Выставочный проект "Березовские древности"
Выставочный проект "Березовские древности"
Выставка "Березовские древности", проходящая в здании Сытного двора заповедника Коломенское, знакомит посетителей с произведениями церковного искусства, происходящими из города Березова и хранящимися ныне в Омском государственном историко-краеведческом музее. Название этого города ассоциируется, прежде всего, с местом ссылки сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова. Основанный в 1593 году казаками, шедшими осваивать Сибирь, Березов, с его суровым климатом и длящейся 8 месяцев зимой, еще в XVII веке стал местом ссылки - в 1660-х годах сюда был отправлен князь Дмитрий Ромодановский. В 1724 году по указу Петра I в Березове был построен тюремный острог для содержания особо важных государственных преступников. Через несколько лет в Березов были сосланы вместе со своими семьями и окончили свои дни выдающиеся политические деятели петровской эпохи. В 1728 году здесь оказался А.Д.Меншиков, чему во многом способствовал его политический соперник А.П.Долгоруков. Этой участи не избежал и сам Долгоруков, через два года оказавшийся в Березове вместе со своим многочисленным семейством. В 1741 году сюда был привезен А.И.Остерман. После восстания декабристов, с 1826 года Березов стал местом ссылки некоторых его участников, а в XX веке - революционеров, среди которых были Л.Д.Троцкий и В.П.Ногин.
Венец венчальный женский
Венец венчальный мужской
Уникальная коллекция, хранящаяся в Омском краеведческом музее, практически неизвестна широкой публике. Представленные иконы, церковные облачения и детали интерьера происходят из березовского Воскресенского собора и датируются XVI - началом XX века. История их поступления в музейную коллекцию связана с деятельностью Андрея Федоровича Палашенкова, выдающегося омского краеведа, историка, археолога, в 1943-1957 годах - директора Омского краеведческого музея. В 1939 году сотрудниками музея была предпринята экспедиция по северу Омской области, простиравшейся в то время до Карского моря. В нее входил и Березов. Экспедицию возглавил Палашенков.
Дискос - литургический сосуд
Тарель - литургический сосуд
В Березове сотрудники экспедиции обнаружили место погребения Марии - дочери ссыльного Меншикова, а из полуразрушенного Воскресенского собора были спасены погибавшие иконы и другие церковные реликвии XVI - начала XX веков. Эта бесценная коллекция долгое время пребывала в забвении и в плачевном состоянии. Однако в 1990-х годах началась комплексная реставрация икон Березовского цикла силами московских и омских реставраторов.
Икона "Михаил архистратиг"
Икона "Успение Богоматери"
Икона "Святитель Николай Чудотворец"
Икона "Страдания мученика Федора Стратилата"
Икона "Искушение Христа дьяволом"
Икона "Жены-мироносицы"
Самая ранняя из них, датированная XVI веком - икона с изображением Архистратига Михаила. Согласно сохранившимся документам, она была принесена в Березов в период его основания казаками и помещена в первую Воскресенскую церковь. Икона, предположительно, написана в Поволжье. Интересно отметить, что именно там формировалась дружина Ермака. Остальные представленные иконы относятся преимущественно к тобольской школе и датируются XVIII веком.
Икона "Гибель Содома"
Икона "Потопление армии фараона в море"
Икона "Извержение Ионы из китовой утробы"
В 1638 году при тобольском архиепископском доме была основана мастерская со школой иконописания. С этого времени большинство икон для сибирских церквей писались именно в этой мастерской. В середине XVII - начале XVIII веков сибирские изографы нередко делали списки (копии) с икон, выполненных в древнерусской манере, относящихся к новгородской школе письма. В силу того, что в Сибири получили распространение произведения основных иконописных центров России с различными иконографическими и художественными традициями, местные мастера были свободны в выборе пути, нередко используя в одной работе различные подходы.
Икона "Рождество Богоматери"
Икона "Богоматерь живоносный источник"
Характер живописи, в которой можно проследить параллели с украинским и польским барокко, а также с итальянским Ренессансом, объясняется приездом в это время в Сибирь архиепископов из Киева. Так в далекой Сибири необычайно ярко проявилось светское начало в отечественной церковной живописи, что было связано с общей ориентацией русского искусства XVIII века на европейские художественные стили.
Андрей Федорович Палашенков
Андрей Федорович Палашенков (1886-1971) - выдающийся краевед, исследователь, археограф, историк, археолог. А.Ф.Палашенков родился в селе Надва Катынской волости Смоленской губернии. Деятельность ученого-краеведа начал в Смоленске. С 1936 года работал в Омском краеведческом музее, в 1943-1957 годах являлся его директором. Трудно переоценить вклад А.Ф.Палашенкова в развитие омского краеведения. Именно он возглавил экспедицию, спасшую произведения церковного искусства, погибавшие в полуразрушенном Воскресенском соборе города Березова и теперь представленные на этой выставке.
К.Н.Щекотов "Портрет А.Ф.Палашенкова"
В автобиографии Андрей Федорович писал: "В 1939 году предпринята экспедиция по рекам Северная Сосьва и Ляпин. Обследована территория бывшей Ляпинской крепости, где обнаружены остатки крепостного тына, фундаменты башен и других строений. По рекам Сосьве и Ляпину открыты городища, стоянки древних поселенцев... собран вещественный материал... произведены обмеры, чертежи и фото. В Березове определено место погребения Марии Меншиковой, дочери сподвижника Петра, умершей в 1729 году. Обнаружены и вывезены в музей шелковые и другие ткани XVIII и XIX веков, в том числе фелонь, пожертвованная находившимися в березовской ссылке княжнами Долгорукими; выделена и вывезена в музей коллекция икон древнего письма... Составлено описание березовского некрополя". В те годы это было поистине нравственным подвигом.
Трудовая книжка А.Ф.Палашенкова
Рукопись А.Ф.Палашенкова "Ляпинская крепость"
Весной 1938 года А.Ф.Палашенков вывез из города Тары Омской области выброшенные в утиль уникальные издания конца XVIII - начала XX столетия. Были спасены от уничтожения тысячи рукописей и старопечатных книг, также переданные в музей.
Евангелие
Описание старого божия града Иерусалима
Если коллекция березовских икон уже стала объектом пристального внимания искусствоведов, то церковные облачения и ткани из Воскресенского собора, спасенные Палашенковым, еще ждут своего исследователя. В такой полноте они впервые представлены специалистам и широкому кругу музейных посетителей.
Фелонь - верхнее облачение священника
Безусловной жемчужиной собрания является фелонь, расшитая дочерью А.Д.Меншикова и легендарной женой также сосланного в Березов сына А.Г.Долгорукого Ивана - Натальи Борисовны, урожденной Шереметевой. Задолго до жен декабристов она совершила нравственный подвиг, последовав в Сибирь за молодым мужем. Фелонь - единственный сохранившийся предмет из многочисленных вкладов семей Долгоруковых и Меншиковых в церковь Рождества Богородицы, построенную А.Д.Меншиковым. Эта церковь сгорела в 1764 году, погибли и хранившиеся в ней реликвии. Лишь немногие сохранившиеся богослужебные предметы впоследствии оказались в Воскресенском соборе. Помимо экспонатов Омского краеведческого музея, на выставке показаны произведения живописи из фондов Государственной Третьяковской Галереи - эскизы Сурикова к его картине "Меншиков в Березове", а также старопечатные книги из собрания МГОМЗ. Представленные произведения - не только свидетели исторических событий, значимых для России Они имеют несомненную художественную ценность, поскольку демонстрируют эстетические устремления и высокий уровень религиозного искусства даже в самых отдаленных уголках огромной России.
Епитрахиль - часть облачения священника
Саккос - верхнее облачение священников высокого ранга
Стихарь - богослужебное облачение священника
Вторая часть экспозиции посвящена коллекции икон и церковных тканей из Воскресенского собора города Березова. Эти произведения в 1939 году были доставлены в Омск членами комплексной Ляпин-Сосьвинской экспедиции во главе с А.Ф.Палашенковым. В ней также приняли участие научные работники музея геоботаник Н.А.Князев и журналист Д.П.Сальников. Через два года после экспедиции храм был взорван, а двадцать шесть икон, культурную ценность которых так и не удалось установить во многом из-за их плачевного состояния, а также идеологической обстановки в стране, на долгие десятилетия оказались в забвении. И только в 1990-е годы начался процесс реставрации этой уникальной коллекции.
Покров на богослужебные сосуды
Покров на богослужебные сосуды
Хоругвь с двусторонней иконой "Рождество Богоматери"
Потир - чаша для причастия
Александр Данилович Меншиков, сподвижник Петра I, влиятельный царедворец, обручивший свою дочь Марию с малолетним Петром II. В результате дворцовых интриг, где Долгорукие сыграли не последнюю роль, был лишен званий и наград. Все его громадные богатства были конфискованы. В 1727 году А.Д.Меншиков был арестован и вместе с семьей отправлен в ссылку. Его жена Дарья Михайловна (урожденная Арсеньева) не выдержала этих бед и тягот и по дороге скончалась. В Березов Александр Данилович прибыл с тремя детьми - дочерьми Марией, бывшей царской невестой, Александрой и сыном Александром. Первоначально ссыльных поселили в остроге, позднее Александр Данилович собственноручно срубил для семьи добротную избу и поставил деревянную церковь. Вскоре старшая дочь Мария в возрасте 18 лет скончалась от оспы. В том же 1729 году не стало и самого А.Д.Меншикова. Его двое детей еще находились в ссылке, когда в Березов прибыла опальная семья Алексея Григорьевича Долгорукого.
Книга "Общероссийский гербовник дворянских родов"
Книга "Невский проспект"
А.Г.Долгорукий был воспитателем великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I, и имел большое влияние на своего воспитанника даже после его коронации. Сын Алексея Григорьевича Иван был другом юного царя Петра II и потому значительным лицом в государстве. Его родную сестру Екатерину Алексеевну Долгорукову 19 ноября 1729 года объявили невестой юного императора. В декабре этого же года Иван Долгоруков по большой любви обручился с Натальей Шереметевой, дочерью фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева.
Набедренник - часть облачения священника
Икона "Богоматерь Владимирская"
Книга "Деяния знаменитых полководцев и министров"
Заразившись ветряной оспой, царь Петр II скоропостижно умер. Долгоруковых обвинили в корыстолюбивом влиянии на покойного государя. Все члены семьи Долгоруких были лишены званий и имущества. Родные Натальи Шереметевой, зная нерасположение императрицы Анны Иоанновны к Долгоруковым, уговаривали ее расторгнуть помолвку с князем Иваном, но она отвергла эти советы. На третий день после свадьбы пришло указание императрицы Анны Иоанновны об отправке всех Долгоруковых: Алексея Григорьевича с женой Прасковьей Юрьевной, молодоженов Ивана с Натальей, братьев Николая, Алексея, Александра, сестер Екатерины, Елены, Анны в ссылку. После долгой и трудной дороги в 1730 году они прибыли в Березов. Здесь пересеклись судьбы младших детей Меншикова с Долгорукими. Ссыльным было строго запрещено общаться с местными жителями, иметь бумагу и чернила, выходить куда-либо из острога, церковь посещали под конвоем солдат. Из книг разрешалось иметь только Библию. Мужчины на острожном дворе разводили уток, гусей, лебедей. Женщины занимались рукоделием, шили они и дары для церкви. Вероятнее всего, в этот период - в 1730 году - была сшита и дарована в храм фелонь. К моменту создания этого предмета в живых была лишь Александра Меншикова. От Долгоруких в изготовлении фелони могла принимать участие не только Наталья Борисовна, но и ее золовки Екатерина, Елена, Анна.
Вот такая небольшая выставка. Ехать в Коломенское, чтобы целенаправленно посетить ее, по-моему, не стоит. Даже если вы возьмете комплексный билет на посещение всех выставок Коломенского, то сюда не попадете, требуется отдельный билет. В любом случае, решать вам.
Просмотров: 6215 | Комментариев: 4
Метки: выставки, Коломенское
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter
(05.05.2014 в 23:35):
Есть "не совсем мыльницы", а есть профессиональная техника.
Ольга
(03.05.2014 в 16:16):
Привет! Мы с дочкой тоже были на этой выставке! Фоток у меня получилось много, хотя снимала не все церковные облачения и ткани. Поэтому не такая уж НЕбольшая была выставка :) хотя смотря с чем сравнивать..
Вот мой обзор http://www.dashinamama.ru/2014...og-post.html
Только я к сожалению только недавно "обработала"/доделала его, времени недостаточно свободного... :)
Хотела спросить, обратили ли Вы внимание на икону "Спас оплечный", на ней на щеке Иисуса темный мазок, что это? Смотритель выставки сказал, что это не "грязь", а означает что-то значимое...;) но это и не мироточение.
И еще поделитесь пожалуйста, как у вас получается делать фотографии без бликов и засвеченностей? Наверное спец приспособления? Я фотографирую на камеру, у нас Panasonic - не совсем "мыльница"... :)))))))) Может есть какие-то приемы съемок или последующей обработки, если нет спец приспособлений/режимов и пр. (я не в курсе пока как все это правильно назвать)? :))))
Вот мой обзор http://www.dashinamama.ru/2014...og-post.html
Только я к сожалению только недавно "обработала"/доделала его, времени недостаточно свободного... :)
Хотела спросить, обратили ли Вы внимание на икону "Спас оплечный", на ней на щеке Иисуса темный мазок, что это? Смотритель выставки сказал, что это не "грязь", а означает что-то значимое...;) но это и не мироточение.
И еще поделитесь пожалуйста, как у вас получается делать фотографии без бликов и засвеченностей? Наверное спец приспособления? Я фотографирую на камеру, у нас Panasonic - не совсем "мыльница"... :)))))))) Может есть какие-то приемы съемок или последующей обработки, если нет спец приспособлений/режимов и пр. (я не в курсе пока как все это правильно назвать)? :))))
user
(08.08.2013 в 23:41):
Навеяло мысли о зверствах царизма.
Zhelezyaka
(06.08.2013 в 11:00):
Спасибо, было интересно.
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария