Blog. Just Blog

Музей гармоники Альфреда Мирека

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей гармоники Альфреда Мирека
Музей гармоники Альфреда Мирека

Музей русской гармоники Альфреда Мирека - это единственный музей гармоник в нашей стране и один из четырех в мире (Музей национальных гармоник в городе Клингентале, Германия; Музей гармоник в городе Кастельфидардо, Италия; Музей аккордеона в городе Супер Иор-Делус, США). Музей русской гармоники был создан на основе уникальной коллекции материалов, собранных на протяжении четырех десятилетий Заслуженным деятелем искусств РФ, доктором искусствоведения, профессором Альфредом Мартиновичем Миреком. Долгое время это был частный музей, пользующийся широкой известностью не только в нашей стране, но и за рубежом.

Музей русской гармоники носит имя Альфреда Мартиновича Мирека - Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора, доктора искусствоведения, академика Академии теоретических исследований. Он родился в 1922 году в Москве. Здесь получил первоначальное музыкальное образование, закончив в 1937 году Гнесинскую музыкальную школу по классу фортепиано. В 1950 году закончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции в Москве, в 1967 - Институт культуры, факультет народных инструментов. А.М.Мирек начал собирать свою коллекцию в 1947 году. На протяжении сорока с лишнем лет он совершал экспедиции во все регионы России, приобретая не только разнообразные по времени и конструкции гармоники, но и все, что связано с их историей: фотографии, афиши, документы, мемориальные предметы. Собрание русских гармоник А.М.Мирека получило признание за рубежом. В 1977 году оно было включено в "Международный каталог коллекций музыкальных инструментов" Международного совета музеев при ЮНЕСКО.

Первая в мире фисгармония
Первая в мире фисгармония

История европейской, в том числе русской, гармоники, начинается со 2-ой половины XVIII века, когда был изобретен новый способ звукоизвлечения при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием струи воздуха. Извлечение звука при помощи колеблющегося надрезного язычка было известно еще до нашей эры. В юго-восточной Азии (Китае, Бирме, Лаосе) был распространен музыкальный инструмент шен, имевший много разновидностей. Он состоял из корпуса и прикрепленных к нему по окружности бамбуковых трубочек, в которых были просверлены круглые отверстия. В нижнем конце каждой из них имелись металлические пластины из сплава серебра, меди или золота, с вырезанными в них язычками.

Музей гармоники Альфреда Мирека
Музей гармоники Альфреда Мирека

Открытие нового способа звукоизвлечения состояло в том, что теперь язычок, выступая в качестве самостоятельного источника звука, прикреплялся над проемом другой детали - планки. Это позволило значительно увеличить силу звука, благодаря резонирующему эффекту плотной массы планки и поверхности, на которую она крепилась. Изобретателем нового принципа звукоизвлечения стал известный европейский музыкальный мастер Франтишек (Франц) Киршник. Впервые он продемонстрировал свой экспериментальный инструмент в России в 1783 году. Это произошло в Санкт-Петербурге, где Киршник проживал с 1782 года до своей смерти в 1802 году. Именно отсюда изобретение нового способа звукоизвлечения, воплотившееся в различного вида музыкальных инструментах и автоматах, стало распространяться в России и других европейских странах. В начале XIX века гармоники производились в Туле, Екатеринославе, Вятке, Саратове и других городах. Главным распространителем гармоник являлась крупнейшая в России Нижегородская ярмарка. Сильный, звучный голос нового инструмента, портативность, простота в обучении очень быстро сделали его любимым в народе и стимулировали его местное производство.

Инструменты гармонного мастера
Инструменты гармонного мастера

Инструменты гармонного мастера
Инструменты гармонного мастера

Уголок гармонного мастера
Уголок гармонного мастера

Важной особенностью первоначального периода производства гармоник в России был его кустарный характер. Изготовлением гармоник занимались крестьяне и ремесленники Тульской губернии, специализируясь как на выпуске отдельных деталей, так и на изготовлении инструментов в целом. Осваивая способы изготовления гармоник, мастера старались приспособить инструмент к характеру исполнения бытовавшей в данной местности народной музыки. Кустарное производство гармоник было широко распространено в России XIX века. Мастера-самоучки нередко не оставляли при этом своих основных занятий ремеслом или сельским хозяйством. Сложнейший процесс изготовления гармоник от начала до конца производился вручную одним мастером или по частям - мелкими крестьянскими промыслами. Как правило, кустари не имели специальных мастерских и работали дома, в окружении обычных бытовых вещей, приставив свой верстак поближе к окну.

Русские региональные гармоники
Русские региональные гармоники

Традиционный московский трактир
Традиционный московский трактир

Родиной русской национальной гармоники является город Тула. Здесь в 20-30-е годы XIX века впервые началось серийное изготовление гармоник несложной конструкции: с 5-7-ю клавишами на правой клавиатуре и 2-мя клапанами на левой. Тульские гармоники продавались на ежегодной Нижегородской ярмарке - самой крупной ярмарке в России в XIX веке, что во многом способствовало распространению их по всей стране. Особое место в экспозиции музея занимают так называемые региональные гармоники - инструменты, созданные в различных областях страны и запечатлевшие названия этих мест в своих именах: тульская, вятская, новоржевская, саратовская, вологодская, ливенка и т.д.

Первая русская фисгармония
Первая русская фисгармония

Попадая в руки городских и сельских мастеров, тульские гармоники приспосабливались ими для исполнения местной народной музыки. При этом изменялись не только форма и внешнее оформление инструментов, соответствующее особенностям декоративно-прикладного искусства данного края, но и построение их звукорядов. Репертуар саратовской гармоники невозможно было сыграть на ливенке, репертуар ливенки на бологоевской и т.д. Таких специфических особенностей не имеют ни одни гармоники в мире. Региональные гармоники производились в России до конца XIX века, пока не были вытеснены более сложными, универсальными моделями, созданными мастерами на основе русских, немецких, французских и австрийских образцов гармоник городского типа, воспринявших лучшие достижения этих стран.

Мини-гармоники "черепашка"
Мини-гармоники "черепашка"

Концертный баян
Концертный баян

Современные баяны и аккордеоны различных систем являются наиболее совершенными и распространенными видами гармоник. Создание этих инструментов - результат долгого и трудного пути - от примитивных гармоник до классического инструмента концертной эстрады. Они аккумулировали в себе все лучшее, что появилось в моделях сельского и городского типов за всю историю гармоники.

Концертные инструменты
Концертные инструменты

Музей гармоники Альфреда Мирека
Музей гармоники Альфреда Мирека

Музей гармоники Альфреда Мирека
Музей гармоники Альфреда Мирека

Музей гармоники Альфреда Мирека
Музей гармоники Альфреда Мирека

Освоение нового способа звукоизвлечения, основанного на принципе свободно проскакивающего язычка, получило бурное развитие в Европе в 1-ой половине XIX века. Его применение шло по трем основным направлениям. Первое - в изготовлении ручных музыкальных инструментов, и, прежде всего, в ручной гармонике Христиана Бушмана, созданной им в 1822 году. Второе - в различных устройствах, приспособлениях и музыкальных машинах. Наиболее ярко проявила себя в этом семья Кауфманов, использовавших колеблющиеся металлические язычки в своих изобретениях - музыкальных автоматах разных видов. Третье направление применения этого способа привело к появлению губных гармоник. Одним из первых изобретателей этого популярного инструмента стал также Христиан Бушман. Это произошло в Берлине в 1821 году, а в 1825 году англичанин Чарльз Уитстон представил публике новый тип губной гармоники с клавиатурой, которую он назвал симфониум. Впоследствии на основании симфониума Уитстоун создает ручную гармонику с клавиатурами на обеих сторонах инструмента, получившую название концертино. Затем появились немецкие концертино и бандонеоны, которые были изобретены Карлом Улигом в 1834 году и Генри Бандом в 1840 году соответственно.

Инструменты зарубежного производства
Инструменты зарубежного производства

Инструменты зарубежного производства
Инструменты зарубежного производства

Развитие ручных гармоник, как и губных, пошло по двум направлениям: ручные с мелодическими клавиатурами и с басо-аккордовыми. В 1829 году в Вене Кирилл Демиан изобрел ручную гармонику с мелодической клавиатурой и готовыми аккордами на левой стороне, которую он назвал аккордеоном. Эти направления в развитии и совершенствовании гармоник, преобразуясь на современных моделях, являются основными и в наши дни.

Фисгармония
Фисгармония

Этот музей будет интересен в первую очередь людям, которые занимаются музыкой, а также детям, если организовать экскурсию с театрализованным представлением. Фотографировать в музее можно только "общие планы" или "себя на фоне инструментов", отдельные экспонаты по какой-то непонятной причине фотографировать запрещено. При этом оплату за за фотосъемку дерут такую, что многие музеи позавидуют. К счастью, ревностно несущие свою службу бабушки не догадываются, что из 36-мегапиксельного "общего плана" можно без проблем нарезать сколько угодно фотографий отдельных экспонатов :) Мне музей не очень понравился, но это как всегда только мое личное мнение.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 6478 | Комментариев: 5

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Вера (01.02.2014 в 14:14):
Здравствуйте! Семьёй почти каждую субботу посещаем музеи. Были и в Музеи усадебной культуры, и в Английском подворье(успели до рестоврации), и в музеи Лефортово.
Но такого хамского отнашения, как в музеи гармоники, не встречали нигде!! Почему то не обеспечили музей бахилами. Женчина перед входом несколько раз заставляла вытерать ноги об коврик мою дочку, потом принесла половую тряпку и пытка продолжилась. Ей 4,5 года!! Это было настоящее испытание для неё-вытерить ноги так, чтобы не оставить ни одного следа после себя. Дальше пришла кассирша со словами "И кто там? Кому не спиться то?". По интонации это звучала как "Чего припёрлись?". Уточню мы приехали около 10.30, а музей открывается в 10.00. Мы приобрели входной билет, на котором написано, что он даёт право произвести 4 снимка. Но нам не разрешили этого сделать и женщина-контролёр предложила вернуться к кассе и оплатить отдельно фотосъёмку. Когда мы выходили, кушетки около вешалки с одеждой были заняты персоналом. А я то, наивная, думала, что это для посетителей! В итоге ребёнка пришлось одевать почти на полу.
Compiller (12.04.2013 в 09:27):
Бабушки пусть бы спасибо сказали за бесплатную рекламу музея.
Never (08.04.2013 в 14:33):
И это все при учете того, что съемку не имеют права запрещать, а взимание платы, так вовсе можно расценивать как воровство ну или мошенничество...
ManHunter (08.04.2013 в 12:40):
Да ну бред какой-то, или совсем запретите съемку, или совсем разрешите. Цена фото в три раза дороже взрослого билета!
Zhelezyaka (08.04.2013 в 10:47):
Это тебе бабушки настроение испортили, что не давали фоткать.
Видят же прекрасно, что фоткают без коммерческого умысла, нет же - нужно на горло наступить.

И спасибо за фотки! :)

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2025
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0054 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх