Blog. Just Blog

Быстрый поиск

Введите фрагмент названия статьи для поиска

Разбор параметров командной строки

03.03.2009 | Категория: Образ мышления: Assembler | Автор: ManHunter
Наконец-то добрался до полезной практической задачи по корректному разбору параметров командной строки. На языках высокого уровня это делается чуть ли не одной командой, а на Ассемблере как обычно приходится все делать самостоятельно. Решение получилось универсальным, подходит как для консольных, так и для GUI-приложений. Для использования функции ParseCmdLine в сегменте данных надо предварительно определить следующую структуру:
  1. ; Структура для командной строки
  2. struct  CMDLINE
  3.         nCount   dd ?   ; Количество аргументов
  4.         lpArgs   dd ?   ; Указатель на массив адресов строк
  5.         lpArgStr dd ?   ; Указатель на массив строк
  6. ends
Формат структуры: nCount - количество параметров командной строки, в случае успешного вызова функции это значение обязательно будет ненулевым, так как самый первый параметр - полный путь запуска программы, а остальные аргументы из хвоста командной строки будут расположены, начиная со второго элемента массива. lpArgStr - указатель на массив параметров командной строки. Все строки в этот массив записываются последовательно одна за другой в формате ASCIIZ, если строки были не в кавычках, то с начала и конца строки удаляются избыточные пробелы и символы табуляции. lpArgs - указатель на массив адресов разобранных параметров командной строки. Какого-то отдельного признака окончания массива не предусмотрено, количество элементов берется из значения nCount.

Читать статью целиком »
Просмотров: 11880 | Комментариев: 16

Использование иконок разных размеров в ресурсах

12.02.2009 | Категория: Образ мышления: Assembler | Автор: ManHunter
Большим плюсом Flat Assembler является то, что при разработке создается минимальное количество файлов. Описания ресурсов хранятся прямо в исходнике ASM, что тоже очень удобно. Например, в официальной документации и исходниках описание главной иконки в ресурсах исполняемого файла выглядит примерно так:
  1. section '.rsrc' resource data readable
  2.  
  3.   directory RT_ICON, icons,\
  4.             RT_GROUP_ICON, group_icons
  5.  
  6.   resource icons,\
  7.            1, LANG_NEUTRAL, icon_data
  8.  
  9.   resource group_icons,\
  10.            1, LANG_NEUTRAL, main_icon
  11.  
  12.   ; Описание одиночной иконки
  13.   icon main_icon, icon_data, 'main_icon.ico'
Проблема в том, что одиночной иконки в приложениях часто бывает недостаточно. Система Windows в разных ситуациях отображает разные иконки файлов. Например, при просмотре папки Проводником в режиме "Таблица" или "Значки" иконки исполняемых файлов будут разного размера. Если в исполняемом файле только одна маленькая иконка, то она будет растянута до нужного размера. Аналогично, при компактном режиме просмотра одиночная большая иконка будет сжата. Качество изображения после масштабирования в большинстве случаев оставляет желать лучшего. После усиленных поисков было найдено такое вот простое, но неочевидное решение. Почему оно не описано в документации и не реализовано ни в одном примере, непонятно. Создаете несколько файлов иконок нужных размеров и описываете их в ресурсах следующим образом:
  1. section '.rsrc' resource data readable
  2.  
  3.   directory RT_ICON, icons,\
  4.             RT_GROUP_ICON, group_icons
  5.  
  6.   resource icons,\
  7.            1, LANG_NEUTRAL, icon_data1,\
  8.            2, LANG_NEUTRAL, icon_data2,\
  9.            3, LANG_NEUTRAL, icon_data3
  10.  
  11.   resource group_icons,\
  12.            1, LANG_NEUTRAL, main_icon
  13.  
  14.   ; Описание иконок разных размеров, объединенных в одну
  15.   icon main_icon,\
  16.            icon_data1, 'icon_16x16_32bit.ico',\
  17.            icon_data2, 'icon_32x32_32bit.ico',\
  18.            icon_data3, 'icon_48x48_32bit.ico'
Теперь наше приложение будет красиво отображаться в разных режимах просмотра. Количество иконок не ограничено, и вы можете использовать даже монохромные или 16-цветные иконки. Но лично я считаю, что для программ на Ассемблере вполне достаточно двух полноцветных иконок размерами 16х16 и 32х32 пикселов.

Читать статью целиком »
Просмотров: 7789 | Комментариев: 5

Программное выключение монитора

08.02.2009 | Категория: Образ мышления: Assembler | Автор: ManHunter
Выключить монитор из программы можно, но только если он совместим со стандартом EnergyStar. Об этом можно не беспокоиться, все современные мониторы удовлетворяют этому условию. Беспокоиться надо о другом. По непонятной причине с сайта на сайт упорно копируют один и тот же код на разных языках программирования, который якобы должен выключить монитор. Вот его вариант на Ассемблере:
  1. ; ВНИМАНИЕ! Это НЕПРАВИЛЬНЫЙ код!!!
  2. invoke  GetDesktopWindow
  3. invoke  SendMessage, eax, WM_SYSCOMMAND, SC_MONITORPOWER, 0
Во-первых, через хэндл из функции GetDesktopWindow достучаться до монитора не получится, причем ни в обычном Explorer'e, ни в альтернативных шеллах типа Aston Desktop. Чтобы сообщение дошло до нужного адресата, надо использовать широковещательную рассылку через HWND_BROADCAST. Во-вторых, непонятно откуда взялся последний параметр - 0. В MSDN четко прописано, что для выключения монитора через SC_MONITORPOWER значение lParam должно быть равно 2. Более того, нулевого значения параметра для этого сообщения вообще не предусмотрено. В двух строчках кода две принципиальные ошибки! И это уже далеко не первый случай, когда код из различных популярных источников является заведомо нерабочим. Всем любителям бездумного копипаста очень рекомендую сперва сверяться с первоисточниками, а перед публикацией проверять весь код на практике.

Но хватит о грустном. Правильный код программного выключения монитора будет таким:
  1. ;-------------------------------------------------
  2. ; Правильный код выключения монитора
  3. ;-------------------------------------------------
  4. ; В FASM не определена константа HWND_BROADCAST, сделаем это самостоятельно
  5. HWND_BROADCAST = 0FFFFh
  6. ; Выключить монитор
  7. invoke  SendMessage, HWND_BROADCAST, WM_SYSCOMMAND, SC_MONITORPOWER, 2
Для включения монитора обратно достаточно пошевелить мышкой или нажать любую кнопку на клавиатуре. А можно также сделать это из нашей программы. У копипастеров этот код также содержит ошибку, потому что для включения монитора значение lParam должно быть равно -1, а не 1.

Читать статью целиком »
Просмотров: 14530 | Комментариев: 20

Сортировка массива строк на Ассемблере

29.01.2009 | Категория: Образ мышления: Assembler | Автор: ManHunter
Долго откладывал написание этой функции, но теперь вот прижало. Получилась функция сортировки массива произвольных текстовых строк в формате ASCIIZ усовершенствованным методом "пузырька". Усовершенствование заключается в том, что если при очередном проходе ни одной сортировки не было выполнено, то дальнейшая обработка массива прекращается. В некоторых случаях это дает значительный выигрыш в скорости работы. Однако, алгоритм сортировки "пузырьком" в любом случае является самым медленным, поэтому для очень больших массивов эта функция не подойдет. Но мне для больших объемов ее и не надо, на массиве из нескольких сотен или даже тысяч строк скорость работы функции меня вполне устраивает.
  1. ;------------------------------------------------------------------
  2. ; Функция сортировки массива строк
  3. ; by ManHunter / PCL
  4. ; http://www.manhunter.ru
  5. ;
  6. ; Сортировка выполняется усовершенствованным методом "пузырька"
  7. ; Параметры:
  8. ; lpArray - указатель на массив адресов строк
  9. ; dFlag   - метод сортировки: TRUE - по возрастанию,
  10. ;           FALSE - по убыванию
  11. ; На выходе:
  12. ; отсортированный согласно правилу массив адресов строк
  13. ;------------------------------------------------------------------
  14. proc    SortArray lpArray:dword, dFlag:dword
  15.         pusha
  16.  
  17.         ; Указатель на массив адресов строк
  18.         mov     esi,[lpArray]
  19.  
  20.         mov     ebx,[dFlag]
  21. sa_sort_1:
  22.         ; Проверка на 0 - признак окончания массива
  23.         mov     eax,[esi]
  24.         or      eax,eax
  25.         jz      sa_stop_sort
  26.  
  27.         or      bh,bh
  28.         jnz     sa_stop_sort
  29.  
  30.         ; Сравниваем, начиная со следующего элемента
  31.         lea     edi,[esi+4]
  32.  
  33.         ; Установить флаг, что сортировка не требуется,
  34.         ; если дальнейший остаток массива уже отсортирован
  35.         mov     bh,1
  36. sa_sort_2:
  37.         ; Следующий элемент 0 - массив закончился
  38.         mov     edx,[edi]
  39.         or      edx,edx
  40.         jz      sa_next_sort
  41.  
  42.         ; Сохранить текущие значения указателей
  43.         push    esi edi
  44.  
  45.         ; Указатели на строки
  46.         mov     esi,eax
  47.         mov     edi,edx
  48. sa_compare_string:
  49.         ; Сравнить символы в строках
  50.         mov     cl,byte [edi]
  51.         mov     ch,byte [esi]
  52.         ; Если символы равны, то сравнить следующие
  53.         cmp     cl,ch
  54.         je      sa_equal
  55.  
  56.         ; Проверка больше-меньше в зависимости от флага
  57.         cmp     bl,0
  58.         jz      @f
  59.  
  60.         cmp     cl,ch
  61.         ja      ss_next_string
  62.         jmp     sa_change_offs
  63. @@:
  64.         cmp     cl,ch
  65.         jb      ss_next_string
  66.  
  67. sa_change_offs:
  68.         ; Поменять местами адреса строк
  69.         xchg    eax,edx
  70.         ; Сбросить флаг, что сортировка не требуется
  71.         xor     bh,bh
  72.         jmp     ss_next_string
  73.  
  74. sa_equal:
  75.         ; Если закончилась строка, то перейти к следующей паре
  76.         or      cl,cl
  77.         jz      ss_next_string
  78.  
  79.         ; Перейти к следующей паре символов
  80.         inc     esi
  81.         inc     edi
  82.         jmp     sa_compare_string
  83.  
  84. ss_next_string:
  85.         ; Восстановить значения указателей и записать в них
  86.         ; значения адресов строк, без разницы изменившихся или нет
  87.         pop     edi esi
  88.         mov     [esi],eax
  89.         mov     [edi],edx
  90.  
  91.         ; Перейти к следующему элементу массива
  92.         add     edi,4
  93.         jmp     sa_sort_2
  94.  
  95. sa_next_sort:
  96.         ; Перейти к следующему элементу массива
  97.         add     esi,4
  98.         jmp     sa_sort_1
  99.  
  100. sa_stop_sort:
  101.         popa
  102.         ret
  103. endp
Сортировать сами строки в памяти слишком нерационально, поэтому для сортировки нам понадобится массив DWORD'ов с указателями на строки. Параметр lpArray - указатель на такой массив. Признак окончания массива - DWORD с нулевым значением. Параметр dFlag определяет в каком порядке будет отсортирован массив: по возрастанию (значение TRUE) или по убыванию (значение FALSE). На выходе получаем отсортированный массив указателей.

Читать статью целиком »
Просмотров: 18411 | Комментариев: 7

Рекурсивный обход дерева каталогов

19.01.2009 | Категория: Образ мышления: Assembler | Автор: ManHunter
Обход дерева каталогов является одной из классических прикладных задач на применение рекурсии. В Windows штатных API-функций для этого нет, поэтому поиск файлов выполняется при помощи пары API-функций FindFirstFile и FindNextFile. Совершенно непонятно, почему разработчики Windows не дали возможность точно настраивать критерии поиска, ограничившись только маской имени файла. Даже в MS-DOS для решения аналогичной задачи можно было задать по крайней мере атрибуты файлов, например для поиска только каталогов. Более расширенные возможности для поиска предоставляет API-функция FindFirstFileEx, но она доступна только в операционной системе Windows 2000 и выше.

Для рекурсивного обхода дерева каталогов я написал следующую функцию. Она сканирует дерево каталогов, начиная с указанного, и передает все найденные имена файлов в заданную функцию-обработчик. Все действия с найденными файлами выполняются уже в ней.
  1. ;------------------------------------------------------------------
  2. ; Функция рекурсивного обхода дерева каталогов
  3. ; (C) ManHunter / PCL
  4. ; http://www.manhunter.ru
  5. ;
  6. ; Параметры вызова:
  7. ; lpFStr - указатель на начальный каталог без завершающего слеша.
  8. ;          он должен быть в буфере размером не менее MAX_PATH байт
  9. ; lpProc - указатель на callback-функцию для передачи имен файлов,
  10. ;          это обязательный параметр
  11. ; dFlag  - флаг "передавать в callback-функцию имена найденных
  12. ;          каталогов" (TRUE/FALSE)
  13. ;------------------------------------------------------------------
  14. proc    FindFileRecursive lpFStr:dword,lpProc:dword,dFlag:dword
  15.         local   hFind:DWORD     ; Локальный хэндл текущего поиска
  16.  
  17.         locals
  18.         FndData WIN32_FIND_DATA ; Локальная структура WIN32_FIND_DATA
  19.         endl
  20.  
  21.         ; Сохранить изменяемые регистры
  22.         push    ebx ecx edx
  23.  
  24.         ; Добавить к пути поиска '\*.*'
  25.         invoke  lstrcat,[lpFStr],ff_mask
  26.  
  27.         ; Найти первый файл
  28.         lea     eax,[FndData]
  29.         push    eax
  30.         invoke  FindFirstFile,[lpFStr]
  31.         ; В случае ошибки полностью прекратить дальнейшее сканирование
  32.         cmp     eax,INVALID_HANDLE_VALUE
  33.         jne     @f
  34.         xor     eax,eax
  35.         jmp     ff_exit
  36. @@:
  37.         ; Сохранить хэндл текущего поиска
  38.         mov     [hFind],eax
  39.  
  40. ff_chk_file:
  41.         ; Проверить имя файла на недопустимое
  42.         lea     eax,[FndData.cFileName]
  43.         push    eax
  44.         ; Имя файла '.'
  45.         invoke  lstrcmp,ff_skip1
  46.         or      eax,eax
  47.         ; Да, пропустить
  48.         jz      ff_next_file
  49.  
  50.         lea     eax,[FndData.cFileName]
  51.         push    eax
  52.         ; Имя файла '..'
  53.         invoke  lstrcmp,ff_skip2
  54.         or      eax,eax
  55.         ; Да, пропустить
  56.         jz      ff_next_file
  57.  
  58.         ; Если установлен флаг dFlag=TRUE, то передавать в callback-процедуру
  59.         ; все найденные результаты, в том числе и каталоги
  60.         cmp     [dFlag],0
  61.         jne     @f
  62.  
  63.         ; Установлен флаг передавать только файлы. Проверить атрибуты
  64.         ; найденного файла
  65.         mov     eax,[FndData.dwFileAttributes]
  66.         and     eax,FILE_ATTRIBUTE_DIRECTORY
  67.         ; Это каталог, пропустить
  68.         jnz     ff_do_not_callback
  69. @@:
  70.         ; Вычислить длину текущей строки поиска и обрезать '*.*'
  71.         invoke  lstrlen,[lpFStr]
  72.         sub     eax,3
  73.         add     eax,[lpFStr]
  74.         mov     byte [eax],0
  75.         push    eax
  76.  
  77.         ; Дописать к пути имя найденного файла или каталога
  78.         lea     eax,[FndData.cFileName]
  79.         push    eax
  80.         invoke  lstrcat,[lpFStr]
  81.         ; Передать имя файла в callback-функцию
  82.         stdcall [lpProc],[lpFStr]
  83.  
  84.         ; Вернуть маску поиска на место
  85.         pop     ecx
  86.         mov     dword [ecx],'*.*'
  87.  
  88.         ; Если callback-функция вернула 0, то прекратить сканирование
  89.         or      eax,eax
  90.         jz      ff_stop_scan
  91.  
  92.         ; Это каталог?
  93.         mov     eax,[FndData.dwFileAttributes]
  94.         and     eax,FILE_ATTRIBUTE_DIRECTORY
  95.         je      ff_next_file
  96.  
  97. ff_do_not_callback:
  98.         ; Вычислить длину текущей строки поиска и обрезать '*.*'
  99.         invoke  lstrlen,[lpFStr]
  100.         sub     eax,3
  101.         add     eax,[lpFStr]
  102.         mov     byte [eax],0
  103.         push    eax
  104.  
  105.         ; Дописать к пути имя найденного каталога
  106.         lea     eax,[FndData.cFileName]
  107.         push    eax
  108.         invoke  lstrcat,[lpFStr]
  109.  
  110.         ; Рекурсивный вызов поиска файлов в новом каталоге
  111.         stdcall FindFileRecursive,[lpFStr],[lpProc],[dFlag]
  112.  
  113.         ; Вернуть маску поиска на место
  114.         pop     ecx
  115.         mov     dword [ecx],'*.*'
  116.  
  117.         ; Если callback-функция вернула 0, то прекратить сканирование
  118.         or      eax,eax
  119.         jz      ff_stop_scan
  120.  
  121. ff_next_file:
  122.         ; Найти следующий файл
  123.         lea     eax,[FndData]
  124.         push    eax
  125.         invoke  FindNextFile,[hFind]
  126.         or      eax,eax
  127.         ; Файл найден, обработать его
  128.         jnz     ff_chk_file
  129.         ; По умолчанию установить флаг "продолжать сканирование"
  130.         mov     eax,TRUE
  131. ff_stop_scan:
  132.         ; Закрыть хэндл текущего поиска
  133.         push    eax
  134.         invoke  FindClose,[hFind]
  135.         pop     eax
  136. ff_exit:
  137.         ; Восстановить измененные регистры
  138.         pop     edx ecx ebx
  139.  
  140.         ; Возврат из процедуры.
  141.         ; Код возврата EAX=1 - продолжать сканирование, EAX=0 - стоп
  142.         ret
  143.  
  144. ff_mask  db '\*.*',0    ; Маска файлов для поиска
  145. ff_skip1 db '.',0       ; Запрещенное имя файла
  146. ff_skip2 db '..',0      ; Запрещенное имя файла
  147.  
  148. endp
Путь к начальному каталогу должен размещаться в буфере размером не менее определенного в системе MAX_PATH (обычно 256 символов). Обязательным параметром является адрес callback-функции RecursiveFindFileProc, которой поочередно передаются все результаты поиска. Флаг dFlag указывает, будут передаваться в callback-функцию все найденные результаты, включая каталоги, или же будут передаваться только найденные файлы. Код возврата из FindFileRecursive EAX=1 - сканирование было закончено, когда больше ни одного файла не было найдено, EAX=0 - сканирование завершилось аварийно или же было остановлено из callback-функции.

Читать статью целиком »
Просмотров: 9017 | Комментариев: 2

Наверх
Powered by PCL's Speckled Band Engine 0.2 RC3
© ManHunter / PCL, 2008-2024
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
Время генерации: 0.09 сек. / MySQL: 3 (0.0156 сек.) / Память: 4.5 Mb
Наверх