Музей русской деревни
Музей русской деревни
Народное искусство - уникальное явление национальной культуры. Оно вобрало в себя многовековой опыт русского народа, его представления о мире, добром, полезном и прекрасном. Начало собранию народного искусства Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника было положено выставкой народного художественного творчества, развернутой в нескольких экспозиционных залах Москвы в конце 1930-х годов. С середины 1950-х годов музей ведет активную работу по дальнейшему комплектованию коллекций, ежегодно проводились и проводятся до сего дня систематические экспедиционные обследования удаленных и мало изученных селений Русского Севера и Приуралья, Поволжья, Центра и Юга европейской России.
Музей русской деревни
Экспозиция "Мир русской деревни" не только знакомит с первоклассными памятниками отечественной истории и культуры XVIII-XX века, но и дает объемное представление о традиционной русской обрядности, наиболее значимых семейных, календарных и трудовых праздниках. Она раскрывает локальные проявления той или иной сложившейся традиции русской деревни, среду, в которой жили и творили крестьянские мастера, их оптимистическое мировоззрение, глубокое чувство родной природы.
Телега
Народное искусство помогает современникам понять соборные принципы творчества безымянных народных мастеров, истоки жизнеутверждающих тем и сюжетов их произведений, осознать мир живой красоты, нравственных идеалов и духовных ценностей русского народа.
Охлупень "Птица"
Охлупень "Конь"
Подлинные произведения экспозиции раскрывают особенности конструкции и декоративного убранства северных и поволжских домов. Обязательным завершением русского северного дома являлся охлупень - скульптурное изображен не конька или утицы, которое оберегало обитателей доли от зла.
Наличники окон
Подоконная доска
Фасад дома
Фасад дома
Фасад дома
Огромные, нередко двухэтажные доли Русского Севера предназначались для проживания большой семьи, состоящей из родителей и сыновей с женами и детьми. В таком доме располагались не только жилые помещения, но и хлевы для скотины, запасы продовольствия и всего того, что необходимо для жизни в условиях холодной зимы.
Очелье наличника чердачного окна
Ворота
Украшение ворот
Поволжские дома XIX - начала XX века отличались меньшими размерами. В них, как правило, жила одна семья с детьми и родителями. Надворные постройки располагались отдельно от дома и соединялись с ним высоким забором и воротами. Фасадная часть дома и ворота, выходившие на улицу, обильно украшались резьбой.
Скворечники
Украшением крестьянского двора служили скворечники. Мастер В.Савин из Рязанской губернии выполнил их в виде фигур старика и старухи.
Сундук
Короба
Ендова
Солоница
Полочка для икон
Передний (красный) угол крестьянского дома располагался но диагонали от печи. Здесь стоял стол, над которым располагалась божница с иконами. Вдоль стен шли лавки, над ними под потолком находились полки.
Кровать и люлька
Туеса
Жбан и чаша
Ковш и чаша
Светцы и лавка
Красным угол являлся парадном частью дома, местом приема гостей. Поэтому на полках стояла красивая столовая утварь, на стенах висели украшенные разноцветными узорами полотенца. Особенно наряжалась изба в праздничные дни. В обычное время здесь работала и отдыхала мужская часть крестьянской семьи.
Русская печь
Русская печь
Главное место к избе занимала русская печь, которая обычно стояла рядом с входной дверью. Эта часть дома называлась печной угол, бабий кут. Здесь женщины готовили еду и занимались различными работами. Тут же хранилась крестьянская утварь, необходимая для ведения домашнего хозяйства.
Пестерь и кузов
Медная утварь
Медная утварь
Деревянная утварь
Деревянная утварь
Дверь в голбец
Котелок
Сечки
На Севере, в Центре Европейской России, на Урале и в Сибири около печи находилась пристройка - голбец, внутри которого располагалась лестница в подклет - подполье. Голбец считался местом обитания доброго духа - домового, оберегавшего хозяев от разного рода неприятностей.
Солонки
Хлебенка
Солонка
Ендова
Блюдо
Жбан и бурак
Стопа и ложка
Ковши
Сундук
Лапти
Обряды в русской деревне составляли важную сторону общественной и семенной жизни. Они делились на обряды жизненного цикла, отмечающие наиболее важные события в жизни людей, обряды народного календаря и обряды окказиционные - исполнявшиеся по оказиям - особым случаям в жизни человека или общины в целом. Произведения народного искусства, раскрывающие содержание обрядов, отличают рукотворность, многодельность, архаичная строгость или, наоборот, подчеркнутая декоративность. Некоторые из этих предметов использовались в жизни русского крестьянина всего два раза: на свадьбе и похоронах.
Костюм кормящей матери
Детская одежда
Рождение ребенка в крестьянской семье обычно происходило в бане. В случае каких-то осложнений у роженицы выполнялись особые обряды: для ускорения родов открывались все двери, сундуки, печные заслонки. При этом считали, что подобно воздуху, который свободно перетекал из одного пространства в другое, ребенок должен легко выйти на свет Божий. Для облегчения родов женщину опоясывали красным поясом, в доме зажигали венчальные свечи, читали молитву на разрешение от бремени, если ребенок рождался слабым, то его клали на хлебную лопату и помещали в оттопленную печь на некоторое время, тем самым перепекали его.
Рожок для кормления ребенка
Детские игрушки
Родившегося ребенка заворачивали в рубаху отца, непосредственно с него снятую: "чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтоб отец жалел его". Обычно новорожденного не одевали в рубашку до крещения, а держали в пеленках, и не клали в колыбель. Для пеленок и свивальника употребляли поношенные старые рубахи и другие части одежды взрослых. Крестильная пеленка и свивальник особо украшались. В Рязанской губернии крестильной пеленкой служила венчальная рубаха отца - "постилка". На русском севере пеленки, в которых детей носили к причастию, украшали наголовничком - налобником.
Сундук
Прялка
Рубеля
Прялки
Короба
Короба
Вальки
Ткацкий станок
Девочки начинали принимать участие в изготовлении приданного с 7-8 лет: пряли нити, учились ткать полотенца, холсты, из которых, затем, шили одежду. Для сшивания ткани использовали швейку, а с конца XIX века в состоятельных семьях - швейную машинку. Для стирки и глажения тканей применяли вальки и рубеля. Все эти предметы отличались добротностью, тщательностью отделки, богатством резной и расписной орнаментации. Они бережно хранились и передавались по наследству.
Сундук для приданого
Сундук
Венчальные костюмы
Птица из щепы
Ковши-черпаки
Праздничное колесо
Свадебный стол требовал больших расходов и готовился заранее. Гости, по традиции, приносили подарки в виде хлеба, рыбы и вареного мяса. Общепринятым был обычай угощать молодых курицей, яйцами и молоком, что связывалось с пожеланиями в будущем здорового потомства. Свадьба продолжалась не более трех дней. Знаком ее окончания часто служила раздача так называемого разгонного пирога или пряника. Получая кусочки пирога, гости понимали, что праздник завершен и пришло время расходиться по домам.
Монеты и рукавицы
Погребальные одежды
Дровни
Голбцы
Траур отмечался особым способом ношения одежды и изменением прически. Женщины не завязывали, а накидывали на голову платки-покрывала или особую поминальную одежду. В Рязанской губернии это были синюшки и понитки. Было принято готовить смертную одежду заранее. Иногда "смертную" рубаху не дошивали до конца, оставив не вырезанным ворот или не закончив другие детали, которые доделывали уже после смерти покойного. Повсеместно существовал обычай во время похорон раздавать на помин души предметы одежды, полотенца, платки. Копальщикам могилы, "умыкальщикам", "наряжальщикам" покойного "на помин" дарили полотенца, варежки, холст. Если умирала девушка-невеста, ее хоронили в венчальной одежде.
Праздничные костюмы
Женские головные уборы
Женский головной убор
Праздники играли огромную роль в жизни русского народа. В праздничные дни каждая изба тщательно вымывалась, застилалась новыми половиками, по стенам развешивались лубочные картинки, полотенца "с украсами", на полках расставлялась нарядная утварь, перед иконами затепливалась лампада. Хозяйки готовили "хорошую" еду, из сундуков доставали для домочадцев "добрую" одежду. Время праздников считалось священным, было наполнено радостью, весельем, развлечениями. С воскресеньями в году насчитывалось 140-150 праздничных дней. Среди них особенно почитались Пасха - Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово, Святки, Масленица, Семик - Троица, Петров день, Егорьев день, престольные и заветные праздники. Обычно они продолжались 3-4 дня, исключением были Пасха и Масленица, которые отмечались неделю. Они были обязательными для всех жителей деревни.
Женский головной убор
Женский головной убор
Спицы-зеркальца
Особое место в праздничной системе русского народа занимали земледельческие праздники (первый день пахоты, сева, жатвы, окончание жатвенных работ) и скотоводческие (первый выгон скота, конский праздник). Молебны, крестные ходы, общее праздничное гуляние сближали людей, способствовали укреплению родственных связей. Праздники предоставляли молодежи более широкие возможности выбора брачной пары, а всем крестьянам давали передышку в череде повседневных забот, создавали иллюзию равенства всех людей, укрепляли сложившийся миропорядок в сельской общине.
Рождественский сундук
Рождественские печенья
Праздничные предметы
Рождество Христово является вторым по значимости праздником после Пасхи. С Рождеством Христовым начинались Святки - время уличных забав, вечерок, ряжений. В первую неделю было принято "славить Христа" и гадать о будущем урожае. "Христославам" дарили мелкие монетки, специальные печенья - "козули". Вторая неделя заполнялась разнообразными игрищами, ряжением, гаданием о суженых-ряженых, девичьими смотринами. Для гадания использовали ложки, которыми ели в рождественский сочельник, зеркало, стакан, колечко, блюдо. Во время гадания снимали пояс, нательный крест, кольца, шейные украшении, серьги и, иногда - часть одежды.
Выездные сани
Детские санки
Детские санки
Гармонь
Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны, устранения отжившего зла и продуцирования изобилия и плодородия на земле. Главным в праздновании было изобилие еды на столах всех домохозяек и особое внимание к молодоженам и молодежи вообще. Наибольшего размаха гуляние достигало в последние дни. В домах прекращались все виды работ, крестьяне ходили в гости, ездили по селу на конных упряжках, посещали ярмарки. Молодежь каталась с гор на санках, скамейках, ледянках.
Хомут
Дуги
Фонари и трещетка
Чучело Масленицы
Берестяная маска
Шлея
Колокольчики поддужные
Бубенцы
В Прощенное воскресенье с утра по деревням возили чучело Масленицы в сопровождении ряженых. Затем Масленицу увозили за околицу деревни и там либо разрушали и разбрасывали по полю, либо топили в реке, либо сжигали. В этот день было принято дарить пироги, кренделя, коврижки, пряники и просить друг у друга прощения. Считалось, что это одна из форм очищения души перед длительным великим постом.
Замок
Дверные кольца
Замки и ключи
Замки и ключи
Подголовный сундучок
Во многих русских деревнях традиционно существовали кузницы, в которых изготавливали различные предметы хозяйственного обихода: орудия труда, инструменты, дверные ручки, светцы, служившие в избе подставками для горящей лучины, спицы для закрепления кудели на прялках и многое другое. В отдельных кузнечно-слесарных мастерских оковывали тонкими прорезными полосами железа деревянные сундуки, изящные ларцы, выполняли надежные замки и ключи. Изделия кузнецов отличаются разнообразием форм, конструктивной ясностью, органичностью пластических решений, высоким уровнем мастерства, пониманием природных качеств материала.
Наличник окна светелки
Глиняная утварь
Глиняная утварь
Глиняная утварь
Глиняная утварь
Глиняная утварь
Глиняная утварь
Гончарный круг
В результате научных экспедиций Сергиево-Посадский музей-заповедник к настоящему времени располагает одной из наиболее полных в стране коллекций крестьянского гончарства, резных и расписных прялок, поволжской архитектурной резьбы, народной набойки, вышивки и ткачества, женского костюма XIX - 1-й половины XX века.
Набивные доски
Набивные доски
Набивные доски
Образец набивной ткани
Набойка - ручной способ получения узора на ткани при помощи рельефных форм - деревянных резных досок либо наборных медных пластин с гвоздиками. При набойке на влажную ткань накладывают покрытую краской форму и ударяют по ней специальным молотком (отсюда название "набойка"). Для многоцветных узоров число печатных форм должно соответствовать числу цветов.
Бочка
Набивной молоток
Образцы набивной ткани
В XIX веке в России большое распространение получила кубовая набойка, которая выполнялась способом резервации: узор наносился на ткань специальным составом - "вапой", предохранявшим его от окрашивания, после чего полотно опускалось в емкость с раствором красителя индиго - "куб" (бочку, чан) и после просушки промывалось в воде. Мастера-набойщики работали как в небольших домашних красильнях, так и занимались "отхожим" промыслом - ездили по деревням и собирали холсты для набойки.
Прялки
Прялки
Прялки
Прялка - древнейшее приспособление для прикрепления льняного или шерстяного волокна (кудели) при прядении. Она состоит из лопасти, к которой привязывалась кудель, ножки и донца, куда садилась пряха для работы. Русские крестьяне придавали прялке большое значение, поэтому ее особенно богато декорировали резьбой и росписью. Часто прялка служила свадебным подарком жениха невесте или отца дочери с пожеланием будущей счастливой семейной жизни, использовалась в девичьих посиделках.
Мялка
Рубель
Швейка
Плетение кружева
В XIX - начале XX века каждый крестьянин мог в домашних условиях выдолбить бочонок или кадушку, сплести корзину, лапти, сети для ловли рыбы, сделать грабли, или вилы, обработать кожу. Точно также каждая крестьянка умела прясть, ткать, шить, вязать, плести кружева. Часть предметов крестьянского обихода заказывали деревенским мастерам. Кузнец ковал лемехи для плугов, мотыги, наконечники вил; скорняк занимался выделкой овечьих шкур и пошивом из нее верхней одежды; гончар изготавливал глиняные горшки, "синильщик" украшал домотканое полотно разными узорами. Как правило, мастер работал у себя дома или в специальном помещении. В малоплодородных землях России получили развитие кустарные промыслы. Новгородская и Вятская губернии славились своими кузнецами, замочниками, подковщиками, гвоздарями; Ярославский край был известен "прекраснейшими полотнами", окрестности Кирилло-Белозерского монастыря - токарными ложками, Троице-Сергиевской Лавры - игрушкой. В ремесленных мастерских изготавливались сани, телеги, конская упряжь, лодки, прядильно - ткацкие орудия труда (ткацкие станы, прялки, самопряхи, скально, вьюшки), оконные рамы, кирпичи, охотничьи ружья и другое. По деревням ходили артели плотников, каменщиков, предлагая свои услуги в строительстве изб и кирпичных домов, работали печники. Ремесло было окутано множеством различных поверий и легенд.
Ткацкий станок
Варежки, чулки
Образцы ткачества
В народе говорили, что кузнецы, гончары, плотники, печники, каменщики и другие мастера обладают тайными знаниями. Крестьяне верили, что каждое ремесло имеет своего Божественного покровителя. Покровителями кузнецов считались святые Козьма и Демьян, печников - святые Фома и Павел, сапожников - святой Авраамнй, плотников - святой Николай Угодник, покровительницей прядения и ткачества была святая Параскева Пятница и так далее. Традиционное русское ремесло, проделавшее в своем развитии длительный путь, к настоящему времени наиболее полно сохранилось в народных художественных промыслах.
Просмотров: 11466 | Комментариев: 5
Метки: музеи, Сергиев Посад
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
Фразеолог
(20.03.2014 в 08:14):
Спасибо! Взял на вооружение для уроков ИЗО.
Grey
(20.01.2014 в 15:24):
Такими ключами и замками скорее всего пользовались зажиточные люди. У простолюдинов замки были гораздо проще. Замком была щеколда с зубьями сверху, над щеколдой в двери дырка, а ключ в виде стержня из двух сегментов соединенных шарнирно (клепка). Такой ключ просовывался в отверстие, первый сегмент "падал" вниз и человек цепляя щеколду открывал ее. Разумеется такой примитивный ключ мог запросто подойти ко многим другим "замкам" при близкой длине первого сегмента.
scalpel
(08.01.2014 в 15:10):
Спасибо, интересно.
Zhelezyaka
(07.01.2014 в 11:50):
Спасибо, за интересные фотки.
Удивительно, кажется банальные бытовые вещи а выглядят как "живые".
Современное барахло "мёртвое" - сломалось или порвалось - выкинуть не жалко.
С Рождеством!
Удивительно, кажется банальные бытовые вещи а выглядят как "живые".
Современное барахло "мёртвое" - сломалось или порвалось - выкинуть не жалко.
С Рождеством!
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария
Суровым народам - Великая история.