Blog. Just Blog

Музей Отечественной войны 1812 года

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей Отечественной войны 1812 года
Музей Отечественной войны 1812 года

Решение о создании музея Отечественной войны 1812 года на основе фондов Исторического музея было принято в преддверии празднования 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года. Создать музей хотели еще в 1912 году - к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Всем миром начали собирать экспонаты: среди дарителей были члены императорской семьи, потомки героев войны 1812 года. Однако специальное здание построено не было. В 1912 году в Историческом музее была открыта большая юбилейная выставка. Значительная часть экспонатов после ее закрытия осталась в фондах Исторического музея. В итоге возник редчайший феномен 100-летнего существования музея в музее. И лишь спустя 200 лет все эти раритеты предстали перед глазами посетителей Музея Отечественной войны 1812 года.

Форма русской армии
Форма русской армии

Чашка с блюдцем, с портретом Александра I
Чашка с блюдцем, с портретом Александра I

Новый Завет
Новый Завет

Навершие гвардейского знамени
Навершие гвардейского знамени

Папка для хранения родословной Российской императорской фамилии
Папка для хранения родословной Российской императорской фамилии

Император Александр I
Император Александр I

Так, "Отечественная война, полная доблестей и отваги, война не солдат и полководцев, но война всей страны", ставшая свидетелем "душевной близости и единения целого народа, начиная с императора и кончая простым мужиком", обрела наконец свой музей. В коллекции музея представлены личные вещи участников войны и современников событий (ордена, сабли и шпаги, униформа и аксессуары, документы, декоративно-прикладные вещи), авторские серии произведений искусства, изобразительное искусство, униформа и оружие, предметы быта и декоративно-прикладного искусства, книги и документы, археологические находки, нумизматика.

Тронное кресло
Тронное кресло

По предположению музейных специалистов, представленное тронное кресло могло быть изготовлено для подношения Александру I от московских властей к приезду императора в 1817 году в Москву и к торжествам по поводу 5-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, как символическое напоминание о поверженном Наполеоне и возрождении древней столицы. Использование стилистической детализации в подражании французским декораторам не случайно. Хорошо известно, как увлечен был Александр I творчеством Ш. Персье (1764-1838) и Ф.Л.П. Фонтена (1762-1853), двух основоположников художественного стиля наполеоновской империи - ампира. Он состоял с ними в переписке, пользовался профессиональными советами. По просьбе императора с 1809 года из Парижа высылались специально подготовленные тома с эскизами и рисунками придворных мастеров под общим названием "Здания и памятники Парижа при правлении Наполеона I, подготовлены для императора Александра архитекторами Персье и Фонтеном". Вместе с тем, яркая художественная выразительность и характерные художественные приемы дают возможность предположить, что в создании этого проекта мог принимать участие ученик французских мастеров ампира зодчий Огюст Монферран, состоящий с 1816 года на русской службе, архитектор при Кабинете императора Александра I. Именно в мастерской Персье и Фонтена сформировались творческие взгляды О.Монферрана. Тронное кресло представляет собой один из ярких образцов парадной репрезентативной мебели в стиле ампир Массивное вызолоченное кресло с лаконичными геометрическими пропорциями и круглой спинкой в "стиле древнеримских кресел", окаймляет резная лавровая гирлянда знак победы и триумфа. В декор кресла включены резные орнаментальные композиции с использованием символов власти и военной доблести орлов и короны, оружия и доспехов.

Дуэльный гарнитур с кремниевыми пистолетами
Дуэльный гарнитур с кремниевыми пистолетами

Французский гренадер на сфинксе
Французский гренадер на сфинксе

Орден почетного легиона
Орден почетного легиона

Первый консул Наполеон Бонапарт
Первый консул Наполеон Бонапарт

Форма русской армии
Форма русской армии

Мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка
Мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка

Печати Наполеона в виде перстней
Печати Наполеона в виде перстней

Ключ камергерский с вензелем
Ключ камергерский с вензелем

Портреты семьи Бонапарт
Портреты семьи Бонапарт

Чашки с блюдцами
Чашки с блюдцами

Парадные мундиры
Парадные мундиры

Сервиз тет-а-тет
Сервиз тет-а-тет

Экспонаты музея
Экспонаты музея

Тарелка с изображением ворот Сен-Дени
Тарелка с изображением ворот Сен-Дени

Подставка под супницу
Подставка под супницу

Соусник с видом на Лувр
Соусник с видом на Лувр

Столовый сервиз с видами Парижа
Столовый сервиз с видами Парижа

Ваза декоративная
Ваза декоративная

Часы каминные "Мария-Луиза с сыном"
Часы каминные "Мария-Луиза с сыном"

Модель Вандомской колонны
Модель Вандомской колонны

Модель Вандомской колонны представляет собой второй вариант знаменитого памятника со скульптурным портретом Наполеона в образе "маленького капрала". Вандомский ансамбль расположен в 1-м районе Парижа в начале улицы Рю де ля Пэ к северу от садов Тюрильи. Вандомская колонна была воздвигнута по указу Наполеона в честь победы в сражении при Аустерлице. Образцом для архитекторов Ж.Б.Лепера и Ж.Гондуэна послужила античная колонна императора Трояна в Риме. Высота Вандомской колонны составляла около 44 метров, масса около 230 тонн. Тело колонны окружали 426 барельефов на военные сюжеты. Они были отлиты из орудий, захваченных у австрийской и русской армии во время Аустерлицкого сражения (по разным оценкам от 260 до 133 орудий). Барельефная лента обвивала колонну 22 раза. Колонну венчало изваяние Наполеона I работы скульптора А.Д.Шоде в одежде римского императора, увенчанного лавровым венком, держащего в руках меч и земной шар со статуей Победы. На капители колонны была устроена смотровая площадка. В 1814 году, после отречения французского императора, парижане при поддержке союзнических войск пыталась скинуть статую Наполеона с колонны, но это давалось с трудом. В толпе замечали: "Если Император так же твердо сидит на троне, как эта статуя стоит на колонне, его никогда не свергнут". В 1844 году король Луи-Филипп распорядился водрузить на колонну новую статую Наполеона работы скульптора Ш.Э.Сюрре: в знаменитой треуголке и в рединготе - в образе "маленького капрала", более привычном для современников. В 1871 году во время правления Парижской Коммуны художник Гюстав Курбе, возглавлявший Комиссию по делам искусств, предложил демонтировать колонну и установить ее в Доме Инвалидов. Курбе утверждал, что: "Поскольку Вандомская колонна является памятником, не имеющим художественной ценности и прославляющим милитаристские идеи и военные завоевания бывшей имперской династии, которые противоречат республиканским принципам нации, гражданин Курбе просит Национальное военное правительство уполномочить его демонтировать эту колонну". Колонну разрушили 8 мая 1871 года, сохранив бронзовые пластины с барельефами. После поражения Парижской Коммуны глава нового правительства Адольф Тьер принял решение восстановить колонну со статуей Наполеона. Густава Курбе, инициировавшего снос монумента, обязали оплатить часть расходов. Неспособный заплатить он уехал в добровольную ссылку в Швейцарию. В 1873 году колонна была восстановлена В 1883 году существующую статую Наполеона заменили новой: вновь в одежде римского воина и императора. Фрагмент первой низверженной скульптуры - статуя Победы, как и модель первого варианта колонны, хранится до сих пор в салоне Наполеона в здании Монетного двора, а статуя "маленького капрала" в треуголке (второй вариант скульптурного портрета) во дворе Дома Инвалидов.

Фигурки полководцев и солдат французской армии
Фигурки полководцев и солдат французской армии

Фигурки полководцев и солдат французской армии
Фигурки полководцев и солдат французской армии

Фигурки полководцев и солдат французской армии
Фигурки полководцев и солдат французской армии

Фигурки полководцев и солдат французской армии
Фигурки полководцев и солдат французской армии

Фрагмент прусского знамени
Фрагмент прусского знамени

Форма французской армии
Форма французской армии

Подробная карта Российской Империи (столистовая карта)
Подробная карта Российской Империи (столистовая карта)

Подробная карта Российской Империи (столистовая карта)
Подробная карта Российской Империи (столистовая карта)

Футляр для листов Подробной карты
Футляр для листов Подробной карты

Кипригер с ориентир-буссолью
Кипригер с ориентир-буссолью

Теодолит
Теодолит

Секстан
Секстан

Копилка в виде карикатуры на Наполеона
Копилка в виде карикатуры на Наполеона

Нивелир
Нивелир

Пистолеты кремниевые
Пистолеты кремниевые

Музей Отечественной войны 1812 года
Музей Отечественной войны 1812 года

Артиллерия французской армии
Артиллерия французской армии

Артиллерия Великой армии имела сложный состав, сформировавшийся на основании суммы научных знаний и опыта предыдущих войн. Доминирующее положение Франции дало ей возможность диктовать свои правила для стран-сателлитов, поэтому общие принципы организации были в целом едиными как для собственно французских войск, так и для союзников. На вооружении полевой артиллерии находились бронзовые орудия двух типов: пушки и гаубицы. Пушки предназначались для ведения огня по настильной траектории ядрами (цельно-чугунными шарами) и картечью (крупными чугунными же пулями, заключенными в жестяную оболочку). Гаубицы предназначались для стрельбы по навесной траектории гранатами (полыми чугунными шарами, начиненными порохом) и картечью. Орудия крупного калибра - 12-фунтовые пушки и 6,4-дюймовые гаубицы находились на вооружении артиллерийских рот, составлявших корпусной артиллерийский резерв. 6-фунтовые пушки и 5,6-дюймовые гаубицы находились на вооружении артиллерийских рот, приданных пехотным и тяжело-кавалерийским дивизиям. Из большого количества трофейных австрийских и прусских 3-фунтовых пушек накануне похода в Россию была сформирована полковая артиллерия: по 2-4 пушки на полк для огневой поддержки в боевых порядках. В результате катастрофы, постигшей Великую армию в России, почти вся артиллерия стала трофеями русского оружия.

Портреты французских маршалов
Портреты французских маршалов

Сабли кавалерийские
Сабли кавалерийские

Штандарт полка Гар дю кор
Штандарт полка Гар дю кор

Форма французской армии
Форма французской армии

Походная кухня из обоза Наполеона
Походная кухня из обоза Наполеона

В экспозиции представлена походная кухня наполеоновской армии, отбитая в 1812 году под Вязьмой казаками генерал-адъютанта графа В.В. Орлова-Денисова. Это уникальный экспонат, аналогов которого не сохранилось ни в одном музее мира. Такие кухни (около 60 штук) были заказаны перед походом в Россию в войска 1-го армейского корпуса Великой армии под командованием "железного" маршала Л.Н.Даву. Корпус перед 1812 годом дислоцировался в Германии (первоначально назывался Эльбским обсервационным корпусом Германской армии) и его численность доходила до 70 тыс. бойцов. Дивизии корпуса сражались под Салтановкой, Смоленском, участвовали в Бородинской битве и в бою за Малоярославец. При отступлении из России корпус первоначально составлял арьергард Великой армии, и его численность стала быстро таять. После перехода русской границы в конце декабря 1812 года в строю осталось чуть больше 2 тыс. человек. В период отступления из России были брошены все корпусные орудия и обозы. Такая же участь постигла и полевые кухни. Они были брошены или отбиты казаками еще до переправы французской армии через реку Березину, но лишь одна из них попала в музей и демонстрируется как уникальный реликт наполеоновского нашествия в 1812 году. Особенность кухни заключается в том, что дровяная печка подогревала воду в баке, под которым была топка. А в баке, заполненном водой, вывешивался бачок для варки пищи через "водяную баню", благодаря чему еда не подгорала. Причем варка и подогрев пищи осуществлялись и на ходу. Походная кухня смонтирована на одноосной повозке и перевозилась одной лошадью, впрягавшейся в оглобли. К оглоблям придавались откидные подставки для горизонтальной устойчивости повозки после выпрягания лошади. Основанием повозки служила деревянная рама. Возле рамы спереди под оглоблями подвешивался деревянный дровяной ящик, а над ним складывались секции крышки стола. Спереди и сзади к раме крепились деревянные подножки. Все деревянные части кухни окрашивались в темно-зеленый цвет.

Указ Александра I о формировании ополчения
Указ Александра I о формировании ополчения

Ружья кремниевые
Ружья кремниевые

Походная икона
Походная икона

Литургический набор из походной церкви Александра I
Литургический набор из походной церкви Александра I

Печерская икона Божьей Матери с избранными святыми
Печерская икона Божьей Матери с избранными святыми

Барабан армейский
Барабан армейский

Ружья кремниевые
Ружья кремниевые

Смоленская икона Божьей Матери
Смоленская икона Божьей Матери

Зрительная труба М.И.Кутузова
Зрительная труба М.И.Кутузова

Портфель для документов
Портфель для документов

Прибор походный столовый в футляре
Прибор походный столовый в футляре

Самовар бочонком
Самовар бочонком

Модель орудия
Модель орудия

Модель орудия
Модель орудия

Форма русской армии
Форма русской армии

Зарядный ящик орудия
Зарядный ящик орудия

Зарядный ящик орудия
Зарядный ящик орудия

Артиллерийская готовальня
Артиллерийская готовальня

Артиллерийская готовальня
Артиллерийская готовальня

Модель орудия
Модель орудия

Повозка для инструментов
Повозка для инструментов

Повозка для инструментов
Повозка для инструментов

Тарелка императора Наполеона I из походного сервиза
Тарелка императора Наполеона I из походного сервиза

Кровать походная
Кровать походная

Кровать поступила в Исторический музей в 1930 году из собрания расформированного Военно-исторического музея. На выставке в честь 100-летнего юбилея Отечественной войны в 1912 году походная кровать экспонировалась в зале Французской армии, как походная кровать Наполеона. В каталоге отмечено, что походная кровать была захвачена русскими войсками при переправе через Березину. Конструкция складной походной кровати была разработана придворным мастером Ж.М. Десуше, "слесарем Хранилиища мебели Его Высочества Императора и Короля", специалистом по гардеробным замкам, в начале 1800-х годов. Первые образцы складной кровати, портативной и удобной в условиях военных походов, мастер представил Наполеону в середине 1810-х годов. Простота конструкции складной крова и удобство в использовании не могли не вызвать полное одобрение императора, приверженца простых и надежных предметов в условиях походной жизни. В 1809-1813 годы Десуше разработал и запатентовал несколько моделей складных кроватей. Основу кровати составлял стальной каркас, выполненный из прочных стальных трубок, которые объединялись шарнирами, расположенными по длине и ширине рамы. Вертикальные угловые стойки и средние опоры каркас устанавливались на колесиках. Кровать легко складывала и могла быть перенесена в любое место. Матрас изготавливали из прочной полосатой льняной ткани и крепили к раме кровати с помощью латунных крючков. На спинки надевались полотняные чехлы с карманами. По воспоминаниям современников, если документы доставлялись во время сна императора, то депеши клали именно в эти карманы. В 1810 году мастером были изготовлены 10 экземпляров кроватей и такое же количество - в 1813 году. Кровати были приобретены не только императором и офицерами высших званий французской армии, но и две из них - императрицей. В 1808 году во время встречи Наполеона и Александра I в Эрфурте, складная походная кровать была продемонстрирована российскому императору. Александр не сдержать своего восхищения, и кровать была преподнесена ему в дар. Во многих военных кампаниях Наполеон использовал кровать этой модели; одна из них была установлена в императорской резиденции Фонтенбло. И в такой кровати он умер на острове Св. Елены 5 мая 1821 года.

Форма французской армии
Форма французской армии

Форма французской армии
Форма французской армии

Чудо Святого Георгия о змие
Чудо Святого Георгия о змие

Дубина
Дубина

Пистолет кремниевый солдатский
Пистолет кремниевый солдатский

Лорнет складной
Лорнет складной

Несессер в перламутровых обкладках
Несессер в перламутровых обкладках

Самовар дорожный
Самовар дорожный

Фляга-пороховница
Фляга-пороховница

Курительная трубка
Курительная трубка

Ковчежец походный
Ковчежец походный

Образок-медальон
Образок-медальон

Походный сундук
Походный сундук

Курительная трубка Д.Давыдова
Курительная трубка Д.Давыдова

Солдатский ранец
Солдатский ранец

Содержимое солдатского ранца
Содержимое солдатского ранца

Содержимое солдатского ранца
Содержимое солдатского ранца

Содержимое солдатского ранца
Содержимое солдатского ранца

Содержимое солдатского ранца
Содержимое солдатского ранца

Содержимое солдатского ранца
Содержимое солдатского ранца

Сани
Сани

В экспозиции музея представлены сани, в которых, по легенде, император Наполеон покинул Россию в ноябре 1812 года, проделав путь от города Вильно (ныне - Вильнюс, столица республики Литва) до реки Неман, естественной границы Российской империи (почти 90 км). Сани были изготовлены в Литве в 1810-е годы. Поступили в Могилевский губернский музей (ныне - краеведческий, в республике Беларусь) в конце XIX вела от оршанского помещика Цеккерта. В 1910 году были переданы Музею 1812 года для экспонирования на юбилейной выставке. В каталоге выставки их мемориальная принадлежность не была указана. По сведениям Могилевского музея в этих санях Наполеон пересек Белоруссию при отступлении. Как известно, Наполеон покинул остатки своей армии в Сморгони, удаляясь от Березины первоначально в закрытой карете.

Форма русской армии
Форма русской армии

Форма русской армии
Форма русской армии

Труба серебряная
Труба серебряная

Увеличительное стекло
Увеличительное стекло

Пистолеты кремниевые
Пистолеты кремниевые

Форма русской армии
Форма русской армии

Форма русской армии
Форма русской армии

Полевой набор хирургических инструментов
Полевой набор хирургических инструментов

Полевой (батальонный) набор хирургических инструментов изготовлен в мастерской королевского инструментальных дел мастера, члена Баварской Академии наук И.К.Шнеттера (J.С.Schnetter) предположительно в начале XIX века (не позднее 1813 года). Эта мастерская изготавливала медицинские инструменты, в том числе полевые наборы для нужд королевской армии. Славящиеся своим качеством инструменты закупались также иностранными медиками, были известны и использовались в России. Представленный набор отличается от типового расположением инструментов и к необычной внутренней отделкой футляра, что говорит о том, что он был изготовлен индивидуально (под заказ). В его состав первоначально входило 27 инструментов, однако сохранилось только 22, при этом часть оригинальных инструментов заменена соответствующими им инструментами того же времени производства.

Кубок в честь открытия памятника русским войскам
Кубок в честь открытия памятника русским войскам

Кубок "общества благородных чешских женщин"
Кубок "общества благородных чешских женщин"

Копия надгробья
Копия надгробья

17–18 августа состоялось важное сражение у селения Кульм в Богемии. Корпусом российских войск в этом сражении командовал генерал А.И.Остерман-Толстой. Он получил тяжелое ранение, из-за которого тут же на поля боя ему пришлось ампутировать руку. За некоторое время до смерти генерал заказал надгробный памятник: он лежит на боку, опираясь на барабан, в который вставлен часовой циферблат (стрелки указывают точное время ранения), перед ним – оторванная рука. Само надгробие давно утрачено, но его миниатюрную копию можно увидеть в музее.

Крепостные ключи
Крепостные ключи

Крепостные ключи
Крепостные ключи

Крепостные ключи
Крепостные ключи

Крепостные ключи
Крепостные ключи

В одной из витрин выставлены ключи от городов: их получал победитель, когда брал город. В музее хранится порядка 20 таких ключей, в том числе от Гамбурга, Лейпцига, Дрездена, Кельна, Бремена, Брюсселя.

Памятные медальоны в планшете
Памятные медальоны в планшете

Литургический набор
Литургический набор

Литургический набор
Литургический набор

Литургический набор
Литургический набор

Литургический набор
Литургический набор

Памятные монеты
Памятные монеты

Рельефные медальоны в ознаменование событий Отечественной войны 1812 года
Рельефные медальоны в ознаменование событий Отечественной войны 1812 года

Бокалы и вазы
Бокалы и вазы

Бокалы и вазы
Бокалы и вазы

Бокалы
Бокалы

Кубок с крышкой
Кубок с крышкой

Кружка с аллегорической композицией
Кружка с аллегорической композицией

Чаша
Чаша

Винный набор (кабаре)
Винный набор (кабаре)

Портреты полководцев
Портреты полководцев

Кокарда
Кокарда

Табакерки с карикатурами
Табакерки с карикатурами

Музей Отечественной войны 1812 года
Музей Отечественной войны 1812 года

Форма русской армии
Форма русской армии

Картина "Конец Бородинского сражения"
Картина "Конец Бородинского сражения"

Картина "Расстрел поджигателей"
Картина "Расстрел поджигателей"

Сабля кавалерийская офицерская
Сабля кавалерийская офицерская

Шпаги пехотные
Шпаги пехотные

Сервиз походный
Сервиз походный

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Сервиз с карикатурами на Великую армию
Сервиз с карикатурами на Великую армию

Ларец для хранения жалованной грамоты Московскому дворянству
Ларец для хранения жалованной грамоты Московскому дворянству

Ларец был заказан по решению Дворянского депутатского собрания в июне 1817 года для хранения императорской жалованной грамоты Московскому дворянству, дарованной 18 января того же года во время празднования 5-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. Грамота содержала признательность и высокую оценку заслуг москвичей: "Дворянство Московской губернии явило ныне новый опыт усердия на пользу государства, пожертвовав всеми претензиями за припасы и вещи, взятые для войск наших в 1812 году". Ларец поручили сделать московскому мастеру Михаилу Пиверту, с которого была взята расписка: "Господин Пиверт берется сделать модель и всю работу по сто тридцати пяти рублей за фунт серебра 84-й пробы, по назначенной мере длиною 12 вершков, высотою в аршин, с условием, чтобы никакой художник знающий сие искусство, не мог указать какой-либо порок в его деле. Если же кто докажет несовершенство его дела, то он отказывается от всякого платежа, вес назначается в пуд, а если оный превзойдет более до четырех или пяти фунтов, за оные заплатить по договорной цене; внутри сего ковчега должен быть ящик из красного дерева, оклеен бархатом малиновым, в который будут вкладываться грамоты". Через год ларец был выполнен и представлен в Московском дворянском Депутатском собрании.

Щит с надписями о сражениях генерала Г.В.Розена
Щит с надписями о сражениях генерала Г.В.Розена

Сабля в ножнах
Сабля в ножнах

Цена, которую заплатили европейские народы в период наполеоновских войн, колоссальна: Россия потеряла около 1 миллиона человек (из 30 миллионов населения); Франция – около 2 миллионов человек (также из 30 миллионов населения). Ни об одной кампании ранее не сохраняли память столь трепетно, как об Отечественной войне 1812 года.

Поделиться ссылкой ВКонтакте
Просмотров: 8185 | Комментариев: 1

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
brute (01.11.2015 в 09:40):
очень интересно! Особенно в свете моего увлечения (альтернативной) историей: посмотреть на форму военных, на гербы (где перемешиваются одна-две и три короны), на "Кружка с аллегорической композицией" - для чего она была предназначена и почему она в горгульях, на кресты и иконы.. Жалко, что нельзя увеличить фото - рассмотреть карту, подписи на иконах и троне. Поместю несколько ссылок по теме:
http://www.kramola.info/vesti/...-v-1812-godu
http://atlantida-pravda-i-vimi...-post_5.html
http://igor-grek.ucoz.ru/index/1812/0-14
http://igor-grek.ucoz.ru/publ/...rg/8-1-0-999

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2025
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.07 сек. / MySQL: 2 (0.0048 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх