Blog. Just Blog

Выставка "Русский стеклянный фольклор XVIII - XIX века"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Выставка "Русский стеклянный фольклор XVIII - XIX века"
Выставка "Русский стеклянный фольклор XVIII - XIX века"

Сегодня в большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском завершила работу выставка "Русский стеклянный фольклор XVIII - начала XIX века". Выставка была посвящена одному из самых интересных феноменов русского декоративно-прикладного искусства XVIII столетия - так называемому "народному стеклу". Посетители выставки могли погрузиться в совершенно особенный, ныне забытый, но не утраченный мир, наполненный необычными предметами и сюжетами, красками и образами.

Кувшин гладкий
Кувшин гладкий

Ваза
Ваза

Кувшины и штоф со сценой Грехопадения
Кувшины и штоф со сценой Грехопадения

XVIII век был для Российского государства временем активных преобразований и в первую очередь европеизации всего образа жизни русского общества, которую настойчиво проводил император Петр I. В результате, в русском искусстве и культуре сложилась своеобразная ситуация: профессиональное искусство (архитектура, живопись, скульптура, прикладное "художество"), предназначенное для высших слоев общества, программно ориентировалось на европейские образцы. Мерилом высших достижений здесь стало приближение к европейскому оригиналу. Однако продолжала развиваться и традиционная культура. Ее носителями были различные слои русского общества, прежде всего крестьяне, старообрядцы, а также горожане, торговое и торгово-промышленное купечество.

Кувшин с лепным орнаментом на тулове
Кувшин с лепным орнаментом на тулове

Фигурная бутыль "Свинья"
Фигурная бутыль "Свинья"

Рукомойник
Рукомойник

Население русских городов очень избирательно воспринимала импульсы, исходящие от элитарной культуры. Европейские нововведения здесь сильно корректировались с учетом национального вкуса. Эстетические запросы горожан удовлетворялись произведениями отечественных ремесленников. В литературе их искусство получило название "народное". В демократическом искусстве русского города ярко запечатлелись национальные черты. В то же время, оно было самостоятельным по отношению и к крестьянской, и к элитарной культуре. В Государственном историческом музее хранится великолепная по качеству коллекция "народного стекла". На выставке представлены 65 раритетных стеклянных изделий, а также лубочные изображения из собрания ГИМ, дополненные изразцовыми панно XVIII века и несколькими экземплярами "народного стекла" из собрания МГОМЗ.

Таз для рукомойника
Таз для рукомойника

Бочонок-кухля
Бочонок-кухля

Фигурная бутыль "Петух"
Фигурная бутыль "Петух"

Подавляющее большинство изделий "народного" круга выполнено из "черкасской материи" - так в XVII-XVIII веках называли неочищенное (бутылочное) зеленое стекло. Во второй половине XVIII века расширилось производство бесцветного стекла, появились окрашенные стеклянные массы, среди них особенно популярными были синяя (кобальтовая) и лиловая (марганцевая). На выставке представлены наиболее распространенные формы "народных" посудных изделий XVIII столетия и практически все оттенки стекла.

Фигурная бутыль "Медведь"
Фигурная бутыль "Медведь"

Фигурная бутыль "Конек"
Фигурная бутыль "Конек"

Фигурный сосуд "Собака"
Фигурный сосуд "Собака"

Самая удивительная форма посуды - это, несомненно, сосуды в виде различных птиц и животных. Их без преувеличения можно назвать стеклянной скульптурой, в которой прекрасно узнаваемые обитатели городских дворов и улиц обретают в то же время загадочный, сказочный образ. Выбор особенно выразительных черт, а также мера условности и обобщенности образа определяют национальную специфику русской стеклянной пластики XVIII века. Повседневные посудные формы также поражают разнообразием. Наиболее употребительными, были кувшины и кумганы, часто обвитые спиральными нитями либо украшенные фигурными налепами.

Фигурка "Конек"
Фигурка "Конек"

Фигурный сосуд "Мышь"
Фигурный сосуд "Мышь"

Фигурный сосуд "Барашек"
Фигурный сосуд "Барашек"

Обязательную часть ассортимента каждого русского стекольного завода XVIII века составляли бутыли. Плоские бутыли с длинным узким горлом, бытовали, в основном, в первой половине XVIII века. Цилиндрические бутыли с коротким узким горлом производили на протяжении всего XVIII, и даже в XIX столетии. Предметы различались размерами и емкостью. В документах стекольных заводов упоминаются "ведерные" (24 фунта или 9,6 литра), "полуведерные", "четвертные" и "осьмушные" бутыли обеих форм.

Горшочек и кружечка
Горшочек и кружечка

Вазочка
Вазочка

Бочонок-кухля
Бочонок-кухля

Неизменное любопытство у современного зрителя вызывают штофы (плоские четырехгранные сосуды с коротким горлышком). И форма, и термин пришли в Россию из немецкого языка, причем термин появился в русском лексиконе только в 1736 году. С понятием "штоф" связано представление не только о форме бутыли, но и о емкости. Штоф в соответствии с метрической системой XVIII века должен был вмещать десятую часть ведра. Однако в документах русских стекольных заводов часто упоминаются штофы, емкость которых составляла не десятую, а восьмую часть ведра. Подавляющее большинство русских зеленых штофов XVIII века соответствуют именно этому объему. Помимо полных штофов изготовлялись также полуштофы.

Кувшинчик
Кувшинчик

Чашечка
Чашечка

Бутыль плоская с рельефными полосами
Бутыль плоская с рельефными полосами

Одной из популярнейших форм посуды в XVII-XVIII веках были кухли. Форма сосуда имитировала винную бочку, оплетенную обручами и поставленную на полозья. Кухли делали и очень маленькими, и весьма поместительными.

Штоф с изображением скрипача и казака с трубкой
Штоф с изображением скрипача и казака с трубкой

Штоф с изображением дамы с веером и казака с трубкой
Штоф с изображением дамы с веером и казака с трубкой

Штоф с изображением сцены кулачного боя
Штоф с изображением сцены кулачного боя

Изделия "народного стекла" часто украшает великолепная эмалевая роспись. Полихромными эмалями расписано большинство изготовленных в XVIII веке изделий из зеленого неочищенного стекла. Цветовая гамма, орнаментальные мотивы и манера этих росписей на протяжении всего столетия сохраняли удивительное единообразие. Росписи выполнялись эмалями пяти цветов - молочно-белой, охристо-красной, синей, оливково-зеленой и желтой. Такое же пятицветье встречается в русских рельефных изразцах XVII века, украшавших фасады зданий и печи. Роспись каждого изделия включает растительный орнамент. Нередки надписи и даты, которые помимо "информационных" имеют эстетические функции. Самая ранняя известная дата - 1704 год, а самая поздняя - 1805.

Кувшин с изображением скрипача и дамы, подносящей кавалеру рюмку
Кувшин с изображением скрипача и дамы, подносящей кавалеру рюмку

Бочонок-кухля
Бочонок-кухля

Бочонок-кухля
Бочонок-кухля

Сюжетная роспись на посуде из зеленого стекла представлена на выставке несколькими циклами. Из библейской тематики мастеров особенно привлекало ветхозаветное предание об Адаме и Еве. Тема "прародителей всех человеков" сохраняла свою привлекательность на протяжении всего XVIII столетия.

Штофы с изображением ягод и винограда
Штофы с изображением ягод и винограда

Штоф с изображением птицы на ветке и ветвей с ягодами
Штоф с изображением птицы на ветке и ветвей с ягодами

Штоф с изображением ягод
Штоф с изображением ягод

Встречались в росписях стекла и редкие сюжеты, являющиеся откликом на происходившие некогда события. На выставке представлена уникальная полуведерная бутыль из собрания Государственного исторического музея с изображением морской баталии (по-видимому, связанного с заключительным событием Северной войны, Гангутским сражением 1714 года).

Бутыль с изображением праздничной сцены
Бутыль с изображением праздничной сцены

Бутыль с изображением льва
Бутыль с изображением льва

Бутыль плоская с изображением льва и грифона
Бутыль плоская с изображением льва и грифона

Государственная атрибутика отражена изображениями двуглавых российских орлов. На кубке 1758 года двуглавый орел сопровождается здравицей в честь царствующей императрицы Елизаветы Петровны, а на кувшине с датой "1768 год" государственный герб органично вписан в травный орнамент. Кроме того, на выставке представлен редчайший предмет, относящийся к рубежу XVIII и XIX веков, - штоф, украшенный портретным изображением Петра Великого.

Бутыль со сценой заячьей охоты
Бутыль со сценой заячьей охоты

Штоф с изображением двуглавого орла
Штоф с изображением двуглавого орла

Еще один цикл сюжетных росписей связан с бытовым жанром. Это главным образом праздничные сцены - фигурные композиции, состоящие из кавалера, дамы с бокалом и музыканта, играющего на скрипке или мандолине. Их можно видеть на штофах, бутылях, кухлях, кувшинах. Этот сюжет был популярен на протяжении всего XVIII столетия.

Табакерки
Табакерки

Табакерка в виде пороховницы
Табакерка в виде пороховницы

Одним из наиболее интересных расписных стеклянных изделий на выставке является штоф, имеющий надпись "Сей сосуд Андрея Петровича Собакина зделан 1749 году декабря 27 дня". На других сторонах штофа последовательно изображены скрипач, дама с бокалом и сцена кулачного боя: один из бойцов одет в длинный кафтан и сапоги, его противник отличается не только одеждой (он в коротком кафтане и кюлотах), но и прической. Очевидно, мастер хотел изобразить бой между людьми из разных социальных групп.

Штоф с изображением двуглавого орла
Штоф с изображением двуглавого орла

Штоф с портретным изображением Петра I
Штоф с портретным изображением Петра I

Помимо библейских, исторических и жанровых сцен в росписях на зеленом стекле значительное место занимают анималистические изображения - львы, грифоны и журавли. Манера письма и характеристика образов львов и грифонов заставляют вспомнить излюбленные мифологические мотивы древнерусского искусства. Растительные орнаменты, наиболее часто встречающиеся на посуде из зеленого стекла, относятся к двум родственным типам: ветка с пышной листвой и цветами и ветка с листьями и ягодами.

Штофы с изображением двуглавого орла
Штофы с изображением двуглавого орла

Штоф с изображением двуглавого орла
Штоф с изображением двуглавого орла

Ягодный орнамент почти всегда играет самостоятельную роль в украшении стеклянной посуды и лишь в отдельных случаях сочетается с изображением российского двуглавого орла, надписями и датами. Репертуар этой орнаментики включает стилизованные изображения "клюковки", виноградной лозы с гроздьями (в первой половине XVIII века) и "малинок" (во второй половине века).

Фляга двойная с ушками для подвешивания
Фляга двойная с ушками для подвешивания

Бутыль плоская с портретным изображением
Бутыль плоская с портретным изображением

Цветочный орнамент, как правило, не имеет самостоятельного характера и сопровождает анималистические и сюжетные композиции. Он состоит из двух веток с множеством сочно написанных листьев оливкового цвета, завитков и крупных цветов - тюльпана, гвоздики, и отдельно - ландыша. В первой половине XVIII века изображения цветов необычайно сочны, пышны, написаны уверенным скорописным мазком контрастными эмалями. Во второй половине века орнамент упрощается.

Штоф с цветочными изображениями
Штоф с цветочными изображениями

Штоф с цветочными изображениями
Штоф с цветочными изображениями

Надписи, обилие в них русских имен, художественный строй декора позволяют с уверенностью говорить о русском происхождении расписной зеленой посуды. Орнаменты и сюжеты, помещенные на стеклянных изделиях, перекликаются со многими произведениями русских мастеров: изразцами XVII века, росписями сундуков и коробьев из Великого Устюга конца XVII - начала XVIII веков, лубком XVIII века. Любовь к бытовым сценам, характерное изображение животных и птиц, принцип построения растительного орнамента сближает росписи на стекле с искусством Русского Севера.

Штоф с изображением трав
Штоф с изображением трав

Бутыль плоская с изображением птиц
Бутыль плоская с изображением птиц

Надписи на вещах говорят о самом различном социальном статусе заказчиков. К сожалению, ни тексты, ни штампованные клейма, сохранившиеся во множестве на изделиях из зеленого стекла, не дают нам точных ориентиров для определения места их изготовления.

Бутыль квадратная с изображением птиц
Бутыль квадратная с изображением птиц

Кувшин с изображениями птиц с поднятыми крыльями
Кувшин с изображениями птиц с поднятыми крыльями

Кружка с изображеними тюльпанов и ромашек
Кружка с изображеними тюльпанов и ромашек

Направление развития искусства росписей на протяжении XVIII столетия менялось. Вначале живопись представляла собой сплав русской традиции с новациями петровского времени. Затем, со сменой круга потребителей расписного стекла, началась ее эволюция в сторону большей демократизации и сложения новой народной традиции. Во второй половине XVIII века наступило время господства бесцветного и окрашенного стекла. На заводе Орловых и некоторых других частных заводах появилась "мулевка" (роспись белой эмалью), а изделия из зеленого стекла стали тарой для хранения и транспортировки напитков на продажу. Расписное зеленое стекло спускалось все ниже по лестнице социальной иерархии и в XIX веке прекратило свое существование.

Штоф с изображением цветов
Штоф с изображением цветов

Бутыль с изображением гвоздик
Бутыль с изображением гвоздик

Кувшин с изображениями журавля и цветов
Кувшин с изображениями журавля и цветов

По художественному строю, миру образов и эмоциональному звучанию расписное стекло XVIII столетия принадлежит огромному пласту русской народной культуры.

Кувшин с изображением двуглавого орла
Кувшин с изображением двуглавого орла

Бутыль полуведерная с изображением сражения при мысе Гангут
Бутыль полуведерная с изображением сражения при мысе Гангут

Кубок с изображением двуглавого орла
Кубок с изображением двуглавого орла

"Народное искусство привлекает... своим полнокровием, насыщенностью чувства, радостностью настроения. Ни печаль, ни грусть, ни уныние не свойственны традиционному... искусству. Все народное искусство излучает... покойный, поразительный, дающий силы свет", - писал выдающийся исследователь русского народного искусства В.М. Василенко. Эти качества присущи всем без исключения представленным на выставке предметам, которые являют собой овеществленную память о мире русского города петровского и послепетровского времени.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 10540 | Комментариев: 1

Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Алла Чуканова. ГВСМЗ (06.05.2015 в 15:04):
Огромное спасибо устроителям прекрасной выставки! Благодарим за подробную публикацию о выставке! Уникальное, богатейшее собрание великолепных произведений в полной мере передают дыхание эпохи. Каждый экспонат 18 столетия неповторим и редок, а учитывая хрупкость материала, из которого созданы эти предметы, это собрание просто бесценно!

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0083 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх