Blog. Just Blog

Художественно-педагогический музей игрушки

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Художественно-педагогический музей игрушки
Художественно-педагогический музей игрушки

Художественно-педагогический музей игрушки был основан в 1918 году в Москве художником, коллекционером Николаем Дмитриевичем Бартрамом (1873-1931 года). В 1931 году коллекция музея была перевезена в Загорск (название Сергиева Посада с 1930 по 1991 год). В настоящее время музей расположен в здании начала XX века, а его собрание насчитывает более 150 тысяч игрушек России, стран Запада, Востока, Америки.

Археологическая игрушка
Археологическая игрушка

Археологическая игрушка
Археологическая игрушка

Археологическая игрушка
Археологическая игрушка

В основном зале музея представлено около 800 русских игрушек. Открывается экспозиция археологической коллекцией XI-XIX веков, куда входят глиняная лепная посуда, фрагменты музыкальных инструментов, фигурок коней. В далекие времена игрушки, изображающие животных, птиц играли роль культовых предметов. С ними связывалась вера в языческих богов, их использовали в погребально ритуале, считали оберегами.

Глиняная игрушка
Глиняная игрушка

Глиняная игрушка
Глиняная игрушка

Глиняная игрушка
Глиняная игрушка

В музее хранится произведения разных гончарных центров, среди которых своей яркостью и богатством пластических форм выделяются игрушки деревни Филимоново Тульской области и слободы Дымково Кировской области. В их росписи до нашего времени сохранились элементы древнейших символов: круги, полоски-лучики. Все это указывает на связь с солнечным божеством.

Нижегородская игрушка
Нижегородская игрушка

Нижегородская игрушка
Нижегородская игрушка

Нижегородская игрушка
Нижегородская игрушка

Нижегородская игрушка
Нижегородская игрушка

Нижегородская игрушка
Нижегородская игрушка

Когда-то Россию называли "лесной страной". Лес был главным строительным материалом. В народе говорили: "Кабы не было топора, топиться было бы пора". В свободное время плотник мастерил для дома разнообразные предметы, а для детей - игрушки.

Игрушки Русского Севера
Игрушки Русского Севера

Игрушки Русского Севера
Игрушки Русского Севера

Игрушки Русского Севера
Игрушки Русского Севера

Игрушки Русского Севера
Игрушки Русского Севера

Игрушки Русского Севера
Игрушки Русского Севера

Игрушки Русского Севера
Игрушки Русского Севера

Обратите внимание на игрушки Русского Севера. Их называли "плотницкими". Из глубокой древности пришла традиция делать игрушки, напоминающие женскую фигуру. Это образ богини плодородия - Матери Сыра-Земля. Таких кукол без рук, без ног называли "пангами". Произошло слово от "панг", что значит "корень", но это не только корень дерева, но и корень семейного рода. Панги были оберегами семьи. Щепная птица была распространенным подарком с пожеланием здоровья. Чтобы ее сделать, мастер должен обладать большим умением. Ведь она сделана из цельного куска дерева. Надрезанные тоненькие щепочки-лучинки умело изогнуты в хвост и крылья птицы. В работе не используется ни клей, ни специальные крепления. Щепные птицы нередко подвешивались в доме перед иконами, как знак Святого Духа.

Тряпичные куклы
Тряпичные куклы

Тряпичные куклы
Тряпичные куклы

В течение многих веков в каждой семье и в деревне, и в городе дети играли тряпичными куклами. Данью древней традиции было изготовления безликих кукол. Это связано с боязнью злых духов. Считалось, что они вселяются только в живые существа. Поэтому кукла с лицом становилась как бы живой и могла нанести большой вред ребенку.

Гороховецкие игрушки
Гороховецкие игрушки

Гороховецкие игрушки
Гороховецкие игрушки

Гороховецкие игрушки
Гороховецкие игрушки

Гороховецкие игрушки
Гороховецкие игрушки

Гороховецкие игрушки
Гороховецкие игрушки

Гороховецкие игрушки
Гороховецкие игрушки

Одним из самых любимых образов в народной игрушке были кони. Их лепили из глины, вырезали из дерева. По древней легенде кони были слугами бога солнца. Каждое утро они вывозили его в колеснице на небосклон. Легенда забылась, а образ коня, как "первого работника на селе" остался. В игрушке он нашел самое широкое воплощение. Обратите внимание на смело рубленных коней Гороховецкого и Поволжских промыслов. Они все мощные, лихие, с крутыми длинными шеями. Весь их силуэт создает иллюзию движения.

Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама
Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама

Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама
Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама

Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама
Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама

Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама
Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама

Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама
Игрушки, выполненные по рисункам Н.Д.Бартрама

Поволжские мастера славились не только "топорной" игрушкой, но токарной и столярной. Она радует яркой цветастой росписью и безграничной фантазией. Отдельная витрина посвящена основателю музея Н.Д.Бартраму. В ней представлены игрушки, сделанные мастерами по его эскизам.

Машина
Машина

Кукла в костюме крестьянки
Кукла в костюме крестьянки

Кукла-татарка
Кукла-татарка

Кукла-армянка
Кукла-армянка

Сундук-укладка
Сундук-укладка

Куклы витязей
Куклы витязей

Предметы из набора "Троице-Сергиева Лавра"
Предметы из набора "Троице-Сергиева Лавра"

Предметы из набора "Троице-Сергиева Лавра"
Предметы из набора "Троице-Сергиева Лавра"

Предметы из набора "Троице-Сергиева Лавра"
Предметы из набора "Троице-Сергиева Лавра"

Николай Дмитриевич считал, что игрушка должна не только развлекать ребенка, но и развивать его, нести новые знания. Одна из таких игрушек - первая Триумфальная арка Москвы. Выбор города для переезда Музея игрушки из Москвы в Загорск был не случайным. В Сергиевом Посаде и его окрестностях издавна развивался промысел игрушки. В XIX веке он достиг своего расцвета. В городе было 322 мастерские. Игрушка получала международные награды в Чикаго и Париже. Развитию потешного промысла способствовало нахождение в городе Троице-Сергиевой Лавры, куда ежегодно к гробу Сергия Радонежского стекалось большое количество паломников. Они были основными покупателями игрушки.

Игра настольная "Христос воскресе!"
Игра настольная "Христос воскресе!"

Игрушка "Царь-колокол"
Игрушка "Царь-колокол"

Набор "Настоящий часовщик"
Набор "Настоящий часовщик"

Паровоз
Паровоз

Паровоз
Паровоз

Железная дорога
Железная дорога

Железная дорога
Железная дорога

Самовар и чашка
Самовар и чашка

Местные мастера в своих работах обращались к дереву, папье-маше и мастике. Своих кукол они называли моргалками, талиями, пеленашками. Немало игрушек было с движением и звуком. Все это удивляло, смешило, поражало. В заде экспонируются такие известные куклы, как лама и гусар, вырезанные из трехгранной чурки с яркой раскраской, архитектурный набор Троице-Сергиевой Лавры.

Набор для работы с кожей
Набор для работы с кожей

Набор для работы с кожей
Набор для работы с кожей

Мастера делали игрушки как дешевые, так и дорогие. Куклы в русских национальных костюмах с фарфоровыми головками были далеко не всем по карману.

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Сергиевская игрушка
Сергиевская игрушка

Самой известной игрушкой Сергиева Посада стала матрешка. Она приобрела статус национального сувенира. Вот уже более ста лет, как матрешка прописалась в Сергиевом Посаде.

Богородская игрушка
Богородская игрушка

Богородская игрушка
Богородская игрушка

Богородская игрушка
Богородская игрушка

Богородская игрушка
Богородская игрушка

Богородская игрушка
Богородская игрушка

Богородская игрушка
Богородская игрушка

Богородская игрушка
Богородская игрушка

С Сергиево-Посадским игрушечным промыслом неразрывно связан потешный промысел в селе Богородском. Богородские игрушки имеют свои характерные особенности. Режутся из липы, без предварительного рисунка, чаше всего "в белье", то есть без окраски. Как правило, они все с движением.

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

"Игрушка - это зеркало жизни" - как-то сказал Николай Дмитриевич Бартрам. Прекрасным доказательством этого является игрушка советского периода. Красноармейцы, краснофлотцы, рабочие, колхозники - вот основные персонажи того времени. Революция, гражданская война, разруха - все это сказалось на материале и качестве игрушки. В 1932 году в Загорске был основан научно-исследовательский институт игрушки. Началась работа по созданию новой "советской" игрушки. Она должна была отражать эпоху и нового человека - строителя социализма.

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Война прервала роботу института, а также производство игрушек. Процесс восстановления начинается сразу же в послевоенное время. Осваиваются новые материалы, такие как целлулоид, резина, цветная печать на жести. Разрабатываются модели игровых кукол разных профессий. В крупных городах республик открываются специализированные предприятия игрушечного производства. Большое внимание уделяется технической, музыкальной игрушке, настольным играм, всевозможным наборам.

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

Советская игрушка
Советская игрушка

В игрушках 1970-1960х годов отразился технический прогресс, достижения науки. Появились космические ракеты, луноходы, конструкторы, стала производиться отечественные электротехнические игрушки. При массовом производстве игрушек большая роль отводилась художникам разных профессий, таких как скульпторы, дизайнеры, модельеры. В своих работах они нередко обращаются к фольклору, кукольному театру, мультфильмам, детской книге.

Современные игрушки
Современные игрушки

Современные игрушки
Современные игрушки

Современные игрушки
Современные игрушки

Современные игрушки
Современные игрушки

Современные игрушки
Современные игрушки

В музее складывается интересная коллекция русской игрушки XXI века. Она экспонируется на регулярно устраиваемых временных выставках.

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Дагестанская игрушка
Дагестанская игрушка

Несколько стеллажей в музее отведены для временной экспозиции игрушек из Дагестана. Здесь представлены игрушки из глины и резные фигурки из рогов животных.

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Китайские куклы в национальных костюмах
Китайские куклы в национальных костюмах

Китайские куклы в национальных костюмах
Китайские куклы в национальных костюмах

Корзина с цветами
Корзина с цветами

В истории искусства Востока и всего мира важнейшее место по праву принадлежит Китаю. Китайская художественная культура, такая же древняя, как и египетская, оказала серьезное влияние на культуру близлежащих стран. Китайские мастера и художники вложили в свои произведения собственные представление об устройстве мира, выразили философское отношение к природе, преемственность традиций. Пять стихий, взаимодействие противоположных начал инь и янь, природа, как наиболее полное выражение законов бытия, путь человека и изменчивость жизни, гармония и пустота нашли свое отражение в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве Китая.

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Фигурки животных
Фигурки животных

Фигурки животных
Фигурки животных

Фигурки животных
Фигурки животных

Фигурки животных
Фигурки животных

Вееры
Вееры

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Традиционными видами искусства в Китае считались игра в шахматы, каллиграфия, живопись и музыка. Музыка связывалась с философией, а великий китайский мудрец Конфуций писал, что прекрасная музыка - это микрокосмос, отражающий строение Вселенной. Каллиграфия через знак, пятно и линию передавала символическое изображение мира и имела четыре стиля. Каллиграфия и поэзия стали основой особого вида живописи - горизонтальных свитков. Традиционно живописные полотна выполнялись красками и тушью на шелковых и бумажных свитках, веерах, альбомных листах. С тех пор символами китайской живописи стали "четыре драгоценности" - тушь, кисть, тушечница и шелковая ткань или бумага, а сюжетами - изображение природы, растений и птиц, священных гор и водных потоков.

Головоломка
Головоломка

Бюсты китаянок
Бюсты китаянок

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Народная культура имеет свои особенности. Предметы народного быта - мебель, игрушки, орудия труда, созданные руками искусных китайских ремесленников, также выражают философское осмысление мира, но основанное на мифах и легендах. Важное место в народном искусстве занимают благопожелания, возникшие в глубокой древности. Они соединяют мифические представления китайцев с особенностями иероглифической письменности. Одинаковые звучания слов при различном их написании или одинаковое звучание разных по значению слов представляют собой своеобразный ребус, состоящий из определенного набора предметов и изображений, выражающих пожелание здоровья, счастья, долголетия, благополучия. Эти ребусы вошли в народную культуру и понятны большинству населения. Благопожелания используют при создании лубков, бумажной вырезки, воздушных змеев, фонариков и народной игрушки.

Панава
Панава

Панава
Панава

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Китайские игрушки
Китайские игрушки

История китайской игрушки такая же древняя, как история Китая. В предании о рождении первых людей богиня Нюйва лепит фигурки мужчин и женщин, а слово "кукла" в китайском языке созвучно словам "идол", "фетиш". Глиняные погребальные фигурки воинов из усыпальницы первого императора Китая (230 год до нашей эры), нефритовые и бумажные куклы, которые использовались в ритуальных обрядах - прообразы современной игрушки. Куклы и игрушки - важная часть китайского искусства. Современные игрушки выполнены в прежних традициях из разнообразных материалов. Это - фарфор, глина, дерево, бамбук, рисовое тесто, трава, папье-маше, солома. Куклы в китайских костюмах и бюсты китаянок - яркий пример преемственности традиций китайского искусства. Панорамы дворцов, пагоды, выполненные из металла поражают тонкой проработкой деталей, и вещи бытового назначения становятся настоящими произведениями искусства.

Да Афу
Да Афу

Фигурка бессмертного
Фигурка бессмертного

Фигурка бессмертного
Фигурка бессмертного

Глиняные игрушки - это творчество народных умельцев. Они не всегда поражают изяществом и тонкостью исполнения, но при этом не менее выразительны. Множество таких игрушек продают в канун Нового года. Есть игрушки поздравительные - небольшие фигурки взрослых и детей в праздничных костюмах, с хлопушками или бумажными змеями. Есть игрушки "благопожелательные". Глиняная фигурка (здоровый ребенок) - это большеголовый, розовощекий малыш, который в руке держит лотос. Слова "лотос" и "непрерывно" звучат одинаково, и тот, кто дарит игрушку желает, чтобы сыновья в семье рождались непрерывно. Одна из любимых праздничных фигурок - Да Афу (большое счастье). По легенде Да Афу - святой, который в образе ребенка укротил льва, уносившего маленьких детей. Эта игрушка - толстый, почти круглый ребенок, который держит в руках льва. Круглая форма означает гармонию, а лев - существо, защищающее от злых сил. Поскольку народные мастера никогда не видели львов, их изображали похожими на собак синего или зеленого цвета. В китайской мифологии очень почитаемы "бессмертные". Это - философы, чиновники, монахи, канонизированные в средние века и наделенные сверхчеловеческими способностями. Каждого бессмертный имеет особый предмет, связанный с легендой о нем: посох, тыкву, флейту, веер. Изображения бессмертных также означали доброе пожелание. Игрушка, изображающая бога долголетия Шоу-сина похожа на неваляшку. Старец одет в красный монашеский плащ, в руках держит персик, символ долголетия, веер или жезл жуй (исполнение желаний), знак счастья и благополучия. У него необычно высокий лоб, а к поясу привязана тыква-горлянка, означающая столько детей, сколько завязей на плетях тыквы. Игрушка Шоу-син - пожелание долголетия, счастья и многочисленного потомства и подобна японской игрушке Фукурокудзю.

Восемь мудрецов в лодке
Восемь мудрецов в лодке

Цилинь
Цилинь

Очень популярна игрушка Восемь бессмертных. Это - добрые волшебники, помогающие людям. Часто они плывут на лодке в страну бессмертия в гости царице Запада Сиванму или пируют. Игрушки "Сылинь" - это четыре существа, приносящих счастье: дракон, птица Феникс, черепаха и сказочное существо цилинь. Дракон - повелитель дождя, символ двух стихий - огня и воды, приносит удачу и достаток. Черепаха - принцесса подводного царства по легенде подарившая простому рыбаку бессмертие в глиняном сосуде. Цилинь - сказочное существо наполовину дракон, наполовину конь, наполовину лев. На лбу у него рог и третий глаз. Появления цилиня означает рождение особого человека - мудреца или бессмертного.

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Императорская собачка
Императорская собачка

В Китае и Корее существовал обычай ставить перед воротами храма изображения львов (иногда их называют львами Фо - львами Будды) и собак - охранителей от злых духов. Эти образы прижились в народной игрушке: львы фантастически раскрашены, а собачки украшены мехом и качают головками. Все эти, а также многие другие игрушки можно купить на веселом предпраздничном базаре. А можно - выиграть. Одни торговцы предлагают набросить на игрушку легкое бамбуковое кольцо, другие - поиграть в рулетку. Если стрелка остановится напротив одной из расставленных рядом фигурок - игрушка достается счастливому игроку.

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Резные миниатюры
Резные миниатюры

Резные миниатюры
Резные миниатюры

Мудрый и талантливый китайский народ изобрел очень много полезных вещей. Китай дал миру звонкий фарфор, бумагу, переливчатый шелк, компас, печатный станок и порох. Даже праздничные фейерверки и чай, который мы пьем каждый день, тоже пришли к нам из Китая. И задолго до нашей эры китайцы создали свое особенное письмо, где каждый специальный знак-иероглиф обозначает не просто букву, а слог, целое слово или понятие. Десятки, а то и сотни научных и технических изобретений были сделаны в Китае либо до новой эры, либо в раннее Средневековье, за многие сотни лет до их появления на Западе. Вплоть до XV века у китайцев был самый высокий уровень знаний по сравнению с другими народами мира.

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Китайские игрушки
Китайские игрушки

Китайские куклы в национальных костюмах
Китайские куклы в национальных костюмах

Китайские куклы в национальных костюмах
Китайские куклы в национальных костюмах

Соломенный дракон
Соломенный дракон

Воздушный змей
Воздушный змей

Несмотря на набеги кочевников, войны, пожары и стихийные бедствия, китайцы сохранили высокий культуры, науки, национальный язык. Нет другой такой нации, которая "переварила" бы такое количество пришельцев извне - сегодня в Китае насчитывается 55 национальных меньшинств общей численностью 108 миллионов человек. Бесследно исчезли многие народы, соперничавшие с китайцами за обладание жизненным пространством, а китайцы ныне являются крупнейшим народом мира.

Японский домик
Японский домик

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Япония - уникальная островная страна с редкой по красоте природой. Невысокие горы, живописные реки и озера, разнообразие животных и птиц, ель и береза, а рядом бамбук и тропические пальмы, мягкая зима, жаркое лето и в тоже время разрушительные тайфуны и землетрясения - все эти особенности природы не могли не сказаться на образе жизни японцев. Особое отношение к красоте и зыбкости окружающего мира, в непостоянстве которого заключено особое очарование, острое ощущение движения времени и своеобразная самоизоляция Японии сформировали особую, утонченную и поэтичную культуру этой страны.

Веер
Веер

Шкатулка
Шкатулка

На Японские острова люди переселились с материка давно, уже в I тысячелетии до нашей эры, а в IV веке нашей эры началось заселение островов племенами с острова Хонсю. По легенде братья Иваро и Ицусе посадили своих людей на корабли и отправились в путешествие, которое длилось 7 лет. У Иваро было три волшебных предмета, которые подарила ему богиня солнца Аматэрасу: металлическое зеркало, меч и яшмовое ожерелье. Это были символы императорской власти, поэтому под именем Дзимму он стал первым правителем и императором Японии, живым воплощением богини солнца и правил с 660 года до нашей эры. Отзвуки поклонения богине солнца сохраняются и в современных праздничных традициях японцев, а императорский дом Японии считается одним из древнейших в мире.

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Культура Японии своеобразна и неповторима, но в древности японцы многое переняли у Китая, Кореи, а через них - у Индии. Древний Китай японцы признавали центром и границей мира, а философия, история и культура Китая стали на долгое время частью жизни японцев, хотя при этом главным был принцип "вакон кансай" - "японская душа - китайская премудрость". С середины XIX века основной поток культурных заимствований в Японии идет уже с Запада, но японцы по-прежнему бережно относятся к своему прошлому, национальным духовным традициям и живут по принципу "вакон-есай" - "японская душа - западные знания". Современная Япония - это высокие технологии, освоение космоса, робототехника, производстве микропроцессоров, электроники, автомобилей, но одновременно это и старинный театр Но, имеющий 700-летнюю историю, и праздники любования цветами, чудесные произведения японского декоративно-прикладного искусства, куклы, кимоно, чайная церемония, икебана, оригами, бонсай.

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Игрушечный доспех
Игрушечный доспех

Детский шлем
Детский шлем

Самурай на коне
Самурай на коне

Самурай на коне
Самурай на коне

Трепетное и философское отношение японцев к природе не могло не отразиться на образе их жизни. Смена времен года, непостоянство вечно текущего мира (укие), в котором заключено особое очарование нашли свое отражение в произведениях искусства, быте, одежде и особых традициях, существующих только в Японии: знаменитых праздниках любования цветами, где каждый цветок - особый символ. Одежда также выражает особое отношение японцев к окружающему миру и является настоящим произведением искусства. Кимоно - киру моно - вещь для надевания, первоначально - любая нарядная, повседневная или рабочая одежда. Покрой кимоно не изменялся веками, он одинаков у мужчин и у женщин. Для изготовления кимоно требовалось девять метров шелка набивного, вышитого или расписанного (батик). Женское кимоно измерялось от макушки до пяток, рукава - длиной до полутора метров. Кимоно не имело застежек, и пояс-оби был важной частью костюма. Обернутый несколько раз вокруг талии, пояс превращался в огромный бант, похожий на бабочку. Расцветка и вид ткани соответствовали сезону и времени года: цветы сливы - зима, лотос - лето, хризантемы - осень. Кимоно на подкладке из ваты носили зимой, из легкого шелка - летом. Чтобы складки лежали красиво, по низу кимоно пришивали валик из ваты. Костюм дополнялся расписным веером из дерева, бумаги или шелка и зонтиком. Женщина в ярком кимоно казалась экзотическим цветком на фоне строгой простоты интерьера японского дома, а покрой одежды, не стесняя свободу движений, позволял выглядеть грациозно даже сидя на полу на циновках.

Мячи Тэмари
Мячи Тэмари

Мячи Тэмари
Мячи Тэмари

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японский дом - это символ единства мира людей и природы. Легкие раздвижные, решетчатые перегородки седзи, оклеенные рисовой бумагой, мягко рассеивают свет и, одновременно, позволяют легко устранять преграду, отделяющую дом от окружающей природы. Размер комнаты равен ширине двух циновок из рисовой соломы - татами. Мебели в доме почти нет: опасность землетрясений и наводнений приучила людей довольствоваться малым. В особой нише токонома помещается свиток со стихами, пейзаж или буш-икебана, которые заменяются соответственно времени года. В средние века на специальных полках тигайдана стали выставлять также кукол для любования.

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японию недаром называют страной десяти тысяч кукол. Нинге (куклы) по преданиям защищали людей от болезней, стихийных бедствий и других напастей. До сих пор для этого в деревнях соломенных кукол кладут в рисовый сноп или вешают под крышами домов. Изящные бумажные куклы камихина - потомки этих древних магических кукол и любая современная японская девочка искусно свернет такую куклу из картона и цветной рисовой бумаги. Древние глиняные погребальные фигурки догу, изображающие животных и изображающие людей - далекие предки современных чудесных кукол, созданных для любования и до сих пор выпускаемых в Японии. Мастерам, создающим этих кукол, присваивают титул "живое национальное достояние". Куклы изготовлены из редких пород дерева, одеты в костюмы из роскошных тканей. Это - настоящие произведения искусства. К ним относятся и особые куклы для праздника девочек хина-нинге и итимацу, которых дарят на праздник мальчиков. Это чаще всего парные куклы, что связано с древним культом божественных супругов брата и сестры, прародителей японцев. Лаконичность и обобщенность форм, характерная для народной игрушки, соединяется в японской кукле с утонченностью и изяществом женского образа. Укие-нинге - жанровые куклы, изображающие женщин-простолюдинок и горожанок. Их головки выполнены из рисового теста, а туловище - из соломы. Кимекоми-нинге - нечто прикрепленное к желобу. Ткань, имитирующие кимоно, приклеивается к туловищу куклы, а края заправляются в специально прорезанные желобки. Внешний вид кукол роднит их со скульптурой. Кукла Кокэси - символ плодородия. Круглая головка Кокэси сидит на деревянном туловище. Рук и ног у нее, как и у матрешки, нет, зато головка может поворачиваться.

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Япония - страна древних традиций и праздников. Самый любимый и известный из них, конечно, Новый год. До середины XIX века его отмечали в новолуние между 13 января и 24 февраля, в начале весны, сегодня японцы живут по европейскому календарю, но сохраняют все ритуалы и традиции восточного Нового года. Для приближения восхода солнца в древности звенели в колокольчики, а сегодня в последние минуты Нового года обязательно надо услышать 108 ударов колокола, отгоняющего 108 основных грехов. Еще существует обычай вывешивать различные изображения округлой формы, чтобы ускорить приход солнечного тепла, дети играют, а взрослые гадают с помощью разнообразных волчков. Важным считается первый сон Нового года, который предопределяет удачу, а помогает исполнить желание игрушка-талисман Дарума, напоминающая неваляшку. По легенде Дарума - проповедник буддизма, пришел в Китай из Индии. В монастыре Шаолинь, чтобы убедить монахов в истинности своей веры, он погрузился в медитацию и просидел так 9 лет, а затем восстановился с помощью упражнений, положивших начало боевым искусствам. Монахи приняли новую веру, а игрушка Дарума стала символом стойкости. Красный цвет игрушки - это цвет монашеского плаща. Глаза закрашены белым, как будто он занят самосозерцанием. Лицо белое, с густыми бровями и бородой, глаза круглые, что говорит о неяпонском происхождении. У Дарумы нет рук и ног, но он двигается, качаясь с боку на бок. Загадав желание, обладатель талисмана закрашивает один его глаз черным, а если желание исполнится, то закрашивает второй глаз и через год игрушка подвергается ритуальному сожжению. Другая игрушка-талисман - столбик Усо. Фигурка напоминает ритуальный столбик гохэй, который устанавливался у дверей храма и символизировал пожертвование храму тканей. Игрушки продают круглый год, а во время праздника происходит розыгрыш и тогда владелец "счастливой" фигурки может получить в награду золотой амулет.

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

Японские игрушки
Японские игрушки

В период смены времен года обряд очищения и избавления от демонов приобретает особый смысл. Очистительную функцию выполняли соломенные или бумажные куклы, на которых переносили грехи. Наиболее знамениты куклы нагисибина - плывущие по реке. Это пара бумажных кукол, помещенных в плетеный из соломы круг, их пускали плыть по реке, чтобы они унесли с собой зло. В первый день Нового года принято также запускать бумажных змеев, которые отгоняют злых духов и демонов, а девочки играют в волан ракетками. Первая новогодняя неделя связана еще с двумя традициями. Впервые в наступившем году выступают многократные победители борьбы сумо, а мальчишки-болельщики устраивают собственные соревнования с помощью забавной игрушки итасумо. Вторая традиция - паломничество в храм, посвященный богам счастья. Японцы верят, что если собрать семь фигурок богов счастья, то новый год принесет удачу. Один из них зовется Фукуруму (Фукооокудзю). Его имя состоит из трех иероглифов - счастье (фуку), успешная карьера (року), долголетие (дзю) и, конечно, сулит в Новом году удачу. Бородатый старец - японский двойник китайского бога долголетия Шоусина. Внутри него, как в нашей матрешке, находятся четыре других японских божества.

Театральные маски
Театральные маски

Театральные маски
Театральные маски

Театральные маски
Театральные маски

Традиционный восточный театр абсолютно не похож на европейский. Его особенности определяются мифологией, религией и философией стран Востока. Театрализованные представления или мистерии в Индии, Китае и Японии играли важную роль: исполненные в священные дни они обеспечивали благоденствие и процветание восточного театра, соединившие драму, пение, танец и символизм в костюмах, гриме, актерских движениях берут свое начало в древних храмовых представлениях.

Куклы марионетки
Куклы марионетки

Театральные куклы
Театральные куклы

Театральные куклы
Театральные куклы

Театральные куклы
Театральные куклы

Театры Японии - театр Но, возникший в XIV веке, театр Кабуки и театры кукол Дзерури и Бунраку, возникшие в XVII веке - это живая старина, где пьесы драматургов прошлого исполняются согласно многовековым канонам и традициям. В Японии сегодня существует европейский драматический театр, опера, балет, но наряду с ними живет искусство старинного театра. Древние обрядовые зрелища Японии разыгрывались в храмах в дни больших праздников. В мистерии и танцевальной драме гигаку, пляски которой пришли из Индии, Китая, Кореи, актеры выступали в огромных многоцветных масках, воспроизводивших персонажи индийских мифов. Эти маски изготавливались из дерева и были рассчитаны на восприятие с далекого расстояния. Со временем мистерии превратились в театральные представления, объединившие драму и комедию в одном спектакле, а маски стали важной частью спектакля.

Театральные маски
Театральные маски

Театральные маски
Театральные маски

В театре Но главный герой выходит в маске, его спутник тоже носит маску, если он изображает женщину или сверхъестественное существо. Актеры других амплуа не гримируются. Маски демонических существ выражают гнев, ярость, угрозу, существуют маски для отдельных ролей. Маска закрывает все лицо, для зрачков, глаз, ноздрей и рта делались отверстия, поэтому рот маски чуть приоткрыт. Актер в маске, с помощью условных проемов, понятных зрителю, передает реальные чувства персонажа. В маске заложена возможность смены выражений, связанная с движением, наклонами головы, отражением света. Маски театра Но, искусно выполненные из дерева, отличает выразительность и поэтичность образов. История сохранила имена знаменитых мастеров масок, их маски - произведения искусства и настоящее сокровище, как, например маски старинного мастера Кавати. Маски использовались также и актерами театра Кабуки. Маски старика и лисицы - обрядовые. Такие маски используются во время шествий, связанных с древними японскими праздниками. Лисица, например, - воплощение бога рисосеяния Инари. Веер являлся непременным атрибутом театрального действия и во время представления он превращался то в поднос, то в щит, то в оружие. Мужские вера отличались от женских цветом и изображениями на них.

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

3 марта празднуется Хина-мацури - Праздник девочек, Праздник любования куклами или Праздник цветения персика. Он существует уже более тысячи лет. Прародителями людей и богов в религии японцев синто считались брат и сестра Идзнами и Идзнаги. Ритуальные обряды хина-асоби, посвященные им, превратились в ритуал поклонения куклам, а позже - в национальный праздник и кукольный фестиваль. Особые куклы хина-нинге - главное богатство и приданое каждой японской девушки, символ благополучия и продолжения рода. Весь год куклы хранятся взаперти, выставляются они только в праздник на подставку хинаган из пяти или семи ступеней, покрытых ярко-красной материей. Их должно быть не меньше пятнадцати. На верхней полке восседают самые красивые куклы дайрисама - император и императрица. Ниже - фрейлины, музыканты, актеры, телохранители и слуги, а на самой нижней полке расставлены обеденные сервизы и другая утварь, угощения для кукол. Девочки ходят друг к другу в гости, угощаются, танцуют, любуются куклами. Во время праздника они знакомятся с правилами этикета и приема гостей. Выставка длится примерно месяц, потом кукол убирают до следующего года.

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

Японские куклы
Японские куклы

5 мая отмечают Танга-но сеэкку - Праздник мальчиков или Праздник карт. Он берет свое начало в древних обрядах, связанных с началом полевых работ, изгнанием с полей птиц и молением об урожае. Со временем праздник приобрел военно-спортивные черты и стал семейным, а куклы превратились в важнейший его элемент. В этот день возле домов на шестах вывешивают гогацунобари - майские флаги. В древности шесты с яркими флажками служили для отпугивания птиц с полей, позже флаги в форме карпов стали устанавливать рядом с теми домами, где ест сыновья. Черный карп - в честь отца, красный - в честь матери маленькие карпы - в честь сыновей. Карп - огромная и сильная рыба, имеющая особую символику в странах Дальнего Востока, это - пожелание мальчикам быть сильными и упорными, как те карпы, которые, согласно китайской легенде, превращаются в драконов, доплыв против течения до устья реки Хуанхэ. А чтобы будущие мужчины были еще храбрее, им дарят кукол - самураев, воинов, богатырей. Расположение кукол на полках, застеленных зеленым сукном, не имеет определенных правил. Чаще всего на верхнюю полку ставится миниатюрный шлем, доспехи, шесты с флагами самураев. На средней полке размещают мечи, барабаны, веера, бутылки сакэ, рисовые клецки, завернутые в бамбуковые листья. Куклы или фигурки воинов-самураев, поэтов, ученых обычно располагаются на нижней полке. Среди них обязательно встретится сказочный мальчик Кинтаро, в 12 лет победивший врагов. На почетном месте - фигурка первого императора Дзимму. Еще мальчикам дарят кукол итимацу, изображающих детей, одетых по средневековой моде. Сегодня День мальчиков переименован в "день детей", а карпов можно увидеть в храмах, садах и парках.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 9172 | Комментариев: 3

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
аида петровна (02.11.2014 в 20:49):
очень хорошее сообщение игрушки красивые. Побольше бы из соломки
Maksovich (13.01.2014 в 06:53):
У меня из советских игрушек помню был крокодил Гена как тут на фото. Только у него тут глаза по-моему перевернуты :)
Александр (13.01.2014 в 00:32):
Пахнуло чем-то родным и знакомым. Спасибо за экспозицию. Сам я, вятский уроженец. Тем более приятны добрые слова о дымковской игрушке, Хоть и представлена она слабовато и далеко не лучшими образцами. Также не хватает в экспозиции и упомянутой знаменитой щепной северной птицы. Давно никуда не писал, а тут что-то пробило...

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0047 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх