Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Центральный Дом авиации и космонавтики - старейший в России и один из старейших в мире музеев авиационно-космического направления. В коллекции музея насчитывается более 36 тысяч экспонатов, в том числе несколько десятков раритетов - силовых установок, двигателей, винтов самолетов. Многие экспонаты действующие, их демонстрируют посетителям при проведении экскурсий.
В зале №1 экспозиция отражает исторический этап зарождения воздухоплавания и авиации в России с середины XVIII до начала XX века. В 1783 году во Франции братья Монгольфье и физик Ж.Шарль осуществили первые пилотируемые полеты на тепловом (монгольфьере) и водородном (шарльере) аэростатах. Первый полет в России с научными целями совершили академик Я.Д.Захаров с бельгийским физиком и воздухоплавателем в 1804 году. Значительный вклад в развитие воздухоплавания в России внесли Д.И.Менделеев, К.Э.Циолковский, А.М.Кованько и другие. Исторически достоверный факт создания летательного аппарата тяжелее воздуха в России связан с именем великого русского ученого М.В.Ломоносова. В 1754 году им была создана действующая модель вертолета с двумя несущими винтами. Особое место в истории авиации России занимает контр-адмирал А.Ф.Можайский - создатель первого в России полноразмерного самолета с паровыми машинами, доведенного до стадии летных испытаний (июнь 1885 года). В декабре 1903 года американцы братья Райт, на основе изучения опыта немецкого инженера Отто Лилиенталя, совершили первые в мире устойчивые, управляемые и, главное, повторяемые полеты на своем самолете "Флайер". Первые самолеты в России, совершившие успешные полеты, были построены в 1910 году (А.С.Кудашев, И.И.Сикорский, Я.М.Гаккель). В 1913-1914 годах И.И.Сикорский создал первые в мире тяжелые 4-х моторные самолеты "Русский Витязь" (опытный) и "Илья Муромец", строившийся серийно.
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Макет воздушного шара
"Ньюпор XXI"
"Моран-Ж"
"Ньюпор IV"
"Святогор"
В эти годы начали свою деятельность такие выдающиеся отечественные авиаконструкторы как Д.П.Григорович, В.А.Слесарев, С.В.Гризодубов. В зале экспонируется подлинная испытательная установка А.Г.Уфимцева для исследования работы винтомоторной группы с двумя соосными винтами. Основоположником теоретической и экспериментальной аэродинамики, создателем первых авиационных научно-исследовательских и учебных центров в России является выдающийся ученый - механик Н.Е.Жуковский, за свои заслуги названный "отцом русской авиации". Среди его учеников и последователей были такие блестящие ученые, конструкторы и летчики как С.А.Чаплыгин, А.Н.Туполев, В.С.Стечкин, Б.Н.Юрьев, А.А.Микулин, В.П.Ветчинкин, А. А. Архангельский, М.М.Громов, Н.П.Шибанов и другие. Подготовка летных кадров в России начинается с 1908 года. Создаются аэроклубы, авиационные школы, где ведется подготовка и переподготовка летчиков и механиков. Кроме Гатчинской и Качинской (под Севастополем) школ в дальнейшем было открыто еще около десяти школ военных летчиков. Ранее большинству русских летчиков приходилось учиться за границей. Первые в России показательные полеты совершили летчики М.Н.Ефимов и С.И.Уточкин в марте 1910 года в Одессе. Одним из пионеров высшего пилотажа по праву считается русский военный летчик П.Н.Нестеров. С 1910 года по 1918 год Россия прошла путь от кустарного производства единичных самолетов в мастерских изобретателей до промышленного выпуска на специализированных авиационных самолето- и моторостроительных и агрегатных заводах.
"Илья Муромец"
Самолет А.Ф.Можайского
"Кодрон-G3"
"Гаккель-III"
"Кудашев-4"
Ротативный мотор РОН-80
Авиабомба времен 1-й мировой войны
Втулка несущих винтов вертолета соосной схемы Ка-26
Спидометр
Прибор для измерения высоты (давления) полета
Полетные очки
Подзорная труба
Часы авиационные
Картодержатель (планшет летчика)
Шлем авиационный пробковый
Бароспидограф
Экспозиция зала №2 посвящена истории развития отечественной авиации с 1918 но 1948 годы. В первые послереволюционные годы в эксплуатации в основном продолжали оставаться уже устаревшие образцы отечественных самолетов или закупаемые иностранные самолеты. В указанный период была воссоздана и получила приоритетное развитие собственная авиационная индустрия, способная выпускать в большом количестве различные типы самолетов с высокими по тому времени летно-техническими показателями. Среди них выделились такие выдающиеся образцы авиационной техники как истребители И-5, И-15, И-16, И-153, разведчики и бомбардировщики Р-5, СБ, ДБ-3, ТБ-1, ТБ-3, учебный У-2. К 1932 году потребность СССР в самолетах полностью удовлетворялась исключительно отечественной авиационной промышленностью. Начиная с 20-х годов большое внимание уделялось становлению и развитию авиационной науки. Создаются крупные авиационные научно-исследовательские и испытательные центры - ЦАГИ, НИИ ВВС, ЦИАМ, ВИАМ, конструкторские бюро, возглавляемые А.Н.Туполевым, Н.Н.Поликарповым, Д.П.Григоровичем, К.А.Калининым. В 30-е годы число КБ увеличилось - к самостоятельной работе приступили конструкторские бюро, которые возглавили А.С.Яковлев, С.В.Ильюшин, А.А.Архангельский, Г.М.Бериев, А.С.Москалев, П.О.Сухой, И.В.Четвериков. Одновременно с созданием отечественных самолетов и моторов усилия конструкторов направлялись на усовершенствование и создание нового авиационного вооружения и оборудования. Наиболее удачными образцами вооружения стали скорострельный пулемет ШКАС, 20 мм пушка ШВАК и реактивные снаряды PC-82.
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Модификация мотора М-34
"Сталь-2"
"Комта"
"Мартинсайд" F-4
У-2
И-153 "Чайка"
Основной базой подготовки кадров для ВВС были военные авиационные учебные заведения (школы, академия им. проф. Н.Е.Жуковского). В начале 30-х годов по всей стране были созданы многочисленные аэроклубы, кружки планеризма и авиамоделизма, в которых молодежь овладевала авиационными знаниями. Бурное развитие отечественной авиации, незабываемые дальние перелеты, в те годы проходили под девизом: "Летать дальше всех, быстрее всех и выше всех". К началу 40-х годов СССР занял ведущее место в мире по числу авиационных рекордов. Во второй половине 30-х начале 40-х годов советские военные летчики принимали участие в боевых действиях на КВЖД, в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол, в небе Испании и Китая, в войне с Финляндией. 30-е годы принесли мировую известность и признание советской авиации и людям, создававшим ее - конструкторам и летчикам, показавшим выдающиеся примеры доблести и героизма. Летчики, отличившиеся при спасении экипажа погибшего в Арктике парохода "Челюскин", стали первыми Героями Советского Союза. СССР выдвинулся в ряд ведущих авиационных держав. Вместе с тем, огромные достижения в области авиации вызывали не только чувства гордости, но и породили самоуспокоение. На развитие авиации негативно сказались политические репрессии, лишавшие отрасль лучших кадров и дезорганизовывавшие работу. Все это привело к концу 30-х годов к некоторому отставанию авиации в СССР от технически передовых стран Запада. В 1939 году в Советском Союзе начался период расширения и перестройки авиационной промышленности. В серийное производство пошли современные самолеты нового поколения, составившие основу советских ВВС в период Великой Отечественной войны.
Агитационный самолет "Максим Горький"
Переходящий приз авиатора А.Е.Раевского
Гермошлем
Прибор для измерения давления
Радиолампы и предохранители
Комплект свечей для авиационного двигателя
Блинкер
Экспозиция зала №3 посвящена истории развития авиации СССР в годы Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков (1941-1945 годов). В неимоверно трудных условиях вынужденной эвакуации многих заводов и КБ промышленность продолжала выпускать современные боевые самолеты и постепенно наращивала темп производства. За годы войны было изготовлено более 112 тысяч боевых самолетов. Усилиями конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и авиазаводов проводилось качественное совершенствование авиационной техники. Главное направление работ заключалось в такой модернизации строившихся серийно образцов, которую можно было осуществлять без снижения выпуска самолетов. В этом деле были достигнуты несомненные успехи: новые варианты моторов (ВК-105ПФ, АШ-82ФН) и самолетов (истребители Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5ФН, штурмовики и бомбардировщики Ил-2 и Пе-2) по своим свойствам существенно превосходили исходные образцы. Уже в 1943 году удалось осуществить коренное обновление самолетного парка ВВС. Во время войны создавались также и новые типы авиационной техники и оружия, некоторые из которых были приняты на вооружение ВВС, в частности моторы ВК-107А и АМ-42, пушки НС-37, НС-45, Б-20, новые виды бомб и реактивных снарядов. На завершающем этапе войны на фронт стали поступать новые бронированные штурмовики Ил-10 и фронтовые бомбардировщики Ту-2, существенно превосходившие по своим боевым качествам иностранные аналоги. На основе богатого фронтового опыта непрерывно совершенствовалась тактика боевого применения авиации. Подлинными новаторами, носителями новых идей в этом деле были военные летчики Б.Ф.Сафонов, А.И.Покрышкин, И.С.Полбин, и другие асы. Широкая сеть военных учебных заведений обеспечила подготовку для ВВС необходимого количества авиаторов всех профессий и категорий. Самой сложной и ответственной задачей являлось обучение и введение в строй молодых летчиков. Подготовку командных кадров высшей квалификации осуществляла Академия командного и штурманского состава ВВС. В советских учебных заведениях готовились авиационные кадры и для дружественных армий.
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Авиационные пулеметы
Авиационные бомбы
ВВС Советского Союза, как мощный и наиболее мобильный вид Вооруженных Сил, оказали существенное влияние на исход не только отдельных операций, но и войны в целом. Они наносили сокрушительные удары, уничтожая живую силу и технику противника. Действия авиации способствовали успеху наземных войск и помогли добиться окончательного разгрома врага. Советские летчики проявили немало примеров беззаветной стойкости, отваги, подлинного героизма. За выдающиеся заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны 2420 авиаторам присвоено звание Героя Советского Союза, 65 летчиков удостоены этого звания дважды, а А.И.Покрышкин и И.Н.Кожедуб - трижды. Золотой Звездой Героя отмечены ратные подвиги 30 советских летчиц, участниц боев. 49 воинов-авиаторов были награждены орденами Славы трех степеней. Всего более 200 тысяч авиаторов награждены орденами и медалями. К концу войны стало окончательно ясно, что дальнейшее повышение скоростных качеств боевых самолетов требует принципиально новых технических решений, в частности перехода от винтомоторных силовых установок к реактивным. В СССР первый полет на боевом самолете с ракетным двигателем - истребителе-перехватчике "БИ" - 15 мая 1942 года совершил летчик-испытатель Г.Я.Бахчиванджи.
Фронтовые истребители
Инсталляция
Як-1
Экспозиция следующих двух залов посвящена истории развития реактивной авиации с 1945 года по наше время. В зале №4 размещена экспозиция истребительной и истребительно-бомбардировочной авиации, а в зале №5 - тяжелобомбардировочной, военно-транспортной и гражданской авиации, а также вертолетостроения. На этапе создания и дальнейшего развития отечественной реактивной авиации существенно возросла роль авиационной науки, где ведущие позиции занимали крупные научно-исследовательские центры, такие как ЦАРИ, ЦИАМ, ЛИИ и ВИАМ. Большой вклад в исследование аэродинамики больших скоростей, устойчивости, управляемости и прочности реактивных самолетов, в развитие теории реактивных двигателей внесли М.В.Келдыш, С.А.Христианович, В.В.Струмэнский, Б.С.Стечкин и другие ученые. Значительные усилия направлялись на быстрейшее создание собственных реактивных двигателей. К их разработке привлекались основные моторостроительные конструкторские бюро и, прежде всего, КБ А.М.Люлька, В.Я.Климова, А.А.Микулина, Н.Д.Кузнецова, А.Г.Ивченко.
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Катапультное кресло КМ-1-1
Катапультное кресло КМ-1-1
Авиационные пушки
Боеприпасы к авиационным пушкам
В развитии военной реактивной авиации этого периода можно выделить несколько этапов. Первый этап - 1945-1954 годы. Основное содержание его составлял переход на реактивную тягу, достижение высоких дозвуковых скоростей полета, перевооружение ВВС на качественно новую технику. Второй этап - 1954-1966 годы. Он характерен появлением сверхзвуковых реактивных самолетов, началом использования управляемого ракетного вооружения. До появления в конце 50-х годов межконтинентальных баллистических ракет, авиация сохраняла монопольное положение единственного носителя ядерных зарядов. Следует отметить, что на развитие ВВС в конце 50-х начале 60-х годов оказал негативное влияние субъективный взгляд о снижении роли военной авиации как вида Вооруженных Сил и замене ее ракетами. Третий этап - 1966-1977 годы. Он связан с созданием высокоскоростных истребителей-перехватчиков, многорежимных самолетов различного назначения с изменяемой геометрией крыла, истребителей вертикального влета и посадки и широким применением управляемого ракетного вооружения. Четвертый этап - 1978-середина 90-х годов. Для него характерным является создание высокоманевренных сверхзвуковых истребителей и истребителей-бомбардировщиков и широкое внедрение автоматизированных систем навигации и боевого управления.
Двуствольная пушка ГШ-23л
Управляемая ракета ближнего боя Р-60
Управляемая ракета ближнего боя Р-60
Унивесальный блок для неуправляемых ракет
Реактивный двигатель с центробежным компрессором
Як-23
МиГ-29
Авиационные прицелы
Прицел истребителя МиГ-23С типа АСП-ПФ
В развитии гражданской реактивной авиации, пришедшей на смену авиации поршневой, прослеживаются два этапа. Первый - 1955-1980 годы. Создание самолетов с силовыми установками на базе газотурбинных двигателей. Второй - 1980-середина 90-х годов. Этот этап отличается появлением самолетов повышенной транспортной и экономической эффективности и комфортности. Поэтапное развитие реактивной авиации потребовало совершенствования системы подготовки авиационных кадров, поскольку качественные изменения авиационной техники, огромная поражающая мощь оружия значительно повысили требования к уровню инженерных знаний, боевым и психологическим качествам воина-авиатора. Кадры для ВВС готовили около 100 военных учебных заведений. Для быстрого и успешного переучивания на реактивную авиационную технику были созданы специальные учебно-тренировочные центры. Участвуя в боевых действиях в Корее, Афганистане, при оказании помощи другим странам, воины-авиаторы самоотверженно выполняли свой воинский долг. После распада СССР в российских ВВС осталось 12 военных авиационных училищ (из них 5 летных), около 1250 тысяч человек личного состава, в том числе 14 тысяч метчиков. С момента своего зарождения, авиация сделала гигантский скачок от тихоходных самолетов к высокоскоростным реактивным комплексам.
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Ту-16
Серия значков, посвященных А.Н.Туполеву
Ил-62
Ил-62
Ан-22 "Антей"
Ан-22 "Антей"
Ан-12БПЛ
Ту-104
Ту-124
Самолеты Ан
Бе-8
Бе-6
Поршневой двигатель АШ-73ТК
Боевой вертолет КА-50 "Черная акула"
Многоцелевой вертолет КА-32А
Многоцелевой вертолет КА-26
Корабельный вертолет КА-15
Многоцелевой вертолет КА-18
В зале №6 расположена экспозиция, посвященная самолетному и вертолетному спорту. Здесь вы увидите фотографии чемпионов и рекордсменов России, Европы и мира, абсолютных рекордсменов Европы и мира, фотографии команд-победителей в этих видах спорта, фотографии спортивных самолетов и вертолетов. На планшетах фотографии победителей соревнований по парашютному спорту, в том числе фотографии победителей Вторых Всемирных воздушных игр 2001 года, проходивших в Испании.
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Планеры
Центральный Дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
Спортивный американский парашют "Сейбр-150"
Парашют "Сейбр-150" (Sabre) производства компании "Перфомаис Дезайн" (Performance Desingns) является первым куполом, созданным для современного парашютиста с применением ткани, которая имеет нулевую воздухопроницаемость и защиту от воздействия солнечных лучей. "Сейбр-150" предназначен для выполнения спортивно-тренировочных прыжков и считается классикой среди 9-ти секционных парашютов подобного класса. Планирующая оболочковая парашютная система "Сейбр-150" состоит из купола со стропами, подвесной системы, ранца, вытяжного парашюта и раскрывающего приспособления. Имеет в плане форму прямоугольника с двойной оболочкой. Площадь 150 квадратных футов или 13,93 кв. метров. Купол парашюта состоит из нижнего и верхнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами. Верхнее полотнище купола изготовлено из плащевого материала, нижнее полотнище и боковые нервюры из капронового полотна. На нервюрах имеются 24 петли, к которым присоединены концы строп. Стропы изготовлены из технического лавсанового шнура. Подвесная система является соединительным звеном между куполом со стропами и парашютистом. Вытяжной парашют предназначен для вытягивания купола и строп из ранца. "Сейбр-150" открывается легко и последовательно, обладает хорошей скоростью снижения и моментально реагирует на любое движение парашютиста.
Защитный спортивный шлем "Пилот"
Отечественные микродвигатели для авиамоделей
Планеры
Кордовая модель для воздушного боя
Спортивный самолет "Су-26 МХ"
ЯК-50
К моему большому сожалению, погода не позволила мне попасть еще в два зала музея - ангар с авиационными двигателями и зал, посвященный советской космонавтике. Но, судя по отзывам других посетителей, авиационные двигатели будут интересны только тем, кто этим действительно увлекается, а про космос лучше посмотреть в Музее космонавтики. Так что надеюсь, что я ничего особенного не пропустил. Может быть наверстаю в следующий раз, тогда обязательно дополню статью.
В остальном, конечно же, музей уникальный. Если вы интересуетесь авиатехникой, историей развития самолетов, вертолетов, ракет, авиамоделированием, судьбой летчиков, вооружением, то вам обязательно надо здесь побывать.
Просмотров: 8857 | Комментариев: 8
Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
caxap
(29.06.2014 в 16:20):
Жил-бы там... :)))
Grey
(25.06.2014 в 13:27):
Не перестает удивлять изобретательность людей. Ротативный мотор - супер, надо же такое в голову прийти, что блок цилиндров крутится а коленвал на месте... больше всего конечно понравился переходящий приз Раевского. Спасибо за статью.
ManHunter
(23.06.2014 в 21:51):
Больше часа - это точно. В таких местах время летит незаметно.
Станислав
(23.06.2014 в 17:33):
Наверное часа полтора фотографировали? Такой объем, я читал больше получаса.
миха
(21.06.2014 в 09:57):
Человечество всегда стремилось в небо ,но только в 18-20 веках исполнлось это желание. Ведь если ты умеешь летать ,то чуствуешь себя подобно Богу!!!
ManHunter
(21.06.2014 в 08:44):
Исправил, спасибо.
иван
(21.06.2014 в 08:39):
3-я фотография снизу кордовая модель для воздушного боя.
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария
" не Талка-7, а Радуга-7