Выставка "Художество серебряное, кузнечное да медное"
Выставка "Художество серебряное, кузнечное да медное"
В Коломенском в подклете Дворца царя Алексея Михайловича открыта выставка "Художество серебряное, кузнечное да медное. Русский металл из собрания музея-заповедника", которая знакомит посетителей с уникальной коллекцией русского художественного металла. Выставка дает представление о высоком художественном уровне и самобытности памятников кузнечного, медного, литейного и ювелирного дела в России XVII - начала XX веков. В числе экспонатов предметы, созданные в Москве, Петербурге, на Русском Севере, Урале и других регионах.
Надсвечник
Крест надглавный
Дарохранительницы
Крест "с сиянием"
Чаша для освященния хлебов
Дароносица
В искусстве художественной обработки меди особое место занимают литые иконы, кресты, складни. Красота отливок, тиражированный способ изготовления, сравнительная дешевизна способствовали их массовому распространению и бытованию преимущественно в народной среде. Металлические кресты, иконки, образки, складни известны в русском искусстве с XI века по находкам в Киеве и Великом Новгороде. Для всех меднолитых изделий характерны лицевые рельефные изображения в миниатюрных размерах, что позволяет отнести их к особой разновидности скульптуры - мелкой пластике.
Металлические иконы
Металлические иконы
Икона "Святитель Николай Мирликийский"
Икона "Богоматерь Смоленская"
Металлические иконы
Немалая заслуга в развитии лучших традиций русской медной пластики в XVIII - первой трети XIX веков принадлежит выговским литейщикам, работавшим на Русском Севере. Традиции северных литейщиков продолжили московские мастера, работавшие при Преображенской старообрядческой общине. Наряду с этими общепризнанными центрами существовало и полукустарное производство меднолитых изделий. Следует отметить также, что в условиях тиражирования произведения медного литья мастера не утратили основ художественного творчества.
Металлические иконы
Крест "Распятие"
Металлические иконы
Крест киотный "Распятие с предстоящими"
Металлические кресты
Медное художественное литье стало интереснейшим явлением русской народной художественной культуры. Произведениям мастеров-литейщиков, выходцев из крестьянской и городской ремесленной среды, присуща верность многовековой культурной традиции.
Потир
Крышка от церковной кружки
Крышка от церковной кружки
Подсвечники
Бляха с сумки коновала
Водник и чаны
Ендовы
Блюдо
Рукомой
Ендова
Уникальным явлением декоративно-прикладного искусства являются памятники с оловянно-слюдяным декором: царские врата, выносной фонарь, зеркало - складень. Сочетание оловянного декора с расписной слюдой было характерно только для древнерусского прикладного искусства XVII - начала XVIII веков. Впервые музей показывает отреставрированную коллекцию слюдяных оконниц, икону Спас в Силах, Дарохранительницу и большую Водосвятную чашу, представляющие особую ценность.
Братыня
Ендова
Кружки
Перечницы
Блюдо
Весы-безмен
Кувшины
Ендова
Братыня "Детка"
Ковшик
Братина
Рукомой
Сундучок "Подголовок"
Шкатулка
Дверцы печные
Дверца печная
Дверца печная
Замки врезные
Замок врезной
Замки врезные
Ключ
Большой интерес представляют и другие предметы, ставшие частью интерьеров православных храмов, - хоругви, семисвечник, кузнечные изделия - кресты надглавники, державки для подвешивания лампад, которые дополняли храмовую архитектуру и интерьер. В их нарядных формах воплотился один из основных образов средневекового искусства - образ райского сада. Райское цветение демонстрируют и драгоценные басменные и чеканные оклады икон. Только в России большое распространение получило тиснение по серебряной фольге - басма.
Сень надпрестольная и чаша водосвятная
Царские врата
Царские врата
Хоругвь выносная двусторонняя
Хоругвь выносная двусторонняя
Кадила
Свеча поставная
Дарохранительница
Оклад иконы
Оклад иконы "Святая троица"
Хоругвь
Накладки "Херувимы"
Венец
Венец
Иконы эмалевые
Потир
Богоматерь Тихвинская
Чаша
Митра
Венец сдвоенный
Потир
Книга печатная "Евангелие"
Книга печатная "Евангелие"
Оклад к иконе
Драгоценная столовая посуда отражает новые декоративно-стилевые направления в русском ювелирном искусстве XVIII - XIX веков. Подражая европейской моде, быт русского дворянства в это время тяготеет к роскоши и красоте. Начинают появляться новые формы серебряной столовой и питейной посуды.
Оклад к иконе "Святой Никанор"
Оклад к иконе "Богоматерь Одигитрия"
Накладка "Херувим"
Ваза "Лукоморье"
Чернильница
Пепельница
Серебряные сткаканы
Удивительно натуралистична миска с крышкой в форме кочана капусты 1776 года, работы неизвестного московского ювелира. Вся ее поверхность прочеканена фактурным рельефом в виде капустных листьев. Крышку венчает литое изображение брокколи в окружении цветочной гирлянды.
Миска "Кочан капусты"
В этот период времени излюбленной техникой декорирования серебра остается чеканка, мастера ювелиры отдавали предпочтение высокому рельефу, в результате каждая деталь орнамента становится индивидуальной и неповторимой. Выразительным образцом московского ювелирного дела является кружка на трех гладких ножках-шариках 1770-х годов. Вся ее поверхность сплошь прочеканена растительным орнаментом. В похожей стилистике декорированы стопы работы московских ювелиров этого периода. Для изделий XIX века - бокалов-"шампанок", стаканчиков и стоп, характерны изображения архитектурных мотивов, бытовые сцены, выполненные в технике черни. В изобразительной тематике этого периода также нашли отражение военные походы и победы русской армии. Техника черни позволяла художнику свободно размещать по поверхности сосудов самые разные композиции.
Бокалы
Кружки
Шкатулка
Сухарница
Экспонируемые образцы дают представление об ассортименте изделий ювелирных мастерских Москвы и Петербурга с их художественно-стилевыми приоритетами, спецификой художественной работы с серебром, новациями и традициями, индивидуальным ювелирным почерком.
Игрушечный мебельный гарнитур
Чайный сервиз
Яйцеварка
Оконница - оконный переплет в виде металлической решетки со слюдяным заполнением. Слюда - прозрачный минерал, имеющий слоистую структуру. Слюдой в XVI - XVIII веках "стеклили" окна храмов, дворцов, богатых домов, карет. Позже из "оконнишного" дела, она перешла в декоративно-прикладное искусство. Первоначально слюда превосходила по своим свойствам даже стекло, на тот момент еще малопрозрачное и тяжелое. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием "Мусковита" или "Стекла Московского". Экспорт слюды в XVII веке был одной из важных статей доходов Русского государства. Петровская реформа и организация русского флота резко увеличили потребность в слюде, которая шла в основном для защиты пламени корабельных фонарей. Москва получала слюду из Поморья. Помимо московских ремесленников, работавших со слюдой, хорошо известны холмогорские, устюжские, вологодские мастера "оконнишного" дела. В первой половине XVIII века стекольная промышленность окрепла, и оконное стекло стало вытеснять слюду.
Оконница
Оконница
Художественный облик слюдяных оконниц формировала форма и размер слюдяных пластин, конфигурация жестяных полос, расположение и форма "репейков" (круглых оловянных накладок). Слюдяное полотно состоит из отдельных пластин, соединенных между собой "внахлест" и сшитых толстой нитью, затем шов закрывался жестяной полосой с декоративными накладками - "репейками". Металлические полосы препятствовали попаданию в помещение холодного воздуха, дождя и ветра. Слюдяное полотно разного рисунка было заключено в раму. Рамы встречались двух типов: растворные и глухие. Растворные навешивались на петли, а глухие закреплялись в оконных проемах неподвижно. Растворные рамы снабжались металлической арматурой: петлями, затворными устройствами, уголками. Металлическая арматура окрашивалась масляной краской или покрывалась полудой. Чаще рамы делали деревянными, но встречались и железные. Железные растворные рамы использовались в холодных помещениях, где оконницу навешивали на крюки, заложенные в стенную кладку. Слюдяные оконницы в облике архитектурных сооружений помимо основных функций несли и немаловажную художественную нагрузку.
Оконница
Первое документальное упоминание о самоварах в России относится к 1746 году. Полвека спустя самовар уже превратился в непременный атрибут русской домашней жизни. Со временем центром выпуска самоваров стала Тула, известная своими богатыми традициями в области обработки металлов. Особенно широко развернулось самоварное производство в Туле во 2-й половине XIX - начале XX века, когда появились фабрики с паровыми двигателями, оснащенные машинами. Стремление к удешевлению производства привело к стандартизации форм самоваров.
Самовары
Самовары
С XIX века чаепитие у самовара приобрело в России характер национального обычая. Нередко в доме заводили несколько самоваров. В начале XX века годовой выпуск самоваров едва ли не "самой необходимой русской вещи", только в одной Туле составил 660 тысяч штук. Кроме Тулы, самовары делали в Москве, Петербурге, Владимирской, Вятской, Ярославской губерниях, на Урале.
Самовары
Сосуды для сахарной пудры (натруски)
Коллекция художественного металла из собрания музея-заповедника имеет непреходящую культурно-историческую ценность. Она передает вкусы эпохи, говорит о людях, пользовавшихся этими предметами. С технологическими способами обработки металла посетители могут познакомиться в кузницах, которые расположены в Усадьбе кузнеца и на Конюшенном дворе.
Конюшенный двор
Кузница
Кузница
Кузница
Кузница
Кузница является важной составной частью Конюшенного двора. Ремесленные люди: каретники, шорники, колесники, кузницы всегда входили в штат придворной конюшенной службы. Кузнецы занимали среди ремесленных людей особо почетное место. Они не только изготавливали подковы, ковали лошадей, но и принимали участие в создании и ремонте экипажей, снабжали мастеров других специальностей необходимыми коваными изделиями. Как люди, знающие тайны огня и металла, кузнецы считались знахарями и немного колдунами, поэтому иногда они занимались лечением людей и животных. Расположение кузницы близ конюшни, по старинным поверьям, защищало лошадей от злых духов.
Кузнечные изделия
Кованые подсвечники
Металлическая роза
Вот такая интересная и познавательная историческая выставка. Рекомендую там побывать. Выставка будет особенно увлекательной, если совместить ее с экскурсионным посещением Конюшенного двора.
Просмотров: 7696 | Комментариев: 2
Метки: выставки, Коломенское
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
ManHunter
(22.08.2014 в 22:04):
И купить можно прямо там же в кузнице.
109268
(22.08.2014 в 21:58):
С праздником Всех !
Роза из металла весьма хороша.
Роза из металла весьма хороша.
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария