Blog. Just Blog

Выставка "Золотой век русского фарфора и стекла"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Золотой век русского фарфора и стекла"
Выставка "Золотой век русского фарфора и стекла"

Фондовая выставка Государственного Исторического музея, беспрецедентная по качеству и количеству предметов, представляет около 600 экспонатов фарфора и стекла в стилях классицизм и ампир, созданных на русских императорских и частных предприятиях в самый плодотворный период их деятельности, называемый золотым веком в становлении и развитии "больших стилей" в прикладном искусстве и художественной промышленности. Около половины экспонатов из фарфора - произведения Императорского фарфорового завода, а также фарфор заводов Попова, Батенина, Сафронова и более мелких заводов Гжели.

Вазы "Лето", "Вертумн и Помона", "Весна"
Вазы "Лето", "Вертумн и Помона", "Весна"

Ваза "Нимфа с младенцем Бахусом" и сервиз с пурпурным декором
Ваза "Нимфа с младенцем Бахусом" и сервиз с пурпурным декором

Ваза с ручками в виде амуров
Ваза с ручками в виде амуров

В мае 1829 года в Санкт-Петербурге торжественно открылась первая публичная выставка мануфактурных изделий. Она не только положила начало традиции всероссийских промышленных выставок, но и представила просвещенной публике лучшие образцы, шедевры русского декоративно-прикладного искусства. Общество оценило зримый прогресс национальной промышленности, с успехом осваивавшей западный опыт, гордилось этими достижениями, отождествляя их с патриотическим подъемом, связанным с Отечественной войной 1812 года. Произведения отечественных мастеров, продемонстрированные на выставке 1829 года и последовавшей за ней выставке 1831 года в Москве, современники называли "нашими мирными трофеями". Сегодня, по аналогии с русской литературой, мы с полным правом можем назвать это время золотым веком русского прикладного искусства в целом и русского фарфора и стекла в частности. Возможно, главным уроком выставки стало сопоставление продукции казенных, или императорских, производств и частных предприятий, число которых к тому времени достигло исторического максимума.

Предметы сервиза с зеленым крытьем
Предметы сервиза с зеленым крытьем

Предметы сервиза с зеленым крытьем
Предметы сервиза с зеленым крытьем

Предметы из сервиза с гербом Юсуповых
Предметы из сервиза с гербом Юсуповых

Императорский фарфоровый и стеклянный заводы во все времена задавали направление, стиль, формировали вкус публики, давали образцы для подражания. Частные фабриканты работали по мере сил и средств на удовлетворение запросов потребителя предметов роскоши. Но работали с успехом, во многом заменяя привозные товары. "Выставка доказала, что в деле шелковых материй, парчей, ситцев, хрусталя, фарфора... мы не имеем причины завидовать иностранцам", - говорилось в "Описании первой публичной выставки мануфактурных изделий, бывшей в Санкт-Петербурге, в 1829 году".

Предметы из гербового сервиза
Предметы из гербового сервиза

Ваза с фигурками кариатид
Ваза с фигурками кариатид

Тарелки с портретами
Тарелки с портретами

Метафора о золотом веке русского фарфора и стекла применительно к периоду рубежа XVIII-XIX веков и первой трети XIX века справедлива не только в отношении расцвета основных традиционных центров и ведущих мануфактур и фабрик, возникновения и развития большого числа новых частных производств, а также в целом, с точки зрения успехов прикладных искусств, но и в буквальном смысле. В цветовом решении произведений этого времени золотой цвет - главный, золото как цвет, фактура, блеск, знак высшего достоинства является символом стиля ампир. Экспозиция избранных произведений этого периода - всегда золотая по общему колориту. Сегодня, как и два столетия назад, "зала ослепляет блеском: в ней хрусталь, стекло, зеркала, фарфор и фаянс. Огромные вазы, богатые, разноцветные, хрустальные изделия, и смиренные произведения Гжельцев - собраны тут все вместе".

Ваза с портретом императрицы Александры Федоровны
Ваза с портретом императрицы Александры Федоровны

Тарелки с изображениями гусар
Тарелки с изображениями гусар

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича
Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Конец XVIII - первая треть XIX столетия для российских искусств отмечены господством так называемых "больших стилей" - классицизма и ампира, не просто нашедших гармоничное воплощение в произведениях декоративно-прикладного жанра, но и обозначивших вступление этого вида искусства в эпоху промышленного производства. Эпоха ампира для русского фарфора и стекла - это знаменитые имена, пышные и репрезентативные монументальные декоративные произведения. Для стеклоделия это время бурного промышленного роста (который начался еще в XVIII столетии и лишь ненадолго был прерван событиями Отечественной войны 1812 года), технологических новаций, а также время расширения сферы бытования стекла. К концу XVIII века в России было построено около 80 стекольных фабрик, а в 1813-1814 годах их количество достигло 146. Главенствующую роль играл Петербургский завод, в 1792 году получивший Высочайшее имя Императорского. Среди частных предпринимателей выделялись "хрустальные короли России" Мальцовы, владельцы Гусевского (Владимирская губерния) и Дятьковского (Орловская губерния) хрустальных заводов, Бахметьевы, которым принадлежала Никольская фабрика (Пензенская губерния), графы Орловы, организовавшие завод в селе Милятино (Калужская губерния). Заметим, что практически все крупные русские стекольные производства, которые в той или иной форме существуют и поныне, были основаны в XVIII столетии.

Посуда "в этрусском вкусе"
Посуда "в этрусском вкусе"

Предметы из готического сервиза
Предметы из готического сервиза

Кувшин для умывания
Кувшин для умывания

Законодателем мод неизменно был Императорский стеклянный завод в Санкт-Петербурге. "Журнал мануфактур и торговли", помещая в одном из своих номеров "Высочайше утвержденное положение о клеймении изделий Российских фабрик", подчеркивал, что самым главным для петербургского завода должно быть стремление "стать выше всех ему подобных заводов в России и быть им примером".

Посуда Императорского фарфорового завода
Посуда Императорского фарфорового завода

Сервиз для завтрака на две персоны
Сервиз для завтрака на две персоны

Сервиз для завтрака на две персоны
Сервиз для завтрака на две персоны

Завод не испытывал недостатка в художественных силах для разработки проектов изделий. В начале XIX века здесь была учреждена должность "инвентора", то есть художественного руководителя, на которую назначались крупнейшие архитекторы и художники страны - Жан Тома де Томон (1804-1813), Карл Иванович Росси (1813-1819), Иван Алексеевич Иванов (1819-1848). Для императорского стекла делали эскизы Джакомо Кваренги, Андрей Никифорович Воронихин, Александр Павлович Брюллов. По их проектам выполнялись парадные многопредметные сервизы, изделия для украшения дворцовых интерьеров, составлявшие неотъемлемую часть их величавого, светлого и радостно-праздничного облика. Авторы эскизов проявляли необыкновенную изобретательность в создании самых разнообразных предметов. Так, в 1805 году в парадных покоях Зимнего дворца появилась декоративная хрустальная ваза-треножник, выполненная по эскизу Ж.Тома де Томона. В 1806 году для дворца в Павловске А.Н. Воронихин спроектировал треножники из темно-янтарного стекла с хрустальными чашами и умывальный прибор, состоявший из кувшина, лохани и стола; К.И.Росси украсил Елагин дворец люстрами и канделябрами в виде хрустальных ваз с античными бронзовыми фигурами. Для подарка персидскому шаху по рисункам И.А. Иванова на Императорском заводе в 1819 году сделали стеклянный фонтан, в 1822-1825 годах - ложе из бирюзового стекла и бесцветного хрусталя, окруженное шестью фонтанами. В 1823 году по его же эскизам был изготовлен "Пригородный гранный сервиз", предназначавшийся для торжественных приемов в Петергофском и других пригородных дворцах.

Посуда с видами Санкт-Петербурга
Посуда с видами Санкт-Петербурга

Посуда и скульптуры Императорского фарфорового завода
Посуда и скульптуры Императорского фарфорового завода

Скульптуры из серии "Народы России"
Скульптуры из серии "Народы России"

Но сколь ни ярок и индивидуален был художественный почерк знаменитых авторов, все их создания органично входили в стилистически единый мир ампира. Пластика предметов решалась по законам классического искусства, монументальные изделия, пышно украшенные антикизированным орнаментом, отличались благородством пропорций и цветового решения. Современников эти предметы роскоши поражали "чистотой массы, красивыми формами, зеркаловидной шлифовкой, искусной гранью и резьбой, а некоторые своею огромностью", что свидетельствовало о мастерстве исполнителей и высоком технологическом уровне, прежде всего, производства хрусталя и цветных стекол.

Посуда и скульптуры Императорского фарфорового завода
Посуда и скульптуры Императорского фарфорового завода

Скульптура "Продавец рыбы"
Скульптура "Продавец рыбы"

Сервиз с изображением камышей
Сервиз с изображением камышей

Патент на изобретение хрусталя был получен англичанином Джорджем Равенскрофтом еще в 1676 году. В конце XVIII века этот особый вид стекла, твердый, кристально прозрачный и блестящий, дающий радужную игру света при огранке, приобрел неслыханную популярность почти во всех европейских странах. В Россию модную технологию, очевидно, привез мастер Императорского стекольного завода Ефрем Карамышев, который в 1783-1788 годах обучался в Англии химии, минералогии и стекольному делу. Именно с хрусталем было связано раскрытие новых возможностей стекла как материала для создания монументально-декоративных изделий крупных форм. На петербургском заводе в первой четверти XIX века виртуозно использовали все бесконечное разнообразие видов орнаментальной огранки хрусталя - "простой алмаз", "ямки", "листья", "ступенчатую", "сетчатую", "овальную", "кольцевую", - но излюбленной стала "грань", названная впоследствии "камень": плоские заштрихованные квадраты, разделенные глубокими клиновидными желобками. Переливающаяся драгоценная радуга, плененная холодными бесцветными хрустальными гранями, была по достоинству оценена и стала одним из преобладающих средств художественной выразительности в стеклянных произведениях этого времени. Сочетание бесцветного хрусталя с тяжелой и яркой золоченой бронзой наилучшим образом воплощало патетику и торжественность ампира.

Предметы из сервиза со скульптурными деталями
Предметы из сервиза со скульптурными деталями

Канделябр со скульптурой кариатиды
Канделябр со скульптурой кариатиды

Посуда с орнаментом "глаз куропатки"
Посуда с орнаментом "глаз куропатки"

Однако эти предпочтения не могли затмить привлекательности цветного стекла, в производстве которого Императорский завод в конце XVIII - начале XIX века не знал себе равных не только в России, но и в Европе. Благодаря усилиям великого русского ученого М.В. Ломоносова, составившего в результате четырех тысяч опытов более шестидесяти рецептов "цветной материи", в Петербурге умели варить стекло синее и фиолетовое, алое (так называемый "золотой рубин") и молочное, зеленое и бирюзовое, желтое и аквамариновое, опаловое, черное и яшмовое. Роскошь этой палитры присутствует во многих шедеврах Императорского завода эпохи ампира, часто в соединении с бесцветным хрусталем. С особым успехом разноцветное стекло применялось при изготовлении посудных форм, которые декорировались тонкой изящной золотой и серебряной росписью с классическим орнаментом и вензелями. В конце XVIII столетия на пике популярности было молочное и опаловое стекло, очень близкое по своим эстетическим качествам к фарфору. Это вызвало к жизни особый стиль и тип украшения предметов: полихромные росписи в "античном" и "этрюсском" вкусе, богатые цветочные орнаменты и букеты, выполненные силикатными красками в манере фарфоровой живописи с ее виртуозно положенным мазком.

Сервиз для завтрака на одну персону
Сервиз для завтрака на одну персону

Стаканы и графины Завода Бахметьевых
Стаканы и графины Завода Бахметьевых

Стаканы двустенные с ландшафтными композициями
Стаканы двустенные с ландшафтными композициями

Императорский стеклянный завод, бесспорно, был первым, но далеко не единственным в России в начале XIX века. Одними из самых преуспевающих заводчиков стали пензенские дворяне Бахметьевы. Хрусталь Никольской фабрики почти не уступал императорскому ни качеством массы, ни художественным уровнем благодаря деятельности знаменитого стекольных дел мастера Александра Петровича Вершинина, которого император Александр I лично пожаловал золотыми часами за изготовленный для него столовый сервиз. В 1829 году на Первой всероссийской выставке изделия "полковника Бахметьева были в малом числе, но все отборные: чистота массы, одинаковая вода, красивые формы, богатая грань и превосходная отделка отличали их преимущественно перед всеми. Публика отдала им предпочтение. Особенно одобрение заслужили цветные хрустальные вещи".

Стаканы и графины Завода Орловых
Стаканы и графины Завода Орловых

Стаканы и графины Завода Орловых
Стаканы и графины Завода Орловых

Стаканы и графины Императорского стеклянного завода
Стаканы и графины Императорского стеклянного завода

Наиболее значительное по размерам производство стекла и хрусталя было налажено семейством Мальцовых. В ассортименте их заводов присутствовали разнообразные изделия для представителей всех сословий. Фабрики Мальцевых снабжали стеклом не только российский, но и восточный рынок. Особо преуспел в этом деле Гусевский завод, владельцем которого был Иван Сергеевич Мальцов, долгое время служивший в Министерстве иностранных дел. Единственный российский дипломат, выживший во время страшных событий января 1829 года, связанных с миссией А.С.Грибоедова в Тегеране, И.С.Мальцов получил от персидского шаха награду - орден Льва и Солнца и значительные льготы на торговлю стеклом в пределах Персии. На Первой публичной выставке российских мануфактурных изделий с успехом демонстрировалась продукция Дятьковского завода. Экспонентом выставки был майор Иван Акимович Мальцов, который, судя по отзывам, представил на выставке коллекцию изделий "от самых дорогих, огромной величины, с богатою гранью и резьбою, до самых простых и дешевых". Специально было отмечено, что на его заводах "вырабатываются преимущественно вещи для всегдашнего употребления в быту, домашнем быту... которые по сие время ни на каком заводе так чисто и аккуратно не выделывались и оная фабрика есть первая, которая довела до такой степени, что ежедневно употребляемые вещи не уступают английским".

Стаканы и графины Императорского стеклянного завода
Стаканы и графины Императорского стеклянного завода

Ваза с орнаментальным гранением
Ваза с орнаментальным гранением

Предметы из "Бахметьевского" сервиза
Предметы из "Бахметьевского" сервиза

Не меньшей известностью в конце XVIII - первой трети XIX века пользовался Милятинский стекольный завод графов Орловых. Его основателем был Федор Григорьевич Орлов (1741-1796), один из пяти братьев Орловых, участвовавших в дворцовом перевороте 1762 года, в результате которого на русский престол взошла Екатерина II. Особенных успехов предприятие достигло при Михаиле Федоровиче Орлове (1788-1842). Генерал-майор М.Ф. Орлов, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 годов, принимавший капитуляцию Парижа, вступил во владение Милятинским заводом в 1814 году. За участие в движении декабристов он был сослан в родовое имение Милятино, где активно занялся делами производства.

Ваза с ручками в виде змей
Ваза с ручками в виде змей

Предметы из "Готического" сервиза
Предметы из "Готического" сервиза

Вазы парные в виде амфор
Вазы парные в виде амфор

Милятинский завод в конце XVIII века выпускал цветное и бесцветное стекло, украшенное элегантной росписью в классическом духе, выполнявшейся белой эмалевой краской (так называемая "мулевка"). При М.Ф. Орлове получило развитие изготовление столового хрусталя. На Первой всероссийской выставке 1829 года завод Орлова уже значился в числе трех лучших частных предприятий страны, наряду с заводами Мальцева и Бахметьева, получил Малую золотую медаль и благосклонный отзыв, правда не без критики: "Хрустальная посуда завода Генерала М.Орлова имеет также свое достоинство, судя по чистоте массы и красивым формам; но отделка их не самая тщательная, и цены несколько высоки, особливо цветного, золоченого и богатой грани хрусталя. Впрочем, довольно известно, что на сем заводе вырабатывается хрустальная посуда несравненно превосходнее той, какая ныне представлена и едва ли уступающая всякой иной. Но заводчик, по собственным его словам, "не хотел ввести в обман Публику и Правительство, коим нужно знать не то, что можно сделать лучшее с убытком, но то, что всегда на заводе исполняться может. По сей причине он выслал на Выставку такой товар, на который заказы всегда и во всяком количестве может принять на себя"".

Предметы из Бабигонского сервиза
Предметы из Бабигонского сервиза

Посуда Завода Батенина
Посуда Завода Батенина

Ваза с цветочной росписью
Ваза с цветочной росписью

К концу 1820-х годов стеклянные и хрустальные изделия окончательно перестали быть редкостью. В российском стеклоделии четко выделились основные направления: создание произведений искусства, изготовление парадных роскошных бытовых изделий, предназначенных для царской фамилии и высшей аристократии (в этой сфере лидировал Императорский завод), и выпуск более скромной продукции для широкого круга потребителей (здесь первенствовали частные фабрики).

Посуда Завода Батенина
Посуда Завода Батенина

Посуда Завода Гжельского региона
Посуда Завода Гжельского региона

Посуда Завода Попова
Посуда Завода Попова

Высшие достижения в искусстве фарфора рубежа XVIII-XIX веков связаны с Императорским фарфоровым заводом, основанным в 1744 году и к концу 1780-х годов являвшимся одним из крупнейших европейских фарфоровых производств. Усилиями приглашенного на ИФЗ в 1779 году скульптора Ж.-Д. Рашетта была заложена традиция создания больших скульптурных ансамблей русского фарфора. Выполненная под его руководством серия фигур "Народы России" определила тематическую направленность русской фарфоровой пластики. В 1810-х годах скульптором С.С.Пименовым было создано самое значимое в истории русского фарфора произведение - Сервиз с русскими костюмами, или Русский (в 1824 году получивший название Гурьевский). В скульптурах, выполненных С.С.Пименовым для этого сервиза, были воплощены идеальные образы русской крестьянки и русского крестьянина, ставшие своеобразным каноном национальной фарфоровой пластики.

Посуда Завода Попова
Посуда Завода Попова

Посуда Завода Гжельского региона
Посуда Завода Гжельского региона

Скульптуры Завода Гжельского региона
Скульптуры Завода Гжельского региона

В сюжетах росписей десертных тарелок Гурьевского сервиза были собраны почти все имевшиеся к тому времени изображения простонародного типажа, уличных торговцев и ремесленников, а также представителей народов, населявших Российскую империю. Скопированные с гравюр иностранных и русских художников конца XVIII-начала XIX века, эти сюжеты стали главными источниками для росписей русского фарфора и создания моделей фарфоровой пластики не только Императорского, но и частных фарфоровых заводов. Одновременно с пластикой наивысшего расцвета достигла в этот период живопись по фарфору. В 1810-х -начале 1820-х годов на ИФЗ работали замечательные французские живописцы, мастера росписи по фарфору А.А.Адам, Ж.-Ф.Ж. Свебах, а затем их русские ученики и преемники В.Ф.Мещеряков, С.А.Голов, Н.К.Корнилов, В.А.Столетов, И.Тычагин. К 1830-м годам живопись по фарфору приобрела самостоятельное значение, и представления о фарфоре периода императора Николая I, или "николаевском фарфоре", связаны с уникальными росписями на вазах, пластах, тарелках с изображением военных сцен, портретов царских особ, копий картин старых мастеров из собрания Императорского Эрмитажа.

Посуда Завода Попова
Посуда Завода Попова

Скульптуры Завода Попова
Скульптуры Завода Попова

Посуда Завода Гжельского региона
Посуда Завода Гжельского региона

Посуда Завода Попова
Посуда Завода Попова

Скульптуры Завода Гарднера
Скульптуры Завода Гарднера

Скульптуры Завода Гжельского региона
Скульптуры Завода Гжельского региона

Императорский фарфоровый завод давал образцы стиля и мастерства, но вклад в развитие национальной школы русского фарфора, который внесли мастера частных фарфоровых заводов первой трети XIX века, был не меньшим. Без произведений заводов Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова невозможно оценить значимость и национальное своеобразие русского фарфора. Мастера первого в России частного фарфорового завода Гарднера, основанного еще в 1766 году, на рубеже XVIII-XIX веков и в начале 1810-х годов вслед за Императорским фарфоровым заводом, а иногда и параллельно с ним создавали оригинальные произведения, которые также становились образцами для целого ряда новых частных фарфоровых производств, образовавшихся в 1810-1820-х годах.

Посуда Завода Гарднера
Посуда Завода Гарднера

Посуда Завода Гжельского региона
Посуда Завода Гжельского региона

Посуда Завода Гарднера
Посуда Завода Гарднера

Завод Гарднера, развивая предложенную на ИФЗ тематику, обратился к более демократичным источникам и создал несколько серий фигур с изображением простонародного типажа торговцев и разносчиков. Одна из этих серий, основанная на гравюрах из издания "Волшебный фонарь" 1817 г., стала не только ключевым произведением русской фарфоровой пластики, но и новым словом в освоении традиции изображения народных типов. В этих образах мастерам завода Гарднера удалось "перевести" героику ампира на более демократичный язык. Античные богини-крестьянки С.С. Пименова в фигурах Гарднера обрели более реалистичное выражение и превратились в идеализированных народных персонажей в стиле бидермайера. Именно этот вариант исполнения фарфоровой скульптуры пришелся публике по душе. Повторения и варианты фигур серии "Волшебный фонарь", а также самостоятельные произведения в этом жанре стали основой русской фарфоровой пластики частных заводов первой половины XIX века.

Посуда Завода Гжельского региона
Посуда Завода Гжельского региона

Посуда Императорского стеклянного завода
Посуда Императорского стеклянного завода

Посуда Императорского стеклянного завода
Посуда Императорского стеклянного завода

Сосуд для крюшона в виде самовара
Сосуд для крюшона в виде самовара

Посуда Императорского стеклянного завода
Посуда Императорского стеклянного завода

Мастера завода Гарднера, и в еще большей степени завода А.Г.Попова, успешно конкурировали с привозным фарфором, с блеском копировали французские образцы и были в состоянии обеспечивать потребности отечественного рынка в стильных вещах хорошего качества. Условие работы "на рынок" или для частного заказчика формировало и актуальный ассортимент, востребованный временем. Таким знаковым для 1820-1830-х годах предметом стала подарочная фарфоровая чашка - дорогая личная вещь, напоминающая о дарителе или важном событии в жизни ее владельца. Образцовый сувенир эпохи сентиментализма и бидермайера обрел в фарфоровой чашке "с живописью и позолотой", с памятными надписями и датами идеальную форму домашней реликвии, род "исторического памятника", столь востребованного эпохой. Среди подобных вещей особую коллекцию составляют предметы так называемого патриотического фарфора, украшенные портретами героев 1812 года и снабженные памятными надписями о славных победах русского оружия.

Вазы парные с букетами цветов
Вазы парные с букетами цветов

Посуда Императорского стеклянного завода
Посуда Императорского стеклянного завода

Посуда Императорского стеклянного завода
Посуда Императорского стеклянного завода

Посуда Императорского стеклянного завода
Посуда Императорского стеклянного завода

Посуда "в этрусском вкусе"
Посуда "в этрусском вкусе"

Особое направление в русском фарфоре первой трети XIX века развивалось на небольших, часто безымянных фабриках фарфора, в большом числе возникших в Гжельском регионе под Москвой. Самые известные из них: фабрики братьев Новых, Насонова, Козловых, Кудиновых, Гулиных, А.Киселева, Храпунова-Нового. Продукция этих фабрик по качеству и мастерству исполнения не могла конкурировать с крупнейшими фарфоровыми производствами, но и их фарфор находил своего покупателя и, несомненно, был оценен и принят современниками. В исполнении гжельских мастеров ампир в русском фарфоре получил еще одно прочтение. Формы и орнаменты стиля в этих произведениях были "переложены" на язык искусства примитива, с внесением образов и элементов из арсенала народной культуры. Это явление в истории русского декоративно-прикладного искусства впоследствии получило название "фарфоровый лубок". "Смиренные гжельцы", как назвал эти предприятия комментатор мануфактурной выставки 1831 года в Москве, тоже внесли немалую лепту в развитие и распространение русского фарфора, приспособив "высокий" язык ампира к вкусу и запросам отечественного потребителя. От времени золотого века русского фарфора и стекла сохранились не только высокие и непревзойденные шедевры "искусства, вкуса и мастерства", созданные в эстетике классицизма и ампира и одухотворенные пафосом национальной героики, но и скромные предметы обихода, в которых также зримо воплотились идеалы эпохи.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 16170 | Комментариев: 3

Метки: выставки
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Галина (20.04.2017 в 15:54):
Восхитительно!

Получила большое удовольствие,спасибо за прекрасную экспозицию.
Наталья (11.05.2013 в 19:56):
Моя Родина станция Милятинский завод, и я ничего не знаю об истории этой деревни, очень жаль там осталось только название станции.
Татьяна (25.01.2013 в 23:27):
Моя бабушка из семьи Кудиновых. Фарфор, действительно, знатный.

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2021
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.08 сек. / MySQL: 2 (0.0082 сек.) / Память: 5 Mb
Наверх