Blog. Just Blog

Усадьба Кусково

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Усадьба Кусково - уникальный памятник культуры XVIII века, один из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. Усадьба, построенная по заказу графов Шереметевых, предназначалась для пышных приемов, проведения многолюдных театрализованных празднеств и гуляний. До наших дней дошло более 20 уникальных памятников архитектуры, а так же единственный в Москве французский регулярный парк усадьбы с мраморной скульптурой, прудами и павильонами. В 1919 году усадьба стала музеем, а с 1938 года, после перевода в Кусково единственного в России музея керамики, была переименована в Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково".

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Первое документальное упоминание о Кускове датируется XVI веком. С тех пор, как в начале XVI века В.А.Шереметев выменял ее у А.А.Пушкина, усадьба никогда не выходила из владений рода Шереметевых. Известный сподвижник Петра I, полководец и дипломат, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев в 1715 году купил Кусково у брата. При его сыне, графе Петре Борисовиче, наследовавшем усадьбу в 1719 году, Кусково приобрело европейскую известность. С этого времени на протяжении почти 200 лет - Кусково являлось блестящим образцом "летней загородной увеселительной резиденции".

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Но в конце 18 века усадьба Кусково перестает быть популярным светским местом. Происходит это во времена графа Шереметева Николая Петровича, который известен тем, что женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой. После начала их брачного союза, усадьба закрывается для общего посещения, а при сыне от этого брака, Дмитрии Шереметеве, и вовсе используется как дача, хотя и бережно поддерживается в идеальном состоянии. Роду Шереметевых усадьба Кусково принадлежала более трехсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а с 1938 года была объединена с музеем керамики, единственным в России. С ростом Москвы, в 1960 году Кусково вошло в состав столицы.

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Усадьба Кусково
Усадьба Кусково

Из многочисленных "затей" блистательного Кускова ХVIII века с наибольшей полнотой сохранился лишь архитектурный ансамбль Итальянского пруда. Сказочное великолепие Грота, изящество архитектуры Итальянского домика и веселая россыпь нарядных Менажерей были призваны в атмосфере театральной условности увеселительной усадьбы создать образ страны дворцов и искусств - Италии.

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

В восточной части кусковского парка, на берегу небольшого живописного прудика располагается павильон Грот. Подобные павильоны украшали сады и парки Европы с XVI века. Они появились сначала в Италии и использовались в качестве купален. Позднее, в других странах стали служить кунсткамерами и местом торжественных собраний, утонченного отдыха и развлечений в жаркие летние дни. Постройка этого сооружения в "итальянской" части французского парка неслучайна ("grotto" в переводе с итальянского - "пещера"). В декоративной отделке интерьеров использовались раковины, зеркала, цветной туф, морские камни, имитирующие естественную пещеру. В России Гроты стали возводиться в царских резиденциях и дворянских поместьях с начала XVIII века.

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Грот в Кускове был построен в 1756 - 1761 годах по проекту талантливого крепостного архитектора Ф.Аргунова, фасады декорированы резчиком М.Зиминым, внутренняя отделка выполнена "гротичных дел" мастером И.Фохтом. Живописна и динамична архитектура Грота. Трехчастное барочное здание стоит на фигурном стилобате с плавно изгибающимися ступенями, как бы стекающими в небольшой прудик, который является центром малого архитектурного ансамбля. Узорные кованые решетки с золочеными рокайльными накладками, выполненные крепостными мастерами вотчины Шереметевых села Павлово на Оке, словно водоросли оплетают окна и двери. В нишах - белокаменные статуи богов и богинь: Флоры, Венеры, Юпитера, Цереры, Дианы, Меркурия, Юноны.

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Венчает Грот массивный купол, украшенный элементами, символизирующими водную стихию. Создается иллюзия, что из каменной вазы на куполе бьет фонтан, вода "растекается" по крыше, колоннам и тремя кругами расходится на основании здания. Усиливает впечатление отражение грота в зыбкой ряби воды. Под куполом находится зал-ротонда с наборным мраморным полом, колоннами и позолоченными коринфскими капителями, стены, расписанные под зеленоватый мрамор, люстра и 16 бра в виде перевитых ветвей шиповника с фарфоровыми розами. Все это создает праздничное и торжественное настроение. В декоративной отделке северного и южного кабинетов использована сложная оригинальная техника. Стены и своды покрыты пластичной рельефной лепкой с применением цветного туфа, битого стекла и зеркал. В них гармонично вписаны композиции, составленные из 24-х видов раковин тропических морей и российских рек.

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Диковинные птицы и сказочные драконы, причудливые водоросли и роскошные цветы спрятались в изгибах стен и сводчатых потолков, создавая своеобразный загадочный и таинственный мир. Дополняют интерьер деревянные и глиняные скульптуры работы немецких мастеров, установленные на высоких пьедесталах. Они искусно отделаны перламутровыми раковинами и блестками слюды. Из 12-ти уникальных, объединенных единой темой отдыха и веселья фигур, сохранилось только 6. Среди них "Французская баба держит в руках корзину с фруктами", "Мужик играет в волынку", "Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка", "Мужик смотрит на раковины и рассуждает", "Молодой человек в шляпе" и другие.

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

Павильон Грот
Павильон Грот

В регулярном французском парке усадьбы, почти лишенном тени, затейливый павильон Грот был приятным местом для музицирования и отдыха в жаркие дни и излюбленным местом созерцания. Неслучайно в один из приездов в Кусково летом 1775 года здесь отдыхала и обедала императрица Екатерина II. В настоящее время кусковский Грот - единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную "гротическую" отделку с XVIII века, он является самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова.

Итальянский домик
Итальянский домик

Итальянский домик
Итальянский домик

Скульптура у домика
Скульптура у домика

Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И.Кологривова - тонкого знатока искусства, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял роль дворца для "малых приемов". И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для ХVIII века интерес к собиранию "раритетов", редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Итальянский домик
Итальянский домик

Итальянский домик
Итальянский домик

На сегодняшний день Итальянский домик полностью соответствует своему историческому предназначению и удивляет посетителей музея сохранившимися коллекциями.

Менажереи
Менажереи

Менажереи
Менажереи

Менажереи
Менажереи

Менажереи
Менажереи

Менажереи - нечто вроде зоопарка для птиц - современная реконструкция. Первоначальные менажереи были построены по проекту Ф.Аргунова. Здесь содержались редкие птицы: американские гуси, фазаны, пеликаны. Все водоплавающие птицы жили в пяти одинаковых отапливаемых домиках.

Голландский домик
Голландский домик

Голландский домик
Голландский домик

Голландский домик - самый ранний из сохранившихся увеселительных павильонов усадьбы Кусково. Он был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Как садовый павильон-имитация во вкусе архитектуры "разных времен и народов", Голландский домик - характерное явление в русской усадебной культуре середины XVIII века. Он считается одним из самых первых, художественно завершенных образцов подобных сооружений. Этот "архитектурный сувенир" первым встречал гостей, въезжавших в Кусково через подъемный мост. В годы расцвета усадьбы он являлся центром малого ансамбля на берегу залива-пруда, некогда изобиловавшего карпами, приплывавшими кормиться на звон колокольчика. И сразу же вовлекал в мир игры, фантазии, в "невозвратный мираж пасторального рая". Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, окнами с частыми, "в тридцать два стекла", переплетами, - точно сошедший с картин "малых голландцев", - но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией: и "городская застройка" вместе с исчезнувшими еще в XIX веке "Пагоденбургом" ("Китайским павильоном") и "Столбовой" беседкой, и похожий на непременный голландский канал пруд, и крошечный сад с тюльпанами и гиацинтами, и огород со спаржей и капустой.

Голландский домик
Голландский домик

Голландский домик
Голландский домик

Голландский домик
Голландский домик

"Быт голландского бюргера" в домике-игрушке продуман до мелочей, но быт опоэтизированный, возвышенный. Игра начинается уже с первого взгляда на фасад, на ровные яркие кирпичики. Это всего лишь роспись "под кирпич" и, что любопытно, по кирпичу. Весело, нарядно – и, опять же, в традициях восемнадцатого века. Так буквально воспринимался указ Петра I штукатурить дома и расписывать их "под кирпич", как в милой его сердцу Голландии. В настоящее время гости музея имеют возможность увидеть полностью сохранившуюся внутреннюю планировку Голландского домика и основные детали архитектурного декора. Посредством воссозданных интерьеров окунуться в "быт голландского бюргера" того времени.

Передние сени
Передние сени

Простота отделки коридоров и лестницы возмещена разнообразием живописного убранства - картинами голландских мастеров XVII-XVIII веков. Особое место занимает парадная марина Корнелиса ван Вирингена "Прибытие Фридриха V Пфальцского во Флиссинген", подписанная автором и датированная 1626 годом.

Кухня
Кухня

Кухня - центр жизни голландского дома. Основная роль в интерьере отводится предметам из фарфора и фаянса западноевропейского и восточного производства XVII-XVIII веков. Предметы мебели - дубовые столы, шкафы, стулья - относятся к I половине XVIII века.

Зал
Зал

Зал
Зал

Зал
Зал

Зал
Зал

Зал - главное парадное помещение увеселительного павильона, предназначенное для приема гостей. Здесь сервировали стол и были собраны самые ценные произведения живописи, коллекционный фарфор и фаянс. Ведущая роль в убранстве зала отведена преимущественно работам "малых голландцев". Предметы мебели выполнены мастерами Голландии и Германии XVII-XVIII веков. Центр зала занимает стол с чайным сервизом на две персоны (Голландия, II половина XVIII века). К редким деталям убранства относятся ваза-тюльпанница, фарфоровый пласт и скульптура "Бахус верхом на бочонке".

Десертная
Десертная

Из верхних сеней двери ведут в Зал, Десертную и на балкон. Убранство сеней составляют произведения живописи неизвестных голландских художников XVIII века. Десертная предназначалась для хранения чайной и десертной посуды. На десертном столе с пышной барочной золоченой резьбой демонстрируются редкие для XVIII века образцы чайной и десертной посуды западноевропейского производства.

Швейцарский домик
Швейцарский домик

Швейцарский домик - поздняя постройка, сконструированная в 1870-е годы архитектором Н.Л.Бенуа. Стены нижнего этажа расписаны "под кирпич", что напоминает о стиле более ранней постройки - Голландского домика. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в этом домике жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев.

Вольер
Вольер

Новодел усадьбы - Вольер, восстановлен взамен утраченного строения. Постройка по форме напоминает большую беседку, окруженную зелеными аллеями. В Вольере содержались певчие птицы.

Кусковские оранжереи
Кусковские оранжереи

Парадные и тепличные оранжереи были непременным элементом в русских садово-парковых ансамблях II половине XVIII века. В них содержались и выращивались экзотические теплолюбивые растения, декоративные и душистые цветы, лавры и цитрусовые (в том числе померанцевые), кофейные и персиковые деревья, пальмы, ананасы, кактусы и орхидеи. Летом растения выставлялись в кадках на открытый воздух, украшая партер и аллеи парка. Их кроны выстригались в виде геометрических форм, кораблей, фигур людей и фантастических животных, что гармонично сочеталось с архитектурным и скульптурным убранством парка. Подобное оформление "зеленой архитектуры" произведениями топиарного искусства (фигурной стрижки) было характерным для эстетики увеселительных усадеб России XVIII века, и, как и много другое в Кусково, было призвано "служить к удивлению" гостей. Сейчас оранжереи закрыты на реставрацию.

Кухонный флигель
Кухонный флигель

Кухонный флигель (также известный как "Розовый флигель") был построен в 1754-1755 годах архитектором Ф.С.Аргуновым. Во избежание пожара кухня выносилась при строительстве комплекса в отдельное здание. Расположено оно между Дворцом и Храмом. Сейчас здесь располагается фондохранилище музея.

Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня
Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня

Церковь Спаса Всемилостивого
Церковь Спаса Всемилостивого

Церковь в стиле "аннинского барокко" - самая ранняя постройка ансамбля Кусково. С постройки этого храма в 1737-1739 годах на месте обветшавшей деревянной церкви граф Петр Шереметев начал перестройку своего родового поместья. В 1697-1699 года Шереметев ездил с дипломатической миссией в Европу, где имел аудиенцию у папы Римского, в дар от которого получил золотой крест с частицей Древа животворящего Креста Господня. В честь этой реликвии и был основан храм происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Колокольня пристроена к храму позже, в 1792 году архитекторами А.Ф.Мироновым и Г.Е.Дикушиным. Фасады и кровля церкви были богато декорированы скульптурой, что придавало ей сходство с парковым павильоном. К сожалению, скульптура исчезла при реставрации здания в XIX веке. В 1812 году французы ограбили дом и церковь. После 1917 года в храме находились подсобные помещения музея. Богослужения в храме возобновлены в 1991 году.

Дворец Кусково
Дворец Кусково

Дворец Кусково
Дворец Кусково

Дворец - композиционный центр ансамбля "Кусково", одного из самых ранних образцов летних загородных резиденций России. По замыслу владельца графа Петра Шереметева, "Кусково" должно быть больше, красивее всех усадеб других вельмож и ничем не уступать царским резиденциям. Его строительство осуществлялось в 40-80-е годы XVIII века, территория составляла более 300 гектар. "Летний загородный увеселительный дом графа Шереметева", как ранее называлась усадьба, предназначался специально для приема гостей, парадных ассамблей, празднеств с фейерверками, многотысячных гуляний. Наиболее торжественные приемы проводились во Дворце, построенном в 1769-1775 годах под руководством известного московского архитектора К.Бланка в стиле раннего классицизма. Выполненный из дерева - материала, традиционного для Руси, он оштукатурен и окрашен в нежно-розовый цвет "утренней зари".

Дворец Кусково
Дворец Кусково

Дворец Кусково
Дворец Кусково

Дворец Кусково
Дворец Кусково

Вход украшает высокий шестиколонный портик с парадной лестницей и двумя пандусами (дорожками для въезда карет), одноэтажное здание с антресолями возвышается на высоком каменном цоколе. Кусковский дворец создавался в полном соответствии со вкусами и правилами русского дворянского быта и европейского искусства XVIII века. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Назначение Дворца - не для жилья, а только для приема гостей, - отразилось в его оформлении. Это своеобразный театр, который должен поражать и восхищать зрителей, а программа приемов гостей чередоваться от парадных шествий, знакомства с уникальными произведениями до праздничных обедов, танцев, музыкальных концертов и игр. Название и убранство залов не повторяются, однако вместе они образуют целостную композицию, где различные виды искусств, каждое отдельное произведение или декоративная деталь подчинены общей художественной идее. Объединенные в целостный художественный ансамбль, они создают уникальный образец русского усадебного интерьера XVIII века.

Парадные сени
Парадные сени

Парадные сени
Парадные сени

Художественная отделка Парадных сеней выдержана в характере строгой торжественности. Стены и пилястры расписаны "под мрамор". Декоративные алебастровые вазы украшены гирляндами из овощей и фруктов, выполненными немецким скульптором-декоратором Иоганном Юстом в технике "тисненой бумаги", имитирующей старинную бронзу. Живописные панно античной тематики, военные атрибуты и герб рода Шереметевых над входной дверью исполнены "гризайлью" - одноцветной живописью, создающей эффект скульптурных рельефов. Убранство зала дополняется осветительными приборами - фонарем с подвесками из хрусталя в форме дубовых листьев (Россия, XVIII век) и мраморными канделябрами в виде фигур юношей и девушек, поддерживающими "рога изобилия", работы русских и итальянских скульпторов II половины XVIII века.

Прихожая гостиная
Прихожая гостиная

Прихожая гостиная
Прихожая гостиная

Прихожая гостиная
Прихожая гостиная

Прихожая гостиная
Прихожая гостиная

Прихожая гостиная открывает анфиладу парадных залов. Первоначальное убранство стен фламандскими шпалерами (конец XVII - начало XVIII веков) было частично утрачено во время Отечественной войны 1812 года. В отопительной системе Дворца традиционные для России изразцовые печи с редким расписным декором сочетаются с мраморными каминами, мода на которые приходит в русский интерьер из Западной Европы. В Прихожей гостиной представлены мебель и осветительные приборы работы русских и зарубежных мастеров XVIII века, а также восточные (Япония, Китай, XVIII век) фарфоровые вазы и западноевропейская пластика.

Шпалерная
Шпалерная

Шпалерная
Шпалерная

Шпалерная
Шпалерная

Шпалерная
Шпалерная

В декоративном оформлении Шпалерной гостиной сохранилось первоначальное убранство стен фламандскими шпалерами конца XVII - начала XVIII веков. Единый ансамбль со шпалерами создают кресла и стулья с тканым обитием фламандской работы конца XVII века. Центр стены выделен мраморным камином с зеркалом и резким золоченым экраном. По сторонам камина установлены мраморные бюсты владельцев усадьбы - графов Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны, выполненные известным мастером русского скульптурного портрета, академиком Федотом Шубиным специально для кусковского Дворца в 1780-х годах. Произведения декоративной живописи - десюдепорты "Аллегория трагедии" и "Аллегория музыки", десюдеглас "Мнимая больная" - выполнены неизвестными русскими художниками II половины XVIII века. В обстановку гостиной также входят ломберные (карточные) столы французской и русской работы XVIII века.

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Малиновая или Наугольная гостиная соединяет южную и западную анфилады Дворца. Парадность гостиной подчеркнута насыщенной цветовой гаммой интерьера, наборным звездчатым паркетом, пышной резьбой консоли под центральным зеркалом, золочеными резными рамами картин и люстрой-"листопадом" (Россия, середина XVIII века). По сторонам завершающего анфиладу зеркала установлены мраморные бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги, графини Анны Петровны. В традициях убранства парадного интерьера XVIII века в гостиной представлены "Портрет императрицы Екатерины II, парные портреты великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, "Портрет императрицы Елизаветы Петровны". Парадный "Портрет графа Петра Борисовича Шереметева" написан по заказу владельца усадьбы в 1770 году французским художником Н.Б.Делапьером. Редким образцом резьбы по дереву 1780-90 годов известной московской мастерской Павла Споля является футляр для "органчика" - духового музыкального инструмента, состоящего из механизма с трубками и валиков, с помощью которых воспроизводились музыкальные произведения. До настоящего времени из 10 сохранилось 9 валиков. На органчике исполнялись произведения по большей части забытых ныне авторов: Пуаро, Фишера, Шустера, Пибини. Репертуар его составляли концерты, арии, танцы, увертюры к операм, в частности, увертюра из чрезвычайно популярной оперы Монсиньи "Дезертир", шедшей также на сцене шереметевского театра.

Парадная спальня
Парадная спальня

Парадная спальня
Парадная спальня

Парадная спальня
Парадная спальня

Парадная спальня
Парадная спальня

Мода на парадные спальни заимствована из Европы и в XVIII столетии получила широкое распространение в русских дворцах. Убранство интерьера подчеркнуто нарядно. В его отделке тонко сочетаются изящество шелковых обитай, полихромная роспись, резьба и золочение. Альковная ниша, обрамленная лепным растительным орнаментом и резной балюстрадой работы И.Юста - замечательный образец русского интерьерного декора II половины XVIII века. Аллегорический плафон "Невинность на распутье между Мудростью и Любовью", десюдепорты "Пигмалион" и "Пенелопа" написаны неизвестными русскими художниками середины XVIII века. Настенные французские часы с боем, отделанные черепаховым панцирем и золоченой бронзой, выполнены в мастерской Шарля Буля в I половине XVIII века. Парадной спальней завершается ряд гостиных Дворца, за которыми расположены камерные интерьеры - личные покои владельцев.

Кабинет-конторка
Кабинет-конторка

Кабинет-конторка
Кабинет-конторка

С Кабинета-конторки начинаются камерные интерьеры Дворца. Его размеры и отделка значительно скромнее парадных гостиных. Первоначально дубовая обшивка стен оживлялась множеством картин, написанных "сухими красками" - пастелью. Картины были симметрично вставлены в дубовые панели по размерам и сюжетам и обрамлены золочеными рамами. В 80-х годах XVIII века кабинет изменил свой облик: картины были сняты, стены затянуты малиновым штофом, в интерьере появилась единственная во Дворце "архитектурная" печь. Живописное убранство кабинета составляют натюрморты-"обманки" - редчайшие образцы этого жанра в русском искусстве 30-х годов XVIII века. Убранство интерьера составляют кресла со спинками "на угол" (Россия, I четверть XVIII века), настольный чернолаковый кабинет с рельефными вставками, вышитыми золотыми и серебряными нитями (Италия, XVII век) и напольные часы с фигурками Адама и Евы (Германия, XVIII век). Особую художественную и историческую ценность представляет стол для нот и гравюр с изображением панорамы кусковского парка. Наборная столешница выполнена мастером Никифором Васильевым (1780-е годы) в технике маркетри из различных пород дерева (розового, палисандрового, карельской березы и др.) Обстановку дополняет мраморная скульптура и фарфоровая пластика русской и западноевропейской работы XVIII века.

Личная уборная
Личная уборная

Личная уборная
Личная уборная

Личная уборная
Личная уборная

Отдаленная от парадных интерьеров, Личная уборная предназначалась для приведения в порядок грима, париков, платья. Небольшие размеры комнаты, обитой нарядным "английским" ситцем, воссозданными по подлинным образцам, делают ее особенно уютной. Требованию тепла и комфорта туалетной комнаты отвечает единственный во Дворце пример соединения печи с камином. Обстановка Личной уборной выдержана в модном для XVIII века стиле "шинуазри" (от французского "китайщина"), наполненная "восточными" предметами мебели и прикладного искусства. С подлинными китайскими произведениями - шкафом-кабинетом (начало XVIII века) и фарфоровыми вазами, соседствуют стилизованные "под Китай" русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая жардиньерка II половины XVIII века. Туалетный столик с зеркалом в фарфоровой раме (Дания, XVIII век) задрапирован штофом и фламандским кружевом во вкусе XVIII века. Живописное убранство Личной составляют "Портрет калмычки Аннушки" (1772 год), воспитанницы Шереметевых и "женские головки" - копии неизвестных художников II половина XVIII века. Обстановку дополняют произведения восточного и европейского фарфора и фаянса.

Диванная
Диванная

Диванная
Диванная

Устройство Диванной во Дворце - дань моде, пришедшей в Россию с Востока во II половине XVIII века. В убранстве небольшой проходной комнаты, предназначенной для отдыха, основное место занимает пристенный диван (Россия, XVIII век). Черты парадности интерьеру придают высокое зеркало с мраморной консолью, живописный плафон "Флора" с гризайлями "Лето" и "Осень", наборный паркет. Серия пастельных "женских головок", особенно модных в России, создана неизвестными художниками второй половины века XVIII столетия.

Библиотека
Библиотека

Библиотека в увеселительном дворце служила своеобразной кунсткамерой, где в стенных витринах хранились глобус, звездная сфера, камера-обскура, подзорная труба и изящные "раритеты" из фарфора, стекла, кости, перламутра и т.п. Все эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности, увлечениях и изысканности вкуса владельца усадьбы. Сейчас в витринах представлены редкие произведения декоративно-прикладного искусства и фарфоровой пластики русских и западноевропейских мастеров XVIII века. Оформление библиотеки отличается оригинальной отделкой, соответствующей ее содержанию и назначению: стены украшены резьбой по дереву, цветным туфом, а ниши - гирляндами из ракушек и росписью. В стенных шкафах-витринах хранятся предметы декоративно-прикладного искусства, мелкая фарфоровая пластика работы русских и европейских мастеров XVIII века. Из обстановки особый интерес представляет резное золоченое кресло. По преданию оно было специально заказано графом П.Б.Шереметевым в известной московской мастерской П.Споля к приезду Екатерины II в Кусково в 1787 году.

Вседневная опочивальня
Вседневная опочивальня

Вседневная опочивальня
Вседневная опочивальня

Вседневная опочивальня
Вседневная опочивальня

Вседневной опочивальней завершаются камерные интерьеры Дворца. Художественное решение комнаты продиктовано ее назначением - она использовалась для отдыха в течение дня. Приглушенная голубая гамма обитай стен, мебели и альковных драпировок создают особую атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с росписью "в помпеянском стиле", получившем широкое распространение во II половине XVIII века благодаря раскопкам античных городов Геркуланума и Помпеи. Из предметов обстановки значительный интерес представляют напольные часы XVIII века с музыкальной репетицией (механизм - мастер Генри Торнтон, Англия; футляр - Россия) и туалетный столик с зеркалом (Россия, конец XVIII века).

Картинная
Картинная

Картинная
Картинная

Подобный тип Картинной получил широкое распространение в России с начала XVIII века. На стенах Картинной размещены произведения живописи различных западноевропейских школ XVI-XVIII веков: голландской, фламандской, французской, итальянской, немецкой. Художественное единство этой своеобразной "картинной галереи"создавалось характерной для XVIII века "шпалерной развеской", при которой живопись почти сплошь покрывала стены. Самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, поскольку они подбирались симметрично по размерам и сюжетам, с соблюдением близкой колористической гаммы. Московский вариант развески - "шпалерная с "воздухом" - повышала самоценность каждого произведения. Дополняет убранство Картинной русская наборная мебель - бюро-цилиндр с изображениями городских видов работы Никифора Васильева (II половина XVIII века) и гостиный столик (последняя четверть XVIII века).

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Танцевальный зал
Танцевальный зал

Танцевальный зал или Зеркальная галерея - самый большой и торжественный зал Дворца, предназначавшийся для парадных обедов, танцев и концертов. Обилие зеркал, отражающих окна, и живописный плафон "Слава рода Шереметевых" работы французского художника Луи Лагрене-старшего (1761 год) - способствуют иллюзорному расширению пространства. Белые плоскости стен оживляются золочеными гирляндами и венками из "тисненой бумаги", медальонами с профилями античных воинов, резными рамами зеркал. Над дверями зала помещены скульптурные панно на сюжеты древнеримской истории. Особую торжественность и парадность залу придают паркет, набранный "перетекающими кругами", осветительные приборы с хрустальными подвесками: люстры, стенники, фонари, жирандоли и гипсовые канделябры в виде женских фигур (Россия, II половина XVIII века).

Бильярдная
Бильярдная

Бильярдная
Бильярдная

Бильярдная
Бильярдная

Бильярдная
Бильярдная

Появление Бильярдных гостиных в русских дворцах связано с широким распространением во второй половине XVIII века игры в бильярд. Один из ранних образцов бильярдных столов, бытовавших в России, представлен в центре зала (Англия, 1770-е годы). В архитектурное убранство Бильярдной включены изразцовая расписная печь и камин с живописным панно "Пейзаж с руинами у воды" кисти итальянского художника-декоративиста Антонио Перезиногги. Потолок гостиной украшает аллегорический живописный плафон работы неизвестного художника середины XVIII века. Центральное панно и медальоны с персонифицированными изображениями времен года - "Осени", "Зимы", "Весны" и "Лета" - размещенные на фоне облачного неба, создают иллюзию большего пространства и высоты. На стенах, затянутых зеленым, травчатого рисунка штофом, представлены картины работы неизвестных русских художников XVIII века: "Суд Париса", "Сусанна и старцы", "Вирсавия", "Ревека", "Лот с дочерьми", "Милосердный самаритянин" - копии с оригиналов неизвестных европейских мастеров. Убранство гостиной дополняют осветительные приборы русской работы середины XVIII века - люстры и жирандоли на консолях перед зеркалами.

Столовая
Столовая

Столовая
Столовая

Столовая
Столовая

Столовая
Столовая

Столовая
Столовая

Столовая завершает южную анфиладу Дворца. Нарядное убранство ее подчеркнуто обилием зеркал, хрусталя, позолоты, живописных полотен. В отделке стен вместо шелковых тканей, впитывающих запахи трапез, использовались резные филенки с золоченой резьбой. Полукруглая ниша расписана под трельяжную беседку, увитую виноградными лозами. В нише - буфет-горка (И.Юст, 1770-е годы) с выставленными образцами фарфора (Россия, Западная Европа, XVIII век), увенчанная мраморным бюстом Александра Македонского (неизвестный скульптор XVIII века). Живописный аллегорический плафон "Юнона" выполнен Карлом Легреном в середине XVIII века в стиле барокко. Дверь в анфиладу попарно фланкируют парадные портреты родителей владельцев Кускова - графов Бориса Петровича и Анны Петровны Шереметевых и князей Алексея Михайловича и Марии Юрьевны Черкасских, исполненные в 1760-е годы Иваном Аргуновым. В обстановке Столовой центральное место занимает стол, сервированный в традициях II половины XVIII века русским и мейсенским фарфором, русским, английским и немецким стеклом. Среди разнообразных форм посуды в сервировке стола обычно использовалась фарфоровая пластика на мифологические, пасторальные, охотничьи темы (Россия, завод Гарднера; Германия, Мейсен, II половина XVIII века). Парадный стол дополняется небольшими сервировочными столиками с изделиями фарфора и стекла XVIII века. К Столовой примыкает Буфетная, служившая для хранения посуды и столовых приборов. В шкафах-буфетах выставлена русская и западноевропейская столовая и десертная посуда XVIII века.

Карточная
Карточная

Карточная
Карточная

Карточная - небольшая проходная комната между парадными гостиными и Танцевальным залом Дворца - использовалась для игры в карты. В архитектурном убранстве Карточной, как и во всех залах Дворца, сохранилась изразцовая печь XVIII века. Дверные проемы завершают живописные панно-десюдепорты - "Времена года", исполненные неизвестными русскими художниками. Живописное убранство Карточной составляют портреты русских и западноевропейских монархов и государственных деятелей XVIII века, некогда входившие в состав усадебной Портретной галереи. Особый интерес представляет портрет первого владельца усадьбы Кусково Б.П.Шереметева "в боярском платье". Главный элемент мебельного убранства - ломберные (карточные) столы - выполнены в XVIII веке французскими и русскими мастерами в технике наборного дерева. Тканые обитая стен и мебели восстановлены по сохранившимся образцам на ручных жаккардовых станках по технологии XVIII века.

Памятник Екатерине II
Памятник Екатерине II

Воздушный театр
Воздушный театр

Воздушный театр
Воздушный театр

Скульптура
Скульптура

На открытой местности напротив Оранжереи во времена Шереметевых был устроен зеленый Воздушный театр, где исполнялись итальянские и французские оперы, балетные дивертисменты. Исполнителями были крепостные музыканты и актеры Шереметевых. Здесь дебютировала крепостная актриса Прасковья Жемчугова.

Павильон Эрмитаж
Павильон Эрмитаж

В юго-западной части кусковского регулярного парка находится павильон Эрмитаж (от французского "ermitage" - "хижина отшельника"). Как и другие парковые павильоны, в XVIII веке Эрмитаж использовался для приема гостей, а название его подчеркивало назначение павильона, предназначенного для увеселения и развлечений в тесном кругу избранного общества. К тому же, его оригинальное устройство позволяло уединиться на втором этаже без прислуги. Его особенностью был поднимающийся с первого на второй этаж стол - что позволяло избежать присутствия слуг на втором этаже во время конфиденциальных разговоров, но при этом обеспечить подачу блюд. Подобные "эрмитажи" были тогда чрезвычайно модными. Сейчас он находится на реставрации.

Интересное и красивое место для отдыха и прогулок со всей семьей. Я надеюсь, что мне удастся побывать здесь, когда реставрационные работы будут закончены. Тогда эта статья будет обязательно дополнена новыми фотографиями.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 11731 | Комментариев: 3

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Марина (25.12.2017 в 18:57):
Очень интересная статья, спасибо! Я еще читала тут: http://hobbiphoto.ru/usadba-ku...to-i-svadeb/ может кому пригодится. Уже была там с подругой - все понравилось!
Ирина (25.07.2017 в 10:09):
И все-таки я нашла сама! Эта женщина Наталья Борисовна Долгорукова (Шереметева) - символ красоты, любви и верности русской женщины!
Ирина (24.07.2017 в 11:32):
Спасибо! Еще раз побывала в Кусково! Удовольствие огромное. Но есть вопрос. В Опочивальне висит картина женщины в черном с поднятым указательным пальцем. Экскурсовод ничего о ней не рассказал, а я ее сфотографировала, чтобы дома разглядеть подробнее. Перевернула весь инет, но не нашла никакой информации об этой картине. А хотелось бы узнать подробнее. Можете помочь мне в этом?

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.1 сек. / MySQL: 2 (0.0087 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх