Blog. Just Blog

Музей "Палаты бояр Романовых"

Версия для печати Добавить в Избранное Отправить на E-Mail | Категория: Жизнь в оффлайне | Автор: ManHunter
Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

Музей "Палаты бояр Романовых", или как их еще называют Палаты в Зарядье, - единственный музей в России, который показывает патриархальный быт богатого московского боярства допетровской Руси, демонстрируя подлинные памятники прикладного искусства: изразцовые печи, серебряную посуду, тисненые кожи, сундуки, старинные книги, мебель и ткани. Зарядьем в старину называлась часть центра Москвы, расположенная "за рядами" торговых лавок. Среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, есть своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый этаж которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Здание стало использоваться как исторический памятник с 1857 года. После 1917 года музей "Дом бояр Романовых" был частично перестроен и стал называться "Музей боярского быта".

Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

К 400-летию избрания М.Ф.Романова на царство экспозиция музея была обновлена. Теперь посетители могут увидеть семейную переписку Михаила Федоровича с патриархом Филаретом и инокиней Марфой, в которой царь обсуждает со своими родителями политические вопросы и внутрисемейные отношения, а также ранее неизвестный портрет инокини Марфы, в миру Ксении Ивановны Романовой, матери Михаила Федоровича, и копию портрета Федора Никитича Романова кисти И.Е.Репина.

Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

Музей "Палаты бояр Романовых"
Музей "Палаты бояр Романовых"

Палаты бояр Романовых
Палаты бояр Романовых

Кирпичный подвал XVI века - часть дома, дошедшая до наших дней со времен Никиты Романовича Захарьина-Юрьева. При реставрационных работах середины XIX века. была практически полностью сохранена древняя кладка подвала. Там, где она не сохранилась, ее заменили на новую, кирпичи для которой сделали по образцам XVI века. На сводах подвала видны кирпичи с клеймом "1856" - дата основания музея императором Александром II. Справа - фрагмент кирпичной кладки пола XVI века. При спуске в подвал сохранен узкий проем, который свидетельствует о том, что здесь мог находиться вход со двора для слуг.

Фрагменты курительных трубок, замок
Фрагменты курительных трубок, замок

Фрагменты привозных сосудов, грузила каменное и глиняное
Фрагменты привозных сосудов, грузила каменное и глиняное

Изразец XVII века
Изразец XVII века

План Москвы 1597 года
План Москвы 1597 года

Городская усадьба боярина практически не отличалась от усадьбы вотчинной. Здесь находились многочисленные хозяйственные построит амбары, погреба, поварни, конюшни, избы для челяди, огороды и сады. Кирпичный подвал представлен как возможное место для хранения небольших продуктовых запасов и орудий труда. В подвале выставлены предметы домашнего обихода и сельскохозяйственного назначения: вилы, коса, серп, коромысло, дуга, кадки, короба, металлическая посуда, ступа с пестом, светец.

Кирпичный подвал
Кирпичный подвал

Посуда и домашняя утварь
Посуда и домашняя утварь

Домашняя утварь
Домашняя утварь

Подвал конца XV века - древнейшая часть палат и одна из немногих сохранившихся построек белокаменной Москвы. Такие подвалы с толстыми стенами, узкими, маленькими окнами были самым надежным и безопасным местом в богатом доме, в них обычно хранилась боярская "казна". Дорогое имущество (одежду, ткани, посуду, оружие) держали в сундуках, больших и маленьких, сделанных из разных пород дерева, окованных металлическими резными пластинами. Сундук-"сейф" с потайным замком служил для хранения денег и ценностей. Легкий полукруглый сундук-баул, обтянутый кожей нерпы, был удобен для перевозки вещей во время дальних путешествий.

Оружие
Оружие

Оружие
Оружие

Оружие
Оружие

Одной из обязанностей боярина перед государем была военная служба. На экспозиции белокаменного подвала представлено оружие и доспехи XVI-XVII веков: ручное огнестрельное оружие (мушкет, карабин, пистолет, снаряжение для стрельбы - "берендейка"), пушки. На верхней части дула большой пушки надпись "Слита пищаль при царе Михаиле Федоровиче Всея Руси лета 1726 (1618 г.), мастер Григорий Наумов". В "казне" имеется также традиционное средневековое защитное и наступательное оружие (бердыши, копья, совни, пернач, боевой топор, щит, кольчуга - бахтерец, шлем) и отдельные предметы конской упряжи.

Пушка
Пушка

Пушка
Пушка

Меха
Меха

Сундук с драгоценностями
Сундук с драгоценностями

Трапезная или столовая палата - парадная комната на мужской половине дома. Служила для приема гостей, пиров и обедов. Сводчатые потолки украшены живописью XIX века, орнамент взят из грамоты XVII века о восшествии на престол Михаила Федоровича. В роспись свода включены: монограмма "МФР" - Михаил Федорович Романов, родовой герб семьи - грифон и герб российского государства - двуглавый орел. Стены украшает парчовая ткань с орнаментом в виде чередующихся медальонов, в которые помещены инициалы "МФР" и грифон. Ткань воссоздана в 2013 году в Государственной научно-реставрационной мастерской "Старинные ткани" по сохранившимся образцам XIX века. Пол в трапезной палате - дубовый паркет, окончины слюдяные, для сохранности слюда заключена в металлические решетки.

Столовая палата
Столовая палата

Столовая палата
Столовая палата

Столовая палата
Столовая палата

В обстановке трапезной палаты сочетаются традиционные предметы: стол, лавки, скамьи, покрытые турецкими бархатными тканями, и вещи иностранного происхождения: кресла, часы, посуда, паникадило, что было отличительной особенностью богатого русского дома XVII века. Новым в обстановке является шкаф русской работы конца XVII века для хранения дорогой посуды с характерными для того времени слюдяными створками и росписью. Наиболее ценные вещи при приеме гостей выставлялись на специальный поставец в виде горки с уступами, на нем представлена традиционная позолоченная и серебряная посуда XVII века - чарки, корчики, стопы, братины, а также серебряный жалованный ковш. По краю ковша идет надпись, что жалуется он посадскому человеку из города Самары Афанасию Волдырю "за прибыль", которую он принес государству. Жалованные ковши - своеобразные награды за воинские заслуги или другие дела. В поставце имеется вилка - "диковинка", начинающая входить в обиход.

Столовая палата
Столовая палата

Столовая палата
Столовая палата

Столовая палата
Столовая палата

В трапезной палате центральное место занимает стол. Порядок мест за столом соблюдался в соответствии с традицией "местничества", по признаку родовитости. Почетное место под иконами занимал хозяин дома, по правую руку от него - самый знатный гость. В "красном углу" иконы: "Св. Николай угодник", "Троица Ветхозаветная", "Казанская икона Божьей матери".

Столовая палата
Столовая палата

Столовая палата
Столовая палата

В небольшой витрине представлена "Родословная книга" XVII века (копия), она открыта на странице, где записано имя основателя боярского рода Романовых - Андрея Кобылы. От его пятого сына Федора Кошки пошел род Кошкиных, Захарьиных, Юрьевых - предков Романовых. Рядом в витрине помещено Евангелие 1392 года (копия) боярина Федора Кошки - его вклад в Троице-Сергиев монастырь. Федор Кошка, дальний предок Романовых, был одним из выдающихся и умнейших политический деятелей XIV - начала XV веков. Впервые его имя встречается во второй духовной грамоте великого князя Дмитрия Донского (1389 год), где в числе прочих указана подпись: "боярин Федор Андреевич". У Кошки было четыре сына и одна дочь Анна, которую в 1391 году он выдал замуж за младшего сына Тверского князя Михаила Александровича - Федора, и таким образом вступил в родство с Рюриковичами. В качестве великокняжеского посла Федор Кошка в 1393 году без кровопролития усмирил Новгород и стал в нем наместником. Федор Кошка был осторожным дипломатом, умел задобрить Орду подарками и предотвратить гибельные для Руси конфликты. Умер предположительно в 1407 году.

Родословная книга XVII века
Родословная книга XVII века

Евангелие представляет украшенную красочными миниатюрами и орнаментами рукопись, относящуюся к типу служебных Евангелий, содержит чтения евангельские на весь год, начиная со дня Пасхи. Рукопись написана на пергаменте уставом в 2 столбца, украшена инициалами стилизованного растительного и геометрического орнамента, а так же зооморфного - с изображениями крылатых драконов, птиц, змей, дельфинов. Предполагается, что инициалы Евангелия были выполнены в мастерской Феофана Грека. Густые яркие краски, твердый контур, рельефное наложение золота - все говорит о том, что автор был византийцем. Серебряный с позолотой оклад Евангелия покрыт узором в технике скань, украшен чеканными изображениями ангелов и святых. Имя заказчика - Федор Андреевич - и дата создания (1392 год) указаны по краям оклада. Евангелие поступило в Троице-Сергиев монастырь не позднее 1428 года, после национализации в 1931 году оказалось в Российской государственной библиотеке. С тех пор книга не покидала хранилище.

Евангелие боярина Федора Кошкина
Евангелие боярина Федора Кошкина

Библиотека или комната отдыха, дает представление не только об интересах хозяина дома, но и отражает уровень развития печатного дела и просвещения России XVII века. Стены комнаты обиты сукном, в красном углу икона "Иоанна Богослова", скамья покрыта турецким бархатным полавочником, стол скатертью, украшенной кружевом, плетеным из золотых и серебряных нитей.

Библиотека
Библиотека

Библиотека
Библиотека

Библиотека
Библиотека

Книги, как ценное имущество, хранились в сундуках и нишах сундуке, стоящем на первом плане, помещена литература традиционная для частных библиотек XVII века: "Пасхалия Зрячая" - книга с яркими иллюстрациями, содержащая схему расчета переходящего церковною праздника Пасхи, а также статьи по медицине и астрономии, "Канты духовные", "Повесть о царице и львице" - рыцарский роман, популярное в то время в Европе произведение. В нише у входной двери помещена книга XVII века "Меч духовный" - сборник 56 проповедей, архиепископа Лазаря Барановича. Это парадное издание автор поднес царю Aлексею Михайловичу. На гравированном листе книги изображено царское знамя, портреты царствующей семьи. Всадник в шапке Мономаха, по всей вероятности, представляет Алексея Михайловича, побивающего врагов веры. В этой же нише находится книга, написанная на латинском языке "Церковные Анналы". Работа итальянца Цезарио Барония XVII века, в которой автор осветил период церковной истории от возникновения христианства до конца XII века. Наличие у состоятельных людей того времени книг на иностранных языках, в том числе на латыни, является отражением эпохи. Рядом расписка патриарха Никона о взятии из пожитков умершего боярина Никиты Ивановича Романова медицинской книги на латинском языке и расписка об отпуске лекарства для князя Кирилла Полуэктовича Нарышкина из Аптечного киоска. Однако традиционно значительную часть библиотеки составляла литература религиозного содержания: Евангелие, Апостол, Минея праздничная, Минея служебная и другие.

Библиотека
Библиотека

Библиотека
Библиотека

Библиотека
Библиотека

Кабинет боярина - условное название комнаты, где хозяин дома мог заниматься государственными и хозяйственными делами. Убранство комнаты традиционно: слюдяные окончины, лавка, покрытая полавочником, красный угол. Стены обиты характерными для богатого дома золочеными голландскими кожами XVII века. Новое в убранстве - паникадило, кресла, обитые тисненой кожей, портрет боярина Тихона Никитича Стрешнева, воспитателя юного Петра. Голландская печь (реконструкция) выложена муравлеными изразцами с изображением на них отдельных исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен - "Александр Македонский", "Соловей-разбойник", "Борцы борются", "Осада крепости". У окна рабочий стол: на нем чернильный прибор, украшенный эмалями, гусиные перья, ларчик для хранения ценных вещей. Книга на столе - "Переписка Ивана Грозного с Курбским" популярное эпистолярное произведение XVII века, упоминается среди книг боярина Никиты Ивановича Романова.

Кабинет боярина
Кабинет боярина

Кабинет боярина
Кабинет боярина

Кабинет боярина
Кабинет боярина

На лавках стоят сундуки-подголовки, предназначенные для хранения разных вещей, в том числе документов. В сундуке с открытой крышкой - письма патриарха Филарета и царя Михаила Федоровича, страница исторической повести "О смутном времени" с правками Филарета; челобитные, деловая переписка, перо в "пернице", чернильница, кошелек-калита, серебряные копейки. Там же золотая наградная монета 1613 года, на ней надпись "Михаил Федорович Романов". Золотые монеты были своеобразными наградами допетровского времени. Их прикрепляли на головной убор или на одежду к левому плечу.

Кабинет боярина
Кабинет боярина

Кабинет боярина
Кабинет боярина

Кабинет боярина
Кабинет боярина

В нише представлены две книги - "Соборное Уложение" 1649 года - первый печатный кодекс русских законов; вторая книга - воинский устав XVII века, "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей", сочинение капитана датской службы Вальхаузена.

"Соборное Уложение" и "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей"
"Соборное Уложение" и "Учение и хитрость ратного строения пехотных людей"

Сени, первое помещение на женской половине дома, расположенное в деревянной части - тереме. Терем был полностью реконструирован в середине XIX века Ф.Ф.Рихтером. Сени были обязательной принадлежностью богатого дома, соединяли жилые покои с другими помещениями. В центральной витрине сеней помещена телогрея (научная реконструкция), нашли ее в 30-х годах XX века, когда разбирали стены Китай-города. В результате реставрационных работ была восстановлена уникальная женская одежда XVII века, сшитая из китайского шелка. С левой стороны витрина с предметами женской одежды и туалета: девичья повязка, расшитая речным жемчугом, зеркало, туфельки из парчовой и шелковой ткани, золоченые пуговицы, серебряные серьги, украшенные полудрагоценными камнями, ножницы в виде птички и утюг - предметы, связанные с рукодельными работами.

Сени
Сени

Женская обувь
Женская обувь

Серьги и украшения
Серьги и украшения

Утюжок с железной плиткой-вкладышем
Утюжок с железной плиткой-вкладышем

Серебряные серьги
Серебряные серьги

В правой витрине помещен "Домострой" - книга, являющаяся энциклопедией семейной жизни, домашних традиций и хозяйствования русской семьи XVII века. В витрине даны изображения женщин - копии с рисунков иностранного путешественника Олеария, аптекарские флакончики, замки, ключи - предметы, которые связаны с женскими домашними делами.

"Домострой"
"Домострой"

Аптекарские флакончики
Аптекарские флакончики

Гравюра и ключ
Гравюра и ключ

Комната боярыни расположена в тереме, в изолированном части дома, что хорошо передает замкнутый образ жизни женщин высшего сословия. Ф.Ф.Рихтер сохранил традиционное убранство этого помещения: потолки и стены обиты деревом и украшены резьбой; по периметру комнаты идут лавки, покрытые суконными полавочниками. Справа у стены печь, выложенная полихромными изразцами, а рядом скамья с переметной спинкой. По в то же время в убранстве комнаты боярыни много новых вещей, шкаф, кресло, резной стул, рядом с люлькой стоит детский стульчик. Жизнь в тереме была устроена по монастырскому образцу. Высшими добродетелями женщины считались смирение, забота о своей семье, душе, стремление угодить Богу и мужу. В красном углу икона Богоматери "Знамение" - наиболее почитаемая в семье Романовых, на аналое - раскрытая Псалтырь - богослужебная книга.

Комната боярыни
Комната боярыни

Комната боярыни
Комната боярыни

Комната боярыни
Комната боярыни

Комната боярыни
Комната боярыни

Комната боярыни
Комната боярыни

Комната боярыни
Комната боярыни

Ключи от подвалов, погребов и сундуков напоминают о том, что боярыня - хозяйка дома ведала всеми домашними делами, распоряжалась слугами. Но самая главная ее забота - воспитание детей, поэтому в комнате боярыни стоит колыбель, детские игрушки, стульчик - "ходунки" на персидском ковре. Книги на столе свидетельствуют о грамотности и о круге чтения их хозяйки: "Житие Петра и Февронии", "Повесть о ерше с лещем", "Букварь". Зеркало - складень, ларцы для украшений, коробочки для косметики - типичные вещи женщин аристократического сословия. Мальчики жили с матерью до 6 лет, затем их переводили на мужскую половину дома, девочки - до 12-15 лет, до замужества, к которому уже должно быть готово приданое. Все необходимое для новой семейной, жизни: ткани, одежду, украшения, головные уборы, - складывали в сундуки-укладки и записывали в особую "сговорную" грамотку.

Комната боярыни
Комната боярыни

Светлица, так же как и комната боярыни, обита деревом и украшена резьбой. Эта самая светлая комната в палатах была мастерской. В светлице сама боярыня, ее дочери и мастерицы занимались рукоделием. Одни из них были "белые мастерицы" - шили белье, другие - "золотые мастерицы" - вышивали золотом, серебром, шелками, низали жемчуг, а также шили и украшали дорогую одежду. Благодаря предметам, представленным в светлице, можно проследить весь процесс изготовления и украшения одежды. На скамьях разнообразные прялки, в том числе "копыльные", у которых гребень и донце делались из единого куска дерева; у входа, ведущего из комнаты боярыни в светлицу, стоит самопрялка; деревянный ткацкий стан, сделанный без единого металлического гвоздя и украшенный резьбой. На столе лежат приготовленные к работе вещи: крой мужской одежды из турецкого бархата, скально для перемотки уточных нитей, золотные немецкие нити, ларчики, в которых хранили предназначенные для украшения одежды жемчуг, кораллы, драгоценные камни, разноцветное стекло.

Светлица
Светлица

Светлица
Светлица

Светлица
Светлица

Светлица
Светлица

"Мастерицы" заняты рукоделием: одна из них прядет, другая вышивает за пяльцами. На стенах в витринах помещены фрагменты художественной вышивки конца XVII - начала XVIII веков. В красном углу - Федоровская икона Богоматери, одна из наиболее почитаемых икон в семье Романовых.

Светлица
Светлица

Комната старших сыновей. Это помещение на мужской половине дома могло служить для обучения боярских сыновей, которые в 5-6 лет переводились с женской половины для дальнейшего обучения и воспитания. В убранстве комнаты сочетаются традиционные элементы - красный угол с иконой "Вседержителя", стены, обтянутые холстом, лавка с переметной спинкой, сундук-скамья XVII века и новшества: паникадило, стул, обитый кожей и резной детский стульчик с шелковой обивкой. Вещи в этой комнате дают представление о европейском образовании, которое могли получать боярские дети во второй половине XVII века. В сундуке первый печатный букварь Кариона Истомина с гравюрами Ивана Бунина, рядом "Часослов" - книга для учебного чтения и запоминания литургических текстов, "Риторика", "Летописец". На столе: учебник "Арифметика", "Александрия" - жизнеописания великого греческого полководца Александра Македонского, географическая карта, компас с часами, угломер.

Комната старших сыновей
Комната старших сыновей

Комната старших сыновей
Комната старших сыновей

Комната старших сыновей
Комната старших сыновей

Рядом со столом реконструкция глобуса итальянца Винченцо Коронелли - самого известного картографа и изготовителя глобусов конца XVII века. Для создания карты мира на этом глобусе Коронелли использовал новые географические сведения французских и португальских ученых. Домашнее образование подготавливало мальчиков 14-15 лет к государевой службе. На стене висит грамота воеводе Великих Лук от царей Ивана и Петра Алексеевичей с указом о поступление на полковую службу недоросля Кузьмы Криницына.

Глобус Коронелли
Глобус Коронелли

Сундук с книгами
Сундук с книгами

В богатых домах сеней было несколько. Сени фактически являлись прихожей, но это не исключало их значения и как парадного помещения. В некоторых случаях сени становились приемными покоями, куда знатный гость попадал с красного крыльца. Именно поэтому Красные сени богато отделаны. Потолок украшен росписью, в центре свода медальон с витым узором. Стены "червчатые" (темно-красный цвет), двери обиты сукном, их украшают резные петли-жиковины. В сени выходят "зеркала" печей по обеим сторонам от двери.

Красные сени
Красные сени

В одной из ниш стены находится рукомой, в другую помещены сосуды зеленого стекла с ручной росписью. Сосуды сделаны на царских мануфактурах в Измайлово в XVII веке.

Рукомой
Рукомой

Сосуды зеленого стекла
Сосуды зеленого стекла

Интересный музей для всех, кто интересуется историей нашей страны. А если учесть, что здесь периодически проводятся костюмированные экскурсии и представления, то однозначно могу рекомендовать музей к посещению всей семьей.

Поделиться ссылкой ВКонтакте Поделиться ссылкой на Facebook Поделиться ссылкой на LiveJournal Поделиться ссылкой в Мой Круг Добавить в Мой мир Добавить на ЛиРу (Liveinternet) Добавить в закладки Memori Добавить в закладки Google
Просмотров: 2767 | Комментариев: 0

Метки: музеи
Внимание! Статья опубликована больше года назад, информация могла устареть!

Комментарии

Отзывы посетителей сайта о статье
Комментариeв нет

Добавить комментарий

Заполните форму для добавления комментария
Имя*:
Текст комментария (не более 2000 символов)*:

*Все поля обязательны для заполнения.
Комментарии, содержащие рекламу, ненормативную лексику, оскорбления и т.п., а также флуд и сообщения не по теме, будут удаляться. Нарушителям может быть заблокирован доступ к сайту.
Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2021
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.08 сек. / MySQL: 2 (0.0086 сек.) / Память: 5 Mb
Наверх