Выставка "Этнобренды"
Выставка "Этнобренды"
На станции метро "Воробьевы горы" Сокольнической линии открылась выставка под названием "Этнобренды". На экспозиции, которую разместили в прозрачных колбах на платформе станции, можно увидеть 20 различных этнокультурных брендов Северного Кавказа, Урала, Сибири, субъектов Европейской части России а также северных и юго-восточных регионов страны.
Россия в своем этнокультурном багаже имеет тысячелетние традиции создания уникальной самобытной продукции историко-культурного назначения. Эта продукция различается по времени создания, материалу изготовления, специфике производства или потребления, но самое главное - имеет неразрывную связь с создавшим ее народом. Многие этнокультурные продукты, получив собственное имя, становятся символами народной культуры - этнокультурными брендами. Некоторые из них хорошо известны и популярны как в России, так и за ее пределами, являясь, по сути, олицетворением всей российской культуры, всего российского народа. Другие менее известны, имеют локальных характер, символизируя тот или иной регион, территорию. Вместе с тем вне зависимости от масштаба, территориальной принадлежности этнокультурная продукция способствует укреплению этнической и гражданской идентичности, патриотизма и уважения к своей стране, к своей культуре, гордости местного населения.
Уэленская резная кость
Резьба по кости на Чукотке имеет многовековую историю. Чукчи и эскимосы заслуженно считаются хранителями косторезного искусства России. Центр художественной обработки кости сосредоточен в селе Уэлен. Почти 3 тысячи лет назад здесь впервые начали создаваться орудия труда, предметы быта и скульптуры из клыка моржа. Помимо одиночных фигур, чукотские мастера с необычайной виртуозностью создают цельные композиции, совмещающие в себе сказочные сюжеты и реалистичность изображения. Важным видом художественного ремесла местных косторезов стала гравировка на поверхности отполированных моржовых клыков.
Кубачинское серебро
Издавна мастера, живущие в дагестанском селе Кубачи, славились искусством создания уникальных художественных изделий из металла. Начиналось все в древнейшие времена с изготовления оружия. Кубачинские мечи, кинжалы, копья и кольчуги ценились далеко за пределами аула. Согласно легендам, шлем Александра Македонского и щит Александра Невского были выкованы именно здесь. А российский император Александр III для подарка королеве Виктории заказал кубачинским мастерам комплект холодного оружия. Позже местные мастера стали делать великолепные художественные произведения из серебра.
Сыр адыгейский
Дагестанские ковры
Ковроткачество - традиционное ремесло кочевых народов, населявших страны Востока. Восточные ковры были легкими, прочными и давали защиту от зноя и холода. Особенность табасаранских (дагестанских) ковров - изготовление исключительно вручную из шерсти верблюдов и овец с использованием только природных красителей. Первые упоминания о них появились еще во времена Геродота. Путешественники VII века с похвалой отзывались о яркости красок и разнообразии орнаментов в произведениях табасаранских мастеров. А самый древний из существующих сегодня ковров был найден во время раскопок в 1949 году и сейчас находится в Эрмитаже.
Дымковская игрушка
Появление дымковской игрушки - изящных глиняных статуэток, раскрашенных яркими красками — связывают с языческим праздником Свистуньи. В XV-XVI веках этот весенний праздник традиционно отмечался народными гуляньями, песнями, плясками и... свистом. Для этого местные мастера изготавливали из глины специальные игрушки-свистульки. Позже такие расписные глиняные фигурки стали делать не только на праздник, но и просто в качестве игрушек для детей. В те времена их делали в основном женщины. В СССР Дымковский промысел активно поддерживался государством - за изготовление игрушек одной из мастериц даже дали звание Героя Труда.
Гусевскии хрусталь (Мальцовский)
У истоков гусевского хрусталя стоял русский промышленник Аким Мальцов, который в 1756 году построил во Владимирском уезде на реке Гусь в урочище Шиворово завод по его производству. Первоначально на заводе работали всего 59 человек. Магия стекловарения творилась в гуте - огромном бревенчатом помещении, в центре которого стояла печь, где в больших глиняных горшках шихта из песка, соды, поташа, окиси свинца и других добавок превращалась в чудесное прозрачное стекло. С тех пор, вот уже 250 лет, Гусь-Хрустальный - центр традиционного русского стеклоделия.
Ессентуки (минеральная вода)
Местные легенды гласят, что первыми пользу ессентукских минеральных вод открыли... лошади казаков Ессентукского редута. Они с неохотой пили пресную речную воду, зато с удовольствием употребляли соленую воду из болотца в степи, которое казаки в шутку прозвали "лошадиным источником". В 1823 году профессор Петербургской медико-хирургической академии Александр Петрович Нелюбин сделал подробное описание целебных свойств исследованных им Ессентукских источников. Он пронумеровал их от 1 до 23 по мере обнаружения. Именно эта нумерация источников используется до сих пор. Сегодня самыми популярными считаются углекислые гидрокарбонатно-хлоридные натриевые источники N4 и N17.
Жостовская роспись
В начале XIX века к северу от Москвы возникли кустарные мастерские, которые сначала занимались изготовлением расписных лакированных предметов из папье-маше - шкатулок, альбомов, портсигаров и т.п. Чуть позже в их ассортименте появились украшенные декоративной росписью металлические подносы, которые сразу приобрели известность и постепенно вытеснили "бумажную" продукцию жостовских мастеров, Однако основная тема росписи - цветочный букет - и стилистика яркой цветочной живописи по черному фону сохранились вплоть до сегодняшнего дня.
Хохломская роспись
Уникальный способ росписи по дереву зародился во второй половине XVII века в сёлах Заволжья и получил свое название от Хохломы - населенного пункта, куда местные мастера свозили свои работы на продажу. Многие историки считают, что хохломская роспись появилась благодаря старообрядцам, которые осели в местных лесах после церковной реформы. Среди них было множество мастеров, создававших уникальные иконы и декор для старинных книг. Слияние их искусства с навыками местных резчиков по дереву позволило создать народный промысел, известный сегодня далеко за пределами России.
Оренбургский пуховый платок
Вязание вещей из пуха возникло в Оренбургской губернии в начале XVIII века. Тогда этот промысел называли "вдовьим": вдовы погибших во время военных действий казаков таким образом зарабатывали себе на жизнь. В XIX веке для этого даже была выведена специальная порода оренбургских коз, которые имеют самую тонкую шерсть в мире. Мировую известность пуховые платки из Оренбурга получили после 1857 года, когда они были представлены на международной ярмарке в Париже. В советский и постсоветский периоды секреты пуховязания сохранялись в деревнях Оренбургского края, передаваясь мастерицами от матери к дочери.
Павловопосадский платок
История павловопосадского платка начинается в конце XVII века, когда в селе Павлово, стоявшего на месте нынешнего Павловского Посада, крестьянин Иван Лабзин организует текстильную мануфактуру, которая производит тканые платки. От платков европейского производства их отличало отсутствие изнанки - платки были двусторонними. Позже, в середине XIX века, фабрика стала выпускать шерстяные платки с набивным узором. Их яркие краски стали фирменным знаком Павловского Посада. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловопосадские платки были награждены Большой золотой медалью.
Вологодское кружево
Кружевоплетение на Руси является традиционным видом искусства. Считается, что оно появилось в XVII веке. Кружева использовались для церковных облачений и украшения одежды. В Вологде промысел стал активно развиваться с середины XIX века благодаря деятельности Анфии Федоровны Брянцевой. Она активно собирала традиционные русские техники кружевоплетения. На их основе появилось направление в плетении кружева, которое стали называть "вологодский манер". Позже дочь Анфии Федоровны создала целую школу, где обучала других мастериц этой уникальной технике плетения.
Гжель
Гжель - село в Раменском районе Московской области. Достаточно давно, начиная с XVI века, здесь добывали глину высочайшего качества. Она была настолько хороша, что царь Алексей Михайлович издал указ о ее добыче для изготовления медицинских сосудов. А местные мастера делали из этой глины прекрасную посуду и детские игрушки. Спустя два века в Бронницком уезде нашли белую глину, подходящую для создания фарфора, и с этого началась история привычной нам гжели. Постепенно к концу XIX века гжельский фарфор приобретает знакомую всем нам цветовую гамму: кобальтовый рисунок на белом фоне.
Алтайский мед
В горно-таежных районах Алтая с древних времен существовала практика охоты за медом диких пчел, Однако культурное пчеловодство появляется в этих краях примерно с XVII века. Летописи говорят о широком распространении медоварения на Алтае с 1696 года. Во второй половине XVII века упоминается привоз семей пчел из Башкирии. К концу XIX века пчеловодством на Алтае занимался уже каждый шестой двор! А сейчас в крае ежегодно получают более 4 тысяч тонн товарного меда.
Тульский самовар
Первые упоминания о самоварах на Руси появились в середине XVIII века. Поскольку в те времена их делали из меди или латуни, самовары производились в основном в тех регионах, где были развиты добыча и обработка металлов (например, на Урале). Однако тульский регион имел для производства самоваров много преимуществ: мастера-оружейники владели продвинутыми технологиями обработки металлов, а близость Москвы и Санкт-Петербурга позволяла сбывать достаточное количество изделий. Первый тульский самовар был создан братьями Лисицыными в 1778 году. А уже через 50 лет в Туле производилось больше 120 тысяч самоваров в год.
Якутские бриллианты
Первый алмаз в Якутии нашли в 1949 году сотрудники Тунгусской экспедиции. Позже, в 1954 году, геологи открыли первое коренное месторождение якутских алмазов - кимберлитовую трубку "Зарница", а на сегодняшний день в регионе открыто уже две сотни кимберлитовых трубок. В 2010 году Россия вышла на первое место по производству алмазов в мире, и примерно 97% российских алмазов добываются в Якутии. Здесь же находятся и предприятия по их огранке, которая своим качеством и оригинальностью славится во всем мире.
Уральские самоцветы
Урал - богатейший источник самоцветных камней и место возникновения самобытной камнерезной культуры, которая складывалась несколько столетий. Еще в 1635 году на Урале был обнаружен малахит, а в 1668-м - месторождение "самоцветных" камней. Расцвет горного дела наступил с 1700 года, когда Петр I учреждает специальный Приказ по горным делам. Открываются новые месторождения самоцветов, строятся камнерезные мастерские, а позже - гранильные фабрики. Начинает развиваться кустарное производство, народный промысел обработки камней. Уральские самоцветы находят себе применение при изготовлении украшений, оружия и бытовых предметов - от шкатулок и чернильниц до настоящих скульптурных композиций.
Тульский пряник
Первое упоминание о печатной сладости датировано 1685 годом, хотя производить пряники, по словам историков, начали задолго до этого. На Руси пряник всегда считался особенным подарком, который дарили только самым близким людям. Рецепт передавался из поколения в поколение по мужской линии и хранился в строжайшей тайне от всех любопытных. Сюжеты, изображенные на тульских пряниках, довольно разнообразны: от архитектурных сооружений и портретов императоров до героев русских народных сказок и оберегов. В наши дни можно найти множество рецептов тульских пряников. Они отличаются начинкой, формой и размером, но все так же имеют уникальные традиции изготовления.
Белевская пастила
Издавна на Руси существовала проблема: огромные урожаи яблок часто оставались необработанными, и крестьяне несли большие потери. В конце XIX века белевский купец Амвросий Прохоров нашел применение яблокам, которые лежали на земле. Он основал завод по "огневой сушке" фруктов и овощей и разработал рецепт белевской пастилы: ее готовили из яблок, добавляли яйца, мед и сушили в печи. Белевская пастила получила огромную популярность, и Амвросий Прохоров даже угостил своим лакомством царскую семью. Слава пастилы распространилась далеко за пределы Белева. Она поставлялась в Москву, Санкт-Петербург, Тифлис, Варшаву и Ригу.
Палехская миниатюра
Палехская миниатюра - относительно молодое искусство с глубокими историческими корнями. Еще до революции Палех был известен иконами миниатюрной, или, как тогда говорили, "мелочной", работы. Небольшие молельные иконы отличались наличием большого количества мелких, но при этом прекрасно выписанных деталей. Эта техника сохранилась и после 1917 года, когда мастерам пришлось искать новые способы самовыражения. В 1918 году ими была создана Палехская художественная декоративная артель, которая, используя старые иконописные традиции, расписывала в палехском стиле вещи бытового назначения. Особой известностью стали пользоваться палехские шкатулки.
Интересная, хоть и маленькая выставка. А раз уж вообще бесплатно и по дороге, то почему бы и не заглянуть?
Просмотров: 345 | Комментариев: 0
Метки: выставки, Воробьевы горы
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария