Blog. Just Blog

Государственный музей-заповедник "Царицыно"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Государственный музей-заповедник "Царицыно"
Государственный музей-заповедник "Царицыно"

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно. Ядром усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. И только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются владельцы, которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было "продано в вотчину... в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино". Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь. С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно. Проектирование новой подмосковной императорской резиденции было начато летом 1775 года. Руководствуясь задачами, изложенными императрицей, Баженов представил на ее суд два варианта проекта, один из которых и был утвержден. Осенью 1796 года Екатерина II скончалась. Новый император Павел I посетил Царицыно весной 1797 года и высочайшим указом было определено "в селе Царицыне никаких строений не производить". В результате строительство дворцов и других зданий так и не было закончено. После этого усадьба Царицыно сменила немало хозяев, но больше никто не проводил глобальных реконструкций и не ремонтировал уже существующие здания, а от нецелевого использования все хозяйство приходило в упадок. К середине ХХ века практически все здания архитектурного ансамбля обветшали и были разрушены, в некоторых размещались коммунальные квартиры, служебные помещения, остальные же просто ветшали без какого-либо применения. В 2004 году Правительство России приняло решение - передать музей под управление Правительства Москвы. Мэр Москвы Ю.М.Лужков не замедлил с программой дальнейших действий. Уже в ближайшие годы музей-заповедник превратился в крупнейший на юге Москвы историко-культурный, музейно-выставочный, природоохранный, досугово-рекреационный и туристический комплекс с общей площадью свыше 700 гектар.

Начнем нашу виртуальную экскурсию от одноименной станции метро "Царицыно". Основная часть территории природно-исторического парка "Царицыно" представляет собой совокупность участков, занятых различными природными сообществами (лесными, луговыми, околоводными), зелеными насаждениями, а также обширными водными поверхностями. На территории парка хорошо сохранился естественный рельеф, родники, леса с примечательными деревьями, места произрастания редких видов растений и обитания исчезающих видов животных, занесенных в Красную книгу города Москвы. Береговая полоса водных объектов природно-исторического парка "Царицыно" отличается большой неоднородностью по характеру представленной растительности. Флора парка насчитывает не мерее 28 видов мхов и свыше 380 видов растений. В основном здесь произрастают обычные для природных и озелененных территорий Москвы виды, но были обнаружены редкие виды, нигде больше не встречающиеся. Лесная растительность развита, главным образом, в Бирюлевском лесу и на части территории исторического пейзажного парка дворцового комплекса. Небольшие по площади лесные участки образовались также в долинах рек Язвенки и Городни. В историческом прошлом в составе лесной растительности преобладали широколиственные леса, которые за несколько столетий в результате человеческой деятельности уступили место искусственно созданным лесным формациям. На значительной территории их сменили мелколиственные леса из березы и осины, а также лесные культуры хвойных пород.

По обеим сторонам от центрального входа в парк расположены симметричные угловые павильоны из красного кирпича с белоснежной отделкой.

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Исторической информации про эти павильоны я не нашел, сейчас в них расположены экскурсионные бюро, визит-центр и какие-то другие административные помещения.

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Павильон у главного входа в "Царицыно"
Павильон у главного входа в "Царицыно"

Сразу за воротами начинается огромная, тщательно ухоженная поляна с прогулочными дорожками, объемными клумбами и лавочками для отдыха посетителей. Здесь всегда очень многолюдно.

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

Музей-заповедник "Царицыно"
Музей-заповедник "Царицыно"

И вот мы подходим к Царицынским прудам. Пересечь их можно двумя маршрутами. Первый - по пешеходным мостам, между которыми на острове прямо посреди Нижнего пруда расположен светомузыкальный фонтан.

Пешеходный мост
Пешеходный мост

Пешеходный мост
Пешеходный мост

Пешеходный мост
Пешеходный мост

Пешеходный мост
Пешеходный мост

Пешеходный мост
Пешеходный мост

Светомузыкальный фонтан
Светомузыкальный фонтан

Светомузыкальный фонтан
Светомузыкальный фонтан

Второй путь лежит через Царицынскую плотину, разделяющую Нижний и Верхний Царицынский пруды, мимо домика смотрителя.

Царицынская плотина
Царицынская плотина

Царицынская плотина
Царицынская плотина

Царицынская плотина
Царицынская плотина

Домик смотрителя на плотине
Домик смотрителя на плотине

Пройдя по любому из маршрутов, подходим к центральному дворцовому комплексу, который начинается с Фигурного моста. Мост "на приезде с плотины", получивший позже название "Фигурного" - одно из самых ранних по времени сооружений архитектора В.И.Баженова в Царицыно. Фигурный мост одновременно служит и "парадными воротами" ансамбля со стороны прудов, и частью аллеи - Березовой перспективы - одной из основных осей царицынского ансамбля. В.И.Баженов начал строительство в мае 1776 года и уже к осени мост был возведен. В 1777 году "на башенках и парапете" были посажены деревья в кадках. А летом 1778 года был устроен съезд с моста в сторону церкви "с шестью малыми по сторонам башенками", а также две башенки с противоположной стороны моста. В 1987-1992 и в 2006 годах была проведена реставрация памятника. В декоре моста контрастно сочетаются широкие плоскости белого камня и разнообразно обработанного красного кирпича. При отделке моста использовались десятки видов точеного камня, фасонный кирпич, кладка в шашку, кладка с выступающим рядом. И хотя после реставрации большая часть кирпичей современные, среди них в кладке можно найти старинные кирпичи с клеймами царских заводов.

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Фигурный мост
Фигурный мост

Старинные кирпичи в кладке Фигурного моста
Старинные кирпичи в кладке Фигурного моста

Слева от Фигурного моста расположены три сохранившихся Кавалерских корпуса и действующая Церковь во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Архитектурный декор церкви типичен для елизаветинского барокко: сдвоенные пилястры, барочные наличники окон, так называемые "фартуки" под окнами, волюты, все выступающие детали выделены побелкой. Типичны для елизаветинского барокко внешние и внутренние объемы: внутри узкие боковые притворы и обширная трапезная сливаются друг с другом посредством широких арочных проемов, снаружи тип "восьмерик на четверике" с граненым куполом. Сейчас церковь реставрируется с наружной части, поэтому почти вся закрыта строительными лесами.

Церковь во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник"
Церковь во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник"

Церковь во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник"
Церковь во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник"

Первый Кавалерский корпус - самая маленькая из ныне существующих построек резиденции Екатерины II. Через дорогу от него возвышается Хлебный дом, соседство с которым придает павильону особую миниатюрность. Однако архитектор расположил оба здания на достаточном расстоянии друг от друга так, чтобы их столь разные масштабы не диссонировали.

Первый Кавалерский корпус
Первый Кавалерский корпус

Первый Кавалерский корпус и Хлебный дом
Первый Кавалерский корпус и Хлебный дом

Первый Кавалерский корпус
Первый Кавалерский корпус

Второй Кавалерский корпус расположен между Первым и Третьим Кавалерскими корпусами. Гармоничный восьмигранный объем Второго Кавалерского корпуса, классического по своей цельности и лаконичности, дал ему другое название - "Восьмигранник". Появляется и третье название - "Лакейский дом".

Второй Кавалерский корпус
Второй Кавалерский корпус

Третий Кавалерский корпус - условное название одного из трех служебных корпусов, который был выстроен В.И.Баженовым. Краснокирпичный с резным белокаменным декором дворец расположен между Фигурным мостом и церковью. Его мощный, в плане прямоугольный, с двумя скругленными углами, объем и выступающий полуротондой круглый зал, над которым до 1850-х возвышалась башенка-бельведер, отмечает краеугольное положение павильона в ансамбле.

Третий Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус

Третий Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус

Третий Кавалерский корпус
Третий Кавалерский корпус

Еще левее за Кавалерскими корпусами расположен большой мост через овраг. Фасад моста развертывает богатую узорную композицию из стрельчатых и полукруглых арок, обрамленных валиками и лучами, а также пучками тонких колонн, ромбами, розеттами, квадратами с перекрещенными мечами. С него начиналась "Березовая перспектива", ведущая к дворцам императрицы. На подходе к мосту открывался один из лучших видов на архитектурный ансамбль.

Большой мост через овраг
Большой мост через овраг

Большой мост через овраг
Большой мост через овраг

Большой мост через овраг
Большой мост через овраг

Большой мост через овраг
Большой мост через овраг

Вернемся к центральной дворцовой части парка. Главная постройка здесь, безусловно, Большой дворец. Он построен архитектором М.Ф.Казаковым на месте разобранного Главного корпуса дворца Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств, который до этого здесь воздвиг архитектор В.И.Баженов. Убранство протяженных фасадов дворца составляют ряды окон прямоугольной формы с "готическим" накладным декором. В боковых корпусах устроены лоджии с аркадами из высоких стрельчатых арок. По верху центральной галереи между арками вписаны круги с розеттами из восьми ромбовидных лепестков. Лоджии отделаны накладками - лучистыми "звездами". Эффектные граненые башни "нагружены" массивным украшением из белого камня в виде стрельчатых арок, поддержанных "консолями", накладными "филенками" по узким граням, короткими двойными колонками, составляющими постамент высоких колонн "фантастического" ордера, другими деталями.

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Большой дворец
Большой дворец

Около Большого дворца расположены фундаменты разобранных строений - Камер-юнфарского корпуса (для придворных дам Екатерины II) и Большого Кавалерского корпуса, а также два бронзовых постамента, на которых воссозданы объемные макеты дворцовых ансамблей времен Баженова и Казакова.

Фундамент Большого Кавалерского корпуса
Фундамент Большого Кавалерского корпуса

Фундамент Камер-юнфарского корпуса
Фундамент Камер-юнфарского корпуса

Дворцовый ансамбль "Царицыно" В.И.Баженова
Дворцовый ансамбль "Царицыно" В.И.Баженова

Дворцовый ансамбль "Царицыно" М.Ф.Казакова
Дворцовый ансамбль "Царицыно" М.Ф.Казакова

Большой дворец соединяется с Хлебным домом галереей с аркой. Галерея построена в В.И.Баженовым, полуциркульная "колючая" арка соединяет две башни с острыми гранеными навершиями. Фантастический оригинальный силуэт арки контрастирует со спокойными ритмами фасадов Хлебного дома и Большого дворца. Краснокирпичное сооружение украшено резным белокаменным декором и круглыми колоннами. В верхней части башен использован мотив древнерусских закомар. Однако, хотя галерея внешне и напоминает переходы - колоннады в старинных усадьбах, функционального назначения она лишена. Зодчий не предусмотрел проходов во дворец и Хлебный дом. Более того, опорами арки она разделена на самостоятельные компартименты. Таким образом, сооружение имеет чисто декоративное назначение.

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Галерея с аркой
Галерея с аркой

Одно из самых впечатляющих сооружений Царицына - Хлебный дом - стоит на границе ансамбля и парка рядом с Оранжерейной плотиной. Массивный двухэтажный корпус на высоком цоколе имеет форму квадрата со скругленными углами. Он развернут по диагонали так, что два его смежных фасада обращены один в сторону Первого Кавалерского корпуса, а другой - в сторону Большого дворца. Архитектор не предусмотрел входа в Хлебный дом со стороны ансамбля, и здание смотрится замкнутым объемом. Центральные оси стен, обращенные к ансамблю, декорируют белокаменные изображения каравая хлеба и солонки. Впоследствии корпус получил название согласно этому декору. Площадь Хлебного дома - более 4000 квадратных метров. В цокольном этаже должны были разместиться погреба и ледники, в двух верхних - три кухни, кондитерские, комнаты для других надобностей - "скатертные", "приспешная", "для угольев", а также жилые комнаты для служителей. После 1917 в здании располагались коммунальные квартиры, ликвидированные только в 1970-х. В сентябре 2006 года закончена реставрация Хлебного дома. Здание открыто для посетителей, в нем размещены экспозиции и проводятся концерты. Теперь трудно представить, что вся эта красота - всего лишь большая кухня и двор для разгрузки повозок с продовольствием. Архитектор В.И.Баженов создавал свои творения по принципу "искусство ради искусства", не задумываясь о том, что ни одна из царственный персон это никогда не увидит.

Хлебный дом
Хлебный дом

Хлебный дом
Хлебный дом

Хлебный дом
Хлебный дом

Ворота у Хлебного дома
Ворота у Хлебного дома

Хлебный дом
Хлебный дом

Концертный орган во дворе Хлебного дома
Концертный орган во дворе Хлебного дома

Внутренний двор Хлебного дома
Внутренний двор Хлебного дома

От Хлебного дома в сторону царицынских оранжерей ведет Оранжерейный мост или "Оранжерейная плотина". Оранжерейный мост возведен в начале XIX века, возможно, по проекту И.В.Еготова, из красного кирпича с белокаменным декором, несколько напоминающим постройки Баженова. Мост имел главным образом хозяйственное назначение и служил для удобства сообщения с заовражной территорией, на которой располагались оранжерейное хозяйство и обширные плодовые сады Царицына. Пришедший за два века своей истории в запустение, Оранжерейный мост в настоящее время отреставрирован.

Оранжерейный мост
Оранжерейный мост

Оранжерейный мост
Оранжерейный мост

Оранжерейный мост
Оранжерейный мост

Оранжерейные пруды
Оранжерейные пруды

Оранжерейные пруды
Оранжерейные пруды

В Большом Оранжерейном овраге у моста растет трехсотлетний черешчатый дуб. Это одно из старейших деревьев парка. Посажен в "допетровский" период. При благоприятных условиях продолжительность жизни дерева составляет до 500 лет.

Дуб черешчатый
Дуб черешчатый

Во дворе между Хлебным домом и Большим дворцом установлен памятник архитекторам, которые возводили Царицыно - Василию Баженову и Матвею Казакову.

Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову
Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову

Входной павильон сооружен в 2006 году в ходе выполнения работ по реконструкции Хлебного дома и Большого дворца и освоения подземного пространства у сооружений. Является главным входом через подземный кассовый зал в Хлебный дом и Большой дворец.

Входной павильон
Входной павильон

Если пройти дальше по Оранжерейному мосту, то по дороге вы сперва встретите какую-то современную усадьбу, оборудованную под кафешки, а дальше попадете к виноградным оранжереям и оранжерейным корпусам. Рядом с ними проложены прогулочные дорожки, разбиты красивые клумбы в виде царских корон, и даже обустроен небольшой ипподром.

Усадьба
Усадьба

Усадьба
Усадьба

Ипподром
Ипподром

Клумбы в парке
Клумбы в парке

Дорога до виноградных оранжерей
Дорога до виноградных оранжерей

Виноградная оранжерея
Виноградная оранжерея

Клумба у виноградной оранжереи
Клумба у виноградной оранжереи

Оранжерейные корпуса
Оранжерейные корпуса

Теперь вернемся к Фигурному мосту, но пойдем направо в сторону Царицынского парка. Первое что бросается в глаза, это Малый дворец, расположенный на самом верху насыпи рядом с Большим дворцом. Фасады декорированы белокаменными фигурами, рельефной кладкой из красного кирпича. Окна со стрельчатым завершением, как и двери, имеют вытянутые пропорции. Дворец украшает сложный фигурный парапет, состоящий из ряда стилизованных зубцов, колонок, обелисков, ажурных узоров из кирпича и белого камня. По центральной оси здания над парапетом возвышается вензель Екатерины II в лучах славы.

Малый дворец
Малый дворец

Малый дворец
Малый дворец

Малый дворец
Малый дворец

Прямо по ходу движения нам сразу же открывается Оперный дом. Первоначально назывался также "дворец, что на луговине, сбоку саду", что указывало на расположение постройки в ансамбле. Нарядный, имеющий богатый белокаменный декор Оперный дом, вероятнее всего, был задуман как место проведения придворных праздников и церемоний.

Оперный дом
Оперный дом

Оперный дом
Оперный дом

Оперный дом
Оперный дом

Оперный дом
Оперный дом

Слева остается Дворцовая поляна с "ориентиром номер один" - одиноко стоящим деревом. В теплое время вокруг него прямо на траве отдыхают посетители парка.

Дворцовая поляна
Дворцовая поляна

Дворцовая поляна
Дворцовая поляна

И вот мы подходим к выходу из дворцовой части - Фигурным воротам. Фигурные ворота "нежной готической архитектуры" - как назвал их сам архитектор - представляют собой необыкновенно нарядное сооружение, соединившее в себе архитектурно-парковую затею с целым скульптурным ансамблем. Главное и необычайное украшение ворот - сложный и загадочный узор из граненых белых камней на металлическом каркасе, заполняющий проем стрельчатой арки и завершающийся снизу "золотой" виноградной гроздью. Это одно из самых удивительных и самых замечательных сооружений в Царицыне. Иногда их называют Виноградными - по белокаменной грозди винограда, свисающей в проеме арки.

Фигурные ворота
Фигурные ворота

Фигурные ворота
Фигурные ворота

Царицынский парк - один из замечательных памятников русского садово-паркового искусства XVIII-XIX веков. Парк начал формироваться в первой половине XVIII века, когда усадьба принадлежала князьям Кантемирам. В согласии со вкусами эпохи барокко его основу составлял тогда "регулярный" сад с четкой геометрией аллей и насаждений. При императрице Екатерине II в моду вошли "англицкие сады", то есть пейзажные парки, художественно имитировавшие естественность самой природы. Своего расцвета царицынский парк достиг в первой половине XIX века, когда устоялось оригинальная структура его аллей и дорожек, а также возникли разные парковые сооружения в стиле "ампир" - беседки, павильоны, гроты, мостики и прочие "художественные затеи". Во второй половине XX века парк из-за хозяйственного небрежения превратился в запущенный лесопарк с подлеском из самосевных кленов и кустарников. В 2006-2007 годах осуществлена реставрация парка, он был освобожден от сухостойных и самосевных насаждений. На основе архивных источников и археологических раскопок восстановлена его историческая дорожечно-тропиночная часть. Перед прогулкой лучше всего внимательно изучить схему расположения достопримечательностей.

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

Царицынский парк
Царицынский парк

В парке очень много белок. Они с удовольствием берут орешки из рук посетителей парка, так что если пойдете туда на прогулку, то можете захватить с собой пригоршню вкусностей для его обитателей.

Белка
Белка

Павильон "Миловида" или "Миловидова галерея" - один из самых знаменитых павильонов царицынского парка, откуда открывается великолепная видовая перспектива на Верхнецарицынский пруд и запрудные дали. Первоначально "Миловида" представляла собой галерею, перекрытую цилиндром ложного свода, расписанного в технике гризайль кессонами. Свод поддерживали шестнадцать колонн дорического ордера, по бокам к галерее примыкали две пары небольших кабинетов, на кровле находились три статуи, четыре бюста и две вазы, у входов стояли скульптуры дельфинов и сфинксов, внутри галереи было еще несколько скульптур.

Павильон "Миловида"
Павильон "Миловида"

Павильон "Миловида"
Павильон "Миловида"

Павильон "Миловида"
Павильон "Миловида"

Павильон "Миловида"
Павильон "Миловида"

Павильон "Миловида"
Павильон "Миловида"

Павильон "Нерастанкино" сооружен в 1803-1804 годах по проекту архитектора И.В.Еготова. Является одной из наиболее известных построек пейзажного парка "Царицыно" и архитектурным украшением целого его района. В первой четверти XIX века в павильоне находились, согласно сохранившимся описям, несколько столов, кресел и скамей, выкрашенных масляной краской и предназначенных для удобства посетителей.

Павильон "Нерастанкино"
Павильон "Нерастанкино"

Павильон "Нерастанкино"
Павильон "Нерастанкино"

Павильон "Нерастанкино"
Павильон "Нерастанкино"

Особую группу построек в царицынском парке составляли так называемые гротесковые сооружения, которые возникли под очевидным впечатлением от "готической" архитектуры дворцового ансамбля Баженова и Казакова. До наших дней из этой группы памятников сохранились Большой и Малый гротесковые мосты. Они перекинуты через "сухой" овраг между "Нерастанкино" и "Храмом Цереры". Само название свидетельствует о родстве этих сооружений с гротами и пещерами. Появление их в "ущелье" оврага было как нельзя более уместным, поскольку для романтически настроенных посетителей парка начала XIX века их образ отчасти ассоциировался с подземным миром. Сложенные из кирпича, они имеют затейливую отделку из грубо обработанного мячковского белого камня.

Большой гротесковый мост
Большой гротесковый мост

Большой гротесковый мост
Большой гротесковый мост

Гротесковые мосты
Гротесковые мосты

Малый гротесковый мост
Малый гротесковый мост

Беседка "Храм Цереры" представляет собой круглую в плане колоннаду, перекрытую куполом. Свое название эта беседка получила в честь древнеримской богини плодородия, статуя которой ее украшала внутри. Стоит у границы парка и играет роль последнего яркого архитектурного акцента в береговой панораме пейзажного парка. Является одной из самых знаменитых и любимых посетителями.

Беседка "Храм Цереры"
Беседка "Храм Цереры"

Беседка "Храм Цереры"
Беседка "Храм Цереры"

Кроме Цереры в парке установлено много отдельных статуй других римских богов.

Статуи в парке
Статуи в парке

Статуи в парке
Статуи в парке

Статуи в парке
Статуи в парке

Статуи в парке
Статуи в парке

Гроты были очень интересными парковыми сооружениями Царицына. Однако, к сожалению, ни один из них не сохранился. Во время последней реставрации в парке установлен один грот, похожий на существовавшие ранее.

Грот
Грот

Башня-руина - одна из романтических построек парка. Сооружена из "дикого камня" в 1804-1805 по проекту И.В.Еготова. Воспроизводит в миниатюре угловую башню замка и части полуразрушенной крепостной стены. Первоначально была увенчана легким бельведером и имела обзорную площадку, к которой по гребню стены вели крутые ступени.

Башня-руина
Башня-руина

Башня-руина
Башня-руина

Башня-руина
Башня-руина

Башня-руина
Башня-руина

Башня-руина
Башня-руина

Башня-руина
Башня-руина

Большая группа курганов древних вятичей сохранилась в центральной части царицынского парка. Эти курганы исстари привлекали живой интерес гостей Царицына, а потому при украшении парка в первой трети XIX века они были декорированы мраморной статуей и вазой в виде погребальной урны, напоминавшей о бренности всего сущего.

Курганы древних вятичей
Курганы древних вятичей

Курганы древних вятичей
Курганы древних вятичей

Курганы древних вятичей
Курганы древних вятичей

От "Храма Цереры" спускаемся к берегам Царицынских прудов, на Ореховскую плотину.

Ореховская плотина
Ореховская плотина

Царицынские пруды - Верхний и Нижний (Шипиловский) - возникли в середине XVII века, когда усадьбой владели бояре Стрешневы. Они образовались после строительства плотин на местных речках Городня, Язвенка и Черепишка. Царицынские пруды составили единый каскад с Борисовским прудом, созданным в царствование царя Бориса Годунова. Царицынские и Борисовские пруды считаются сегодня старейшими и крупнейшими в современной Москве. Их общая площадь - более 180 га. Царицынские пруды до XX века пользовались огромной популярностью у москвичей, особенно у любителей рыбной ловли.

Царицынские пруды
Царицынские пруды

Царицынские пруды
Царицынские пруды

Царицынские пруды
Царицынские пруды

Царицынские пруды
Царицынские пруды

Царицынские пруды
Царицынские пруды

Царицынские пруды
Царицынские пруды

У правого берега Царицынского пруда вблизи береговой дорожки расположено одно из самых романтичных сооружений Царицынского парка. Арка на острове ("Жилище русалок", "Русалкины ворота") была сооружена по проекту архитектора И.В.Еготова в 1804 году. Первоначально она представляла собой арку, перекинутую через узкий канал, разделяющий островок на две части. Арка была увенчана башенкой с развевающимся вымпелом. Островок, на котором расположена арка, искусственного происхождения: он был насыпан во время углубления и чистки верхней части Царицынского пруда в начале XIX века. Арка на острове стала одним из самых сложных объектов для реставраторов. За двести лет с момента постройки изменилась и конфигурация береговой линии пруда, и уровень воды, и характер пейзажа. В нынешнем виде арка восстановлена в 2006 году в точном соответствии с обмерными чертежами XX века.

"Русалкины ворота"
"Русалкины ворота"

"Русалкины ворота"
"Русалкины ворота"

"Русалкины ворота"
"Русалкины ворота"

Посреди Верхнего Царицынского пруда есть утиный остров, на котором утки гнездятся и отдыхают. А посетители парка с берега подкармливают их хлебом.

Утиный остров
Утиный остров

Утиный остров
Утиный остров

Утки в Царицынском пруду
Утки в Царицынском пруду

Утки в Царицынском пруду
Утки в Царицынском пруду

Утки в Царицынском пруду
Утки в Царицынском пруду

Утки в Царицынском пруду
Утки в Царицынском пруду

Недалеко от Царицынской плотины в воду выступает небольшой пирс со скульптурами женщин-львов с классными сиськами :)

Царицынские пруды
Царицынские пруды

Скульптура на пирсе
Скульптура на пирсе

На этом наше путешествие по музею-заповеднику "Царицыно" заканчивается. Если бы тут не было так многолюдно, то "Царицыно" обязательно стало бы еще одним из моих любимых мест для прогулок и отдыха. До новых виртуальных встреч, друзья :)

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 17890 | Комментариев: 15

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
вера (18.07.2015 в 16:03):
Кстати, если внимательно посмотреть на макет( а их несколько), то можно увидеть несоответствие. Колокольня Церкви во имя Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" находится справа.
МАРИЯ (17.10.2012 в 22:34):
ДА действительно очень красивое место в Москве. Я вот хоть и живу в Москве, но даже стыдно признаться там ещё пока не была. Мне очень понравилась эта вертуальная экскурсия. Большое вам спасибо.
Анна (09.09.2011 в 10:20):
Спасибо за красивые фотографии и грамотный комментарий. Ребенку, 2 класс, задали доклад, теперь напишет на пятерку.
наталия (20.07.2011 в 14:15):
действительно место очень красивое были там целый день но времени нехватило все обойти, и народу было очень много.
ManHunter (10.05.2011 в 17:09):
Ну тогда покажи мне единственно верный и исторически правильный источник информации, впредь я буду брать данные только из него. 100% точная информация - это то, что человек видел сам. Я не присутствовал при строительстве Царицыно, и информацию беру из открытых источников, достоверность которых не могу ни подтвердить, ни опровергнуть. Если информация на табличках в парке не соответствует действительности, статьи на официальном сайте музея тоже писали от нечего делать, так это не мои проблемы, а их. Поэтому не надо так борзо указывать что мне делать, а что нет.
Савелий (10.05.2011 в 16:33):
Действительно замечательные фотографии. Вот и делайте то что у Вас получается.Но писать-то Вы зачем стали? Вы  интерпретировали текст из  путеводителей разного качества и других источников.  Но зачем придумывать "факты"и повторять сочиненные кем-то? Не удивительно, что Вы не нашли "исторической" информации о двух угловых павильонах при входе (постороены в 2006-2007 годах). А женщины с львиными телами и "классными сиськами" называются - сфинксы.
Галина (13.10.2010 в 14:58):
Уникальное по красоте место.
Mирзек (26.09.2010 в 21:21):
было очень красиво,музеу красивый,фонтан,и многое другое.Прогулялись ноги устали.
Аnyutka (26.09.2010 в 18:11):
Очень красивые фотографии)))
марина(19.07.2010 ) (19.07.2010 в 13:10):
Нам очень понравилось,не ожидали увидеть такую чистоту и красоту.Очень обрадовались тому,что можно здесь бывать чаще.Это же Москва.
ManHunter (02.10.2009 в 11:15):
Всегда пожалуйста :) Я вообще планирую все парки города и области отснять и выложить фотоэкскурсии.
SAY (02.10.2009 в 11:14):
ManHunter, спасибо. После Вашего фотоотчета съездил (из Воронежа) и посмотрел вживую. Жена в восторге. :)
Анна (27.09.2009 в 01:00):
Спасибо,ManHunter, за увлекательное путешествие и красивые фотографии! Ждем новых фотоотчетов, а для этого желаю вдохновения!
ManHunter (26.09.2009 в 17:15):
Я специально ездил в 8 утра в субботу, чтобы никого не было, и чтобы можно было спокойно все отснять. А иначе там просто толпы народу, особенно в выходные дни.
Павел (26.09.2009 в 16:57):
очень красивое место, был там несколько лет назад, дня не хватило обойти всё, стояли любовались возле кажддого здания, но народу было совсем немного.

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2025
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0041 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх