Blog. Just Blog

Музей хрусталя и стекла XVIII-XXI веков

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей хрусталя и стекла XVIII-XXI веков
Музей хрусталя и стекла XVIII-XXI веков

Музей хрусталя и стекла XVIII-XXI веков - не просто музей, это царство стекла, посвящение талантливым мастерам Гусь-Хрустального - города, который нередко называют "русским Мурано". Экспозиция художественного стекла, представленная в интерьере Троицкой старообрядческой церкви начала XX века, позволяет не только восхититься его красотой, но понять историю зарождения и развития на Владимирской земле стекольного производства, являющегося важной частью российского художественного стеклоделия.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Художественное стеклоделие, стоявшее на большой высоте еще в Древней Руси, возродилось в России в XVII веке. В XVIII столетии лучшие изделия из стекла создавались на Петербургском Императорском стеклянном заводе. Стеклянную посуду широкого потребления выпускали частные предприятия, среди которых наиболее видную роль играли те, что принадлежали стеклопромышленникам Мальцевым. По указу Сената 1747 года все "железные" и "стеклянные" фабрики были перенесены на расстояние не менее 200 верст от Москвы. В 1756 году купец Аким Васильевич Мальцов основал во Владимирском уезде Московской губернии при сельце Никулине в урочище Шиворово на реке Гусь новый хрустальный завод.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В 1798 году Гусевская хрустальная фабрика была унаследована младшим сыном Акима Васильевича Иваном Акимовичем Мальцевым, который владел ей более 10 лет. В 1811 году завод перешел в собственность брата Ивана Акимовича Сергея Акимовича Мальцова. Сергей Мальцов значительно расширил ассортимент, поднял на новый, более высокий уровень качество гусевского хрусталя. Мальцовы неоднократно изготавливали хрустальную посуду для Императорского двора. В те годы газета "Ведомости" писала, что на заводах С.А.Мальцова лучшая в России отделка хрустальной посуды, ни в чём не уступающая английской.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Первый зал посвящен становлению в Гусь-Хрустальном стекольного дела, которое неразрывно связано с несколькими поколениями стеклопромышленников Мальцовых. Здесь размещены образцы посуды XVIII века, декорированные в стилистике народного искусства, изделия начала и середины XIX века, украшенные знаменитой мальцовской гранью, гравировкой, нацветом, росписью золотом. Предметы конца XIX - начала XX века отличаются большим разнообразием. Они демонстрируют неисчерпаемые технологические возможности работы в материале, подчеркивают высокую степень его эстетической ценности. Особое место в экспозиции занимают вазы эпохи модерна, выполненные в технике травления по многослойному стеклу, разработанной французским художником Эмилем Галле.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

На изделия середины XVIII века большое влияние оказало народное искусство. Это проявлялось как в форме предметов, исполненных в технике свободного выдувания, так и в характере декора. На заводе создавались также дорогие образцы из чистого стекла. Его украшали богатым гравированным барочным орнаментом.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Промышленники Мальцевы внесли заметный вклад в развитие российского стеклоделия XIX века. В 1823 году Гусевской хрустальный завод перешел к внуку Акима Мальцова Ивану Сергеевичу Мальцову. При нём изделия завода были удостоены "Высочайшего благоволения" и права изображения на них Государственного герба. После 1829 года на производстве появилась восточная серия посуды. Это произошло после разгрома в Персии российской миссии, где служил Иван Сергеевич Мальцов. Единственный, уцелевший в этой трагедии, Мальцов в качестве компенсации получил право беспошлинной торговли с Персией. С именем Ивана Сергеевича связано начало формирования заводской коллекции художественного стекла.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В 1880 году Гусевская хрустальная фабрика перешла к его племяннику Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову. Он расширил производство, внедрил новые способы декорирования изделий по западноевропейским образцам, гусевской хрусталь получил всемирное признание. В историю Юрий Степанович Нечаев-Мальцов вошел как человек, профинансировавший создание Музея изящных искусств в Москве. Им было основано первое во Владимире техническое училище. Земское ремесленное училище имени И.С.Мальцова стало образцовым для своего времени. Поселок Гусь, переименованный при нем в Гусь-Хрустальный, стал настоящим городом мастеров.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В большом зале экспонируется современное стекло Гусевского хрустального завода с 1918 года до наших дней. После национализации в 1918 году Гусевской хрустальный завод продолжал выпускать изделия по дореволюционным "мальцовским" прейскурантам. Практиковалась живопись на молочном и глушеном стекле эмалевыми и силикатными красками, а также использовалась техника глубокого травления "по способу Галле". Появились росписи агитационного характера, посвященные памятным датам советского времени, производилась продукция из стекла и хрусталя для широкого народного потребления. В их числе - работы, декорированные агитационными сюжетами, отражающими важнейшие события в жизни советского государства.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В 1960-е годы на заводе был создан экспериментальный отдел. Предприятие одним из первых в стране начало выпуск высокохудожественных авторских произведений небольшими сериями. Ярким акцентом экспозиции являются скульптуры из стекла. Сказочные кони, драконы и птицы, выполненные в гутной технике, необычайно выразительны. В этих произведениях бережное отношение к национальной традиции сочетается со смелым новаторством, стекло предстаёт как неисчерпаемый в своих возможностях пластический материал.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В стилистике минимализма решено стекло 1960-1970-х годов, характеризующееся богатой цветовой гаммой, лаконичностью форм и декора. Красота изделий виделась в простоте и естественности функциональных форм, в чистоте линий, лаконичности декора. Рядом - сосуды и скульптуры, выполненные в гутной технике с использованием фольклорных традиций старого русского стекла. Массовой становится продукция из стекла, окрашенного окислами редкоземельных элементов.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В эти годы в рамках заводской деятельности художников выделяется сфера индивидуального творчества. Кроме решения производственных задач, они находят возможность работать над уникальными выставочными произведениями.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

1970-е годы - эпоха авторского стекла, ярких творческих индивидуальностей, с именами которых связаны художественные и технические открытия в стекле. Произведения гусевских художников занимают значимое место в советском декоративно-прикладном искусстве.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Высокие художественные достоинства имеют произведения 1980-1990-х годов. В этот период формы предметов укрупняются, композиции становятся более ассоциативными и метафоричными.

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Экспозиция музея
Экспозиция музея

В стекле нового тысячелетия на первый план выходит авторская композиция как объект эстетического созерцания. Далекие от утилитарности, эти произведения стремятся к высокому художественному обобщению. В ряд таких работ входит композиция Евгения Рогова "Возрождение", созданная в 1990 году. В этом произведении выражены надежды нескольких поколений на возрождение многовековых христианских ценностей, глубоких духовных традиций России.

Композиция "Возрождение"
Композиция "Возрождение"

Центром художественного решения экспозиции является доминирующая по высоте композиция "Воспоминание о Венеции" Владимира Муратова. Это произведение было выполнено в 1972 году специально для этого пространства. Оно является ярким примером современного понимания высокого и вдохновенного творчества, выраженного в стекле.

Композиция "Воспоминание о Венеции"
Композиция "Воспоминание о Венеции"

Экспозиция музея
Экспозиция музея

Очень красиво, очень интересно. Но, на мой взгляд, место для организации музея выбрано неудачно. Экспозиция такого направления может и должна занимать гораздо больше места и в ней должно быть представлено гораздо больше экспонатов.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 306 | Комментариев: 0

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.06 сек. / MySQL: 2 (0.0042 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх