Blog. Just Blog

Музей-заповедник "Александровская Слобода"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей-заповедник "Александровская Слобода"
Музей-заповедник "Александровская Слобода"

Высоко на холме, над рекою, в зелени могучих лиственниц и лип белеет, манит к себе древний и таинственный Александровский кремль. В нем сгусток времен, пять веков русской истории, былое величие, слава загородного дворца и опричной столицы Ивана Грозного, прекрасные произведения средневекового искусства. В августе 1921 года здесь был открыт музей, и это стало важным событием в жизни не только провинциального города, но и страны. Появилась возможность сохранить уникальные памятники знаменитой Александровской Слободы, чтобы каждый мог соприкоснуться с ее удивительной историей, богатейшим культурным наследием. Стараниями российских ученых, музейных сотрудников и почитателей русской старины в 1994 году музей был преобразован в музей-заповедник "Александровская Слобода".

Александровский кремль XVII века. Гравюра из книги
Александровский кремль XVII века. Гравюра из книги

Александровская Слобода... И в памяти оживают яркие страницы истории нашего государства, связанные с именем первого русского царя, государя всея Руси. Это он, Иван Грозный, в середине XVI столетия неожиданно для многих избирает Слободу опричной столицей и почти двадцать лет правит отсюда Россией. Но первым свое внимание на Александровскую Слободу обратил его отец - Великий московский князь Василий III, определив ее судьбу на многие столетия.

Время правления этих двух крупнейших государственных деятелей вошло в историю как время становления молодых европейских государств, в том числе и Российской державы, которая играла все более заметную роль в этих процессах. В водоворот бурных политических событий оказалась втянута и Александровская Слобода. Василий III по примеру западноевропейских монархов решил построить "русский Версаль" и выбрал для этого Александровскую Слободу. Очарованный красотой ее природы, богатством охотничьих угодий, близостью к духовной обители, месту своего крещения - Троице-Сергиевой Лавре, Великий московский князь направил в Слободу лучших русских и итальянских мастеров, гением и руками которых был создан Московский Кремль. В кратчайший срок, с 1508 по 1513 года, они возвели роскошный "европеизированный" загородный дворец. Запись об освящении главного храма новой резиденции - Покровской церкви - и завершении строительства всего Государева двора положила начало летописной истории Александровской Слободы. Василий III приезжал сюда для увеселений, загородных пиров, отдыхал во время богомольных разъездов, руководил канцелярией, принимал послов казанского хана Сафа-Гирея.

Александровская Слобода
Александровская Слобода

После смерти Василия III Александровская Слобода переходит во владение его жены-красавицы Елены Глинской. Иван Грозный, рано потерявший родителей, венчавшийся на русский престол в семнадцатилетнем возрасте, по-особому относился ко всему, что было связано с ними. В Слободе царь решал важнейшие дела: 1558 году чествовал отличившихся в Ливонской войне, в 1563 году встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II, отсюда отправлял посольства в земли Ногайскую и Черкесскую. За год до введения опричнины по приказу царя в Александровскую Слободу был доставлен ящик с документами, касающимися внешней политики русского государства.

В декабре 1564 года загородная правительственная резиденция становится столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где все сложнее было осуществлять реформы, пребывать в окружении, стремившемся ограничить самодержавную власть. В одном из посланий к Андрею Курбскому царь заметил, что жил в Московском Кремле "аки червь во пламени". Летописи донесли подробности "большого царского поезда". В Александровскую Слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, 40-тысячное конное войско, имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Целый месяц (с 3 декабря по 3 января) москвичи пребывали в неведении относительно последующих шагов Ивана IV. Этот месяц "недоумения" в обострившейся политической борьбе сыграл свою роль. Когда гонец прибыл в Москву с грамотами от царя, в Слободу была поспешно собрана делегация. Челобитная, которую привезли представители высшего духовенства и боярства, была принята царем с условием: "двор и весь обиход сделать особый". Так было положено начало опричнине.

Александровская Слобода
Александровская Слобода

Становление России, ее государственности, самодержавной власти и православия проходило в ожесточенной политической борьбе, отмеченной огнем, мечом, кровью, неслыханной жестокостью. В Александровской Слободе, центре опричнины, государственные дела чередовались с изуверскими пытками, казнями, разорительными походами на Новгород, Тверь, Торжок, Клин. Но Слобода вошла в историю не только как "кровопийственный град". Под влиянием византийских идей и обычаев, носителем которых была бабка царя Софья Палеолог, московский государь, приняв титул самодержца всея Руси, старался облечь его в соответствующие царские формы. Ярчайшим примером этого стал "русский Версаль". Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие, воздвигнувшие удивительный по красоте и величию дворцово-храмовый ансамбль, который уступал своим великолепием лишь Московскому Кремлю. Светские и церковные постройки были украшены выдающимися образцами русской монументальной живописи - фресковыми росписями, изысканными резными белокаменными розетками. В Александровской Слободе была открыта первая в стране провинциальная печатня, где ученик Ивана Федорова - Андроник Тимофеевич Невежа - выпустил в 1577 году "Псалтырь Слободскую". В год празднования 480-летия Александровского кремля на территории музея-заповедника был установлен памятный знак, посвященный этому важному для России событию. При Государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный, будучи человеком просвещенным, имел одну из богатейших библиотек, основу которой составляли редчайшие книги, доставшиеся в наследство от Софьи Палеолог. Знаменитое собрание древних книг до сих пор не найдено. Многие склонны считать, что следы знаменитой Либерии Грозного затерялись именно в Александровской Слободе.

Александровская Слобода
Александровская Слобода

В Александровской Слободе была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения - Иван Нос и Федор Христианин. Сам государь также принимал участие в "сочинительстве" музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью: "Творение царя Иоанна".

Государев двор в Слободе включал в себя царские хоромы, дворцы бояр и дворян, хозяйственные постройки, царский сад, уникальную систему прудов и шлюзов, заполнявшую водой оборонительный ров, В Александровской Слободе работали различные дворцово-казенные ведомства, опричная Дума, царский суд, шло управление иностранными делами и дипломатической службой. В новой царской резиденции Иван IV принимал послов из Швеции (1567 год), из Австрийской империи (1572 год), из Речи Посполитой, только Слобода ведала сношениями с Англией. Здесь впервые после многовекового ордынского молчания был осуществлен прорыв в Европу.

Александровская Слобода
Александровская Слобода

Особый интерес представляют российско-датские отношения. Иван IV попытался укрепить дипломатические связи с Данией брачными узами. Тринадцатилетняя дочь Владимира Старицкого (двоюродного брата царя) Мария была выдана замуж за сына датского короля герцога Магнуса. После неудачной попытки стать королем Лифляндии, опасаясь преследований членов его семьи со стороны Грозного, Магнус перешел на сторону поляков. Неудачный исход сделки с Магнусом не укрепил российско-датских отношений. В обстановке неприкрытой враждебности датский посол Якоб Ульфельдт прибыл в 1578 году в Россию и был принят царем в Александровской Слободе, где подписал договор между Россией и Данией. Эта поездка стала личной трагедией посла: Фредерик II отказался ратифицировать договор. Впечатления об Александровской Слободе, о русском царе - "жестоком фараоне", посол отразил в своей книге "Путешествие в Россию датского посланника Якоба Ульфельдта". Она иллюстрирована гравюрами, на одной из них - единственное известное изображение Александровского кремля. На другой показан обряд «крестного целования», который Ульфельдт подробно описал: "после зачтения трактатов повелел царь положить их в чашу, поверх трактатов положил он распятие, которое и поцеловал в знак того, что будет соблюдать их".

Крестоцеловальный обряд в Александровской Слободе. Гравюра из книги
Крестоцеловальный обряд в Александровской Слободе. Гравюра из книги

Одним из известнейших изображений первого русского самодержца является портрет из собрания Национального музея города Копенгагена (Дания). Его копию, наряду с хорошо знакомым бюстом Ивана Грозного, выполненным М.М. Герасимовым, и уникальной парсуной царя XVII века можно увидеть здесь в музее.

Незаурядная и противоречивая личность русского царя всегда привлекала внимание соотечественников, иностранцев, вызывая многовековые споры, С одной стороны Иван IV - выдающийся государственный деятель, один из просвещеннейших европейских монархов, талантливый военачальник, писатель-публицист, с другой - один из жесточайших правителей средневековья. "Характер Иоана... есть для ума загадка", - писал Н.М. Карамзин, готовый "усомнится в истине самых достоверных о нем известий". Блистательные и страшные страницы российской истории, неотделимые от Александровской Слободы, отразились не только в записках иностранцев, русских летописях, но и в исторических песнях, произведениях живописи, литературы, музыки. Наиболее известными стали роман "Князь Серебряный" А.К. Толстого, опера Н.А. Римского-Корсакова "Царская невеста", картина И.Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

Колодезь
Колодезь

С Александровской Слободой связано множество легенд и преданий. Одно из них - о Никитке Холопе, дерзнувшем впервые в истории человечества пролететь над землей на деревянных крыльях. Часто исторические события, происходившие в Слободе, обрастали домыслами, былями и небылицами. Так, например, бытует множество версий, связанных со смертью старшего сына царя - Ивана. По наиболее распространенной - Иван погиб от удара железного посоха, которым во время ссоры царь ранил сына в висок; по другой - молодой царевич умер после продолжительной болезни. Смерть старшего сына стала причиной отъезда царя из Александровской Слободы. Никогда он более не возвращался в Слободу, которая впоследствии уже не имела былого значения в политической и культурной жизни страны. Александровская Слобода на долгие годы стала обычным дворцовым селом. В годы польско-литовской интервенции в Слободе находился укрепленный лагерь русских войск под командованием замечательного полководца М.В. Скопина-Шуйского. В Смутное время дворцовый ансамбль был значительно разрушен и разграблен. Первый царь из рода Романовых - Михаил Федорович, всегда подчеркивавший свое родство с Иваном IV (он приходился внучатым племянником царице Анастасии), вскоре после избрания на престол обратил внимание на резиденцию в Александровской Слободе: "быть здесь государеву хоромному строению". В Слободе ремонтируются государевы палаты, царские конюшни, нанимаются мастера для поновления иконостаса в Покровской церкви. Спустя столетие после бурных событий грозненского времени, в середине XVII века, на этом историческом месте начинается строительство Успенского женского монастыря, вобравшего в себя постройки бывшего Государева двора. На одном из медальонов настенной росписи в Успенской церкви изображена Богоматерь на троне с коленопреклоненными иеромонахами Лукианом и Корнилием. Отец Лукиан изображен со свитком в руках. Он был послан к царю Алексею Михайловичу за разрешением об основании в Слободе женской обители. Его преемник, Корнилий, почти в течение двадцати лет руководил монастырским строительством. Часть уникальных сооружений царского дворца была тогда разобрана и перестроена для нужд монастыря.

Дом настоятельницы монастыря
Дом настоятельницы монастыря

В Успенском женском монастыре, связанном с установлением самодержавия в России, побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I занимает особое место. Во время стрелецкого бунта в Москве в 1689 году Петр Алексеевич, пережидая бурные события в столице, укрылся за стенами обители. Через монастырь прошло огромное количество продовольствия, поставляемого купцами и помещиками, поддерживавшими государя, для прокормления нечаянных гостей. Вскоре после подавления мятежа царь грозно расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты. Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти десять лет, скончавшись в 1708 году. В ее палатах сохранились необычайно интересные настенные росписи и прекраснейший образец печной майолики XVII века - изразцовая печь, составляющие неотъемлемую часть музейной экспозиции. Сегодня здесь можно познакомиться с документами, отражающими историю Успенского женского монастыря, с подлинными вещами царевны Марфы, уникальными произведениями иконописи. Среди них выделяется икона "Страшный суд", на полях которой указано, что "писан сей образ в Успенский девичь монастырь при жизни блаженной памяти благочестивой государыни Маргариты Алексеевны..."

Александровская Слобода
Александровская Слобода

Судьба дочери Петра Великого Елизаветы также оказалась тесно связана с Александровской Слободой. Она унаследовала ее как личные владения от Екатерины I. В 1730 году Елизавета Петровна была сослана в Слободу. Заступничество Бирона помешало Анне Иоанновне заточить ее в монастырь. Жизнь царевны, вначале протекавшая в охотах, пирах, стала скромнее и благопристойнее. Много времени она уделяла конному двору. На протяжении XVII и почти всего XVIII века Слобода оставалась дворцовым селом, хозяйство которого было представлено садом и конным заводом. К услугам Елизаветы были Конюшенная слобода, Охотный двор с сокольней и малой псарней. В 1740 году дочь Петра покинула Александровскую Слободу и венчалась на царство. Впоследствии она часто вспоминала Слободу. Так, фавориту Алексею Разумовскому было подарено сто лошадей из Александровского и Тайнинского конных заводов.

В 1778 году дворцовая Александровская Слобода получила статус города. Это был обычный провинциальный город Владимирской губернии. Он делился рекой Серой на две части - Посад и Заречье. Посад - торговопромышленная часть, где стояли 93 торговые лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовый заводы. На посадских улицах стояло 165 купеческих и 200 мещанских домов. В другой части города - в Заречье - возвышался Успенский монастырь. Ниже, вдоль по течению стояло 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных и солодовых заводов, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы. Население городка занималось торговлей, различными ремеслами. Особое место занимал кузнечный промысел, что нашло отражение в изображении на гербе города. Часто заказчиком на изготовление различных изделий из металла выступал Успенский монастырь. Так, Василий Федорович Жижимонтов, представитель одной из известных и почитаемых династий кузнецов, насчитывающей более трехсот лет, выковал и вызолотил девять железных крестов для Успенской церкви. Не исключено, что умелыми руками александровских мастеров были выполнены и кованые флюгеры, изображающие трубящих ангелов, которые до сих пор украшают четыре башни каменной ограды монастыря.

Александров. Торговые ряды. Открытка начала XX века
Александров. Торговые ряды. Открытка начала XX века

Наряду с кузнечным ремеслом традиционным для Александровского уезда было бумаготкацкое производство. Толчком для развития промышленности стало строительство железной дороги, которая была проложена от Москвы на север через Александров, Заметно оживилась жизнь города, строились одна за другой кожевенные, красильные, бумаготкацкие фабрики. Старейшая Троицко-Александровская бумаготкацкая мануфактура была основана в 1846 году. Товарищество Александровских мануфактур Барановых неоднократно получало почетные дипломы, а в 1874 году было удостоено права изображать государственный герб. Продукция мануфактур пользовалась спросом на многочисленных ярмарках - Нижегородской, Ирбитской, в Москве, Харькове и других городах России.

Александровская Слобода
Александровская Слобода

Но славу древней Александровской Слободы не суждено было затмить никаким более поздним историческим событиям и свершениям, как ни один из памятников города не сможет сравниться с бессмертным творением мастеров прошлого - Александровским кремлем.

Памятники Александровской Слободы - редчайший, хорошо сохранившийся древнерусский дворцово-храмовый ансамбль. Он необычайно гармоничен и царственно величав. Древние памятники ансамбля принадлежат великокняжескому строительству XVI века - времени великих перемен в жизни государства Российского. События, связанные с глобальными преобразованиями в стране, с именами величайших политических деятелей, дух эпохи XVI столетия нашли отражение в архитектуре уникальной царской крепости - Александровской Слободы.

Александровская Слобода
Александровская Слобода

Крепость по сей день во многом сохранила планировку своей парадной части. До нас дошли сооружения, когда-то поражавшие своей роскошью немало видевших иностранцев. "Крепость пространная и великолепная, сделанная из камня и рвами окруженная, имеющая три богатых храма", - так описал загородную царскую резиденцию датский посол Якоб Ульфельдт, принятый в одном из ее дворцов Российским самодержцем Иваном Грозным.

Ансамбль, в строительстве которого принимали участие русские и итальянские зодчие, удивляет и наших современников неординарными архитектурными открытиями. Над изучением памятников царского строительства работали искусствоведы и архитекторы многих поколений, благодаря чему сооружения Александровской Слободы заняли достойное место в русском искусстве XVI века. И все же много удивительного и до конца не открытого оставили нам древние зодчие и художники.

Троицкий собор
Троицкий собор

Троицкий собор
Троицкий собор

В центре ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции - ныне Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александровской Слободы. Строительство его восходит к началу XVI века, когда Великий московский князь Василий III начинает в Слободе возведение роскошной укрепленной загородной резиденции. Мощный куб собора, опирающий своды на четыре столпа, поставлен, как на постамент, на высокий подклет. Некогда с трех сторон - севера, запада и юга - его окружала открытая галерея. Внешний облик собора был рассчитан на эффектное сочетание красного кирпича и белого камня, из которых он выстроен.

Троицкий собор
Троицкий собор

Троицкий собор
Троицкий собор

Сохранился в первозданной красоте западный портал собора. По богатству, по сочности белокаменной резьбы перед нами предстает один из лучших порталов русского зодчества XVI века. Над ним резной белокаменный киот, от которого расходятся орнаментальные пояса, окружающие храм с четырех сторон. Белокаменная отделка храма делала его в свое время исключительно нарядным, богатым и торжественным. Стены, своды, столпы собора, как богатым ковром, сплошь покрыты фресковой росписью. Поздние поновления не изменили начальной иконографии росписи XVI века. Несколько больших клейм южной стены повествуют об Успении Богоматери. Такой подробный изобразительный рассказ о земной жизни Богородицы - редчайшее явление в русском монументальном искусстве. Включены в роспись собора композиции, посвященные Акафисту Богоматери. Большую идейно-смысловую нагрузку несет цикл фресок об истории и чудесах Лиддо-Римской иконы Богоматери. Культ Богоматери-покровительницы, особо почитавшейся в России, упрочил тезис "Москва - третий Рим", выдвинутый в XVI веке в период укрепления могущества государства. Роспись главного храма царской резиденции глубоко символично. Она отвечала и духовно-художественным устремлениям своей эпохи, и глобальной политике российских самодержцев, вершившейся в этих стенах.

Покровская церковь
Покровская церковь

Покровская церковь
Покровская церковь

Покровская церковь
Покровская церковь

Ансамбль Александровской Слободы оригинален тем, что на его территории находится сразу два каменных шатровых памятника XVI века. В нескольких десятках метров от колокольни стоит Покровская церковь. Древнее ядро памятника - великокняжеский домовый храм - сооружение сложной формы, торжественное и строгое. Покоится оно на высоких подклетах, под которыми находятся загадочные белокаменные подвалы с красивыми сводами. Церковь выстроена из большемерного кирпича и белого камня. Отделкой порталов храма занимались итальянские мастера.

Покровская церковь
Покровская церковь

Покровская церковь
Покровская церковь

Покровская церковь
Покровская церковь

В 1990-е годы под толщей поздних наслоений было обнаружено первоначальное резное убранство западного входа в храм. Через столетия вновь открылось взору людей то, что завораживало современников одного из крупнейших европейских монархов.

Росписи храма
Росписи храма

Росписи храма
Росписи храма

Росписи храма
Росписи храма

Западный портал домовой Троицкой церкви
Западный портал домовой Троицкой церкви

Западный портал домовой Троицкой церкви
Западный портал домовой Троицкой церкви

Огромный интерес представляют росписи шатра храма, выполненные в пору пребывания в Александровской Слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI в. Он поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Все это позволяет сделать предположение о персональном заказе русского самодержца, для которого этот храм был местом уединенных молитв и раздумий о судьбе государства. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею Богоизбранности московского царя и России.

Распятская церковь-колокольня
Распятская церковь-колокольня

Распятская церковь-колокольня
Распятская церковь-колокольня

Архитектурной доминантой дворцового комплекса Александровской Слободы и по сей день остается Распятская церковь-колокольня. Могучая, устремленная ввысь архитектура ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского строительного искусства. Появление подобных объединяющих архитектурных вертикалей в древнерусском комплексе явилось отражением новых веяний в жизни страны, связанных с объединением государства, усилением единовластия.

Вид с колокольни
Вид с колокольни

Огромный, свыше пятидесяти метров в высоту, восьмигранный столп, завершенный шатром, имеет внутри небольшую, очень уютную церковь. Величественный снаружи архитектурный колосс окружен мощными пилонами, несет два яруса галерей. Оригинальность форме придают три ряда отступающих кокошников под площадкой верхнего звона. С этим памятником связана древняя легенда о холопе Никите, мечтавшем взлететь на крыльях в небеса, "аки птица свободная".

Успенская церковь
Успенская церковь

Успенская церковь
Успенская церковь

Успенская церковь
Успенская церковь

Длительное пребывание в Александровской Слободе царской семьи оставило о себе память еще одним древним храмом - Успенской церковью, построенной в XVI веке. Небольшая по объему, изысканных пропорций, она, как и Покровский храм, стоит на высоком подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба - надежные хранилища московских государей Василия III и Ивана IV. Материалы постройки - белый камень и кирпич, характерные для всех сооружений Александровского кремля. Южный портал храма сохранил изначальную белокаменную резьбу из отдельных, красивого рисунка, цветов.

Древние сооружения Государева двора сейчас представляют собой целые комплексы разных по времени построек. Российская история более позднего времени - XVII-XIX веков - оставила на них свой след. Девичьему монастырю, основанному в XVII столетии на месте резиденции царя, необходимы были самые разные службы (помещения) как хозяйственные, так и парадные.

Келейные корпуса
Келейные корпуса

Так, в XVII веке у главного храма царской резиденции Троицкого собора, видимо, тогда и получившего такое название (первоначальное название - храм Покрова Пресвятыя Богородицы), появляются пристройки: были забраны кирпичом стены галерей с севера и юга, расширены приделы. Тогда же к Покровской и Успенской церквам пристраиваются обширные, с красивым интерьером трапезные и шатровые звонницы с каменными крыльцами. Из памятников позднего периода, связанного с историей женского монастыря, особую ценность представляют кельи XVII века, своды которых украшены белокаменными резными замковыми розетками С орнаментами, надписями, изображением Голгофского креста. Эти кельи являются частью двухэтажного келейного корпуса, протянувшегося вдоль всей монастырской стены. Весь нижний этаж корпуса относится к XVII веку. Оконные и дверные проемы венчают кокошники килевидной формы. Верхний этаж, надстроенный в XIX веке, выполнен в формах казенных зданий того времени - скромен и лаконичен.

Больничный монастырский корпус
Больничный монастырский корпус

Сретенская церковь
Сретенская церковь

Сретенская церковь
Сретенская церковь

Такой же архитектуры и Больничный монастырский корпус. Он примыкает к более ранней Сретенской церкви. Это небольшой одноглавый храм рубежа XVII века, под которым находится усыпальница сестер Петра I царевен Марфы Алексеевны и Феодосии Алексеевны.

Надвратная церковь Федора Стратилата
Надвратная церковь Федора Стратилата

Крепостная стена
Крепостная стена

Все памятники Александровской Слободы, относящиеся к различным периодам ее истории, выглядят как единый ансамбль сооружений, прекрасно дополняющих друг друга. Весь ансамбль окружен высокими стенами второй половины XVII века с четырьмя угловыми башнями и Надвратной церковью Федора Стратилата над главным входом. Три ряда бойниц и аркатурно-колончатый пояс - это лишь декоративная отделка стен, которые не имели оборонного значения, а только ограждали монастырь от мирской суеты. В этих стенах по сей день сохраняются музеем "Александровская Слобода" памятники великолепной, таящей еще много загадок, средневековой царской резиденции. Ее культурная и художественная ценность непреходяща.

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

1513 год, ставший датой освящения дворцового храма Александровской Слободы, был временем, когда, по исследованиям московского архитектора В.В. Кавельмахера, был закончен отделкой "второй после Московского Кремля по величине, красоте и богатству Государев двор или дворец с тронной палатой, подклетями, погребами, множеством деревянных палат и переходов между ними". В Александровской Слободе великокняжескую семью всегда ждали дворцы и терема, просторные и удобные и для проживания с многочисленной прислугой и приближенными, и для пышных официальных приемов. О сказочной красоте александровских дворцов говорит сам факт приема в них иностранных посольств. По русским обычаям, они принимались лишь в лучших столичных дворцах. В Слободе сохранились обширные дворцовые погреба и малые палаты с красивыми сводами и резными замковыми розетками. Фрагменты царских дворцов стали составной частью более поздних построек, возникших на их месте.

Белокаменные детали архитектурных построек
Белокаменные детали архитектурных построек

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

В древних памятниках Александровского кремля ныне хранятся прекрасные коллекции музея-заповедника - удивительные произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства, рукописные и печатные книги, драгоценные ткани и русские ситцы. Не сразу были собраны сокровища музея. Попали они в Александровскую Слободу разными путями. Некоторые были выполнены по царскому заказу для храмов дворцового села, многие поступили в качестве подарков для знатных особ, часть из них спасена из полуразрушенных церквей почти в безнадежном состоянии, иные просто приобретены музеем-заповедником.

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

Экспозиция в Дворцовых палатах
Экспозиция в Дворцовых палатах

Трон царя Ивана Грозного
Трон царя Ивана Грозного

Трон царя Ивана Грозного
Трон царя Ивана Грозного

Трон царя Ивана Грозного
Трон царя Ивана Грозного

Так случилось, что разрозненные произведения искусства, оказавшиеся в Слободе, выходят из разряда рядовых, они отмечены печатью особенности и причастности к лучшим проявлениям русской национальной культуры.

Башенные часы
Башенные часы

Детали башенных часов
Детали башенных часов

Жизнь в Государевом дворе протекала по строго установленному "чину" (распорядку), осуществлявшемуся с помощью часов. В древности в Александровском кремле большие башенные часы размещались в Распятской церкви-колокольне. В XVII веке часы были установлены в колокольне Покровской церкви. Часы имели старорусский (византийский) счет времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течение года менялась. Например, в июне - 17 дневных, 7 ночных часов, в декабре - наоборот. Стрелка в виде луча солнца, закрепленного вверху циферблата, была неподвижной, вращался сам циферблат с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры.

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке" посвящена торгово-коммерческой деятельности уездного Александрова второй половины XIX - начале XX веков. Торговые заведения провинциального Александрова того времени в подавляющем большинстве составляли всевозможные лавки оптовой и розничной торговли, питейные заведения. Чаще всего они размещались в собственных домах торговцев, на первом этаже, нижний этаж который был каменный, а верхний - деревянный. На этой выставке представлен торговый зал александровского купца "средней руки" с различным товаром, выставленным на продажу.

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Среди многочисленных экспонатов выделяются знаменитые "барановские ситцы", изготовленные на Троицко-Александровской и Соколовской мануфактурах братьев Барановых. Они были отменного качества и заслужили славу во многих уголках страны и за ее пределами, были отмечены золотыми медалями на различных международных выставках в Париже, Антверпене, Амстердаме. Нежные цветы, ягоды, восточные огурцы, бобы составляют узоры ярких ситцев с неизменным кумачовым фоном. Праздничный колорит "барановских" платков делал их порой главным украшением недорогого крестьянского костюма. А в Средней Азии, где ткани подмосковных фабрикантов Барановых находили широкий сбыт, мужчины хранили в платках всякую мелочь, повязывали их на бедра поверх восточного халата. Кроме знаменитых ситцев здесь представлены изделия александровских кузнецов, использовавшихся горожанами в быту.

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Для пополнения ассортимента товаров, лавочники зачастую скупали оптом изделия александровских ремесленников: бондарей и гончаров. Интерес представляет "бытовая техника" того времени: различной модификации швейные машинки компании "Зингер", прачечные и портняжные утюги, прялки и угольные самовары, изготовленные на предприятиях Тулы и Москвы. Для чайной церемонии в лавке всегда имелась чайная фарфоровая посуда заводов Попова, Гарднера, Кузнецова, чайницы из цветного стекла, щипцы для колки сахара - эти предметы широко представлены на выставке. Для любителей сладкого отводилась особая небольшая витрина, где покупателям предлагался шоколад и конфеты "паровых фабрик" Эйнем, Абрикосова, Тиде (Москва), Конради, Жорж Борман (Санкт-Петербург), леденцы от Ландрина.

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Выставка "В купеческой лавке"
Выставка "В купеческой лавке"

Торговые сделки обычно заключали купец и покупатель во время чаепития непосредственно у хозяина дома, где находилась лавка, либо в ближайшем трактире. Интерьер выставки "В купеческой лавке" позволяет почувствовать прелесть и размеренность ушедшего времени.

Столовая палата
Столовая палата

Постройки царской резиденции в Александровской Слободе четко разделялись на три части: жилые покои, хозяйственные и парадные, предназначенные для торжественных сборов и праздничных столов. Небольшая по размеру столовая палата могла служить для малых приемов духовенства, бояр, иноземных гонцов, здесь государь мог жаловать своих приближенных именинными пирогами. Описание внутреннего "хоромного наряда" столовой палаты не сохранилось, известные изображения столовых палат в письменных источниках позволили частично воссоздать интерьер XVI-XVII веков. Образцы столовой праздничной посуды XVI-XVII веков как русского, так и иностранного производства, показаны в витрине. Золотая и серебряная посуда: чарки, кубки, блюда, кружка, стакан - не только имели утилитарное значение, но зачастую составляли едва ли не первую статью комнатного убранства, заменяя для того времени произведения изящных искусств. Странички из книги "Домострой", рукописного списка XVII века, с приложением "Книги как во весь год ествы подавать" называют примерный перечень блюд и напитков, употреблявшихся богатыми людьми в XVI-XVII веках. Интерьер столовой палаты довольно-таки условен. "Хоромный наряд" XVI века имел свои особенности, ему придавалось очень большое значение. Главную роль играли всевозможные покрывала, ковры, ткани, занавеси, которые полностью скрывали стены, потолки, полы, мебель и делали палату похожей на шкатулку. Потолок и стены в каменных палатах обтягивались дорогими тканями, сукном, кожей, покрывались росписью. В средневековой России не было разнообразия цветовой гаммы. Самым любимым и распространенным был красный и все его оттенки (багрец - красный, червчатый - темно-красный, таусиный - синевато-вишневый). Пол также закрывался сукном, а в праздничные дни - коврами. Оконница из кованых прутьев, в которые вставлялись кусочки слюды, изготавливались в виде геометрических фигур, а по краю "опушалась" сукном так же, как и дверь.

Сосуд "Сова" и кубок "Ананасный"
Сосуд "Сова" и кубок "Ананасный"

В коллекции изделий из драгоценных металлов особое внимание привлекают кубок "Ананасный" и сосуд "Сова". Кубок в виде ананаса на тонкой ножке-стволе с ловко сидящим на нем дровосеком - одно из замечательных произведений западноевропейских серебряников XVII века. Это было то время, когда в мир геометрических форм серебряных сосудов вошли натуральные формы, и появились чаши и кубки в виде плодов - яблок, груш и т.п. - на ножках из переплетающихся древесных стволов. Затейлив и сосуд "Сова", выполненный в виде стоящей на когтистых лапках совы с выступающим клювом. Западноевропейские мастера XVII века любили необычные материалы: кокосовые орехи, перламутровые раковины, скорлупу страусовых яиц. Чаша "совы" изготовлена из кокосового ореха; крылья, голова, хвост, ноги, поддон - серебряные, золоченые, покрытые тонкой резьбой, имитирующей перья птицы. На поддоне прочеканены связки фруктов с листьями.

Позолоченная посуда
Позолоченная посуда

Серебряная посуда
Серебряная посуда

Серебряная посуда
Серебряная посуда

Мебель столовой палаты была немногочисленна и не отличалась большим разнообразием. По стенам размещались лавки и стольцы. В переднем углу, под образами, ставился стол для государя и кресла. К нему приставлялись один или два стола для гостей. Лавки и столбцы покрывались полавочниками из дорогих тканей (парчи, бархата, атласа). Столы покрывались в праздничные дни ковром и нарядным подскатерником. Палаты освещались люстрами - паникадильцами, стенными и настольными подсвечниками. Порядок или обряд стола строго соблюдался: стол накрывали дворецкий с ключником, они настилали скатерть и ставили солоницу, уксусницу, горчишницу. Каждое блюдо отведывалось поваром, дворецким и крайчим (охранителем стола). Вина подавал чашник. Сначала подавались печеные и холодные закуски, затем жареные и после всего похлебки и уха. Царь сидел за отдельным столом, гости же помещались в соответствии со знатностью рода: чем древнее год - тем ближе к царю. Прислуживали гостям стольники - придворные чины государева двора.

Подвалы дворцовых палат
Подвалы дворцовых палат

Подвалы дворцовых палат
Подвалы дворцовых палат

В мрачных подклетах (подвалах) дворцовых палат обстановка не изменилась со средних веков. Посетители почувствуют мрачную атмосферу того времени, когда за ересь можно было подвергнуться пыткам, угодить в застенок или вообще лишиться жизни от руки палача. Восковые фигуры Малюты Скуратова с топором и человека, закованного в колодки, дают этому наглядное представление.

Подвалы дворцовых палат
Подвалы дворцовых палат

Поскольку в подвалах круглый год сохраняется постоянная температура, их использовали для хранения продовольствия. Здесь стояли бочонки с квасом, соленьями и медами.

Икона "Избранные святые"
Икона "Избранные святые"

Замечательна небольшая коллекция икон, в которой имеются редкие, самобытные образцы иконописи XVII-XVIII веков. Недаром уникальные иконы из "Александровской Слободы" экспонировались на первой зарубежной выставке древнерусской живописи в Германии в 1929 году. Пристальное внимание специалистов привлекла тогда икона "Избранные святые", на которой изображены небесные патроны царской семьи Романовых, представленные в полный рост. Она написана до 1671 года, поскольку на ней отсутствуют патрональные святые царицы Натальи Кирилловны и царя Петра I. Художники, исполняя подобные иконы, стремились придать святым черты сходства с теми, чьими покровителями они являлись. В русской живописи такие иконы сыграли очень важную роль в переходе к искусству Нового времени, явившись в какой-то мере своеобразным портретом. Вероятнее всего, икона "Избранные святые" была написана по царскому заказу, как и ранее весь иконостас дворцового храма Слободы - Троицкого Собора.

Икона-складень
Икона-складень

К числу первоклассных образцов русской иконописи XVII века относится изысканный трехстворчатый складень с изображением Спаса Нерукотворного в средней части. Исполненный в манере миниатюрного письма, он поражает безупречностью композиций и гармонией цвета. Преобладает малиновый с обилием золота, характерный для мастерских Оружейной палаты второй половины XVII века.

Церковные книги
Церковные книги

Печатный станок
Печатный станок

Среди сокровищ музея выделяется несколько примечательных памятников нашего книжного мастерства XVII века, когда, по мнению поэта и издателя Симеона Полоцкого, Россия стала славу расширять "не мечом токмо, но чрез книги..." В России к книге относились бережно-уважительно, оформляли ее тщательно, с любовью, как произведение искусства. Она заключалась в богатый переплет из кожи или бархата с накладными серебряными или золочеными изображениями. Оклады Евангелий из собрания музея - прекрасные образцы драгоценного украшения книг. Колоссальными размерами поражает "Евангелие напрестольное" (1689 год), отпечатанное на "александрийском полном листе". Оно прекрасно оформлено. Каждая страница обрамлена затейливой рамкой, гравированной мастером Алексеем Нефедьевым по рисункам Ивана Епифанова. Основным разделам Четвероевангелия предшествуют гравированные изображения легендарных авторов-апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Книга была издана небольшим тиражом - всего 150 экземпляров. Десять из них выполнены для царской семьи. Они расписывались золотом и красками от руки.

Церковные книги
Церковные книги

В музее хранится первое русское издание "Лествицы" (1647 года), выполненное на Московском печатном дворе во времена его расцвета. Написанная Иоанном Лествичником (VI—VII века), бывшим игуменом Синайского монастыря. Книга представляет собой записки о духовной жизни, которая, по мнению автора, есть непрерывное восхождение по лестнице (лествице) самосовершенствования в борьбе с собственными слабостями и пороками. Иллюстрации к "Лествице", впервые напечатанной по-славянски, гравировал известный в то время Федор Попов по рисункам художника Третьяка. Первая гравюра, изображающая лестницу, ведущую на небо, напечатана красной краской, а строки - черной. Самые знаменитые художники того времени принимали участие в исполнении книг. По рисункам прославленного изографа Оружейной палаты Симона Ушакова выполнены гравюры к книгам, напечатанным в Верхней типографии. Она была основана в царских покоях в восьмидесятые годы XVII века известным просветителем, наставником царских детей Симеоном Полоцким. Наряду с печатными книгами в XVII века широко бытовали и рукописные. В книжной коллекции музея есть несколько замечательных рукописей из библиотеки известного царского вельможи Алексея Тимофеевича Лихачева, любимца царя Федора Алексеевича.

В 70-е годы XVI века в белокаменных дворцах Александровской Слободы проходят торжественные события, называемые на Руси "государевой радостью" - царские свадьбы. Государь Всея Руси царь Иван IV Грозный венчался здесь со своей третьей избранницей Марфой Собакиной в 1571 году, и в 1575 году - с Анной Васильчиковой, ставшей пятой женой царя. Здесь же в ноябре 1571 года состоялась свадьба царевича Ивана Ивановича с Авдотьей Сабуровой. Подробные описания свадеб сохранились в официальных свадебных документах "Чин свадьбы царя Ивана IV с Анной Васильчиковой" и "Разряд свадьбы царя Ивана IV с Марфой Собакиной" (списки XVII века).

Дворцовые палаты
Дворцовые палаты

В них упоминается подклет, где устраивалась комната для новобрачных - "сенник постельный". Восточный подклет церкви Покрова работы итальянских мастеров начала XVI века с роскошным декоративным убранством: лотковый свод, изящные профилированные импосты, резная белокаменная розетка в центре свода, - мог служить свадебным "сенником постельным", тем более, что он находился под домовым храмом государя. Царской женитьбе в России придавали большое значение, как событию государственной важности, - ведь царица должна была родить наследника престола, будущего царя. В невесте ценились в основном, красота и здоровье. В XVI веке к царской брачной церемонии готовились тщательно. Этому предшествовала переписка о выборе невесты. После венчания в церкви Покрова Пресвятой Богородицы царь с царицей шли к праздничному столу, рассадив всех гостей "по росписи". В назначенное время молодые шли "к постели".

Сенник постельный
Сенник постельный

Сенник постельный, обычно холодный, устраивался на одну ночь, и все его обустройство было проникнуто духом языческой обрядности и христианской символики. Изнутри, по стенам сенник оббивался тканью, по полу устилался коврами, по углам втыкалось по стреле, на которой вешали по соболю и по калачу. Над дверями и над окнами как изнутри, так и снаружи висели кресты, на стенах - иконы. Центральное место в сеннике занимала высокая резная кровать под балдахином. Постель изготовлялась на 27 ржаных снопах "по обычаю" - как символ плодородия. На снопы стелили ковер, а на ковер перины, застилавшиеся атласной простыней. В головах лежали взголовье и 2 подушки в шелковых "червчатых" (красных) наволоках. В ногах лежало теплое меховое одеяло и ковер. Около постели ставили кадь с пшеном, что символизировало изобилие, которого желали жениху с невестой. В кадь ставили две огромные свечи с обручами (вес свечи колебался от 1 до 3 пудов). Они должны были гореть всю ночь и оберегать молодых от порчи. Затем свечи соединяли и ставили в церковь. Из мебели в сеннике присутствовали стулья для царя и царицы, лавки по стенам, стол, за которым ели молодые. На блюде на столе лежала "кика" - головной убор замужней женщины. Наутро новобрачные по традиции шли в баню, а вернувшись, ели кашу из горшочков, которые подавали дружка и сваха. Свадьбы Ивана IV и царевича Ивана в Александровской Слободе подтверждают тот высокий политический статус, который занимала Слобода во время пребывания здесь первого русского царя Ивана IV. События подобной важности, значимости и торжественности происходили в XVI веке лишь в столице государства - Москве.

Церковные колокола
Церковные колокола

XVII-XVIII века - сложный и важный период в истории России. В истории Александровской Слободы он отмечен следующими знаменательными вехами-событиями. В середине XVII века на месте бывшего Государева двора создается Успенский девичий монастырь. Он находился на пути богомольного объезда русских царей династии Романовых. И их щедрые пожертвования, оказанное внимание, стали одной из причин быстрого развития обители. О быте монастыря дают представление вещи, необходимые как для богослужения, так и для повседневной жизни: колокола лучших заводов России и замечательные иконы XVII века. Вериги и одежда схимницы - это тоже важная часть монастырской жизни. В ней было место и различного рода рукоделиям, а представленные документы отражают важные события в истории обители.
За стенами монастыря шумела и разрасталась Александровская Слобода.

Кузнечные инструменты
Кузнечные инструменты

Изделия кузнецов
Изделия кузнецов

В середине XVII века здесь существовало производство изразцов, которые использовались не только в монастыре, но и в домах зажиточных слобожан. Важную роль на протяжении двух веков играл конный завод, который во времена Алексея Михайловича был одним из лучших в России. Но самыми известными из всех изделий ремесленников были те, которые прославили мастерство местных кузнецов. В 1778 году указом императрицы Екатерины II Александровская Слобода была преобразована в город Александров, в 1781 году на его гербе появились две наковальни и тиски в знак того, что кузнечное ремесло считалось в нем главным. Представленные в экспозиции предметы знакомят не только с орудиями труда кузнецов, но и с созданными ими изделиями: прочными, удобными, украшавшими повседневную жизнь.

Обмундирование "потешных" полков
Обмундирование "потешных" полков

Переломный момент в истории России, связанный с реформами Петра I, ознаменовался для Александровской Слободы его приездом в сентябре 1689 года. В течение недели в окрестностях слободы проходили учения "потешных" войск. Во время учений использовалось оружие нового образца, пушки. Из "потешных" войск впоследствии родились два первых российских гвардейских полка - Преображенский и Семеновский, составившие основу русской регулярной армии.

Кресло Марфы Алексеевны
Кресло Марфы Алексеевны

С 1698 по 1707 год в Успенском девичьем монастыре Александровской Слободы пребывала сводная сестра Петра Первого царевна Марфа Алексеевна, обвиненная в том, что помогала царевне Софье Алексеевне при очередном стрелецком бунте и постриженная за это в монахини. И хотя обвинение было фактически не доказано, ее постригли под именем Маргариты и поселили в специальной пристройке к Распятской церкви-колокольне. Об обстоятельствах, которые привели к заточению Марфы Алексеевны и о пребывании царевны-инокини в монастыре свидетельствуют следующие документы: "Протокол допроса царевны Марфы Алексеевны царем Петром Первым. 1698 год"; "Память казначея суздальского митрополичьего дома Варлаама сыну боярскому Третьякову о сборе денег с монастырских вотчин на содержание инокини Маргариты. 1706 год"; "Письмо царевны-инокини Марфы Алексеевны к сестре Наталье Алексеевне. Начало 18 века".

Зеркало Марфы Алексеевны
Зеркало Марфы Алексеевны

Личные вещи Марфы Алексеевны
Личные вещи Марфы Алексеевны

О том, что царевна была необычной инокиней, говорят такие ее личные вещи, как зеркало, кресло, слюдяная ширма-дверь, тарели царевен Софьи Алексеевны и Феодосии Алексеевны, медный параман XVII века также характеризуют быт опальной царевны.

Фрески в "марфиных" палатах
Фрески в "марфиных" палатах

Изразцовая печь
Изразцовая печь

Изразцовая печь
Изразцовая печь

Представление об интерьере палат, которые до сих пор называются "марфины", дают остатки росписи в верхней части одной из стен. Эти мотивы повторяются в украшении принадлежавшего царевне-инокине большого ларя, в котором хранились продукты и обиходная посуда. Печь украшена изразцами девятнадцатого века, созданными но образцу начала восемнадцатого века.

Угощение в царской квасной
Угощение в царской квасной

Угощение в царской квасной
Угощение в царской квасной

В самом конце экскурсии, на программе "Царская квасная" можно ощутить себя гостем Сытного двора, познакомиться с традициями приготовления и потребления напитков на Руси в XVI века, угоститься квасом из старинных глиняных чарок.

Поездка в Александровскую Слободу получилась очень интересной и познавательной. В который раз я убедился, что история Российского государства - поистине неисчерпаемая тема для изучения. Если у вас будет такая возможность, то посетите Александровскую Слободу, не пожалеете.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 25780 | Комментариев: 12

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter (20.07.2017 в 10:50):
Слышь, иди жалуйся на сайт слободы, не надо мне тут комментарии засорять. Этот сайт к слободе никакого отношения не имеет, и кого там как обслужили никого здесь не волнует.
АЛЛА (20.07.2017 в 10:32):
Группа пенсионеров из г. Гусь - Хрустальный 19 июля, преодолев сотню километров,приехала г. Александров, увидеть своими глазами Александровскую слободу, о которой много слышали.

[весь бред удален]

SOS  - ПРИМИТЕ МЕРЫ!!!
маша у. (22.05.2015 в 21:46):
поеду на экскурсию завтра 22 мая 2015 с классом.
Маша 21.0502015 (21.05.2015 в 20:52):
Сегодня я ездила с классом в Александров.Мне очень понравилась поездка,узнала очень много нового.Советую всем там побывать.
Юлия (22.03.2014 в 00:09):
Замечательный музей и город интересен своей историей.Добирались сами (на электричках).Экскурсию можно заказать непосредственно на месте.Очень осталась довольна.
Марина (30.10.2013 в 19:38):
Спасибо за подробный и влекательный рассказ о Слободе и исторический экскурс!
Ольга Л. (27.11.2011 в 14:32):
СПАСИБО!
Станислав Шмелев (21.07.2011 в 18:04):
Спасибо, очень интересная информация, грамотно снято и очень развернутое повествование. Спасибо
ManHunter (04.07.2011 в 14:30):
Darkness, напрасно, мне там очень понравилось.
Darkness (04.07.2011 в 10:43):
Сколько раз бывал в Александрове, а до слободы так ни разу и не добрался )
ManHunter (03.07.2011 в 20:12):
Нет, на машине ездили. А экскурсию по самой слободе заказывали заранее.
Gorba (03.07.2011 в 19:02):
Автобусная экскурсия?

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0081 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх