Blog. Just Blog

Музей Московского метрополитена

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей Московского метрополитена
Музей Московского метрополитена

Почему в Москве решили строить метро? Как его строят? Как работало метро в годы войны? Чем современные поезда отличаются от старых? Как устроен эскалатор? Какая станция самая красивая? Почему поезда не сталкиваются? Почему на станциях тепло зимой и прохладно летом? Применяются ли в метро компьютеры? Кто сможет помочь пассажиру, если он не знает, как доехать до нужной станции? Ответы на эти и многие другие вопросы можно получить в Народном музее Московского метрополитена.

Лестница в музей
Лестница в музей

Народный музей истории Московского метрополитена расположен в южном вестибюле станции "Спортивная" на втором и третьем этажах. Второй этаж сейчас закрыт на ремонт, вся экспозиция размещена на третьем. Найти музей легко, достаточно приехать в первом вагоне поезда от центра и перед самым с выходом на улицу обратить внимание на скромную дверь с табличкой "Народный музей московского метрополитена". Дальше по лестнице с перилами из старых резиновых поручней поднимайтесь на третий этаж. Вход, как ни странно, абсолютно бесплатный, любительская фотосъемка тоже.

Музей Московского метрополитена
Музей Московского метрополитена

Музей Московского метрополитена
Музей Московского метрополитена

Впервые идея создания музея высказывалась сразу после открытия первой очереди метрополитена. Создан музей был в ноябре 1967 года по инициативе ветеранов метрополитена при активной поддержке заместителя начальника Московского метрополитена Зинаиды Троицкой. Открытие музея истории Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитена явилось большим событием не только для его коллектива, но и в общественной жизни города Москвы. Перед общественным советом музея и ветеранами труда метрополитена стояла большая и сложная задача - показать посетителям историю строительства и развития первой в стране подземной магистрали с ее специфичной структурой, которая стала еще одной достопримечательностью города.

Музей Московского метрополитена
Музей Московского метрополитена

В основу первой экспозиции вошли документы, сохраненные работниками метрополитена. В основном, они рассказывали о людях метрополитена. Фонды и экспозиция музея создавались по крупицам. Энтузиасты, глубоко заинтересованные в создании музея, занялись поиском и подбором будущих экспонатов: документов, фотографий, образцов различной техники и т.п. Они использовали материалы Управления метрополитена, фонды Государственного архива кинофотодокументов, Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, а также различное оборудование, снятое с эксплуатации. Многие документы и отдельные предметы были переданы в дар музею частными лицами.

Макет трамвая
Макет трамвая

На рубеже XIX-XX веков российские и зарубежные предприниматели предложили несколько проектов строительства в Москве городских внеуличных дорог большой скорости - метрополитена. Однако ни одному из авторов не удалось достигнуть договоренности с городскими властями о начале работ. В 1910 году работы по проектированию возобновились, однако начавшаяся первая мировая война их остановила. В 1924 году проектирование поручили тресту Московских городских железных дорог (МГЖД) - так тогда именовалось управление Московского трамвая. Окончательный вариант проекта был готов в 1930 году, однако он также был отвергнут.

Откатка породы в шахте метро
Откатка породы в шахте метро

Плакат, посвященный строительству 1-й очереди Московского метрополитена
Плакат, посвященный строительству 1-й очереди Московского метрополитена

Демонстрация в честь пуска Московского метрополитена
Демонстрация в честь пуска Московского метрополитена

В июне 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято решение о сооружении метрополитена в Москве, а уже 15 мая 1935 года состоялось открытие первой очереди Московского метрополитена на участках от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до станции "Смоленская" общей протяженностью 11,2 км.

Билет ударника "Метростроя"
Билет ударника "Метростроя"

Инструменты метростроевцев
Инструменты метростроевцев

"Есть метро!"
"Есть метро!"

Сейчас никто не может представить себе столицу без метро, которое стало не только достопримечательностью, но и основным видом общественного транспорта, на долю которого приходится 57% общегородских перевозок пассажиров.

Машинист первого поезда метро - Михаил Наумович Шполянский
Машинист первого поезда метро - Михаил Наумович Шполянский

В 1932 году в Москве разворачивается строительство метрополитена. Все электрооборудование для первого вагона метрополитена разрабатывается и изготавливается на заводе "Динамо" под руководством М.Н.Шполянского. Сроки разработки и изготовления по мировым меркам просто фантастические! Разработка и изготовление первого опытного вагона были осуществлены за один год! И вот наступает день, который занесен в мировую книгу истории городского пассажирского транспорта: 15 октября 1934 года в 20 часов 15 минут первый поезд Московского метрополитена спустился в тоннель и прошел по опытному участку первой линии метро - от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники". Машинистом этого первого поезда стал инженер М.Н. Шполянский. Пассажирами первого поезда были лучшие строители метро, первый секретарь Московского комитета партии Н.С.Хрущев, Председатель Моссовета Н.А.Булганин и другие руководители города.

Документы первых работников метрополитена
Документы первых работников метрополитена

Пригласительный билет на одну поездку в метро
Пригласительный билет на одну поездку в метро

Работая на различных предприятиях, Михаил Наумович Шполянский внес значительный вклад в создание и совершенствование многих отраслей городского транспорта в нашей стране и очень много сделал для развития пассажирской трансфертной системы в городе Москве. Среди его разработок - электрооборудование троллейбусов, создание систем управления движением транспорта и многие другие передовые разработки.

Стрелочные телефоны
Стрелочные телефоны

Схема электрических контактов вагона метрополитена
Схема электрических контактов вагона метрополитена

Бюст В.И.Ленина
Бюст В.И.Ленина

Знамя Ленина
Знамя Ленина

Экспозиция музея основывается на раскрытии истории развития метрополитена в течение нескольких десятилетий. Интересные и редкие экспонаты демонстрируют высокий трудовой подвиг тех, кто создавал и обеспечивал работу этого четкого и надежного вида подземного транспорта, способного разрешить проблему массовых и быстрых пассажирских перевозок.

Тележка типа "УГ"
Тележка типа "УГ"

Тележка типа "УГ" состоит из рамы, люлечного подвешивания, надбуксового подвешивания, двух колесных пар с буксами, тормозных устройств, деталей подвески тяговых двигателей (с опорой на осевые подшипники) и двух брусьев с токоприемниками. Кузов вагона покоится на двух таких тележках. Использовались под вагонами типа "Г" (1940-1983 года).

Корпуса мин и гранат
Корпуса мин и гранат

Пулемет "Максим"
Пулемет "Максим"

Знамя государственного Комитета обороны
Знамя государственного Комитета обороны

В экспозиции достаточно полно раскрыта тема: "Метрополитен в годы Великой Отечественной войны". В эти суровые годы метрополитен работал в двух режимах: как транспорт и как убежище для населения во время вражеских налетов.

Разменный автомат
Разменный автомат

История метро в билетах и жетонах
История метро в билетах и жетонах

История метро в билетах и жетонах
История метро в билетах и жетонах

История метро в билетах и жетонах
История метро в билетах и жетонах

История метро в билетах и жетонах
История метро в билетах и жетонах

История метро в билетах и жетонах
История метро в билетах и жетонах

Автоматический контрольный пункт (АКП)
Автоматический контрольный пункт (АКП)

Автоматический контрольный пункт (АКП)
Автоматический контрольный пункт (АКП)

Инструкция по пользованию АКП
Инструкция по пользованию АКП

Ежегодно музей посещают около девяти тысяч москвичей и гостей столицы. Более половины из них - школьники и студенты. Для молодых людей посещение музея метрополитена - первое близкое знакомство не только с крупнейшей транспортной системой столицы России, но и со многими профессиями метрополитеновцев.

Электронная счетно-денежная машина "Чичера"
Электронная счетно-денежная машина "Чичера"

Спортивные призы метрополитена
Спортивные призы метрополитена

Подарки метрополитена
Подарки метрополитена

Подарки метрополитена
Подарки метрополитена

Наградные таблички
Наградные таблички

Музей позволит увидеть подземку такой, какой ее не видели многие из нас: деревянные турникеты, разменные автоматы, кабина машиниста. За короткое время можно наблюдать ошеломляющий технологический прогресс метрополитена: ручное управление, сменяющееся автоматикой; дежурный у эскалатора, наблюдающий пассажиров с помощью мониторов.

Вагоны московского метро
Вагоны московского метро

Макет вагона типа "Г"
Макет вагона типа "Г"

Вагоны московского метро
Вагоны московского метро

Метро нельзя представить без поездов и вагонов. Даже за мою жизнь сменилось несколько поколений вагонов, появились новые, постепенно исчезают старые. В музее представлены макеты вагонов метрополитена разных лет и плакаты с их изображениями и фотографиями.

Кабина машиниста
Кабина машиниста

Кабина машиниста
Кабина машиниста

Рычаг переключения скоростей
Рычаг переключения скоростей

Один из главных экспонатов музея - кабина машиниста в вагоне распространенного типа 81-717, в которую можно забраться и понажимать там на все кнопки. Вагоны были снятые с производства еще в 1988, но множество из них до сих пор бегает под Москвой.

Полуавтоматический светофор автоблокировки с автостопом
Полуавтоматический светофор автоблокировки с автостопом

Пульт управления стрелками и сигналами, работавший до 1956 года
Пульт управления стрелками и сигналами, работавший до 1956 года

Электрический пост управления движением поездов
Электрический пост управления движением поездов

Электрический пост управления движением поездов
Электрический пост управления движением поездов

Электрический пост управления движением поездов
Электрический пост управления движением поездов

За последние десять лет на Московском метрополитене внедрены в эксплуатацию современные отечественные технические системы, способствующие решению оперативных задач по управлению движением поездов. Вместе с тем, на некоторых станциях до сих пор стоят электронно-механические пульты, светофоры и реле, которые сейчас можно увидеть в музее.

Макет системы автоматического регулирования скорости поездов
Макет системы автоматического регулирования скорости поездов

Блок электрических реле
Блок электрических реле

Система автоматического ведения графика движения поездов избавляет поездного диспетчера от необходимости вычерчивать на бумажном графике отклонения от графика движения, точно фиксируя время прохода каждым поездом контрольных точек на линии. Система регистрации параметров движения поездов собирает данные о действиях машиниста и параметрах работы состава при помощи устройств регистрации параметров движения поездов передаются на диспетчерский пункт. В случае возникновения нештатной ситуации на составе машинист-инструктор центрального диспетчерского пункта видит реальную информацию о действиях машиниста и работе технических систем поезда, что позволяет быстро выдать машинисту правильные рекомендации по выходу из нештатной ситуации.

Система компьютерной диспетчерской централизации
Система компьютерной диспетчерской централизации

Изображения, передаваемые в режиме реального времени с камер видеонаблюдения, установленных в вагонах поезда передаются на монитор, установленный на рабочем месте поездного диспетчера. Система помогает принять своевременные оперативные меры по пресечению и предотвращению правонарушений. Такие системы применяются только в двух метрополитенах мира - Московском и Лондонском. Все данные, полученные при помощи вышеописанных систем, архивируются и в дальнейшем используются для анализа действий оперативного персонала метрополитена, а так же для обучения работников метрополитена.

Содружество метрополитенов
Содружество метрополитенов

Содружество метрополитенов
Содружество метрополитенов

Содружество метрополитенов
Содружество метрополитенов

Содружество метрополитенов
Содружество метрополитенов

Содружество метрополитенов
Содружество метрополитенов

В небольшом лекционном зале размещены материалы, рассказывающие о содружестве первенца - Московского метрополитена с метрополитенами России и стран СНГ, а также коллегами Будапешта, Праги и других метрополитенов. Особое место в музее отведено архитектуре. Ведь метрополитен является не только сложнейшим инженерным сооружением, но и уникальным произведением архитектуры. Ряд станций были удостоены международных премий и представляют собой памятники истории и культуры и охраняются государством. В их оформлении применено 20 видов мрамора, гранит, декоративная керамика, художественная лепка, римская и флорентийская мозаика, фрески, скульптура.

Долгое время музей Московского метрополитена был труднодоступен для обычных людей, так как график его работы был с понедельника по пятницу и с 9 утра до 6 вечера. То есть как раз в то время, когда все нормальные люди находятся на работе. С недавнего времени музей работает и по субботам. Очень классный музей, который обязательно надо посетить всей семьей. И желательно предварительно записаться на экскурсию, под руководством опытного экскурсовода посещение музея станет на порядок интереснее.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 6728 | Комментариев: 6

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter (18.11.2013 в 23:59):
Всему свое время. В планах есть, когда доберусь - не знаю.
MaxIkar (18.11.2013 в 22:04):
Советую посетить http://bunker42.com/index.php?lang=ru
Андрей (18.11.2013 в 15:23):
В Нижнем Новгороде действуют бронзовые(или латунные) жетоны "2", с отличаем от фотографии: в них по центру 6-ти мм отверстие. Раньше были "совместимы" с питерскими.
ManHunter (18.11.2013 в 11:30):
Это средняя часть корпуса мины без хвостовика и головной части. В войну их делали на тех же заводах, что и вагоны метро. Ну а про сигареты и патроны, так в каждой шутке есть доля шутки. Практически все советские заводы так или иначе имели план оперативного перепрофилирования на случай войны. По пермским заводам знаю, что на макаронном заводе будут делать порох, на велосипедном (велики "Кама" если чо) - гранаты для подствольников, дальше распространяться не буду, а то наругают :)))
Grey (18.11.2013 в 11:25):
На фотке где мина и граната деталь в виде усеченого конуса похожа на корпус мины, это что тоже мина какая то или продукция двойного назначения, чтобы станок быстро перенастроить на выпуск корпусов мин? Слышал байку что диаметр сигарет специально совпадал с диаметром патронов.
NVTim (17.11.2013 в 20:18):
Спасибо! Очень познавательно. О! и у меня где-то лежит такой пластмассовый зелёный жетон "60 (лет) московский метрополитен"... это аж с 1995 года завалялся...

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2021
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0074 сек.) / Память: 4.75 Mb
Наверх