Blog. Just Blog

Выставка "Загадочная Индия"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

В Арт-центре на Ветошном переулке открылась выставка "Загадочная Индия", посвященная культуре древней цивилизации Индии во всей ее полноте. Индия - страна ярких красок, ароматов, удивительных легенд и древнейшей культуры, которая сохранилась до наших дней. Современному человеку известно об этом не так много, именно поэтому организаторы выставки ставили глобальную задачу - приоткрыть всем посетителям выставки тайну, в которую до этого проникали лишь древние мудрецы и эстеты. Однако хорошая задумка была сведена на нет отвратительной организацией. Но обо всем по порядку.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

По всей видимости организаторы слишком буквально поняли термин "загадочная", и на выставке отсутствуют информационные таблички к экспонатам. Зато сопроводительная информация к живописи просто зашкаливает от обилия специфических терминов, ссылок на мифологию, литературу, религиозные трактования и прочую информацию, которую средний обыватель не будет читать даже по диагонали. В то же время инсталляционная часть выставки неинформативна чуть менее, чем полностью. Может быть истинные знатоки культуры и истории Индии могут безошибочно отличить Шиву от Ганеши, и прекрасно знают для чего использовался каждый предмет экспозиции. Но им-то подобная выставка ни к чему. А мне бы вполне хватило простого названия того или иного экспоната, а подробную информацию я так уж и быть поискал бы в интернете. Хотя у меня есть еще одно предположение на этот счет. На выставке проводятся экскурсии с экскурсоводом, естественно не за красивые глаза. Экскурсовод, конечно, все вам подробно расскажет про каждый экспонат, а бесплатная информация на табличках к этому не располагает. Так что остается просто смотреть на фотографии. Поверьте, я получил от этой выставки не намного больше.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Шива Натарадж
Шива Натарадж

Шива Натарадж
Шива Натарадж

Одна из самых известных форм Шивы - это Натарадж, повелитель танца. Олицетворяя энергию разрушения, в конце существования Вселенной, Шива своим, не знающим равных по красоте и изысканности, танцем уничтожает мироздание, тем самым очищая место для нового творения. По одному из описаний это происходит вечером божественного дня, когда, собираясь на горе Кайлас, боги любуются великолепным представлением. Изображенный образ играет важную семантическую роль - каждый жест и предмет символизируют определенное качество. Так, в одной из рук находится символ творения - барабан Дамару, из которого можно извлечь все звуки Вселенной; в другой - язык пламени разрушения, это же пламя кольцом окружает всю фигуру божества. Правая ладонь сложена в особом жесте - это мудра благословения и устранения страха, в то время как левой рукой Шива указывает на поднятую левую ногу, что означает возможность для человека спасения от его иллюзорного восприятия реальности. Этот бог описывается в "Пуранах", как дарующий освобождение всем живым существам и освобождающий от ложных представлений о мире. Свой танец Шива осуществляет над телом убитого демона Апасмары, символизирующего невежество, в котором живое существо забыло о своем изначальном положении. Именно этой форме Шивы поклоняются танцоры, музыканты и актеры, желающие достичь совершенства в своем искусстве.

Живопись штата Раджастан
Живопись штата Раджастан

Живопись штата Раджастан
Живопись штата Раджастан

Живопись штата Раджастан
Живопись штата Раджастан

Живопись штата Раджастан
Живопись штата Раджастан

Штат Раджастан находится в непосредственной близости от одного из самых священных мест индуизма - Вриндавана, места, где явился Господь Кришна. Начиная с 16 века штат Раджастан стал центром различных школ живописи, таких, как школы Мевар, Бунди-Кота калам, Джайпур, Биканер, Кишенгар и Марвар. Неизменным сюжетами этих картин были эпизоды из жизни Господа Кришны, описанные в знаменитой "Гита-Говинде" ("Песнь о пастухе"), где воспевается любовь пастуха Кришны, обладавшего даром сладкозвучной игры на флейте, и его подруги Радхи. Джайядева описывает ревность влюбленных, их расставания и окончательное примирение. Поэма приобрела огромную популярность в Северной Индии в XV-XVII веках, эти работы по праву считаются сокровищами раджастанской живописи. Техника изготовления красок, используемых в раджастанской живописи до сих пор во многом не разгадана. Известно только, что для их приготовления использовались природные минералы, драгоценные камни, раковины, чистое золото и серебро. Смешение красок было тайным и занимало недели. Кисти также были особенными и изготавливались специально для конкретных красок. Художники расписывали не только стены дворцов, но и создавали прекрасные картины, иллюстрируя священные писания. Эти картины являются жемчужинами живописи Раджастана и по сей день интригуют ученных и ценителей искусства.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

"Махабхарата"
"Махабхарата"

Среди многих текстов важную роль играет древний эпос "Махабхарата" ("Великое сказание о потомках Бхараты"). Одно из крупнейших литературных произведений в мире, "Махабхарата" представляет собой сложный комплекс эпических повествований, новелл, басен, легенд, лиро-дидактических диалогов, дидактических рассуждений богословского, политического и правового характера, космогонических мифов, гимнов, плачей, объединенных по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления. Состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 100000 двустиший (шлок), что в четыре раза длиннее Библии и в семь раз длиннее "Илиады" и "Одиссеи" взятых вместе. Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нем есть все на свете.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Скульптура "Шри Ганеш"
Скульптура "Шри Ганеш"

Ганеш или Ганапати - в индуизме бог мудрости и благополучия, удаляющий препятствия. Благодаря своему качеству наделять любыми богатствами, Ганеш один из наиболее известных и почитаемых во всем мире богов индуистского пантеона. Традиционно, перед началом любого дела или просто желая преуспеть, Ганешу возносят молитвы и приносят дары и пожертвования.
Доподлинно известно, что этот бог является сыном Шивы и Парвати, но при этом пуранические мифы противоречат друг другу, описывая рождение Ганеши. В одних случаях говорится, что он создан Шивой, в других - он создан Парвати, в третьих - совместно Шивой и Парвати. Известны варианты, в которых Ганеша явился миру непостижимым образом и был обнаружен Шивой и Парвати, усыновившими его. Также расходятся мнения о происхождении слоновой головы. Согласно одной из легенд, человеческой головы его лишил отец - бог Шива. Согласно устным индийским мифам, Сатурн (Шани) являясь одним из родственников, был приглашен на чествование новорожденного сына Шивы: мать Ганеши, Парвати, непременно хотела показать могущественному родственнику прекрасного младенца. Обладая смертоносным взглядом, который он был не в состоянии контролировать, Шани долго отказывался от приглашения, но его все же уговорили. Первый же взгляд Шани на сына Шивы испепелил ему голову. Важно, что у Ганеша нет одного бивня, и на этот счет также есть несколько мнений. Одно из самых важных деяний Ганеша - запись четырех Вед Выступив в роли секретаря у легендарного мудреца Вьясы, он безостановочно записывал высказываемые знания о Вселенной. Также одна из легенд говорит, что вместо сломанного пера Ганеш стал использовать собственный бивень. Ганеш изображается в виде человека с головой слона и одним бивнем, восседающего на своей вахане - мыши. Количество рук разнится от двух до тридцати двух в зависимости от облика.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Мриданга
Мриданга

Мриданга почитается как один из восьми священных музыкальных инструментов, индуисты даже проводят ей обряд поклонения - пуджу. Представляя собой одну из древнейших форм барабана, упоминания о мриданге встречается задолго до начала нашей эры, этот инструмент в "Бхарата Натьяшастре" назван основным барабаном для храмовых церемоний. Тело мриданги сделано из глины, а мембраны - из кожи коров или буйволов, умерших естественной смертью. Для лучшего резонанса на каждую мембрану наносится специальная смесь из глины, особого камня и риса, благодаря чему мриданга обладает уникальной, фактически совершенной, акустикой. На мриданге можно извлечь 108 разнообразных звуков. Мриданга является барабаном стиля "Карнатак", однако, его можно использовать для игры и в некоторых других стилях. При обучении игре на этом инструменте ученики повторяют разнообразные учебные мантры, состоящие из слогов, соответствующих ударам на инструменте.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Особой пышностью отличается жизнь королевских дворов Индии, на моду и стиль которых на протяжении многих веков влияли кардинально противоположные культуры: буддизм, моголы, англичане. К 19 веку дворцы являли собой всю пышность светского общества, взяв лучшее и самое красивое во всех этих культурах. Великолепие могольской архитектуры демонстрирует Тадж Махал в Агре. Усыпальница и известнейший памятник великой любви и великих амбиций. "Розовый город" Джайпур, столица Раджастана, гордится своим Хава-Махал или "Дворцом ветров". Пятиярусное гаремное крыло дворцового комплекса махараджи Савай Пратап Сингха построено из розового песчаника, а его фасад пронизывает 953 крохотных окна, которые позволяют продувать дворец в знойные дни. Еще один город Раджастана является полной противоположностью пышным дворам позднего времени. Крепость Мехрангарх в Джодхпуре занимает вершину скалы Марвара и представляет собой грозную обитель времен великих войн. Не один раз высокие каменные стены спасали правящий род Раджастана.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Каждый Махарадж отличился пышностью своего двора, одних, во время парадных выездов, сопровождали огромные процессии министров, передвигающихся верхом на слонах и верблюдах, других гаремы, где каждую даму бережно несли в паланкинах слуги. Внутренние покои украшали ткани, покрытые драгоценными металлами и камнями, а одежды самих царей являли образец истинного великолепия, именно в складках шелковых тюрбанов скрывались известнейшие алмазы мира. Образы великих махараджей в своих работах запечатлели искусные раджастанские художники, на века сохранившие красоту и утонченность изысканной жизни в восточных интерьерах.

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Рудракша
Рудракша

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Выставка "Загадочная Индия"
Выставка "Загадочная Индия"

Как я уже говорил, выставка наполнена интересными экспонатами, но отсутствие информации о них оставил неприятный осадок. Придется ехать в Индию за подробностями :)

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 5799 | Комментариев: 12

Метки: выставки
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Певцова (09.10.2013 в 08:49):
Намасте! Спасибо огромное! Изучайте шастры, господа! У Индии не просто "древнейшая культура и она открывает много интересного", эта культура отвечает на все главные вопросы человечества. Все удачи!
ManHunter (31.03.2012 в 21:05):
У меня претензии к организаторам, а не к экскурсоводам. Хотите водить бесплатно - водите бесплатно, хотите за деньги - водите за деньги. Я свое мнение высказал, альтернативное мнение выслушал, вопрос закрыт.
dinashraya (31.03.2012 в 17:29):
Я не могу влиять на содержание и вид экспонатов, потому что я лично просто провожу экскурсии, и заметьте, за бесплатно, как и остальные экскурсоводы. Вы же просто охаяли этих людей и абсолютно бездоказательно. Мне стало за них обидно. Всего прочего я Вам не навязываю, а просто информирую Вас и читателей Вашего блога. Распечатать из Интернета нетрудно, но информация там не всегда адекватна - это по поводу "Надья-шастры". Экспонаты нужно описывать более серьёзно, но я не могу это пробить, поскольку не имею непосредственного отношения к организации выставки. Я лично согласен с Вашими претензиями, и если Вы считате, что зря потратили свои триста рублей, я могу Вам лично их вернуть. Укажите Ваш кошелёк вебмани, и я сегодня же первееду Вам Ваши напрасно потраченные деньги. Всякий, кто чем-то недоволен, может подать жалобу и получить средства обратно. Делать же всякие безответственные утверждения очень просто, а веб всё стерпит.
ManHunter (31.03.2012 в 11:15):
Ничего я редактировать не собираюсь. Я заплатил за посещение деньги, в результате не получил вообще ничего в плане полезной информации. И заметьте, это единственный негативный отзыв о посещении выставки на этом сайте, потому что мне есть с чем сравнивать. Сложно было забить в любую поисковую систему название экспоната (которое вы, безусловно, знаете на 5+), скопировать первый абзац описания и распечатать на листочке? А потом повесить рядом с экспонатом? У человека, который владеет темой предмета, это вряд ли заняло бы больше пары-тройки вечеров за компьютером. Мне большего и не надо. Ни бесплатных экскурсий, ни танцев, ни мастер-классов. Мне на выставке нужна маленькая табличка с названием и (в идеале) кратким описанием того, чего я вижу. Но никто из "чистых энтузиастов" так и не сподобился на такой подвиг, и это при том, что выставка работала столько времени. На пол-сотни листов бумаги денег у спонсоров, конечно же, не нашлось, зато в метро реклама выставки висела месяцами. Я сам работаю в рекламной области, знаю сколько это стоит.

А по поводу правильности написания "Натья-шастра", то вот фотография одной из немногих табличек, с которой и было взято описание: http://s40.radikal.ru/i090/120...742f1c88.jpg
К кому претензии? Уж точно не ко мне.
dinashraya (31.03.2012 в 00:33):
Не "Надья-шастра", а "Натья-шастра", точнее "Бхарата Натьяшастра" http://www.lib.ru/URIKOVA/SANTEM/bharata.txt, священный текст, описывающий сакральное происхождение танца, музыки, театра и других искусств. Я просил бы Вас отредактировать текст статьи, убрав из неё необоснованные претензии к экскурсоводам, так как Ваше предположение является ложным согласно самой примитивной логике исчисления высказываний. Экскурсоводы действительно водят экскурсии и действительно получают наслаждение от самого процесса и прекрасных глаз посетителей, которые смотрят на них восхищённым взором. А оплачивается эта работа круглым числом без единиц, так как всё происходит на чистом энтузиазме, как, впрочем и вся организация этой выставки: спонсоры жертвуют средства, которые совершенно не окупаются, но они делают это из редких сейчас полностью альтруистических и просветительских мотивов(!) Этим объясняются подмеченные Вами недостатки организации, ведь над выставкой работает небольшая группа людей, которая не в состоянии учесть все детали. Но они, конечно, стараются реагировать на все пожелания посетителей. Вы не упомянули, что на выставке проводятся бесплатные мастер-классы по классическим индийским танцам, игре на музыкальных инструментах и одеванию сари, а также бесплатные концерты индийской музыки и бесплатные лекции по основам традиционного индийского мировоззрения. В заключение я хочу предложить Вам и всем Вашим коллегам провести абсолютно безвозмездно трёхчасовую экскурсию по выставке и рассказать подробно обо всех экспонатах, так как в Вашей статье...хм... не так много. Если надумаете, то пишите мне на адрес dinashraya@gmail.com, но нужно уложиться в срок до 1 апреля -- потом выставка уезжает из Москвы. Спасибо за внимание.
Nashev (11.01.2012 в 16:45):
резонно. :)
ManHunter (11.01.2012 в 11:25):
Когда корпорация Google снизойдет с вершин своего величия до того, чтобы проверить код своих "плюсадинов" на валидаторе, тогда я поставлю их кнопку себе на сайт. Невалидного контента на моем сайте никогда не будет.
Nashev (10.01.2012 в 20:45):
Оу, не хочешь днег - не надо :) Но в иконостасе ссылочных сервисов всё ж гугл-плюса не хватает.
ManHunter (10.01.2012 в 18:18):
А зачем? Оставил комментарий - мне приятно, а больше ничего и не надо. Кнопка "Сказать спасибо", кстати, тут тоже есть, только она бесплатная.
Nashev (10.01.2012 в 18:15):
Очень жаль, что гугло-плюснуть страничка не предлагает. Так и хочется добавить циферку не только в "просмотрах", но и в "плюсах". А то и какую-нибудь некрупную денюжку кинуть, если б была кнопочка "поблагодарить", или хотя б "дай пять" от яндекса...
Михаил (01.01.2012 в 19:46):
Спасибо огромное. Вы просто супер профи.
Zhelezyaka (25.11.2011 в 15:42):
Спасибо, это точно, у Индии древнейшая культура и она скрывает много интересного, наверно не просто так)

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2021
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.08 сек. / MySQL: 2 (0.0065 сек.) / Память: 5 Mb
Наверх