
Выставка "Сказочные образы в русской керамике"

Выставка "Сказочные образы в русской керамике"
В Государственном историческом музее открылась выставка "Сказочные образы в русской керамике", посвященная уникальному явлению в русском искусстве последней трети XIX - начала XX века - художественной керамике Скопинского уезда Рязанской губернии. Это явление, сочетающее в себе народные традиции, фольклор и модные городские тенденции, стало важной страницей в истории русского декоративно-прикладного искусства. Исторический музей располагает крупнейшей в стране коллекцией скопинской керамики XIX века и более 80 произведений старинного промысла из этого собрания впервые представлены широкому кругу зрителей.
Экспозиция выставки разделена на два тематических зала, каждый из которых раскрывает определенные аспекты скопинской керамики. В первом зале освещаются истоки образного мышления. Здесь представлены графические и художественные источники, вдохновившие гончаров. Посетители могут увидеть рукописные книги VII века, народные картинки середины XIX века и лубочные изображения. Эти материалы демонстрируют, как героический эпос трансформировался в лубочную сказку, а традиционные образы былинных героев и мифических существ нашли отражение в керамике.

"Свадьба медведя Мишки Косолапого"

"Еруслан Лазаревич едет на чуде великом змее"

"Райские птицы Алконост и Сирин"

"Бой Бовы Королевича с Полканом-богатырем"

"Повесть о куре и лисице"

"Сказка о Емельяне-дураке"

Цветник

Александрия (сербская редакция)

О судьбе душ отошедших и о пользе их поминовения

Христианская топография
Гончарный промысел в Скопинском уезде, богатом залежами глины, существовал с XII века. К середине XIX века здесь функционировало около сорока керамических мастерских и заводов, производивших бытовую утварь, кирпичи и черепицу. Однако именно в 1860-х годах произошел качественный скачок: местные мастера начали создавать декоративные фигурные сосуды и скульптуры, которые стали настоящими произведениями искусства. Первыми новаторами были братья Фёдор и Василий Оводовы, за ними последовали другие известные династии гончаров - Тащеевы, Желобовы, Максимовы, Пеленкины.

Изразцы печные стенные угловые

Изразцы печные стенные угловые

Изразцы печные стенные

Изразцы печные стенные

Изразец с рельефным изображением двуглавого орла

Изразец с рельефным изображением птиц

Изразец печной стенной с рельефным изображением грифона

Изразец печной стенной с рельефным изображением птицы Сирин
Этот раздел дополнен расписными изразцами XVIII века с изображениями животных и людей. Изразцовое искусство сыграло важную роль в формировании образного языка скопинских керамистов. Сопоставление двух видов керамики позволяет проследить преемственность мифологического и образного мышления в народном искусстве.
Во втором основном зале представлены декоративные сосуды и скульптуры. В центре внимания - знаменитые фигурные сосуды и скульптуры, созданные скопинскими мастерами. Особое место занимают символические образы: "Скопа и Орел" (символ рязанской керамики), "Лев - царь зверей", "Двуглавый орел - царская птица", "Медведь - хозяин рязанских лесов", "Полкан - любимый былинный герой". Также представлены скульптуры людей, домашних и экзотических животных, которые отражают как реальный мир, так и мир фантазийный.

Кувшин в виде птицы скопы с зайцем в лапах

Подсвечник в виде орла

Подсвечник в виде орла

Кувшин в виде орла

Квасник с носиком в форме птицы скопы

Кувшин в виде голубя

Масленка в виде медведя

Кувшин в виде медведя, поедающего змею

Кувшин в виде медведя, несущего на спине сосуд

Кувшин в виде медведя с посохом

Кувшин с носиком в виде медведя

Подсвечник в виде двуглавого орла

Кумган в виде двуглавого орла

Кумган в виде двуглавого орла

Фляга с рельефным изображением животных

Фляга с рельефным изображением животных

Фляга с рельефным изображением животных

Кумган в виде Полкана с саблей и копьем

Кумган в виде Полкана с булавой

Кумган в виде Полкана с палицей

Кумган в виде Полкана с палицей

Скульптура "Полкан"
Скопинская керамика не была утилитарной - ее назначение было исключительно декоративным. Эти изделия ориентировались на городских покупателей и активно продавались на крупных ярмарках в Москве, Рязани, Туле, Харькове и других городах. К концу XIX века Скопин стал крупным центром гончарного производства, чьи работы высоко ценились современниками. Например, изделия Оводовых получили серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Среди коллекционеров скопинской керамики были известные художники и меценаты, такие как В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, А.П.Бахрушин и П.И.Щукин.

Пресс-папье в виде льва

Пресс-папье в виде льва

Пресс-папье в виде льва

Пресс-папье в виде льва

Подсвечник-кронштейн в виде двуглавого орла

Кумган в виде двуглавого орла

Кувшин с носиком в виде мужской фигуры

Подсвечник и квасники с изображением двуглавого орла

Кумган "Всадник"

Кувшин с лепным изображением музыканта

Подсвечник "Ямщик"

Подсвечник "Скрипач"

Подсвечник "Военный"

Скульптура "Гармонист"

Скульптура "Купец"

Скульптура "Англичанин на слоне"

Кувшин в виде попугая

Кумган в виде двух клестов

Квасник с лепным изображением грифона

Скульптура "Грифон"

Квасник "Баран"

Кувшин в виде утки с головой барана

Скульптура "Крокодил"

Кумган в виде двух соколов

Кувшин в виде совы

Масленка в виде голубя

Игрушка "Свинья с поросятами"

Масленка в виде утки

Кувшин в виде курицы

Скульптура "Баран"

Квасник с изображением часов и кричащего петуха
Скопинские керамисты использовали гончарный круг для создания отдельных частей сосуда (ножки, шейки, ручки, крышки), которые затем собирались в единое целое. Тулово сосуда изначально формировалось как простая банка или горшок, но благодаря лепным деталям превращалось в сложные образы животных, птиц или человеческих фигур. Украшение изделий выполнялось с помощью орнаментов, наносимых штампом и гравировкой. После сушки изделия покрывались дегтем, посыпались измельченной свинцовой глазурью и обжигались. Глазурь трех цветов - коричневая, желтая и зеленая - создавала неповторимый эффект благодаря неравномерному распределению красителя, который расплавлялся в огне, образуя потеки различных оттенков.

Квасник с подковообразным туловом и птицей скопой на носике

Квасник с туловом в виде колеса и лепными изображениями птицы и щуки

Квасник с чешуйчатым орнаментом

Кувшин с туловом из трех соединенных полуколец и носиком в виде птицы скопы

Кумган со звериным маскароном

Квасник с туловом в виде сдвоенных колец с птицей скопой на носике

Кувшин с лепным изображением кистей рук

Кувшин с носиком в виде медведя

Кувшин с туловом в виде колеса
Очень интересная выставка, хоть и маленькая. Она будет интересна не только специалистам в области искусства, но и всем желающим познакомиться с уникальным культурным и историческим наследием России.
Просмотров: 158 | Комментариев: 1

Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
==DJ==[ZLO]
(26.04.2025 в 18:29):
Здорово! Никогда такого не видел в инете. Тем более в живую. Львы супер!))

Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария
