Музей "Садовое Кольцо"
Музей "Садовое Кольцо"
Дню Дурака посвящается. Есть музеи, в которых обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни, есть просто интересные выставки и экспозиции. А еще встречаются околокультурные заведения, которым статус музея присвоен лишь по какому-то досадному недоразумению. Одно из таких заведений, к сожалению, мне довелось посетить, и это - музей "Садовое Кольцо".
Официально музей посвящен истории самого древнего московского района - Мещанского и расположен в старом московском особняке, который внесен в реестр памятников архитектуры. Давайте же скорее посмотрим поближе на великолепную экспозицию музея, которой позавидовал бы Эрмитаж, а также на уникальнейшие экспонаты, за обладание которыми без сомнения передрались бы самые великие музеи мира!
Экспозиция музея
Пушка начала XVIII века
Первый зал музея посвящен истории Мещанского района со времен основания Москвы до конца XIX века. Экспозиция зала знакомит посетителей с бытом ушедших эпох, историей древнейших московских слобод, торговых путей, улиц, памятников архитектуры. В этом зале представлена коллекция археологических предметов, найденных на территории Мещанского района: орудия труда древних людей, фрагменты ямочно-гребенчатой керамики (4 тыс. лет до н.э.), женские украшения славянских племен, печные изразцы, глиняные трубки и детские глиняные игрушки. Фотографии, письма, газеты, журналы, финансовые документы - вот те предметы, по которым можно представить жизнь москвичей XIX века. Особое внимание привлекает реконструкции интерьера традиционного старого московского дома.
Женские украшения славян XII-XIII веков
Ямочно-гребенчатая неолитическая керамика
Орудия труда эпохи неолита
Наконечники стрел
Украшения и фрагменты бус
Фрагменты подсвечников
Глиняный кувшин
Игрушки
Фрагменты надгробья
Циркуль
Курительные трубки
Фрагменты подсвечников
Кувшин
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Старый московский дом
Старый московский дом
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего "образец" - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Печные изразцы бывают двух видов - рельефные и гладкие. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Одним из крупнейших центров изразцового производства была Москва. Началом можно считать появление в XV веке терракотовых плит с рельефным рисунком. Они заменили во внешнем декоре белокаменную резьбу. Изображения на изразцах были растительного характера или сюжетные. Сюжеты выбирались сложные, занимательные, часто драматические. Это - защита и осада крепостей, воины, пешие и конные, походы Александра Македонского, фантастические единороги, многоголовые гидры и многое другое. "Муравленные" изразцы, покрытые зеленой глазурью, известны с конца XVI века. Рамка у таких изразцов превратилась в орнаментальную, а в центре появились изображения птиц, цветов, ваз. Постепенно изразцы начинают изготавливаться мастерами Гончарной слободы, которые вводили в рисунок изразцов свои традиционные мотивы - птиц-сиринов, орлов, львов и т.д. В богатых купеческих домах из таких нарядных изразцов складывались печи "образчатые", "муравленные", "ценинные". Подлинного расцвета русское изразцовое искусство достигает во второй половине XVII века с появлением цветных эмалей. На матовой кирпичной стене в лучах солнца изразцы сверкали как драгоценные камни. В начале XVIII века, в связи с новым пониманием архитектуры изразцы применяются в интерьерах зданий, украшая, в основном, печи. В середине XVIII века на Мещанской улице находился керамический завод Афанасия Чапочкина.
Изразец
Изразец-колонка
Фрагменты расписных изразцов
Фрагмент рельефного изразца
Изразец гладкий
Расписной изразец
Фрагменты муравленных сюжетных изразцов
Печной изразец
Второй зал посвящен историческому и культурному наследию Мещанского района первой половины - середины XX века. У правой стены зала в зеленых витринах представлена экспозиция, иллюстрирующая начало прошлого столетия - дореволюционный период. Здесь находятся некоторые предметы одежды, посуда, книги и фотографии.
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
На смену богатой культурной, духовной и материальной жизни дореволюционного периода приходит аскетизм потребления. Этот отрезок истории от революции 1917 года до Великой Отечественной войны отмечен в экспозиции красным цветом. Революционный период представляют газеты того времени, повествующие об отречении от престола императора Николая II, смерти Ленина и ликвидации культурного и духовного наследия района в 1930-х годах.
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
В экспозиции периода Великой Отечественной войны представлены археологические находки поисковых отрядов: детали вооружения, военная амуниция русских и немецких солдат. Ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Мещанского района передали в музей награды, документы и фотографии, а так же приняли непосредственное участие в создании экспозиции о Великой Отечественной Войне.
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Конечно, это далеко не все восхитительные жемчужины истории, которые уместились в двух залах музея. Но именно на этом волнующем моменте в помещение ворвалась надзирательница музея и самым хамским образом потребовала прекратить съемку, мотивируя этом тем, что я слишком много фотографирую и делаю это с непонятной целью. Дескать, несколько экспонатов сфотографировать можно, а снимать все экспонаты нельзя. Мне вот даже интересно, в ее мозжечке, пораженном "синдромом вахтера", осталось место для логики? Вход в музей бесплатный, что мешает мне зайти туда 100500 раз и за каждый визит сфотографировать несколько экспонатов? Что мешает зайти группой в 100500 человек, чтобы каждый сфотографировал по несколько экспонатов? Это не говоря уже о различной скрытой технике и мини-камерах, которыми можно отснять всю экспозицию вдоль и поперек, не привлекая к себе внимания. Отвратительный музей! Напрасно потраченное время и испорченное на весь день настроение.
Просмотров: 4246 | Комментариев: 2
Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!
Комментарии
Отзывы посетителей сайта о статье
Антон
(17.03.2017 в 21:32):
Да, музей уютный, хороший. Но смотритель, это нечто ((( Пришли дети, а она так цыкала, что хотелось сбежать!
Елена
(25.04.2015 в 20:57):
Вроде, нормальный музей, таких немало. Хороший экскурсовод может украсить его своим рассказом, а плохой смотритель - легко всё испортит:). Мне тоже однажды смотритель сказала: "да штож вы всё фотографируете и фотографируете, идите лучше экскурсию слушайте". А мне фоткать иногда/часто нравится больше, чем слушать:).
Добавить комментарий
Заполните форму для добавления комментария