волосы, равно как и растительность на лице, в те времена относились к важным статусным характеристикам, обрить человека могли только насильственно за совершенные преступления. Самовольное лишение себя волос также каралось наказанием. У некоторых фигур растительности на лице немного - как свидетельствуют исторические источники, в те времена на военную службу могли призывать юношей 15-17 лет.

Офицер высшего ранга
Офицер высшего ранга

Офицер высшего ранга
Офицер высшего ранга

Руки фигуры этого высшего военачальника первоначально лежали на рукояти бронзового меча, остатки которого были найдены поблизости. Считается, что поднятый палец указывает на подчиненный этому "генералу" отряд. Головной убор, кисточки на плечах и груди, замысловатые доспехи, дорогие шелковые шнурки и двухметровый рост фигуры говорят о высоком ранге этого военачальника. Его волосы уложены в сложную прическу, лицо обрамлено бакенбардами и имеет четкий профиль, подчеркивающий губы и кошачий разрез глаз. Мастер полностью передал в этом изваянии спокойствие и решимость человека, осознающего опасность; военачальника, готового умереть с храбростью и бесстрашием воинов Императора, воспетых в древнекитайских текстах. Фигуры "генералов" - офицеров самого высокого 8-го ранга, были обнаружены в 1976-78 годах.

Офицер среднего ранга
Офицер среднего ранга

Статуя офицера среднего ранга была обнаружена одной из первых в 1974 году. Офицер одет в доспехи с нарукавными щитками поверх халата длиной до колен, на воине - свободного покроя штаны. Волосы заплетены в широкую косу и уложены на затылке. Головной убор воина представляет собой широкую кожаную ленту, которая фиксировалась с помощью тонких ленточек, завязанных под подбородком. По такому головному убору можно судить, что это офицер среднего ранга (5-й ранг по шкале от 1 до 8) в составе пехотных войск. Тщательно уложенные усы, необычная трехконечная бородка, морщины на лбу, четко очерченные дуги бровей и характерная форма глаз все это выдает работу опытного высокопрофессионального скульптора.

Арбалетчик
Арбалетчик

Арбалетчик
Арбалетчик

Самым грозным оружием династии Цинь был арбалет, получивший распространение в Китае начиная с VI века до н.э. Это было важное технологическое новшество в ведении войны в эпоху Сражающихся царств. Выпущенный из арбалета снаряд мог пролететь до 800 метров и легко пробить щит или доспехи того времени. Стрельба из арбалетов была особенно эффективна против крупных целей - всадников и колесниц. Арбалетчики играли особую роль в армейских формированиях и назывались "ударными войсками". Солдаты, владеющие навыками стрельбы из этого оружия, находились на особом счету. Они должны были обладать не только изрядной меткостью, но и физической силой. При зарядке арбалета приходилось натягивать тугую тетиву рукой, при этом упираясь ногами в деревянную конструкцию арбалета, а в момент выстрела стрелку передавалась от тетивы арбалета такая сильная вибрация, что ему требовались огромные усилия для сохранения равновесия.

Арбалет, колчан и стрелы
Арбалет, колчан и стрелы

Арбалет и колчан со стрелами, принадлежащие колесничему одной из бронзовых колесниц, прекрасно сохранились, поскольку были изготовлены из сплава меди и олова (бронзы), устойчивого к коррозии. Эти образцы богато украшены и позволяют судить не только о высоком уровне мастеров-оружейников, но и художников Цинь. Реликвии являются уменьшенными копиями оригинального оружия. В оригинальном исполнении арбалет изготавливался из материалов органического происхождения, поэтому после столь длительного периода нахождения в земле ни один арбалет Терракотовой армии не сохранился. Во владении арбалетом воинам Цинь не было равных. Циньские арбалетчики славились своей физической силой и меткостью.

Лучник
Лучник

Стрелы
Стрелы

В Китае стрельба из лука играла важную роль не только в боевых операциях, но и в ритуалах. Стрельба из лука считалась одним из обязательных навыков представителя благородных сословий Поднебесной. Деревянные луки не сохранились после столь длительного периода времени нахождения в земле, однако их активное использование армией того времени очевидно. Об этом говорит как наличие в составе Терракотовой армии лучников в боевой стойке, так и найденные металлические наконечники стрел.

Пехотинец
Пехотинец

Пехотинец
Пехотинец

Облачение солдат представляет собой некое подобие халата или плаща с запахом длиной до колен. Такие плащи изготавливались из мягких материалов: кожи, толстой ткани, войлока; их простегивали шерстью, волосом или опилками, что придавало дополнительную прочность и обеспечивало защиту воина во время боевых действий. Плащ фиксировался на теле с помощью пояса. Пояс делали из полоски кожи, он был украшен фигурной крючкообразной пряжкой. Волосы воинов были уложены в узел и перевязаны лентой или ремешком - такой узел отличал воинов младших рангов. Обычай носить длинные волосы, уложенные в прическу, существовал на протяжении длительного времени. Воины рангом выше заплетали на затылке мелкие косички.

Клевец гэ и наконечник копья
Клевец гэ и наконечник копья

Клевец гэ являлся своего рода универсальным оружием и получил широкое распространение начиная с середины II тысячелетия до н.э. Он использовался и воинами на боевых колесницах, и против колесниц, и в рукопашной схватке пехотинцев. Клевец гэ имел горизонтально расположенный клинок и крепился к древку с помощью ремешка или веревки, продеваемых сквозь отверстия. Скрепленные вместе копье и клевец гэ превращались в многофункциональное оружие - трезубец цзи. Трезубец был эффективен в борьбе с боевыми колесницами - таким оружием можно было подсечь ноги коня или нанести удар по колесничему.

Меч и наконечник копья
Меч и наконечник копья

Во времена династии Цинь оружие преимущественно изготавливалось из бронзы. Основными видами древкового оружия были трезубец цзи, копье мао, боевой шест шу на длинном древке, а также клевец гэ со сравнительно короткой рукоятью. На некоторых образцах оружия учеными была обнаружена тонкая пленка толщиной 10-15 микрон искусственного происхождения, предохранявшая бронзу от окисления. Ею были покрыты наконечники стрел, мечи, арбалетные спусковые механизмы. Процесс нанесения этого защитного слоя до сих пор не изучен. Важнейшими метательными снарядами того времени были стрелы для стрельбы из лука и арбалета. В результате раскопок было обнаружено более 40000 наконечников для стрел. Они также изготавливались из бронзы - сплава меди с оловом, при этом содержание олова в ударной части наконечника было выше, что делало эту часть значительно прочнее. Это лишний раз подтверждает высокий уровень профессионализма древних мастеров.

Чиновник
Чиновник

Эти статуи выделяются своей непохожестью на прочие тысячи фигур Терракотовой армии. Они преисполнены достоинства, со скрещенными на животе руками, спрятанными в широкие рукава одежды, на них надет небольшой головной убор из кожаной ленты, перевязанный бантом под подбородком. Идентификация этих 12 фигур как чиновников возможна благодаря инструментам их ремесла, которые висят у них на поясе: короткий слегка изогнутый нож с ручкой в виде большого кольца и точильный камень для его заточки. В дополнение к кистям и чернилам, этот тип ножа был одним из самых важных инструментов писарей, поскольку лезвие использовалось для разглаживания деревянных или бамбуковых табличек и стирания неудачно нарисованных иероглифов.

Кавалерист и его конь
Кавалерист и его конь

Во времена эпохи Цинь широко использовалась кавалерия, которая с успехом решала тактические и стратегические задачи в сражении. Это была легкая конница, в основном применявшая метательное оружие. На поле боя конница использовалась, в первую очередь, для оперативного перемещения войск, а затем кавалеристы спешивались и сражались как пехота. Причина тому - отсутствие в те времена стремени, оно еще не было изобретено, поэтому возможности конного сражения и маневра были ограничены. Седла коней были сделаны из дерева и обиты кожей или тканью и закреплены подпругой. Ни один из найденных солдат не находится в седле. Все они стоят по стойке "смирно", чуть впереди и слева от лошади, и держат повод в правой руке, тогда как в левой зажат лук или арбалет.

Боевая колесница гао чэ
Боевая колесница гао чэ

Боевая колесница гао чэ
Боевая колесница гао чэ

Боевая колесница - это двухколесная повозка, открытая с задней стороны, запряженная парой или четверкой лошадей, на которой находились двое и более воинов. Со временем колесницы постоянно совершенствовались, увеличивались их скорость и прочность конструкции. Боевые колесницы являлись ударной силой войска, находясь на переднем фланге. Пехота располагалась по сторонам. В одном из китайских военных источников также приводятся рекомендации по отбору и подготовке воинов-колесничих: "Правило для отбора воинов на колесницы следующие: они должны быть до сорока лет, ростом не ниже 170 см, они должны уметь бежать так, чтобы преследовать бегущую лошадь, вскочить на неё, оседлать и скакать вперед и назад, налево и направо. Они должны уметь быстро свернуть знамена и флаги и обладать достаточной силой, чтобы натягивать тугой арбалет. Они должны совершенствоваться в стрельбе вперед и назад, вправо и влево, пока не достигнут высокого мастерства".

Доспехи
Доспехи

Шлем и броня, найденные в 1988 году, выполнены из каменных пластин, которые накладывались друг на друга как рыбья чешуя. Непосредственно у данного панциря есть наплечники и длинный своего рода фартук спереди, максимально защищающий его владельца. Обнаруженные доспехи представляли собой слой из тысяч кусочков, разбросанных по поверхности, как гигантская игра домино, лишний раз доказывая всю сложность и нетривиальность задач, которые приходилось решать археологам и реставраторам. Правда, словно в помощь современным ученым, обратная сторона каждой пластины была пронумерована древними мастерами для удобства сборки брони.

Погребальные доспехи
Погребальные доспехи

Всего было найдено порядка 150 доспехов и свыше 50 шлемов, они были прототипами реальных панцирей, которые изготавливали из кожи и металла. Найденные каменные доспехи имели ритуальный характер и сделаны исключительно для погребального использования. Для реального ношения они были слишком хрупкими и тяжелыми - вес брони достигает 18 кг, а шлема - 3 кг.

Боевой колокол
Боевой колокол

Тигр
Тигр

При помощи таких фигурок тигров правители различных государств Древнего Китая направляли приказы своим военачальникам. Посланник, которому поручалось доставить приказ монарха, имел при себе правую половинку такой инкрустированной бронзовой фигурки тигра в качестве подтвержденных полномочий. Внутри половинки имелись треугольные выступы, которые точно соответствовали углублениям в левой половинке. Ею владел полевой командир, обязанный выполнять приказы, приходившие из столицы государства. Согласно китайской традиции тигр был символом доблести, поэтому фигурка в форме тигра олицетворяла собой императорский приказ, который должен быть выполнен быстро и мужественно. Первые фигурки тигра были сделаны из нефрита, впоследствии их стали делать из бронзы.

Треножник дин
Треножник дин

Первоначально такие сосуды на трех ножках - треножники - были кухонной утварью для варки мяса. Самый большой и самый тяжелый из всех сосудов, найденных вблизи мавзолея - бронзовый треножник дин - связан не с ритуалом, а с развлечением. Треножник весом 212 кг изящной формы с богатыми и плавными узорами, с низкими ножками - "копытцами" и двумя массивными ушками. Он был найден в яме с 11-ю терракотовыми скульптурами. Фигурки были одеты только в короткие юбки. Некоторые кажутся высокими и мощными, а некоторые - низкими и стройными. По мнению археологов они могли быть акробатами, которые служили в императорском дворце Цинь.

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"
Выставка "Терракотовая армия. Бессмертные воины Китая"

Монеты Цинь
Монеты Цинь

На территории империи одновременно шло строительство нескольких грандиозных объектов, среди них - возведение Великой Китайской стены. На границах некоторых царств еще до империи существовали стеновые оборонительные сооружения. Однако Император приказал снести участки, которые находились на границах царств, ставших отныне частью империи, и укрепить участки стен, опоясывавших рубежи нового государства. Это было сделано не только для закрепления границ и консолидации империи, но и с целью защиты от постоянных набегов кочевых племен. В результате в Китае образовалась единая стена, получившая название Чанчэн - в буквальном смысле "длинная стена". Первая версия стены состояла в основном из валов, созданных из утрамбованной земли и каменных насыпей. Строительство Великой Китайской стены продолжалось другими династиями еще сотни лет.

Императорский дворец Эпангун
Императорский дворец Эпангун

Элементы черепичной крыши
Элементы черепичной крыши

Город Сяньян, будучи столицей царства Цинь с 350 года до н.э., стал также столицей первой китайской империи. Император приказал переселяться в нее всем аристократам и влиятельным сановникам. В итоге было переселено свыше 120000 семей. В 212 году до н.э. началось строительство императорского дворца, в котором должен был находиться тронный зал огромных размеров, самый большой в Древнем Китае. Строительство дворца так и не было завершено, в том числе и по причине смерти Первого императора. Сейчас на месте строительства можно обнаружить насыпи, служившие фундаментом дворца, вошедшего в историю под названием Эпангун. На месте дворца, сгоревшего дотла в конце правления династии Цинь, остались сотни фрагментов черепицы и бронзовых архитектурных элементов.

Колесница гао чэ
Колесница гао чэ

Две великолепные бронзовые колесницы были найдены в 1976 году в деревянных ящиках. Они были сильно повреждены и раздроблены на 1555 фрагментов. В течение нескольких лет их восстанавливали искусные китайские реставраторы, чтобы продемонстрировать миру эти образцы высокого мастерства древних ремесленников. Бронзовые колесницы, запряженные четверкой лошадей, выполнены в половину натурального размера. Открытую колесницу с большим зонтом иногда называют "высокой колесницей", так как она находилась впереди "комфортабельной" колесницы и, следовательно, могла предназначаться для ее сопровождения. Уже в те времена колесницы были оснащены скрытыми рессорами, смягчающими езду, и тормозами, которые фиксировали колесницу во время стоянки. К вытянутым втулкам прикреплялся тканевый флажок в качестве габаритного указателя, что помогало колесницам не сталкиваться на дороге.

Колесница ань чэ
Колесница ань чэ

Колесница ань чэ
Колесница ань чэ

По сравнению с "высокой колесницей", эта колесница значительно больше, ее длина составляет 3.17 м, а вес с лошадьми 1241 кг. Ее называют "безопасной" или "комфортабельной" колесницей. Пассажир в повозке путешествовал сидя. Четверка лошадей с богато украшенной упряжью управлялась колесничим. В повозке были окна и дверь, которые свободно открывались. Снаружи стены повозки были украшены изображениями драконов - это символ Императора. Изнутри - изображениями облаков и птиц. Крыша напоминает черепаший панцирь. Считается, что поверхность возка была не только богато инкрустирована золотом, но и раскрашена в яркие цвета. Колесница состоит из 1742 бронзовых деталей, 988 серебряных и 732 золотых. Предполагается, что эта роскошная колесница и ее эскорт ожидали высокопоставленного пассажира душу Первого императора, которая должна была в ней отправиться в путешествие по загробному миру.

Журавль
Журавль

Лебедь
Лебедь

46 бронзовых фигур водоплавающих птиц в натуральную величину были найдены вблизи мавзолея. Лебеди были запечатлены плывущими или стоящими на берегу, утки - ловящими рыбу или резвящимися в стаях, журавли - с красивым изгибом их длинных шей. Журавли в Китае считаются символом долголетия. Существуют различные китайские мифы о журавлях, путешествующих между небесами и миром людей, божественных птицах, переносящих души умерших на небеса.

Китайская одежда
Китайская одежда

Китайская одежда
Китайская одежда

Китайская одежда
Китайская одежда

Китайская одежда
Китайская одежда

Китайская одежда
Китайская одежда

Китайская одежда
Китайская одежда

Китайская одежда
Китайская одежда

В отдельном зале представлена небольшая коллекция экспонатов из собрания Государственного музея Востока.

Скульптуры девушек-музыкантов
Скульптуры девушек-музыкантов

Скульптуры девушек-музыкантов
Скульптуры девушек-музыкантов

Скульптуры девушек-музыкантов
Скульптуры девушек-музыкантов

Скульптуры девушек-музыкантов
Скульптуры девушек-музыкантов

Скульптуры девушек-музыкантов
Скульптуры девушек-музыкантов

В рамках учения Конфуция большое значение придавалось музыке, поскольку, по его мнению, умением играть на музыкальных инструментах должен обладать истинный интеллектуал цзюньцзы. Свои стихи уже с III века до н.э. поэты предпочитали исполнять под аккомпанемент циня (цитры), напоминающего гусли. Подлинных инструментов с тех времен не сохранилось, тем ценнее для нас скульптурная керамическая группа придворных девушек-музыкантов, играющих на различных инструментах, выполненных очень тщательно.

Скульптуры коней
Скульптуры коней

Монеты в виде ножей, мотыг и колоколов
Монеты в виде ножей, мотыг и колоколов

Китайские монеты периода Хань, отливавшиеся из бронзы, заменили раковины каури, употреблявшиеся в качестве денежного эквивалента. Обилие монет, дошедших до наших дней, свидетельствует о развитии торговли. В этот период был открыт Великий шелковый путь, который осуществлял торговые и культурные связи. Не случайно археологи находят большое количество лошадей в погребениях, а их изображения были чрезвычайно распространены.

Скульптуры животных
Скульптуры животных

Скульптуры животных
Скульптуры животных

Скульптуры животных
Скульптуры животных

Скульптуры людей
Скульптуры людей

В составе инвентаря из гробниц можно видеть животных, связанных с символикой сторон света. Это изображения дракона (Восток), тигра (Запад), птицы (Юг) и черепахи со змеей (Север). Поражают фантастические существа, соединяющие реализм с фантазийными элементами. Например, скульптура "Дух земли", где птица имеет голову человека, фантастические драконы и т.д. Подобные предметы, как и бронзовые зеркала, служили в погребении оберегами.

Сосуд с крышкой
Сосуд с крышкой

Сосуды с крышкой
Сосуды с крышкой

Ваза
Ваза

Широко используются в это время бытовые предметы, в частности, разнообразные керамические сосуды. Один из них, покрытый зеленой поливой на основе железных окислов, имитирует драгоценные нефритовые сосуды.

Набор "стола ученого"
Набор "стола ученого"

Зеркала
Зеркала

Пластина
Пластина

Круг от кровельной черепицы
Круг от кровельной черепицы

Крючки для пояса
Крючки для пояса

Блюдо в виде листа лотоса
Блюдо в виде листа лотоса

В период Хань получает развитие архитектура. Дома знати часто были многоэтажными, расписанными снаружи и крытыми разноцветной черепицей. Края черепичных рядов маскировались круглыми терракотовыми пластинами с рельефным декором - изображениями зверей, орнаментов, а на музейном произведении мы видим стилизованный иероглиф "ведомство". Это указывает на распространение иероглифической письменности. Среди письменных предметов, которые позже войдут в классические наборы для "стола ученого", большой интерес представляет сосуд для воды в виде черепахи со змеей - символом Севера, а также личная печать из камня со скульптурным навершием в виде фантастического зверя. Традиция использования личных печатей вместо подписи сохранится в Китае вплоть до XX века. В середине правления Хань была изобретена бумага, заменившая вертикальные бамбуковые дощечки, на которые наносили иероглифические знаки.

Сувенирная лавка
Сувенирная лавка

Если нет возможности поехать в Китай, то на этой выставке можно буквально прикоснуться к самой невероятной археологической находке XX века. Удовольствие не из дешевых, но я все равно очень рекомендую посетить эту выставку.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 559 | Комментариев: 0

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0069 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх