Выставка "Вехи истории Коломенского"
Выставка "Вехи истории Коломенского"
Историческая выставка "Вехи истории Коломенского" - одна из центральных экспозиций музея-заповедника Коломенское. В 12 залах, каждый из которых символизирует свой период, представлены подлинные экспонаты, связанные с историческими событиями прошедших времен. Выставка работает круглый год, так что можно сходить даже зимой, когда внешняя территория заповедника особого интереса не представляет.
Колокол. Мастер Федор Пушечник, 1487 год
Надгробные плиты
Дьяково Городище дало название Дьяковской археологической культуре, распространенной на территории от верхней Волги до Оки с VIII века до нашей эры по VIII век нашей эры. Древнейшим населением дьяковских городищ были финно-угорские племена, а в начале новой эры в бассейн Москвы-реки продвинулись балты. До III века до нашей эры на площадке городища стояли два-три длинных дома с двускатной кровлей на столбах и стенами из плетня. Помещение разделялось на небольшие комнаты с открытыми очагами в центре. Для этого времени характерны горшки ручной лепки с отпечатками текстиля на поверхности, костяные стрелы, привезенные из Причерноморья стеклянные бусы.
Бусина белокаменная
Царские врата
Духовная грамота Ивана Калиты
Во II веке до нашей эры культура обитателей городища изменилась. На смену длинным домам приходят изолированные почти квадратные домики. Меняется тип посуды, с начала новой эры получают распространение лощеные миски, костяные стрелы вытесняются железными двушипными, меняется облик медных украшений, которые становятся массовыми. В V-IV веках до нашей эры городище было укреплено земляным валом высотой 1.6 метра с деревянными стенами. Жители занимались охотой и рыболовством, скотоводством, собирательством и земледелием. Преобладал рогатый скот, а также свиньи и лошади. Выращивали ячмень, пшеницу и просо. Одним из наиболее характерных для дьяковской культуры предметов являются глиняные "грузики дьякова типа". Вероятно, их надевали на веретено для улучшения вращения. В слоях городища много находок культового назначения: антропоморфных глиняных статуэток, орнаментированных табличек, глиняных моделей реальных предметов (миниатюрных горшков).
Антропоморфные статуэтки
Каменные ядра, подковы, наконечники копий
Черепки посуды
Черепки посуды
В экспозиции представлены предметы, найденные на территории музея-заповедника "Коломенское" в ходе геологических исследований и археологических раскопок. Древняя земля Коломенского и исторически связанного с ним Дьякова хранит отложения темных юрских песков и глин с остатками ископаемых морских животных, что доказывает: 130-150 миллионов лет назад на этом месте существовал гигантский морской бассейн. Заповедное Коломенское древнейшее место обитания человека на территории современной Москвы. В 2001 году здесь были обнаружены заготовки кремневых орудий, датируемые верхним палеолитом (28-27 тысяч лет до нашей эры). В 1975 году в районе Дьякова были открыты остатки неолитической стоянки (IV-III тысячелетия до нашей эры).
Черепки посуды
Ископаемые Дьякова городища
Ископаемые Дьякова городища
В пределах территории музея-заповедника "Коломенское" открыто несколько древнерусских "селищ" XII-XIII веков. С XIV века Коломенское становится вотчиной московских великих князей, а с XVI столетия загородной усадьбой русских царей. При великом князе Василии III (1505-1533) в Коломенском возводят первые государевы хоромы и дворцовую церковь Вознесения Господня. Одним из уникальных экспонатов, дошедших до наших дней, являются царские врата от первого иконостаса церкви Вознесения Господня 1532 года.
Покровец
Колокола
Оформление Царских врат
Церковные книги и иконы
"Лексикон треязычный"
Строительство великокняжеского двора с храмом Вознесения Господня сделало Коломенское одной из важнейших государевых усадеб. Во времена Ивана IV Грозного (1533-1584) Коломенское часто посещалось царской семьей. Здесь находился деревянный дворец и каменные постройки, а в приселке села Коломенского Дьякове была возведена церковь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя государя. Иван IV часто отмечал здесь свои именины с митрополитом и боярами. Представленные в зале иконы, первые печатные книги и ранняя облицовочная керамика относятся к произведениям московской придворной культуры грозненской эпохи.
Изразцы
Церковная посуда
После принятия Иваном Грозным царского титула особое значение приобрели образы святых Константина и Елены - первых христианских правителей Римской империи, считавшихся "прародителями" первого русского царя, а также святого Иоанна Предтечи. Продолжая благочестивые традиции своих царственных предков, государь делал богатые вклады в храмы и монастыри. Монументальный образ "Спас на убрусе. Не рыдай Мене, Мати" был вложен Иваном Грозным в подмосковный Николо-Угрешский монастырь к 200-летаю его основания.
Кованый сундук
Врезной замок
Врезной замок
Врезной замок
Царь Михаил Федорович, первый государь новой династии Романовых, старался подчеркнуть свое родство с царем Иваном Грозным. В конце 30-х годов XVII века он начал восстанавливать и обустраивать Государев двор в Коломенском, и в 1640 году отпраздновал новоселье в новых хоромах. По его указу было начато строительство домовой церкви Казанской иконы Богоматери. Резной портал из храма Усекновения главы Иоанна Предтечи села Братеева, памятники лицевого шитья и иконописи первой половины XVII века знакомят с московской придворной культурой этой эпохи. Насыщенная декорация "красных" и "муравленных" изразцов XVI-XVII веков отражают государственную эмблематику Московского царства.
Домашняя утварь
Приказная палата
Приказная палата
Изразцовая печь
Приказная палата
В XVII столетии дворцовое село Коломенское являлось административным центром Коломенской волости, в которую входили девять деревень и четыре приселка. Управление этим большим хозяйством и решение судебных дел жителей волости находились в ведении Приказной избы, местного учреждения Приказа Тайных Дел, а после 1676 года Приказа Большого дворца. В подлинном помещении Приказной палаты Коломенского воссоздан интерьер второй половины XVII начала XVIII века. Стены палаты были обиты красным сукном, укрепленным в верхней части зелеными деревянными резными карнизами. Потолок обтянут левкашенным холстом. На столах находятся книги и письменные принадлежности, необходимые приказчику управляющему хозяйством усадьбы и его помощникам для ведения делопроизводства. Это чернильницы, столбцы (узкие склеенные полосы бумаги для письма), шандалы (подсвечники для восковых и сальных свечей). На пристенных лавках стоят шкаф для книг, сундучки-"теремки", сундучок-"подголовок" с покатой крышкой для хранения документов и денег. На ночь его можно было ставить под голову. Напротив входа, в красном углу, на специальной полке-киоте помещены шесть икон. На полу стоят сундуки, предназначенные для хранения важных бумаг или "мягкой рухляди" - тканей и мехов. Интерьер дополняет характерная для второй половины XVII века печь, облицованная яркими многоцветными изразцами.
Изразец "Херувим"
Оконная решетка
В начале XVII столетия Коломенское становится ареной важных исторических событий, связанных с борьбой за Московский престол. В 1605 году через село прошли отряды самозванца Лжедмитрия I. В 1606 году здесь находился укрепленный лагерь-острог Ивана Болотникова предводителя крестьянской войны. Недалеко от Коломенского, у деревни Котлы, восставшие были разбиты царскими войсками.
Пищаль "Змеиная голова"
Пищаль "Змеиная голова"
Пушка
Пушка
Колокольный язык
Замок секирный
С военными событиями XVII века связаны представленные в зале предметы вооружения, в том числе пушка и пищаль "Змеиная голова". Пищали служили для зашиты крепостных стен. Такие орудия назывались "затинными", то есть находящимися "за тыном", хотя их могли использовать и в полевом бою. Орудия с подобным декором имелись в XVII веке и в Коломенском, о чем свидетельствовал секретарь австрийского посольства Лизек в 1675 году: "На двух довольно больших дорогах стояли воины со знаменами, оружием и пушками, между которыми особенно замечательны были две, называемые змеиными". О высоком мастерстве русских ремесленников свидетельствуют и другие замечательные образцы литейного и кузнечного дела: колокола, железные двери, оконные решетки, замки и ключи.
"Соборное уложение" царя Алексея Михайловича
Кандалы ножные
Укрепление Русского государства в середине XVII века, расширение внутренних и внешних торговых связей вызвали необходимость изменения денежного хозяйства страны. В качестве основной денежной единицы был введен серебряный рубль с изображением государственного герба и всадника, который имел портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Сырьем для чеканки рубля служили серебряные европейские монеты, в основном талеры. Однако вскоре для пополнения казны стали чеканить медные монеты по цене серебряных, что привело к их обесцениванию, вызвало дороговизну и голод. В июле 1662 года в Москве вспыхнуло восстание "Медный бунт", основные события которого происходили в Коломенском. Тысячи возмущенных москвичей заявили о своих требованиях царю Алексею Михайловичу. После подавления бунта его участников судили в Приказных палатах Коломенского и сурово наказали. После 1662 года чеканка медной монеты была прекращена. В зале экспонируются образцы медных и серебряных монет XVII века, ручные и ножные кандалы и приковки.
Колокола
Механизм башенных часов
Механизм башенных часов
Механизм башенных часов
Гири-тяжеловесы для башенных часов
Флюгер "Орел геральдический"
Флюгер выполнен по образцу герба Российской Империи 1839 года и в 1902 году установлен на шатре Парадных дворцовых ворот в Коломенском. В 1938 году он был сброшен с шатра и несколько десятилетий хранился в фондах музея. В 1994 году на шатре установлена точная копия флюгера.
Подсвечник
Пушки шлюпочные
Графин и два штофа
Выставка "Вехи истории Коломенского"
Выставка "Вехи истории Коломенского"
Экспозиция зала посвящена истории дворцов, возводившихся в царской резиденции Коломенское в XVII-XIX веках. Расцвет усадьбы относится к XVII столетию. По словам русского историка И.Е. Забелина, в это время "...Коломенское славилось как роскошная и красивая царская дача...". Во второй половине XVII века для царя Алексея Михайловича здесь строится дворец, названный современниками "восьмым чудом света". В нем прошли детские и юношеские годы младшего сына царя Алексея Михайловича, будущего императора Петра I. После переноса столицы в Петербург в начале XVIII века Петр I приказал провезти ремонт дворца с подведением каменного фундамента и обновлением интерьеров, но без изменения внешнего облика. К 1767 году дворец окончательно пришел в ветхость и был разобран.
Банкетка
Шкаф-секретер с изображениями русских царей и князей
Кремниевые пистолеты
Пульницы
Памятные медали
Новый дворец, построенный в 1767-1768 годах по указу императрицы Екатерины II архитектором В.П.Макуловым, находился неподалеку от церкви Вознесения Господня. Он сильно пострадал во время войны 1812 года. На месте снесенного Екатерининского дворца для императора Александра I в 1825 году архитектором Е.Д.Тюриным строится дворец в стиле позднего классицизма. Он простоял до 1878 года. В настоящее время от дворца сохранился деревянный павильон. Неослабеваемый интерес царствующей династии к Коломенскому подтвердил нереализованный проект нового дворца, созданный по указу императора Николая I столичным архитектором А. И. Штакеншнейдером в 1837 году.
Церковная утварь
Надгробная доска
Об архитектуре Коломенских дворцов можно судить по их изображениям, выполненным иностранными и русскими художниками в XVIII-XIX веках. Подлинных предметов дворцового убранства сохранилось немного. Тем большую ценность имеют представленные в зале мебель, изразцы, предметы интерьера. Ни один из череды сменявших друг друга дворцов не сохранился. О пышности и парадности дворцового обихода напоминают предметы церковного убранства древних Коломенских храмов: Вознесения Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Казанской иконы Богоматери.
Изразцы
Изразцы
Во второй половине XIX века села Коломенское и Дьяково и деревня Садовая Слобода были включены в Нагатинскую волость. К середине XX века они состояли из нескольких улиц. В Коломенском были Нижняя, Большая, Средняя, Жужа, Овражная; в Дьякове - Москворецкая, Каширка, в Садовой Слободе - Большая, Нижняя и Верхняя улицы. Отдельным поселением была Штатная Слобода. Дома строили из сосны, обычно на фундаменте из кирпича или бутового камня, с тесовой или железной крышей и украшали резьбой и просечным металлом. Кузнецы, жившие во всех селениях, изготавливали домашний и сельскохозяйственный инвентарь. Иногда местные крестьяне использовали в быту предметы из коломенских дворцов. Так, в доме крестьянина Кошкина на Большой улице в Коломенском стояла печь с расписными изразцами из Екатерининского дворца XVIII века.
Церковная книга
Домашняя посуда
Домашняя посуда
Церковные книги и иконы
Жители местных сел исповедовали православие ("церковную веру") и старообрядчество, однако в народных обрядах и традициях сохранялись отголоски древних языческих культов: почитание камней, родников. Бытовая сторона жизни совмещала в себе черты как крестьянской, так и городской культуры. В селе Дьякове некоторые жители использовали керамическую посуду вплоть до середины XX века, а в Коломенском уже в начале XX века готовили преимущественно в чугунах и чугунках. Распространенные некогда сарафаны были заменены юбками с рубахой или кофтой, у молодых женщин - платьями, состоящими из юбки и лифа. Мужчины носили рубахи-косоворотки, портки, картузы. Во всех селениях были портные, работавшие на машинках "Зингер". Покупали одежду и в Москве. Женщины ходили гулять в выходных платьях, перчатках, с зонтиком. В праздники жители катались на каруселях, ходили в гости, покупали сладости, устраивали кулачные бои.
Скворечник
Деревянные сани
Сельскохозяйственные орудия
В зале представлены предметы быта и орудия труда жителей местных сел XIX - первой трети XX века, которые вошли в состав музейной коллекции при их расселении в 1970-е годы. Основными занятиями жителей местных сел были огородничество, садоводство и торговля. В Коломенском преобладало огородничество - выращивание капусты и огурцов, в Дьякове и Садовой Слободе садоводство -здесь выращивали яблоки, вишню, малину, клубнику. Овощи и фрукты местные жители обычно возили продавать на рынки в Москву - Болото, Зацеп, Тверской. Особенной выгодой отличалась торговля солеными овощами. Большой опыт и знания по обработке земли, накопленные крестьянами, способствовали сохранению ее плодородия и выращиванию разнообразных культур. Землю пахали сохой. Для посадки рассады использовали колы, которыми очень дорожили, декорировали токарной работой их рукояти и помечали надписями с указанием года изготовления и имени владельца. Подобные орудия известны в Москве с XIII века, что говорит об уровне развития огородничества уже в то время. Для прополки служили полотики. Для засолки капусту рубили в больших разборных корытах (вместимостью 0.5 - 1.5 тонны овощей), стоя одновременно по восемь человек и держа сечки в обеих руках. Капусту квасили в дошниках (бондарных емкостях до 25 тонн) или кадках.
Резьба по белому камню
Резьба по белому камню
Резьба по белому камню
Резьба по белому камню
Впервые для посетителей открыты для показа подвалы Полковничьих палат. Во второй половине XVII века здесь были устроены ледники, в которых хранили продукты и вина для царского стола. Низкая температура поддерживалась блоками льда, сохранявшимися до осени. Талая вода одного из ледников сливалась в специальный ход, устроенный в восточной стене подвала и ведший в сторону реки. Стены подвалов по традиции московского строительства сложены из белого камня и известняка. Два зала подвалов были открыты в ходе реставрационных работ последних лет.
Резьба по белому камню
Резьба по белому камню
Резьба по белому камню
Первый директор музея, архитектор-реставратор Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) собрал в Коломенском уникальную коллекцию белого камня, насчитывающую более четырех тысяч предметов. В залах впервые представлена лучшая часть музейной коллекции - детали архитектурного убранства храмов и гражданских сооружений Москвы, разрушенных в двадцатые и тридцатые годы XX века. В XVII веке резьба по белому камню московской школы переживает расцвет. Русские мастера продолжали традиции итальянских зодчих. Высочайшим образцом монументальной архитектурной резьбы первой половины XVII века являются фрагменты "Львиных" ворот из села Преображенского. Во второй половине XVII века рельеф в традициях Ренессанса, остававшийся в пределах плоскости, уступает место барочному декору зданий. Появляются круглые колонки, обвитые виноградными лозами, украшенные рельефными плодами и зачастую раскрашенные различными цветами. В экспозиции представлены фрагменты московских зданий, построенных в последней четверти XVII века - церкви Николы "Большой крест", трапезной Симонова монастыря, церкви Косьмы и Дамиана в Садовниках, Сухаревой башни.
Статуя Афины Паллады
Особенный интерес представляет белокаменная статуя Афины Паллады, украшавшая некогда западный фасад дворца Екатерины II в Коломенском (1766-1820 годы). Скульптура обнаружена археологами осенью 2000 года при проведении раскопок на Кормовом дворе части Государева двора XVII-XVIII веков.
"Димитрий Прилуцкий и Игнатий Вологодский"
В зале "Россия в ее иконе" показана наиболее ценная часть музейной коллекции икон. Русские святые, изображенные на иконах, - это князья-воины и устроители монастырей, святители и проповедники, церковные писатели и юродивые "Христа ради". Прославленные Русской Церковью как святые подвижники, они принимали деятельное участие и в укреплении государства: мирили князей, благословляли воинов на победу, основывали монастыри. Иконографические типы русских святых имеют реальную историко-художественную основу. Они создавались по надгробным портретам, прижизненным рисункам, литературным описаниям, рассказам современников. Уникальность представленной коллекции состоит в том, что многие святые запечатлены на фоне архитектуры основанных ими монастырей или тех городов, где они почитались как небесные покровители и защитники. Такие изображения являются ценным источником по истории русского средневекового зодчества, донесшим до нашего времени старинный облик многих архитектурных ансамблей, впоследствии перестроенных или утраченных. Иногда на моленных образах воспроизводилась архитектура целого города - как, например, панорама Великого Устюга на иконе святых Прокопия и Иоанна Устюжских середины XVII века или вид Архангельска на иконе "Архангел Михаил" 1741 года. Панорама древнего Новгорода раскрывается на двух иконах, связанных с чудом спасения города благодаря заступничеству его покровительницы - почитаемой новгородской иконы Богоматери Знамение.
"Антоний Сийский в житии"
Архитектурные фоны на иконах русских святых сочетают в себе устойчивый канон средневековой живописи со стремлением иконописцев передать черты реальной действительности. Однако древнерусский художник изображал святых в окружении строений современной ему эпохи. Например, митрополит Алексий, живший во второй половине XVI века, представлен на фоне Московского Кремля, архитектурные формы которого соответствуют началу XVIII столетия, времени создания самой иконы. Интерес художников-иконописцев к русским святыням, к облику древних городов и обителей, к природе родной земли воплотился здесь в органичном сплаве реального изображения с традиционными живописными приемами, что создало особый эстетический строй, отмеченный редкой красотой и поэтичностью. Экспонируемые иконы поступили в музей в 20-е и 30-е годы XX века. История Коломенского в двадцатом столетии - это история создания на месте бывшей царской резиденции государственного художественного и историко-архитектурного музея. Благодаря подвижнической деятельности первого директора музея Петра Дмитриевича Барановского (1892-1984) в Коломенском начались работы по исследованию и научной реставрации архитектурных памятников, созданы первые экспозиции, а главное - сформирована музейная коллекция, уникальное собрание русской иконописи и декоративно-прикладного искусства.
Царские врата
Оформление Царских врат
Покровец
Экспозиция "Вехи истории Коломенского" завершается показом памятников русского церковного искусства XVI - начала XX веков. Они были вывезены в Коломенское в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия из закрытых монастырей и храмов Москвы и Подмосковья. Большая группа произведений происходит из Соловецкого монастыря - крупного духовного и художественного центра Русского Севера. Тема "Золотой кладовой" - собирания и показа предметов, выполненных из драгоценных металлов и украшенных драгоценными камнями - соотносится с образом монастырских ризниц, в которых в течение столетий хранились древние иконы и книги в золотых и серебряных окладах, литургические сосуды, орнаментированные чеканкой н гравировкой, выносные кресты, обложенные тонкими пластинами узорной басмы, богослужебные облачения (ризы).
Киот трехстворчатый
Казанская Богоматерь
Ангел
Традиция украшать иконы и другие сакральные предметы драгоценным "нетленным" сияющим металлом восходит к искусству Византин, где золото считалось символом "Божественной энергии", "образом света как истины и славы". Иконы, подобно ветхозаветным святыням, заключались в драгоценные ковчеги, скрывавшие святыню и одновременно служившие ее прославлению. Оклады нередко были заказными изделиями, связанными с патрональным поклонением. Оклады и иконные киоты, пелены, различного рода иконные приклады по замыслу их создателей подчеркивали значение образа как источника Божественной благодати. Живопись иконы, закрытая серебряным окладом, находясь в иконостасе, приобретала символическое значение святого дара, заключенного в реликварий.
Царские врата
Оформление Царских врат
Дарохранительница
Со второй половины XVII столетия в системе декора храмовых иконостасов стала широко применяться золоченая резьба по дереву. Мерцающее золото иконостаса олицетворяло представление русского человека о красоте заповедных "райских кущ". Особое смысловое значение придавалось орнаментике царских врат, которые символизируют вход в рай. Их украшают причудливо переплетенные побеги, сияющие золотым светом. Этот свет - символ нетления райского сада, отблеск небесной благодати, излитой на него Творцом. Экспонируемые памятники, спасенные от уничтожения в сложное для отечественной культуры время, бережно сохраненные и отреставрированные музейными специалистами, являются истинными духовными сокровищами общемирового художественного наследия.
Просмотров: 14570 | Комментариев: 5
Метки: выставки, Коломенское
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
SeverOff
(19.01.2012 в 16:18):
Красиво, 5+
==DJ==[ZLO]
(28.12.2011 в 14:36):
Так красиво! Спасибо.
liz
(26.12.2011 в 15:24):
Зачет!
ManHunter
(25.12.2011 в 11:52):
Табличка в кадр не попала, но там написано: "Икорница 'Рак', Московская губерния, Вербилки. Завод Товарищества М.С.Кузнецова. Начало XX века. Фаянс, рельеф, надглазурная роспись"
Matsist
(25.12.2011 в 10:47):
на фото посуды в виде рака что за предмет?
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария